ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4515/2012 от 23.10.2012 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ru   http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2012 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения культуры «Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары» муниципального образования г. Братска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2012 года по делу № А19-11177/2012 по заявлению Муниципального бюджетного учреждения культуры «Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары» муниципального образования г. Братска (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Отделу надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)  о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2012 года № 2-13-16-228 о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности,

(суд первой инстанции судья Колосов В. И.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился,

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары» муниципального образования г. Братска (далее заявитель, музей, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области (далее ГУ МЧС, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2012 г. № 2-13-16-228 о наложении административного взыскания за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.    

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и отсутствия нарушения норм процессуального права со стороны административного органа при привлечении Учреждения к административной ответственности. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, музей обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы указывает на малозначительность совершенного правонарушения, а так же на отсутствие в его действиях вины в совершенном правонарушении по причине отсутствия надлежащего финансирования.

Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили, заявив ходатайства о рассмотрении данного дела в их отсутствии. В соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя административного органа № 157 от 14.03.2012 г. ГУ МЧС в период с 19.03.2012 г. по 13.04.2012 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения Учреждением требований пожарной безопасности на принадлежащих музею объектах, расположенных по адресам: <...> загородная зона АЭФ «Ангарская деревня».

По результатам проверки составлен Акт № 157 от 13.04.2012 г. о допущенных Учреждением нарушений, которые выразились в следующем:

1. Фондохранилище (ул. Комсомольская, 38):

- хранилище музейных экспонатов не оборудовано автоматической установкой пожаротушения;

- отсутствует проектная документация на изменение планировочных решений помещений в соответствии с действующими нормативными документами;

-  отделка стен и потолка на путях эвакуации (коридоры, лестничный марш, тамбур запасного, центрального выходов) выполнена из горючего материала (масляная краска);

-  отделка пола на путях эвакуации выполнена из горючего материала (линолеум);

- противодымные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания -доводчиками (пружинами), уплотнителями;

- на лестничной площадке второго этажа хранится горючий материал (картины, полки, стол и др.);

- помещение фондохранилища не оснащено противопожарной сертифицированной дверью, с пределом огнестойкости, не ниже EI 60;

2. выставочный зал (ул. Комсомольская, 77):

- эксплуатируется устаревшая автоматическая пожарная сигнализация, эксплуатируются тепловые датчики;

- выполнена сгораемая отделка стен в выставочном зале;

- выполнена сгораемая отделка стен в тамбуре центрального (дерево) и запасного (краска) выходов;

- наружная открытая лестница, предназначенная для эвакуации людей из здания, не имеет ограждения высотой 1,2 м.;

- деревянные конструкции выставочного оформления не обработаны огнезащитным составом;

3. здание по адресу: пр. Ленина, 2:

- не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация во всех помещениях;

- отсутствуют световые табло «ВЫХОД» и звуковое оповещение на случай возникновения пожара;

- не предоставлен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

- отделка  стен  на  путях  эвакуации  (коридор)  выполнена  из  горючего  материала (масляная краска);

- не представлен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

- отделка стен на путях эвакуации (коридор) выполнена из горючего материала (масляная краска);

- отсутствуют знаки пожарной безопасности «при пожаре звонить 01», «ответственный за противопожарное состояние»;

- электрические щитки не промаркированы знаками безопасности;

- эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренные конструкцией светильника;

4. загородная зона АЭФ «Ангарская деревня»:

- прожектора установлены на расстоянии менее 0,5 метра от горючих конструкций и материалов построек;

- эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

- токоведущий провод двигателя циркулярной пилы не закреплен и проложен по горючему основанию;

- отсутствует пирс с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

5. здание музея истории (ул. Гидростроителей, 54):

- не установлены сертифицированные противопожарные двери с пределом огнестойкости 0,6 часа в помещениях цокольного этажа (электрощитовая, венткамера, склад);

- не обработано огнезащитным составом, в полном объеме, выставочное оформление и драпировка экспозиционных залах;

- отсутствует второй эвакуационный выход из помещения второго этажа;

- отсутствует второй эвакуационный выход из помещения фойе первого этажа.

На основании акта проверки должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего уведомления Учреждения о дате времени и месте, был составлен Протокол об административном правонарушении № 2-13-16-228 от 02.05.2012 г. в отношении музея о нарушении им пунктов 3, 6, 13, 27, 33, 34, 38, 40, 57, 60, 62, 94, 96, 150 ППБ 01-03, пунктов 4.3, 6.9, 6.13*, 6.44, 7.25, 6.12*, 6.25*, 6.18*, 5.14*, 6.28*, 6.30*, СНиП 21-01-97* и совершении правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании протокола об административном правонарушении руководителем административного органа, с учетом надлежащего уведомления Учреждения о дате времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено Постановление № 2-13-16-228 от 15.05.2012 г. о привлечении музея к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности, в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Учреждением требований, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 25.05.2012 г. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары» муниципального образования г. Братска является юридическим лицом, которому в соответствии с договором № 197 от 26.05.2011 г. на праве оперативного управления передано муниципальное имущество, в том числе, здания и объекты, расположенные по адресам: <...> загородная зона АЭФ «Ангарская деревня» (т. 1 л.д. 30-38).

Таким образом, музей, как владелец вышеуказанных объектов, является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности переданного ему в оперативное управление зданий и объектов, явившихся предметом проверки административного органа, как следствие, является субъектом административного правонарушения и несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», далее - Закон о пожарной безопасности).

