ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4388/2022 от 18.10.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

[A1]




ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-129/2022 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2022 года. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Басаева Д.В., 

судей: Ломако Н.В., Луценко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Жевтневым Р.А, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Союз-Град» на решение Арбитражного суда Иркутской  области от 17 августа 2022 года по делу № А19-129/2022, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Союз-Град» (ОГРН <***>,  ИНН <***>, далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с  заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области  (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - антимонопольный орган) об отмене  постановления от 30.12.2021 № 038/533/21 о назначении административного наказания. 

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2022 года по делу   № А19-129/2022 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление от  30.12.2021 № 038/533/21 о назначении административного наказания по делу об  административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной 


[A2] антимонопольной службы по Иркутской области, в части назначения обществу с  ограниченной ответственностью «Союз-Град» административного наказания по части 2  статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 222 200 рублей  признано не подлежащим исполнению. Обществу с ограниченной ответственностью  «Союз-Град» за совершение административного правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде  административного штрафа в размере 2 611 100 рублей. 

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить  обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе и дополнениях к жалобе. 

Апеллянт считает, что ООО «Союз Град» не подлежало привлечению к  ответственности в силу п. 4 статьи 2.1 КоАП РФ введенного Федеральным законом от  26.03.2022 № 70-ФЗ, поскольку к административной ответственности было привлечено  должностное лицо общества. 

В дополнениях к апелляционной жалобе общество указало, что судом не дана  оценка доводам заявителя о том, что общество фактически участие в торгах не принимало,  ценовые предложения не направляло, следовательно не могло повлиять на снижение  начальной максимальной цены контракта, не указано на основании каких именно  доказательств, сделан вывод о заключении соглашения по указанному аукциону. 

Антимонопольный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не  согласился. 

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе  размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 24.09.2022.  Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле,  извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не  обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд  считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц,  участвующих в деле. 

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва  на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и  процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. 

Как следует из материалов дела, 24.04.2020 в УФАС по Иркутской области 


[A3] поступили поручение ФАС России № 22/35092/20 о рассмотрении действий  хозяйствующих субъектов, принимающих участие в торгах для государственных и  муниципальных нужд Иркутской области, на предмет установления нарушения пункта 2  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - Закон о защите конкуренции), требование прокуратуры Иркутской области от  04.06.2020 № 7/318-20 о проведении внеплановых выездных проверок. 

Иркутским УФАС России в связи с поступившими обращениями установлено, что  в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Комитетом городского обустройства  администрации г. Иркутска в 2018-2019 годах проведены электронные аукционы №  0834300045218000006, № 0834300045218000066, № 0134300090018000851, №  0834300045219000006, № 0134300090018000816 на право заключения муниципальных  контрактов, победителем в которых было признано МУП «Иркутскавтодор» с  наименьшим снижением начальной (максимальной) цены контракта. 

Антимонопольным органом в ходе проведения контрольных мероприятий  установлено и в акте проверки от 23.09.2020 № 038/7683/20 зафиксировано, что МУП  «Иркутскавтодор» в результате достигнутого с хозяйствующими субъектами,  признанными участниками торгов, соглашения, реализована тактика по отказу от  конкурентной борьбы в ходе проведения торгов, следствием которой явились заключение  МУП «Иркутскавтодор» муниципальных контрактов с наименьшим снижением начальной  (максимальной) цены контракта и передача хозяйствующим субъектам - участникам  торгов на основании договоров субподряда заранее установленного объема работ по  торгам. 

Приказом УФАС по Иркутской области от 30.12.2020 № 038/360/20 возбуждено  дело № 038/01/11-2586/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в  отношении ряда лиц по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите  конкуренции, выразившихся в заключении и реализации соглашений, которые привели к  поддержанию цен на торгах. 

В частности, возбуждены дела в отношении:

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПБ «СоюзСтрой», ООО «Союз- Град» по  признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона, выразившихся в заключении и  реализации соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах   № 0834300045218000006; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПБ «СоюзСтрой» по признакам нарушения 


[A4] пункта 2 части 1 статьи 11 Закона, выразившихся в заключении и реализации соглашения,  которое привело к поддержанию цены на торгах № 0834300045218000066; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПБ «СоюзСтрой», ООО «СтройКо»,000  «Сибавтострой» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи И Закона,  выразившихся в заключении и реализации соглашения, которое привело к поддержанию  цены на торгах № 0134300090018000851; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПБ «СоюзСтрой» по признакам нарушения  пункта 2 части 1 статьи 11 Закона, выразившихся в заключении и реализации соглашения,  которое привело к поддержанию цены на торгах № 0834300045219000006; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «Гермес», МУП «Горзеленхоз г. Иркутска» по  признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона выразившихся в заключении и  реализации соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах   № 0134300090018000816. 

