[A1]
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-4632/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года. Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-Снаб» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 августа 2022 года по делу № А58-4632/2022,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирь-Снаб» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ООО «Сибирь-Снаб», общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 августа 2022 года по делу № А58-4632/2022 заявленные требования удовлетворены. Общество с
[A2] ограниченной ответственностью «Сибирь-Снаб» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе и дополнении к жалобе.
Апеллянт указывает, что суд неверно определил проводимое ООО «Сибирь-Снаб» стимулирующее мероприятие с рекламными целями в качестве лотереи. Проводимая рекламная акция относится к стимулирующему мероприятию, а не к лотерее, постольку действия общества регулируются нормами Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 «О рекламе», а не нормами Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138- ФЗ «О лотереях». Судом первой инстанции не дана оценка установленному административным органом факту организации розыгрыша сопровождавшегося продажей календарей «Харысхал» и других товаров с национальным колоритом. Апеллянт указывает, что факт распространения обществом лотерейных билетов через торговые прилавки без решения Правительства Российской Федерации подтверждается лишь актом проверки налогового органа от 29.12.2021 и протоколом от 16.02.2022, которые содержат субъективные оценочные суждения налогового инспектора и надлежащими доказательствами по делу не могут быть признаны.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 08.09.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
[A3] Как следует из материалов дела, ООО «Сибирь-Снаб» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.01.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) за основным государственным номером 1161447050236. Основным видом деятельности общества является «41.20 Строительство жилых и нежилых зданий».
контракт с оператором лотереи;
утверждённое положение или иной утвержденный документ, содержащий условия проведения розыгрыша призов «Орогой»;
договора с изготовителем лотерейных билетов;
договора с распространителями лотерейных билетов;
договор на трансляцию итогов розыгрыша;
договора об открытии расчетного счета в банках;
сведения о поставщиках призов розыгрыша «Орогой»;
договоры, акты приемки-передачи (иные документы, подтверждающие приобретение призов);
список призов;
решение Правительства Российской Федерации о проведении лотереи, розыгрыша призов «Орогой»;
[A4] книгу учета доходов и расходов за 2021-2022 год.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Сибирь-Снаб» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к
[A5] административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с подпунктом 84 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.27 Кодекса, уполномочены составлять должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей.
В соответствии с подпунктом 5.3.10 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, а также пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2012 № 913, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за проведением лотерей является Федеральная налоговая служба.
Согласно Перечню должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом ФНС России от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@, протоколы об административном правонарушении в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня уполномочен составлять государственный налоговый инспектор.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 16.02.2022 № 14002201700055700002 составлен уполномоченным на совершение таких процессуальных действий должностным лицом.
Каких-либо нарушений со стороны административного органа требований статей 23.50, 25.1, 25.4, 25.15, 28.2 и 28.3 КоАП РФ судами не установлено, реализация предусмотренных законом прав обществу была обеспечена в полной мере.
Частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления.
[A6] Объективная сторона вменяемого правонарушения ООО «Сибирь-Снаб» состоит в проведении лотереи без полученного в установленном порядке разрешения.
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», устанавливающий также обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
В соответствии со статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации лотереи отнесены к основанным на риске играм.
Исходя из основных понятий, используемых в статье 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»:
лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 1);
проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 8).
Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» установлено, что виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения и территории ее проведения (часть 1).
Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную и бестиражную.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов.
[A7] Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи.
Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи.
Для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи не допускается использование одновременно более одной единицы лотерейного оборудования.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии (часть 2).
Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную и всероссийскую государственную.
Международная лотерея - лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию Российской Федерации, на основании международного договора Российской Федерации.
Всероссийская государственная лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации (часть 4).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» осуществляемое Российской Федерацией государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает в себя: принятие Правительством Российской Федерации решений о проведении лотерей; издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей; ведение единого реестра лотерейных терминалов; осуществление федерального государственного надзора за проведением лотерей; установление форм и сроков представления отчетности о лотереях; установление обязательных нормативов лотереи.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» установлено, что разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
[A8] Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» организаторами лотерей на основании решения Правительства Российской Федерации являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта; 2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Порядок представления федеральными органами исполнительной власти, указанными в части 1 настоящей статьи, документов, на основании которых принимается решение о проведении лотереи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 13 Закона о лотереях).
Срок проведения лотереи составляет пятнадцать лет с возможностью его продления Правительством Российской Федерации по инициативе организатора лотереи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Началом проведения лотереи считается дата принятия решения Правительством Российской Федерации о проведении лотереи (часть 2 статьи 13 Закона о лотереях).
Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; 2) сопоставлении выявленной участником бестиражной лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными
[A9] документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку налоговым органом установлено совершение действий по проведению обществом 14.01.2022 лотереи (в том числе, распространение лотерейных билетов за деньги, без предоставления товаров и услуг, содержание рекламы, размещенной на страницах других пользователей социальной сети Инстаграм и в других средствах массовой информации (ТВ и радио)) в отсутствие решения Правительства Российской Федерации о проведении лотереи и в нарушение требований, установленных статьями 4, 13 Закона о лотереях, постольку, в данном случае материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения.
Согласно статье 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Таким образом, в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).
В рассматриваемом случае факт распространения обществом лотерейных билетов через торговые прилавки, а соответственно, проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации подтверждается актом проверки налогового органа от 29.12.2021 и протоколом от 16.02.2022 об административном правонарушении, в связи с чем доводы заявителя жалобы отклоняются как необоснованные.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что совокупное восприятие информации дает основание полагать, что организатором проводится розыгрыш призов не с целью рекламы, а основная цель проведения розыгрыша связана с получением доходов от реализации проданных лотерейных билетов, в связи с чем, указанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за
[A10] которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
Вопреки утверждению общества, акт проверки с учетом положений статей 67, 68, 71 АПК РФ является относимым, допустимым и достоверным доказательством, отраженные в нем сведения подтверждаются иными доказательствами.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина общества полностью подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, является установленным.
Годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.
Исключительных обстоятельств для признания допущенного обществом правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ арбитражным судами также не установлено.
Учитывая, что решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.09.2021 по делу № А58-4571/2021 ООО «Сибирь-Снаб» уже было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предупреждение в соответствии с положениями статьи 3.4 КоАП РФ не может быть назначено.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Сибирь-Снаб» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией «Микропредприятие» с 10.08.2019.
[A11] Санкция части 1 статьи 14.27 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы.
То есть санкцией, указанной статьи, не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с чем, подлежит применению часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, предусматривающая назначение административного штрафа в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
С учетом изложенного в рассматриваемом конкретном случае, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о назначении ООО «Сибирь-Снаб» административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.27 КоАП РФ, в размере 125 000 рублей.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
[A12] По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 августа 2022 года по делу № А58-4632/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Н.В. Ломако
О.П. Антонова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 15.12.2021 22:02:04
Кому выдана ЛОМАКО НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 09.12.2021 22:26:42
Кому выдана Басаев Даниил Валерианович
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 13.12.2021 21:48:47
Кому выдана АНТОНОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА