ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4413/2022 от 27.09.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А19-6026/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседанияЖевтневым Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Унитарной некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства Иркутской области» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2022 года по делу № А19-6026/2022,

установил:

Унитарная некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства Иркутской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, фонд) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, далее - административный орган) от 11.03.2022 № 3-6/22 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. Данному делу присвоен номер А19-6026/2022.

Унитарная некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Иркутской области» обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 11.03.2022 № 3-5/22 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Данному делу присвоен номер А19- 6025/2022.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 22.06.2022 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер № А19-6026/2022.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2022 года по делу № А19-6026/2022 заявленные требования удовлетворены частично.

Постановление Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области по делу об административном правонарушении №3 -6/22 от 11.03.2022, вынесенное в отношении Унитарной некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Иркутской области» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, определена мера наказания в виде предупреждения.

Постановление Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области по делу об административном правонарушении №3-5/22 от 11.03.2022, вынесенное в отношении Унитарной некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Иркутской области» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части: удовлетворения требований Фонда частично; признания незаконным постановления Службы по делу об административном правонарушении № 3-6/22 от 11.03.2022, вынесенное в отношении Фонда за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, и изменения его в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, определения меры наказания в виде предупреждения (по не реабилитирующему основанию); признания незаконным и отмене по малозначительности постановления Службы по делу об административном правонарушении № 3-5/22 от 11.03.2022, вынесенное в отношении Фонда за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ (по не реабилитирующему основанию); отказа в удовлетворении требований Фонда в остальной части.

Апеллянт обращает внимание апелляционного суда на то, что Фонд с момента как он стал приобретателем имущества и обязательств застройщика-банкрота ООО «МОЛДРОСС» не привлекал и не планирует в дальнейшем привлекать средства граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в отношении объектов незавершенного строительства. Доказательств обратного Службой не представлено. Считает, что в соответствии с законодательством обязанность размещать в ЕИСЖС проектную документацию застройщика, включающую в себя все внесенные в нее изменения, возложена на конкурсного управляющего застройщика - банкрота ООО «МОЛДРОСС», а не на Фонд, как ошибочно в оспариваемом постановлении №3-6/22 определила Служба, и нести административную ответственность за нарушение сроков и порядка ее размещения должен конкурсный управляющий.

Также в соответствии с законодательством обязанность размещать в ЕИСЖС фотографии строящегося объекта незавершенного строительства не возложена на Фонд, как ошибочно в оспариваемом постановлении № 3-5/22 определила Служба, и соответственно нести административную ответственность за нарушение сроков их размещения Фонд не должен.

По мнению апеллянта, принимая во внимание, что у Фонда отсутствовала возможность размещения в ЕИСЖС как проектной декларации, так и вносимых в нее изменений, и Фондом были приняты все меры по их размещению, Фонд на основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, в соответствии с постановлением службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 11.03.2022 №3-6/22.

Кроме того, принимая во внимание, что у Фонда отсутствовала возможность размещение в ЕИСЖС фотографий о ходе строительства Объекта, так как строительные работы в отношении Объекта в период привлечения к административной ответственности не велись, Фонд на основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, в соответствии с постановлением службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 11.03.2022 № 3- 5/22.

Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Определением суда от 15.09.2022 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 45 минут 27 сентября 2022 года.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 25.08.2022, 16.09.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.09.2018 (резолютивная часть решения объявлена от 18.09.2018) по делу № А19-24031/2017 ликвидируемый должник - общество с ограниченной ответственностью «МОЛДРОСС» (далее - ООО «МОЛДРОСС») признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство с применением правил, предусмотренных параграфом 7 Главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО1.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2021 по делу № А19- 24031/2017 (с учетом определения об исправлении описок от 11.05.2021) удовлетворено заявление Унитарной некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан- участников долевого строительства Иркутской области» (о намерении стать приобретателем:

права аренды по договору аренды земельного участка №2977 от 20.05.2005, дополнительное соглашение к договору аренды от 18.03.2009, площадью 6120 кв.м, с кадастровым номером 38:36:000024:0157, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, на углу улиц Байкальская и Дыбовского,