Определением от 05.02.2021 № 038/129/21 действия МУП «Иркутскавтодор» и  Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска доквалифицированы  нарушением статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с  заключением соглашения между заказчиком и участником этих торгов, что приводит к  ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для МУП  «Иркутскавтодор». 

В рамках рассмотрения дела № 038/01/11-2586/2020, в соответствии с частью 5.1  статьи 45 Закона был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования  состояния конкуренции, который включает в себя следующий порядок анализа состояния  конкуренции: - определение временного интервала исследования; определение предмета  торгов; - определение состава хозяйствующих субъектов; - определение временного  интервала исследования товарного рынка. 

- Муниципальное унитарное предприятие г. Иркутска «Иркутскавтодор», ООО  «СПБ «СоюзСтрой», ООО «Союз-Град» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи  11 Закона о защите конкуренции, в связи с заключением и реализацией соглашения,  которое привело к поддержанию цены на торгах № 0834300045218000006; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПБ «СоюзСтрой» признаны нарушившими  пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с заключением и  реализацией соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах №  0834300045218000066; 


[A5] - МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПБ «СоюзСтрой», ООО «СтройКо», ООО  «Сибавтострой» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите  конкуренции, в связи с заключением и реализацией соглашения, которое привело к  поддержанию цены на торгах № 0134300090018000851; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПБ «СоюзСтрой» признаны нарушившими  пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с заключением и  реализацией соглашения, выразившихся в заключении и реализации соглашения, которое  привело к поддержанию цены на торгах № 0834300045219000006; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «Гермес», муниципальное унитарное  производственное эксплуатационное предприятие зеленого хозяйства г. Иркутска  признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи  с заключением и реализацией соглашения, выразившихся в заключении и реализации  соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах № 0134300090018000816; 

- МУП «Иркутскавтодор», Комитет городского обустройства Администрации г.  Иркутска признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите  конкуренции, выразившихся в заключении соглашения на торгах №№  0834300045218000006, 0834300045218000066, 0134300090018000851,  0834300045219000006 между заказчиком и участником этих торгов, что приводит к  ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для МУП  «Иркутскавтодор». 

Указанное решение явилось основанием для вынесения первым заместителем  прокурора г. Иркутска постановления о возбуждении административного дела об  административном правонарушении от 19.08.2021 в отношении ООО «Союз-Град» по  части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, в связи с заключением хозяйствующим субъектом  недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской  Федерации соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах   № 0834300045218000006. 

По результатам рассмотрения указанного постановления о возбуждении  административного дела и других материалов дела об административном  правонарушении постановлением руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Иркутской области от 30.12.2021 № 038/533/21 ООО «Союз- Град» признано виновным в совершении административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, с  назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 222 200 рублей. 

Полагая, что указанное постановление и порядок его принятия не соответствуют 


[A6] закону, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием об  отмене постановления о назначении административного наказания. 

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также  доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и  возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости,  допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их  совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу,  верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный  вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований 

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений  административных органов о привлечении к административной ответственности  обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к  административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший  оспариваемое решение. 

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об  оспаривании решения административного органа о привлечении к административной  ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и  обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих  полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение,  устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной  ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не  истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также  иные обстоятельства, имеющие значение для дела. 

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа  арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет  оспариваемое решение в полном объеме. 

Частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за  заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с  антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое  соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию  цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным  законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и  (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью  либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию  преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них в виде 


[A7] наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч  до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических  лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не  более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от  реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей. 

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения,  возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а именно -  достижение и реализация хозяйствующим субъектом соглашения, недопустимого в  соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. 

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в  заключении соглашения, недопустимого в соответствии с антимонопольным  законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит  или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются  картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами,  то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на  одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к  повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. 

В пункте 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под  соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в  документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. 

Пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при  рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в  указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда  Российской Федерации от 16.03.2016, разъяснено, что факт наличия антиконкурентного  соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам,  установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и  содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности  иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. 