В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).

На основании статьи 34 Закона о пожарной безопасности граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе, предпринимателями без образования юридического лица, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (далее - ППБ 01-03).

Наряду с ППБ 01-03 необходимо также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности (пункт 3 ППБ 01-03).

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Объективная сторона указанного нарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий.

Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях.

Согласно пунктам 13, 34, 38, 40, 53, 57, 94, 96, 150 ППБ 01-03 при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.

Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

Деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.

Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. Данные работы должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.

При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности.

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

В соответствии с п. 29, 38 таблицы 3, п. 7.2 таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ110-03), помещения хранения музейных ценностей, помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.

Здания административно-бытового назначения необходимо оснащать автоматическими установками пожарной сигнализации.

Согласно п. 3.11 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) размещение  световых  указателей  и  эвакуационных  знаков  пожарной  безопасности  должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Пунктом 6.25* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» установлено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.

Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.

Перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов должны быть противопожарными.

Зрелищные и культурно-просветительные учреждения (основные помещения в этих зданиях характерны массовым пребыванием посетителей в определенные периоды времени) должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Нарушение всех вышеуказанных норм права составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и по существу не оспаривается заявителем, на момент проверки в принадлежащих музею помещениях и объектах, расположенных по адресам: <...> загородная зона АЭФ «Ангарская деревня», административным органом были установлены и зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- хранилище музейных экспонатов не оборудовано автоматической установкой пожаротушения;

- отсутствует проектная документация на изменение планировочных решений помещений в соответствии с действующими нормативными документами;

-  отделка стен и потолка на путях эвакуации (коридоры, лестничный марш, тамбур запасного, центрального выходов) выполнена из горючего материала (масляная краска);

-  отделка пола на путях эвакуации выполнена из горючего материала (линолеум);

- противодымные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания -доводчиками (пружинами), уплотнителями;

- на лестничной площадке второго этажа хранится горючий материал (картины, полки, стол и др.);

- помещение фондохранилища не оснащено противопожарной сертифицированной дверью, с пределом огнестойкости, не ниже EI 60;

- эксплуатируется устаревшая автоматическая пожарная сигнализация, эксплуатируются тепловые датчики;

- выполнена сгораемая отделка стен в выставочном зале;

- выполнена сгораемая отделка стен в тамбуре центрального (дерево) и запасного (краска) выходов;

- наружная открытая лестница, предназначенная для эвакуации людей из здания, не имеет ограждения высотой 1,2 м.;

- деревянные конструкции выставочного оформления не обработаны огнезащитным составом;

- не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация во всех помещениях;

- отсутствуют световые табло «ВЫХОД» и звуковое оповещение на случай возникновения пожара;

- не предоставлен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

- отделка стен на путях эвакуации (коридор) выполнена из горючего материала (масляная краска);

- не представлен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

- отделка стен на путях эвакуации (коридор) выполнена из горючего материала (масляная краска);

- отсутствуют знаки пожарной безопасности «при пожаре звонить 01», «ответственный за противопожарное состояние»;

- электрические щитки не промаркированы знаками безопасности;

- эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренные конструкцией светильника;

- прожектора установлены на расстоянии менее 0,5 метра от горючих конструкций и материалов построек;

- эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

- токоведущий провод двигателя циркулярной пилы не закреплен и проложен по горючему основанию;

- отсутствует пирс с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- не установлены сертифицированные противопожарные двери с пределом огнестойкости 0,6 часа в помещениях цокольного этажа (электрощитовая, венткамера, склад);

- не обработано огнезащитным составом, в полном объеме, выставочное оформление и драпировка экспозиционных залах;

- отсутствует второй эвакуационный выход из помещения второго этажа;

- отсутствует второй эвакуационный выход из помещения фойе первого этажа.

Упомянутые нарушения Учреждением всех выше перечисленных норм права подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении.

Следовательно, действия заявителя квалифицированы административным органом верно по ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Следовательно, позиция заявителя апелляционной жалобы о недоказанности вины Учреждения в совершенном правонарушении, в том числе по причине ненадлежащего финансирования, несостоятельна в правовом отношении. 

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае материалами дела (Актом проверки, протоколом об административном правонарушении) подтверждается, что музей не принял всех зависящих от него мер к соблюдению требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а так же нарушило иные требования пожарной безопасности.

Надлежащих доказательств обратного Учреждением ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния заявителя по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях музея составов этих административных правонарушений.

Нарушений порядка привлечения Учреждения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявитель был извещен заблаговременно.

О времени и месте рассмотрения административного дела Учреждение было также извещено надлежащим образом и заблаговременно.

Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа, то есть требования статей 23.60 и 28.3 КоАП РФ соблюдены. 

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. 

Мера наказания (административного штрафа) определена Учреждению административным органом с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 этого Кодекса.

Относительно довода заявителя о возможности освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

По смыслу статьи 20.4 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок по исполнению требований пожарной безопасности, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае совершенные правонарушения не могут быть признаны малозначительными.

Иные доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, построены на неправильном толковании норм действующего законодательства и по существу не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения события и состава вмененного ему административного правонарушения.

При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2012 года по делу № А19-11177/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2012 года по делу № А19-11177/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий  судья                                                          Д. Н. Рылов

Судьи                                                                                                    Е. В. Желтоухов

                                                                                                               В. А. Сидоренко