права аренды по договору аренды земельного участка №3272 от 15.03.2006, площадью 1766 кв.м, с кадастровым номером 38:36:000023:164, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, по ул. Сибирской, со всеми неотделимыми улучшениями на таких земельных участках, в том числе объектами незавершенного строительства,

прав застройщика на объекты незавершенного строительства:

многоквартирный дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц Дыбовского и Байкальской, блок-секции № № 1, 2, количество квартир 65, на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000024:0157, многоквартирный дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц Дыбовского и Байкальской, блок-секции       №№ 4, 5, количество квартир 77, на земельном участке с кадастровым №38:36:000024:0157,

многоквартирный дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц Дыбовского и Байкальской, блок-секции №№ 6, 7, количество квартир 71, на            земельном участке с кадастровым номером 38:36:000024:0157,

многоквартирный жилой дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: <...> (ранее, <...> б/с №3), количество квартир 36,

многоквартирный жилой дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: <...> (ранее, <...> б/с № 1, 2), количество квартир 64;

передать Унитарной некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан- участников долевого строительства Иркутской области» права застройщика ООО «МОЛДРОСС» на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения, в том числе разрешения на строительство объектов:

многоквартирный дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц Дыбовского и Байкальской, блок-секции №№ 1, 2, количество квартир 65, на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000024:0157,

многоквартирный дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц Дыбовского и Байкальской, блок-секции №№ 4, 5, количество квартир 77, на земельном участке с кадастровым №38:36:000024:0157,

многоквартирный дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц Дыбовского и Байкальской, блок-секции №№ 6, 7, количество квартир 71, на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000024:0157, многоквартирный жилой дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: <...> (ранее, <...> б/с №3), количество квартир 36,

многоквартирный жилой дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: <...> (ранее, <...> б/с № 1, 2), количество квартир 64;

передать Унитарной некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан- участников долевого строительства Иркутской области» права требования по подключению (технологическому присоединению) к сетям инженерно-технологического обеспечения объектов незавершенного строительства:

многоквартирный дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц Дыбовского и Байкальской, блок-секции № № 1, 2, количество квартир 65, на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000024:0157, многоквартирный дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц Дыбовского и Байкальской, блок-секции       №№ 4, 5, количество квартир 77, на земельном участке с кадастровым №38:36:000024:0157,

многоквартирный дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц Дыбовского и Байкальской, блок-секции №№ 6, 7, количество квартир 71, на            земельном участке с кадастровым номером 38:36:000024:0157,

многоквартирный жилой дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: <...> (ранее, <...> б/с №3), количество квартир 36,

многоквартирный жилой дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: <...> (ранее, <...> б/с № 1, 2), количество квартир 64;

передать Унитарной некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан- участников долевого строительства Иркутской области» соответствующее имущество и обязательства ООО «МОЛДРОСС» перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства.

Во исполнение данного определения между ООО «МОЛДРОСС» и Унитарной некоммерческой организацией «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Иркутской области» заключен договор № 01-07/2021 от 29.07.2021 передачи земельных участков с находящимися на них неотделимыми улучшениями и обязательств застройщика ООО «МОЛДРОСС».

По условиям договора Унитарной некоммерческой организацией «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Иркутской области» (далее - Фонд, приобретатель, заявитель) передано имущество (в том числе имущественные права) на вышеуказанное имущество, обязательства перед участниками строительства, чьи права включены в реестр требований участников строительства, по строительству, вводу в эксплуатацию и передаче в собственность участникам строительства жилых помещений в объектах незавершенного строительства, права требования по исполнению обязательств участников строительства по полной оплате цены договоров, предусматривающих передачу жилых помещений (пункты 1-1.4 договора).

29.07.2021 между ООО «МОЛДРОСС» и Фондом подписан передаточный акт по договору.

Администрацией города Иркутска 30.08.2021 Фонду выданы разрешения на строительство с изменениями в связи со сменой правообладателя земельных участков и продлением разрешений на строительство объектов.

В ходе мероприятий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области установлено, что Фондом изменения в проектную декларацию № 38-000478 на проект строительства «Жилой дом по ул. Сибирской. Блок-секция № 3» должны были быть размещены в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) в срок до 10.09.2021 включительно, однако фактически размещены только 15.01.2022.

