ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-4497/2018
«26» февраля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2018 года по делу № А58-4497/2018 (суд первой инстанции – Устинова А.Н.),
установил:
Окружная администрация города Якутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - УГСЖН, управление) о признании недействительным предписания от 20.04.2018 № 06-06/16-18 об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дальний Восток" (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2018 года по делу № А58-4497/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что объект «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск» не относится к объектам транспорта, объект относится к объектам обслуживания автотранспорта, в связи с чем положения подпункта «з» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не распространяются на данный объект.
Также указывает, что выводы суда первой инстанции основаны на нормах права, утративших силу.
Кроме того, апеллянт полагает, что градостроительный план от 13.01.2017 был подготовлен на основании сведений из Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденных нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА (с последними изменениями от 21.12.2016 № 317-НПА), согласно которым минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство не были указаны в таблице «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», а были установлены только минимальные отступы от красных линий.
Также администрация считает, что рассчитать предельные параметры земельного участка при подготовке градостроительного плана не представляется возможным, т.к. градостроительный план был выполнен на основании сведений из Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденных нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА (с последними изменениями от 21.12.2016 № 317-НПА), согласно которым минимальная и максимальная площадь в зоне «Ж-6», на момент выдачи градостроительного плана, не были точно определены в таблице «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», а были определены формулой определения размеров в зависимости от машино-мест.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 24.01.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20.10.2016 между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Дальний Восток» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 09-1/2016-0303, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов под кадастровым номером 14:36:102034:2559, находящийся по адресу: РС (Я), <...> площадью 714 кв.м. (т.1 л.д.72).
Согласно пункту 1.2 договора участок предоставляется для использования под многоуровневые гаражи (т.1 л.д.72).
В соответствии с пункт 2.1 срок действия договора устанавливается с 20.10.2016 по 20.04.2019 (т.1 л.д.72).
На основании заявления ООО «Дальний Восток» от 26.12.2016 № 2443-ДГ (т.1 л.д.73-74) подготовлен градостроительный план земельного участка от 13.01.2017 № RU14301000-2017-489-28 (т.1 л.д.75-79).
22.02.2018 на основании заявления о выдаче разрешения на строительство ООО «Дальний Восток» выдано разрешение на строительство № 14-RU14301000-29-2018.
19.03.2018 в управление поступило заявление от гр. ФИО1, проживающей по адресу: <...>, на предмет проведения проверки материалов публичных слушаний, на основании которых был выставлен на торги земельный участок с кадастровым номером 14:36:102034:2559; градостроительных планов, на основании которых были выданы разрешения на строительство № 14-RU14301000-212-2017 и № 14-RU14301000-29-2018; проекта компании «Арктис» автомобильной стоянки на 15 мест по ул. Курнатовского (т.1 л.д.56-57).
22.03.2018 в управление поступило заявление от жильцов жилых домов по адресам: <...>/4 о проведении проверки соответствия выданного разрешения от 22.02.2018 № 14-RU14301000-29-2018 на строительство объекта «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск» законодательству о градостроительной деятельности РФ (т.1 л.д.49-55).
22.03.2018 УГСЖН вынесен приказ № 01-10-22 о проведении внеплановой, выездной проверки администрации на предмет соблюдения установленного порядка выдачи ООО «Дальний Восток» разрешения № 14-RU14301000-29-2018 на строительство объекта капитального строительства «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск», процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения градостроительного плана земельного участка, на основании которого выдано разрешение № 14-RU14301000-29-2018 от 22.02.2018 (т.1 л.д.48).
23.03.2018 Прокуратурой Республики Саха (Якутия) вынесено решение № 71-22-18 о согласовании проведения внеплановой проверки, которое направлено в УГСЖН письмом от 26.03.2018 № 71-22-2018 (т.1 л.д.47).
10.04.2018 УГСЖН направило в адрес администрации уведомление № 06-06/16-18 о проведении проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности (т.1 л.д.45).
18.04.2018 УГСЖ составлен акт проверки № 06-06/16-18 соблюдения законодательства о градостроительной деятельности (т.1 л.д.8-9), в котором установлены следующие нарушения - при проверке соблюдения установленного порядка выдачи разрешения на строительство № 14-RU14301000-29-2018 от 22.02.2018: в нарушение подпункта «з» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдано в отсутствие материалов проектной документации с перечнем мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового административного, финансового, религиозного назначения; при проверке соблюдения установленной формы и порядка заполнения градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017: в нарушение пункта 1 приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», действовавшего на момент выдачи градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017, на чертеже градостроительного плана земельного участка не отображены минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; в нарушение требований приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», действовавшего на момент выдачи градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017, в пункте 2.2.1 не указаны предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, включая площадь.