Таким образом, соглашением по смыслу антимонопольного законодательства  может быть признана договоренность в любой форме, о которой могут свидетельствовать  сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и  целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое  поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на  конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и 


[A8] способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции. 

Для установления факта заключения антиконкурентного соглашения,  запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции,  антимонопольный орган должен доказать совокупность обстоятельств: факт достижения  (заключения) хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения, наличие  последствий в виде снижения, поддержания или повышения цены на торгах либо  возможность их наступления, причинно-следственную связь между конкретными  действиями участников соглашения и негативными последствиями для рынка либо  потенциальной возможностью их наступления. 

Из Разъяснений № 3 Президиума Федеральной антимонопольной службы  «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных  действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденных протоколом  Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, следует, что факт заключения  антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых  доказательств, так и совокупности косвенных доказательств, к числу которых относятся  на практике: отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников  соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не  соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности -получению  прибыли; заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из  участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах; наличие  взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной  заинтересованности в результате реализации соглашения. 

Таким образом, заключенные договоры субподряда победителем торгов с  хозяйствующим субъектом-конкурентом, отказавшимся от активной конкурентной  борьбы по подаче ценовых предложений, указывает на наличие между указанными  субъектами заранее определенной договоренности о поддержании в ходе торгов  установленной начальной (максимальной) цены. 

Из материалов дела следует, что в ходе проведения антимонопольного  расследования Управлением установлено, что Комитетом городского обустройства  администрации г. Иркутска в 2018-2019 годах проведены электронные аукционы №  0834300045218000006, № 0834300045218000066, № 0134300090018000851, №  0834300045219000006, № 0134300090018000816 на право заключения муниципальных  контрактов, победителем в которых было признано МУП «Иркутскавтодор» с  наименьшим снижением начальной (максимальной) цены контракта. 


[A9] извещение и документация по проведению электронного аукциона №  0834300045218000006. 

Объект закупки - выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего  пользования местного значения в городе Иркутске (1 этап). 

Начальная (максимальная) цена торгов - 334 887 016,08руб
Размер обеспечения заявки на участие в торгах - 5% НМЦК.

Источник финансирования: бюджет города Иркутска на 2018 год и на плановый  период 2019 - 2020 годов. План мероприятий по реализации муниципальной программы  «Дороги города Иркутска на 2013 - 2020 годы» на 2018 год и плановый период 2019 - 2020  годов, утвержденный распоряжением заместителя мэра - председателя комитета  городского обустройства администрации города Иркутска от 29.12.2017 N 404-02-576/17. 

Срок выполнения работ - с момента подписания муниципального контракта по  30.09.2018г. Дата проведения торгов - 19.03.2018г. 

До участия в торгах допущены 4 заявки следующих хозяйствующих субъектов:  МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПМК-7», ООО «Союз-Град», ООО «СПБ СоюзСтрой». 

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 19.08.2020г. заявлены  следующие ценовые предложения: 

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 22.03.2018г. заявки  ООО «СПМК-7» и ООО «СПБ СоюзСтрой» признаны несоответствующими требованиям  документации, в связи с чем победителем торгов признано МУП «Иркутскавтодор». 

Дополнительным соглашением от 24.08.2018г. № 010-64-903/18 к вышеуказанному  муниципальному контракту изменен объем и цена (331 369 261, 57руб.), установленные  контрактом. 

Дополнительным соглашением от 25.09.2018г. изменен объем и цена контракта  (330 398 247,9руб.). 


[A10] 07.05.2018г. в МУП «Иркутскавтодор» поступили коммерческие предложения:

- выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования  местного значения в г. Иркутске (1 этап) по ул. Советская на участке от ул. Байкальская  до ул. Седова, развязка «Маратовская», ул. Карпинская на участке от ул. Ушаковская до  Плишкинского тракта: ООО «Асфальто-бетонный завод» (вх. № 1232), ООО «СПБ  «СоюзСтрой» (вх. № 1234) и ООО «Иркутская промышленная компания» (вх. № 1233) о  готовности. На основании аналитической записки членов комиссии МУП  «Иркутскавтодор» лучшим предложением признано ООО «СПБ «СоюзСтрой»; 

- выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования  местного значения в г. Иркутске (1 этап) по ул. Седова, ул. Ушаковская, ул. Карла Маркса, 

О. Революции, Партизанская, Первомайская: ООО СК «Автоград» (вх. № 1238),  ООО «Союз-Град» (вх. № 1239) и ООО «Корпорация Госстрой» (вх. № 1237). 