По данному факту Службой в отношении Фонда составлен протокол об административном правонарушении №345 от 16.02.2022 по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Службы № 3-6/22 от 11.03.2022 Фонд привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Службой также установлено, что Фондом ЕИСЖС за декабрь 2021 не размещены фотографии объекта «Жилой дом по ул. Сибирской. Блок-секция № 3».

По данному факту Службой в отношении Фонда составлен протокол об административном правонарушении №344 от 16.02.2022 по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Службы № 3-5/22 от 11.03.2022 Фонд привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Полагая, что указанные постановления не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214- ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ), пункта 1 главы 1 Положения о Службе, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области № 124-пп от 01.03.20212014, Служба является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющим на территории Иркутской области региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Диспозицией части 2 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, характеризуется опубликованием застройщиком в средствах массовой информации или размещением им в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации и вносимых в нее изменений с неполной или недостоверной информацией, нарушением установленных сроков опубликования или размещения проектной декларации либо изменений в нее.

Субъектом административного правонарушения является застройщик.

Доводы апеллянта о том, что Фонд не является субъектом вмененного правонарушениях, отклоняются в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 1 Закона № 214-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникающие в связи с урегулированием обязательств застройщика перед участниками долевого строительства и передачей его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации для реализации указанных в настоящем пункте целей с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)» (Фонд субъекта Российской Федерации).

Таким Фондом на территории Иркутской области является Унитарная некоммерческая организации «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Иркутской области».

В этой связи то обстоятельство, что Фонд не принимает участия в привлечении денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости не имеет правового значения, поскольку согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 214-ФЗ под застройщиком также понимается указанный в пункте 3 части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона Фонд субъекта Российской Федерации. Указанное обстоятельство не меняет статус объекта долевого строительства и статус Фонда как застройщика.

Заявителем жалобы не учтено, что правовой статус Фонда в силу закона обусловлен привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в связи с урегулированием обязательств застройщика перед участниками долевого строительства и передачей его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств Фонда субъекта Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно статье 21.1 Закона № 214-ФЗ Фонд субъекта Российской Федерации создается в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства путем передачи Фонду субъекта Российской Федерации имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщиков для завершения строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан - участников долевого строительства в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и (или) завершения строительства объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, поликлиник, объектов транспортной инфраструктуры и объектов капитального строительства, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, для их последующей безвозмездной передачи в государственную или муниципальную собственность.

Фонд субъекта Российской Федерации может выступать в качестве застройщика и осуществлять деятельность по завершению строительства указанных в части 1 настоящей статьи многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества и объектов инфраструктуры

Действительно, Законом № 214-ФЗ предусмотрено, что определенные положения Закона № 214-ФЗ на Фонд в случае если он выступает застройщиком на него не распространяются.

Так, согласно части 4 статьи 21.1 Закона № 214-ФЗ предусмотрено, что:

- части 1 - 2, 2.2 - 2.3-1, 2.6, 4 и 5 статьи 3, статьи 18 - 18.2 настоящего Федерального закона в отношении деятельности Фонда субъекта Российской Федерации не применяются;

- Фонд субъекта Российской Федерации вправе привлекать средства граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в отношении указанных в части 1 настоящей статьи объектов только при условии размещения денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в уполномоченном банке в сфере жилищного строительства в порядке, установленном статьей 15.4 настоящего Федерального закона;

- функции технического заказчика, включая проведение строительного контроля, в отношении многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, линейных объектов и иных объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для эксплуатации многоквартирных домов, завершение строительства которых осуществляется Фондом субъекта Российской Федерации с использованием средств, предоставляемых публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 23.2 настоящего Федерального закона, осуществляет указанная публично-правовая компания или юридическое лицо, специально созданное такой компанией для этих целей. В отношении указанных объектов Правительство Российской Федерации вправе принять решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

Требования к раскрытию информации застройщиками установлены статьей 3.1 Закона № 214-ФЗ.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Закон № 214-ФЗ не содержит положений о том, что Фонд, в случае если он выступает застройщиком объектов, вправе не публиковать (освобожден от исполнения обязанности) проектную декларацию (изменения в проектную декларацию), а также фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания).

Согласно частям 1, 4 статьи 19 Закона № 214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.

Застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Формы проектной декларации утверждена Приказом Минстроя России от 04.04.2022 N 239/пр «Об утверждении формы проектной декларации».