20.04.2018 УГСЖН выдано администрации предписание № 06-06/16-18 об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности (т.1 л.д.7), в соответствии с которым в срок до 31.05.2018 предписано принять меры по устранению нарушений в соответствии с частью 4 статьи 7, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - отменить в порядке самоконтроля разрешение на строительство № 14-RU14301000-29-2018 от 22.02.2018 объекта капитального строительства - «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск» и градостроительный план земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017; в срок до 06.06.2018 в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 8.1 ГрК РФ направить в УГСЖН извещение об исполнении настоящего предписания, а также документы, подтверждающие исполнение предписания.
Администрация, не согласившись с предписанием, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание выдано в установленном законом порядке по результатам проведения внеплановой проверки, проведение которой согласовано с органами прокуратуры.
В соответствии с пунктами 1.1, 2, 3.4, 3.7.8. Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 № 1599 «Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)», оспариваемое предписание выдано управлением в пределах его компетенции.
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются в том числе перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса (подпункт «з» пункта 3).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УГСЖН при проведении проверки были запрошены у администрации документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка выдачи разрешения на строительство № 14-RU14301000-29-2018 от 22.02.2018.
Актом проверки от 18.04.2018 № 06-06/16-18 подтверждается, что администрацией не были представлены УГСЖН в числе документов, подтверждающих соблюдение установленного порядка выдачи разрешения на строительство № 14-RU14301000-29-2018 от 22.02.2018, перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса (подпункт «з» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ).
Довод апеллянта, что объект капитального строительства «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск» не относится к объектам транспорта, а относится к объектам обслуживания автотранспорта, в связи с чем положения подпункта «з» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ не распространяются на данный объект капитального строительства, отклоняется судом апелляционной инстанции.
На основании пункта 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов).
По смыслу указанной нормы права применительно к подпункту «з» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ приведенный перечень объектов не является исчерпывающим в виду использования законодателем термина «и иным».
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеет правового значения отнесение стоянки к объектам транспорта или обслуживания автотранспорта, поскольку перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к спорному объекту в любом случае должен содержаться в проектной документации с силу следующего.
Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.
В СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утв. Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820 (Приложение Б) определено, что парковка - это временное пребывание на стоянках автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения, а автостоянки - это открытые площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей. Автостоянки для хранения могут быть оборудованы навесами, легкими ограждениями боксов, смотровыми эстакадами. Автостоянки могут устраиваться внеуличными (в том числе в виде карманов при расширении проезжей части) либо уличными (на проезжей части, обозначенными разметкой).
В другом СП 113.13330.2012 "Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99", утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/9, (п. 3.1) стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) квалифицируется как здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.).
В этом же СП 113.13330.2012 выделяются следующие стоянки автомобилей: встроенные, встроенно-пристроенные, отдельно стоящие, пристроенные, подземные; наземные закрытого типа; открытого типа; модульные быстровозводимые; плавучие (дебаркадерные); механизированные; полумеханизированные; обвалованные и др.
Требования по разработке проектной документации объектов капитального строительства регулируются Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.
В соответствии с пунктом 27 Положения проектная документация объектов непроизводственного назначения должна содержать раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» предусматривающий:
в текстовой части: а) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, предусмотренным в пункте 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасное перемещение инвалидов на объектах, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также их эвакуацию из указанных объектов в случае пожара или стихийного бедствия.
в графической части: г) схему планировочной организации земельного участка (или фрагмент схемы), на котором расположены объекты, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, с указанием путей перемещения инвалидов; д) поэтажные планы зданий (строений, сооружений) объектов капитального строительства с указанием путей перемещения инвалидов по объекту капитального строительства, а также путей их эвакуации.
Более того, проектная документация автостоянки, как объекта капитального строительства категории непроизводственного назначения, должна предусматривать раздел мероприятий по обеспечению доступа инвалидов.
Согласно нормам СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, при строительстве автостоянок предъявляются следующие обязательные требования:
- разметку места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размером 6,0 х 3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины - 1,2 м. Если на стоянке предусматривается место для регулярной парковки автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к автомашине должна быть не менее 2,5 м (пункт 4.2.4);
- места для автомашин инвалидов на креслах-колясках в многоуровневых автостоянках рекомендуется размещать у выхода на первом этаже или около лифтов. Высота свободного пространства от плоскости (пола) автостоянки до низа перекрывающих конструкций и другие конструктивные размеры следует принимать по СП 113.13330 (пункт 4.2.5);
- в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации (пункт 5);
- в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (пункт 5.1.1).
Данный свод правил предназначен для разработки проектных решений стоянок автотранспортных средств, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, равные условия жизнедеятельности наравне с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна), то есть с соблюдением требований доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (вспомогательные средства-пандусы, поручни, ручки, рычаги, штанги и т.д.) в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.