На основании аналитической записки членов комиссии МУП «Иркутскавтодор»-,  лучшим предложением признано ООО «Союз-Град». 

Во исполнение обязательств по заключенному муниципальному контракту МУП  «Иркутскавтодор» заключены договоры субподряда со следующими хозяйствующими  субъектами: 

- ООО «Союз-Град» (договор № 239-18-ЕП от 14.08.2018п; цена договора - 110 692  397,32руб.; дополнительным соглашением от 26.11.2018г. увеличена цена договора - 111  151 698руб. сведения о заключенном договоре размещены в ЕИС zakupki.gov.ru  30.07.2018г.); 

- ООО «ТрансКапитал» (договор № 242-18-ЕП от 07.08.2018г.; цена договора- 82  098 953руб.); 

- ООО «Перекресток» (договор № 243-18-ЕП от 16.08.2018г.; цена договора - 10  686 707руб.); 

- ООО «СтройКо» (договор № 241-18-ЕП от 13.08.2018г.; цена договора - 18 923  188руб.); 

- ООО «СПБ СоюзСтрой» (договор от 12.07.2018г. № 238-18-ЕП; цена договора86 495 707,86руб.; дополнительным соглашением от 24.11.2018г. увеличена цена договора 

- 90 545 152руб.; сведения о заключенном договоре размещены в ЕИС  zakupki.gov.ru 29.06.2018г.). 


[A11] Вышеуказанные договоры субподряда содержат идентичный по содержанию пункт  3: «настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует  до 15.01.2019г. Начальный срок выполнения работ - с момента подписания  муниципального контракта № 010-64-256/18 от 03.04.2018г. Конечный срок выполнения  работ - 10.09.2018г.», а также пункт 2.3. следующего содержания: «субподрядчик  выплачивает генподрядчику генподрядное вознаграждение в размере 10% от суммы  выполненных работ на основании выставленного генподрядчиком счета». 

Договоры субподряда заключены путем проведения МУП «Иркутскавтодор»  закупки у единственного поставщика на основании пп. «к» пункта 28.5.2 Положения о  закупках товаров, работ, услуг для нужд предприятия. 

ООО «Союз-Град», по результатам выездной проверки в отношении общества, в  своих возражениях на акт проверки № 038/5858/20 от 27.11.2020г. (вх. № 19200/20 от  18.12.2020г.) указывает, что за несколько минут до начала аукциона   № 0834300045218000006 на мобильный телефон руководителя общества ФИО1 

поступил звонок от директора МУП «Иркутскавтодор» ФИО2, где  ФИО2 дал указание о неучастии общества в подаче ценовых предложений, в  связи с тем, что выполнение работ должно быть осуществлено генеральным подрядчиком  МУП «Иркутскавтодор». 

ООО «Союз-Град» в ходе рассмотрения дела также пояснило, что осознает  незаконность своих действий, при этом обращает внимание Комиссии на то, что в случае  отказа от предложения ФИО2, общество вступило бы в конфликт с  Администрацией г. Иркутска, результатом которого бы явилось включение в список  недобросовестных поставщиков. Более того, общество не рассчитывало на привлечение к  работе в качестве субподрядчика по данному аукциону, однако понимание того, что МУП  «Иркутскавтодор» не в силах выполнить работы по объектам, указанным в техническом  задании аукциона, давало определенность, что общество будет так или иначе приглашено  для заключения договора субподряда, в рамках данного аукциона или иного. 

Данные пояснения были даны устно представителем общества ФИО3 по  доверенности № 2 от 14.09.2020 в ходе заседания Комиссии Иркутского УФАС России,  что подтверждается протоколом заседания от 03.02.2021, согласно которому  подтверждается факт о том, что общество осознавала незаконность своих действий при  участии в торгах № 0834300045218000006. 

Комиссией установлено отсутствие в том числе у ООО «Союз-Град» объективных  причин отказа от подачи ценовых предложений в ходе торгов при внесенном депозите для  участия в аукционе; последующее заключение между участниками аукциона договоров 


[A12] субподряда на часть работ по контракту подтверждает их заинтересованность в  соглашении; в условиях свободной добросовестной конкуренции товарного рынка  возможность МУП «Иркутскавтодор» заключения договоров субподряда и их  фактическое заключение в отсутствие конкурентных процедур (закупка у единственного  поставщика) свидетельствует о том, что каждому из участников было заранее известно о  последующих действиях другого участника; результаты проведенных электронных  аукционов удовлетворяют интересам как самого предприятия так и иных участников  торгов, являющихся сторонами договоров субподряда; номинальное участие ООО «Союз- Град», пассивное поведение и незаинтересованность в победе в аукционе. 