Частью 2 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ предусмотрено, что застройщик обязан раскрывать в числе прочего информацию о проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями.

Правила размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства утверждены Постановлением

Правительства РФ от 26.03.2019 N 319 «О единой информационной системе жилищного строительства»

Согласно названным Правилам застройщик, определяемый в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 2 Федерального закона, размещает в системе жилищного строительства: проектные декларации в отношении объектов недвижимости, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, во всех их версиях (редакциях). В случае внесения застройщиком изменений в проектную декларацию информация о таких изменениях также подлежит размещению в системе жилищного строительства (в редакции Правил, действовавших по состоянию на 10.09.2021).

Застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации часть 8 статьи 19 Закона № 214- ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 N 1133 «Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен адрес сайта: httpsy/наш.дом.рф/.

Согласно материалам дела Службой установлено, что Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2021 по делу № А19-24031/2017 (с учетом определения об исправлении описок от 11.05.2021) удовлетворено заявление Фонда о намерении стать приобретателем в числе прочего права аренды по договору аренды земельного участка №3272 от 15.03.2006, площадью 1766 кв.м, с кадастровым номером 38:36:000023:164, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, по ул. Сибирской, со всеми неотделимыми улучшениями на таких земельных участках, в том числе объектами незавершенного строительства; прав застройщика на объект незавершенного строительства: многоквартирный жилой дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: <...> (ранее, <...> б/с №3), количество квартир 36; Фонду переданы права застройщика ООО «МОЛДРОСС» на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения, в том числе разрешения на строительство объекта многоквартирный жилой дом с цокольным этажом и ротондой, расположенный по адресу: <...> (ранее, <...> б/с №3), количество квартир 36,

Между ООО «МОЛДРОСС» и Унитарной некоммерческой организацией «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Иркутской области» заключен договор № 01-07/2021 от 29.07.2021 передачи земельных участков с находящимися на них неотделимыми улучшениями и обязательств застройщика ООО «МОЛДРОСС».

По условиям договора Фонду передано имущество (в том числе имущественные права) на вышеуказанное имущество, обязательства перед участниками строительства, чьи права включены в реестр требований участников строительства, по строительству, вводу в эксплуатацию и передаче в собственность участникам строительства жилых помещений в объектах незавершенного строительства, права требования по исполнению обязательств участников            строительства по полной оплате цены договоров, предусматривающих передачу жилых помещений (пункты 1—1.4 договора).

Администрацией г. Иркутска 30.08.2021 Фонду выданы разрешения на строительство с изменениями в связи с изменением правообладателя земельного участка и продлением срока действия разрешений на строительство объекта.

Фондом изменения в проектную декларацию № 38-000478 на проект строительства «Жилой дом по ул. Сибирской. Блок-секция № 3» должны были быть размещены в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) в срок до 10.09.2021 включительно, однако фактически размещены только 15.01.2022.

Факт неразмещения в ЕИСЖС изменений в проектную декларацию № 38-000478 на проект строительства «Жилой дом по ул. Сибирской. Блок-секция № 3» в срок до 10.09.2021 и размещения таких сведений только 15.01.2022 заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Административная ответственность по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с размещением предусмотренной Закон № 214-ФЗ информации в единой информационной системе жилищного строительства.

Объективная сторона правонарушения выражается в неразмещении в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства либо в нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо в размещении информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации.

Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются, в том числе застройщики.

По ранее приведенным мотивам судом апелляционной инстанции также отклоняется довод о том, что Фонд не является субъектом вмененного правонарушения.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать в числе прочего следующую информацию: фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания).

При этом согласно частям 2.1, 3.2 ст. 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ фотографии, указанные в пункте 8 части 2 статьи 3.1, подлежат размещению в ЕИСЖС ежемесячно и в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Как указано выше Фонд является застройщиком объектов (в том числе объекта «Жилой дом по ул. Сибирской. Блок-секция № 3»).

Службой установлено, что Фондом ЕИСЖС за декабрь 2021 не размещены фотографии объекта «Жилой дом по ул. Сибирской. Блок-секция № 3».