Пункты 4.2.4 и 5.1.1 СП 59.13330.2012 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что при получении разрешения на строительство застройщик ООО «Дальний Восток» не представил в составе материалов проектной документации раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» в составе текстовой и графической частей.
Кроме того, отсутствие в проектной документации специальных условий для маломобильных групп населения, в частности требований к стоянкам для инвалидов, путям эвакуации и перемещения инвалидов по объекту капитального строительства, препятствует их безопасному пользованию многоуровневой автостоянкой, создает вероятность угрозы причинения вреда жизни и здоровью инвалидов при возникновении чрезвычайных ситуаций, что не отвечает требованиям законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Установив в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Так, статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Из заявления гр. ФИО1 от 22.03.2018 (т.1 л.д.49) следует, что согласно схеме планировочной организации земельного участка гаражи на 15 боксов планируются построить на расстоянии 10 метров от жилого дома по ул. Кузьмина 26/4, территория между домами по ул. Кузьмина 26/3 и 26/4, по сути, является придомовой территорией указанных домов, а также является естественным проходом для домов: по ул. Кузьмина 26/3, 28/3, 26В, 26Б, 26А, 30/3 к остановке «Курнатовского» (маршруты автобусов №№ 2, 3, 5, 14), к магазину «В десятку» за продуктами первой необходимости, к школе № 30, детсаду «Теремок», поликлинике № 2 (детскому и взрослому отделению).
Материалами дела подтверждается, что в непосредственной близости к строящейся автостоянке расположены объекты социальной инфраструктуры (жилые дома, школа, детский сад, поликлиника, продуктовый магазин), предполагающие массовое пребывание граждан, в том числе и маломобильных групп населения, нуждающихся в услугах автостоянок, в связи с чем, при строительстве таких автостоянок возникает обязанность по обеспечению условий для маломобильных групп населения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что администрацией допущено нарушение Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выразившееся в выдаче разрешения на строительство в отсутствие в проектной документации объекта капитального строительства перечня мероприятий по обеспечению доступа для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.
Таким образом, в силу положений норм, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Сводом правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в полном объеме всех помещений, связанных с получением соответствующих услуг.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в силу императивных требований СП 59.13330.2012, в отношении объекта «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск» должны быть реализованы специальные мероприятия для инвалидов.
Довод администрации о применении в данном случае Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку подпункт «з» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предъявляет требования к проектной документации объектов капитального строительства, а не к виду разрешенного использования земельных участков.
Из материалов дела следует, что УГСЖН при проведении проверки установлено, что при проверке соблюдения установленной формы и порядка заполнения градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017: в нарушение пункта 1 приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», действовавшего на момент выдачи градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017, на чертеже градостроительного плана земельного участка не отображены минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство и в пункте 2.2.1 не указаны предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, включая площадь.
Довод апеллянта о том, что вышеуказанные нарушения вызваны тем, что градостроительный план земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017 был подготовлен на основании сведений из Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», согласно которым на момент выдачи градостроительного плана земельного участка сведения о минимальном отступе от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство, и предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, включая площадь, не предусматривались, обоснованно отклонены судом.
Пунктом 3 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
В соответствии с частью 5 данной статьи форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минстроя РФ от 06.06.2016 № 400/пр и действовавшей на момент выдачи градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017, на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство. В примечании к данной графе указано, что сведения заполняются на земельные участки, на которые градостроительный регламент распространяется/не распространяется.
Правила землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденные нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА, включают в себя градостроительные регламенты городского округа «город Якутск».
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что отсутствие в Правилах землепользования и застройки ГО «город Якутск» (в редакции, действовавших на момент выдачи градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017) сведений о минимальном отступе от границ земельного участка автостоянок, не освобождает от заполнения формы градостроительного плана земельного участка, поскольку действие градостроительных регламентов г. Якутска не распространяется на земельные участки, предназначенные под строительство закрытых автостоянок, так как правила землепользования и застройки не содержат норм, связанных со строительством таких объектов.
Таким образом, из системного анализа положений статьи 44 ГрК РФ и формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минстроя РФ от 06.06.2016 № 400/пр, следует, что в отношении многоуровневой автостоянки закрытого типа заполнение пунктов 1 и 2.2.1 градостроительного плана земельного участка требуется даже при отсутствии в градостроительном регламенте сведений о минимальном отступе от границ земельного участка.
Из содержания вышеуказанных положений не следует, что заполнение указанных сведений в ГПЗУ не требуется при отсутствии в градостроительном регламенте сведений о минимальном отступе от границ земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что выданное администрации по результатам внеплановой проверки предписание от 20.04.2018 № 06-06/16-18 об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2018 года по делу № А58-4497/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.В. Желтоухов
В.Л. Каминский