Действия участников аукционов расценены Комиссией как имитация соблюдения  условий конкуренции, признания торгов состоявшимися с целью поддержания  необходимого ценового предложения и, свидетельствующие об отказе от конкурентной  борьбы в пользу заранее определенного в качестве победителя аукциона лица. 

С учетом установленных по делу обстоятельств, Комиссия признала участие в том  числе ООО «Союз-Град» в электронном аукционе в качестве формального конкурента, его  поведение характеризуется целенаправленностью общего интереса на достижение заранее  известных результатов аукциона, указывает на наличие соглашения с целью поддержания  цены на торгах и заключения муниципального контракта по максимально возможной  цене, что свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите  конкуренции.  

Антимонопольным органом в ходе проведения контрольных мероприятий  установлено и в акте проверки от 23.09.2020 № 038/7683/20 зафиксировано, что МУП  «Иркутскавтодор» в результате достигнутого с хозяйствующими субъектами,  признанными участниками торгов, соглашения, реализована тактика по отказу от  конкурентной борьбы в ходе проведения торгов, следствием которой явились заключение  МУП «Иркутскавтодор» муниципальных контрактов с наименьшим снижением начальной  (максимальной) цены контракта и передача хозяйствующим субъектам - участникам  торгов на основании договоров субподряда заранее установленного объема работ по  торгам. 

МУП «Иркутскавтодор» в письме от 08.10.2020 № 2113 подтвердил нарушение  антимонопольного законодательства, выразившиеся в заключении соглашения,  запрещенного статьей 11 Закона о защите конкуренции, между хозяйствующими  субъектами - конкурентами, а именно ООО «СПБ «СоюзСтрой», ООО «СтройКо», ООО  «Сибавтострой», ООО «ТрансКапитал», ООО «Союз-Град», ООО «Перекресток», ООО  СК «Автоград». 


[A13] ООО «СПБ «СоюзСтрой» также подтвердил факт нарушения антимонопольного  законодательства, запрещенного статьей 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося  в заключении и реализации соглашений на торгах № 0834300045218000006, №  0834300045218000066, № 0134300090018000851, № 0834300045219000006. 

На основании вышеизложенного, действия МУП «Иркутскавтодор» в том числе  ООО «Союз-Град» содержат нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите  конкуренции, выразившегося в достижении и реализации соглашения, которые привели к  поддержанию цен на торгах, что подтверждается следующей совокупностью выявленных  доказательств заключения антиконкурентного соглашения: тактика поведения  организаций при проведении торгов путем отсутствия подачи ценовых предложений либо  минимального снижения ПМЦК; 

отсутствие объективных причин отказа от подачи ценовых предложений в ходе  торгов при внесенном обеспечении заявок для участия в аукционе; последующее  заключение между участниками аукциона договоров субподряда на не конкурентной  основе путем закупки у единственного поставщика; пояснения, полученные в ходе  проведения внеплановых выездных проверок сотрудников МУП «Иркутскавтодор»  ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, сотрудников ООО «СПБ «СоюзСтрой» ФИО9, ФИО10, а также иных  документов, в том числе журналов входящей корреспонденции, полученных в ходе  проведения внеплановых выездных проверок; письменные пояснения ООО «СПБ «СоюзСтрой», ООО «Союз- Град», представленные в ходе рассмотрения настоящего дела;  подача МУП «Иркутскавтодор» и ООО «СПБ «СоюзСтрой» в Иркутское УФАС России  заявлений о признании заключения антиконкурентного соглашения в ходе проведения  рассматриваемых торгов. 

Решением Иркутского УФАС России от 18.03.2021 № 038/265/21:

- Муниципальное унитарное предприятие г. Иркутска «Иркутскавтодор», ООО  «СПБ «СоюзСтрой», ООО «Союз-Град» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи  11 Закона о защите конкуренции, в связи с заключением и реализацией соглашения,  которое привело к поддержанию цены на торгах № 0834300045218000006; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПБ «СоюзСтрой» признаны нарушившими  пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с заключением и  реализацией соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах №  0834300045218000066; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПБ «СоюзСтрой», ООО «СтройКо», ООО  «Сибавтострой» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите 


[A14] конкуренции, в связи с заключением и реализацией соглашения, которое привело к  поддержанию цены на торгах № 0134300090018000851; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «СПБ «СоюзСтрой» признаны нарушившими  пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с заключением и  реализацией соглашения, выразившихся в заключении и реализации соглашения, которое  привело к поддержанию цены на торгах № 0834300045219000006; 

- МУП «Иркутскавтодор», ООО «Гермес», муниципальное унитарное  производственное эксплуатационное предприятие зеленого хозяйства г. Иркутска  признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи  с заключением и реализацией соглашения, выразившихся в заключении и реализации  соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах № 0134300090018000816; 

- МУП «Иркутскавтодор», Комитет городского обустройства Администрации г.  Иркутска признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите  конкуренции, выразившихся в заключении соглашения на торгах   № 0834300045218000006, 0834300045218000066, 0134300090018000851,  0834300045219000006 между заказчиком и участником этих торгов, что приводит к  ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для МУП  «Иркутскавтодор». 

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.04.2022г. по делу № А1926741/2021 в удовлетворении требований ООО «Союз-Град» о признании незаконным  решения от 25.07.2019 № 038/756/19 в части признания общества нарушившим пункт 2  части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с заключением и реализацией  соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах № -0834300045218000006  (пункт 1) отказано. 

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022г.  решение суда первой инстанции по делу № А19-26741/2021 оставлено без изменения,  апелляционная жалоба без удовлетворения. 

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об  административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.40  КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа,  которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской  Федерации. 

Как следует из материалов дела основанием для возбуждения дела об  административном правонарушении в отношении ООО «Союз-Град», явилось решение  УФАС по Иркутской области от 18.03.2021 № 038/265/21. 


[A15] В связи с чем вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии  заключения хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с  антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, которое  привело к поддержанию цены на торгах № 0834300045218000006. 

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО  «Союз-Град» события и состава вмененного ему правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 14.32 КоАП РФ, является ООО «Союз-Град», на котором лежит установленная  законом обязанность по соблюдению установленных законодательством ограничений в  сфере обеспечения конкуренции. 

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной,  критерии которой определены статьями 2.1, 2.2 КоАП РФ

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена  административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от  него меры по их соблюдению. 

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы  вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь  установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения  правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность,  но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства,  указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим  лицам установлению не подлежат. 

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной  практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что  выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения  осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об  административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии  возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех  зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, 


[A16] предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ

Заявителем не представлено суду доказательств наличия объективных препятствий  для соблюдения требований действующего законодательства. 

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом  суда первой инстанции о том, что у ООО «Союз-Град» имелась возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная  ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Судами установлено, что административным органом в полном объеме доказан  состав вменяемого правонарушения. 

Довод ООО «Союз-Град» о том, что общество не подлежит привлечению к  ответственности в силу п. 4 статьи 2.1 КоАП РФ введенного Федеральным законом от  26.03.2022 № 70-ФЗ, поскольку должностное лицо данного юридического лица было  привлечено к административной ответственности правомерно отклонен судом первой  инстанции, поскольку на дату вынесения в отношении общества постановления от  30.12.2021 № 038/533/21 о признании общества виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ,  должностное лицо привлечено к ответственности не было. Должностное лицо привлечено  к ответственности только 28.02.2022. 

Кроме того, частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ установлены особенности привлечения  юридического лица и виновного должностного лица к административной ответственности  за совершение одного и того же административного правонарушения. 

Указанная норма права предусматривает, что юридическое лицо не привлекается к  административной ответственности при соблюдении в совокупности следующих условий: 

- если за совершение административного правонарушения привлечены его  должностное лицо или иной работник данного юридического лица, либо его единоличный  исполнительный орган, имеющий статус юридического лица; 

- если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные  законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением  случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. 

Общество, являясь субъектом хозяйственной деятельности и профессиональным  участником хозяйственных отношений, должно быть осведомлено о том, что  несоблюдение ограничений и требований в сфере антимонопольного законодательства  влечет за собой административную ответственность. 


[A17] Достаточных и надлежащих доказательств подтверждающих, что общество  принимало все зависящие от него меры для соблюдения требований антимонопольного  законодательства, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности во  избежание совершения вменяемых нарушений, в материалах дела не имеется. 