Факт неразмещения в ЕИСЖС фотографий объекта «Жилой дом по ул. Сибирской. Блок-секция № 3» за декабрь 2021 в срок до 12.01.2022 включительно, заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оспаривая указанные постановления, заявитель указал, что отсутствует вина Фонда в их совершении, так как ему не была передана проектная документация.

Между тем судом правомерно установлено, что у Фонда имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы заявителя о том, что проектная декларация не была опубликована первоначальным застройщиком - ООО «МОЛДРОСС», поэтому и Фонда отсутствовала обязанность по опубликованию изменений в проектную декларацию, судом правомерно отклонены, как не основанные на нормах действующего законодательства, так как с момента получения Фондом статуса застройщика у него возникла такая обязанность в силу требований Закона № 214-ФЗ.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 также не содержит положений, освобождающих Фонд от исполнения обязанности по раскрытию информации.

Согласно части 3.1 статьи 23.3 Закона № 214-ФЗ субъектами информации являются застройщики, контролирующие органы, уполномоченный орган, орган регистрации прав, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенное таким федеральным органом исполнительной власти подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение, осуществляющее ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии со статьей 50.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - оператор единого государственного реестра заключений), субъект Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, органы местного самоуправления, Фонд, Фонд субъекта Российской Федерации, конкурсный управляющий, жилищно-строительные кооперативы и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны размещать информацию в системе. Субъекты информации, имеющие доступ к информации, размещенной в закрытой части системы, обеспечивают конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку раскрытие информации направлено на защиту прав, как участников долевого строительства, так и иных лиц, постольку неопубликование необходимой информации Фондом создает угрозу нарушения прав указанных лиц на получение данной информации.

Ссылка заявителя на то, что изменения в проектную декларацию не могли быть опубликованы в связи с отсутствием ID объекта в Едином реестре проблемных объектов, судом отклонена, так как согласно пояснениям ответчика проектная декларация была опубликована Фондом в ЕИСЖС, однако с нарушением срока. Данное обстоятельство подтверждает наличие у фонда реальной возможности опубликования сведений.

Довод заявителя о том, что Фонду не была передана проектная документация на объект судом также обоснованно отклонен, так как согласно Приложению № 2 к передаточному акту от 29.07.2021 к договору № 01-07/2021 передачи земельных участков с находящимися на них неотделимыми улучшениями и обязательств застройщика ООО «МОЛДРОСС» Фонду как минимум была передана часть проектной документации по спорному объекту.

Кроме того, оспариваемым постановлением Фонду вменяется неопубликование изменений в проектную декларацию (в части информации о застройщике), а не проектной документации.

При указанных обстоятельствах судом правомерно установлено, что в действиях (бездействии) Фонда имелись события и составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.28 и частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ и факт их совершения Обществом.

На момент вынесения оспариваемых постановлений срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек.

Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», судам разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 названного Постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким- либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, критерии оценки которой КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Судебная коллегия находит законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что в части привлечения Фонда к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ (за не опубликование фотографий объекта) имеются основания для признания совершенного административного правонарушения.

Так, судом учтено, что спорный объект включен в Единый реестр проблемных объектов. Согласно представленному заявителем Графику выполнения работ, пояснениям заявителя начало выполнение работ по строительству объекта запланировано на 22.08.2022, окончание на 30.06.2023. Учитывая, что застройщик изменился, строительные работы фактически заявителем не осуществлялись, не опубликование фотографий объекта (с учетом того, что объект включен в Единый реестр проблемных объектов) не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло существенного нарушения прав, как участников долевого строительства, так и иных лиц.

В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.

На основании вышеизложенного, данное нарушение судом правомерно квалифицировано как малозначительное и на основании статьи 2.9 КоАП РФ Фонд подлежит освобождению от административной ответственности, с объявлением ему устного замечания.

В части привлечения Фонда к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ (за не опубликование изменений в проектную декларацию) судом правомерно установлены основания для замены штрафа на предупреждение с приведением соответствующих мотивов, с которыми соглашается суд апелляционной инстанции.

Таким образом, постановление № 3-6/22 от 11.03.2022 вынесенное Службой, в части назначения Фонду административного наказания по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 руб. подлежит признанию незаконным с определением меры административного наказания в виде предупреждения.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2022 года по делу № А19-6026/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Н.В. Ломако

                                                                                                                       В.А. Сидоренко