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность  соблюдения действующих нормативных требований, нарушение которых послужило  основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в  связи с чем имеется вина заявителя в совершении вменяемых ему административных  правонарушений. 

Таким образом, основания для применения положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ  (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ) исходя  из доводов заявителя не выявлены. Доказательства, свидетельствующие, что обществом  были приняты все установленные законодательством Российской Федерации меры для  соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная  ответственность, в материалах дела отсутствуют. 

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном  правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих  неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной  ответственности, арбитражным судом не установлено. 

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности  судами не установлено, права и обязанности соблюдены, постановление вынесено  уполномоченными лицами. 

На момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к  административной ответственности, установленный статьи 4.5 КоАП РФ не истек. 

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом конкретных  обстоятельств дела и характера деяния заявителя, суды не усматривают. 

Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно усмотрел наличие оснований для  снижения размера административного штрафа, определенного оспариваемым  постановлением. 

Как следует из оспариваемого постановления обществу назначен штраф в размере  5 222 200 рублей. 

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в  законную силу 06.04.2022, КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, регулирующей особенности  назначения административного наказания в виде административного штрафа социально 


[A18] ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и  среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям,  в том числе к микропредприятиям. 

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи  (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации  об административных правонарушениях не предусмотрено назначение  административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,  административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям,  включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в  реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей  поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства  юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к  микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения  административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего  предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера  (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины)  административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части  статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного  штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для  юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного  штрафа в фиксированном размере. 

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего  предпринимательства ООО «Союз-Град» включено в реестр субъектов малого и среднего  предпринимательства, категория - микропредприятие, следовательно, на него могут  распространяться правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение либо иным  образом улучшающий положение лица, совершившего административное  правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое  совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в  отношении которого постановление о назначении административного наказания не  исполнено. 

Из сохраняющих силу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, данных в пунктах 1, 2 постановления от 22.06.2012 № 37 «О 


[A19] некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение  публично-правового правонарушения» (далее - Постановление № 37) следует, что в целях  реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно  которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или  смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан  принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за  совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. Данная  обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им  (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности,  так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи  31.7 КоАП РФ) в не исполненной к моменту устранения ответственности части. 

Вместе с тем в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или  отменяющий административную ответственность, распространяется на лицо, в отношении  которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. 

В соответствии с пунктом 33.2 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов  при применении Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях» положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ распространяются и на лицо,  которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в  силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не  исполнено. 

Из системного толкования части 2 статьи 1.7, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8  Кодекса, а также разъяснений, содержащихся в пункте 33.2 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 (в редакции от 19 февраля  2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях» и пункта 1 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых  вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», следует, что после принятия закона, исключающего  административную ответственность за содеянное, неисполненное (полностью или в части)  к моменту устранения ответственности постановление о назначении административного  наказания исполнению не подлежит (пункт 30 Обзора судебной практики Верховного  Суда Российской Федерации № 3 (2016) (утвержден Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации 19.10.2016). 

Доказательств исполнения постановления административного органа суду не 


[A20] представлено. 

Исходя из внесенных изменений, административный штраф для общества должен  составить половину минимального размера (минимальной величины) административного  штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.32 КоАП РФ для юридического  лица, то есть административный штраф в сумме 2 611 100 рублей. 

Таким образом, суд первой инстанции правомерно применил положения статей 1.7  и 4.1.2 КоАП РФ в отношении ООО «Союз-Град» и указал в резолютивной части решения  на то, что оспариваемое постановление ответчика не подлежит исполнению в части  назначения ООО «Союз-Град» административного наказания по части 2 статьи 14.32  КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 222 200 рублей и назначить административное  наказание в виде административного штрафа в размере 2 611 100 рублей. 

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не  находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой  проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не  опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу  судебного акта. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием  для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не  установлено. 

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем  направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном  сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru. 

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут  быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего  ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2022 года по делу № 

А19-129/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть 


[A21] обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд
первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Н.В. Ломако

 О.А. Луценко

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 12.10.2022 21:05:00
Кому выдана ЛУЦЕНКО ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА
Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 15.12.2021 22:02:04

Кому выдана ЛОМАКО НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА
Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 09.12.2021 22:26:42

Кому выдана Басаев Даниил Валерианович