ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4668/2021 от 19.10.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А78-4399/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,

при участии в судебном заседании представителей Министерства образования и науки Забайкальского краяФИО1 (доверенность от 27.04.2021), Администрации городского округа «Город Чита» ФИО2 (доверенность от 18.12.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 июля 2021 года по делу № А78-4399/201,

установил:

Министерство образования и науки Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к       Администрации городского округа «Город Чита (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ответчик, администрация) о взыскании средств субсидии, предоставленных по соглашению от 29.07.2019 №76701000-1-2019-016 (с учетом дополнительных соглашений) в сумме 3 062 856,06 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - Комитет градостроительной политики), Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №101» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - МБДОУ «Детский сад №101»).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 09 июля 2021 года по делу № А78-4399/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт указал, что Министерство не ссылается на нецелевое и неэффективное использование субсидии ответчиком. Иск связан с неисполнением условия соглашения, а именно достижения целевых показателей к 2020 году, что влечет в соответствии со ст. 19 Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 225, обращение Министерства образования и науки Забайкальского края в суд о взыскании средств субсидии. Полагает, что Администрацией городского округа «Город Чита» нарушен срок исполнения обязательства: в срок до 31 декабря 2020 года не было достигнуто значение результатов регионального проекта, а именно не созданы (путем строительства) 36 дополнительных мест для детей в возрасте от полутора до трех лет в МДОУ №101 <...> мкр., д. 36. В указанный срок разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Администрацией городского округа «Город Чита» Министерству не представлено, что ответчиком не оспаривалось. Указанное разрешение было получено лишь 16 апреля 2021 года, что является существенным нарушением ответчиком обязательства.

Комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» и Администрация в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласились.

Определением суда от 10.09.2021 года время судебного заседания изменено на 09 часов 55 минут 19 октября 2021 года.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 20.08.2021, 11.09.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Комитет градостроительной политики администрации ГО «Город Чита», Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №101» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, заслушав пояснения представителей министерства и администрации,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком 29.07.2019 заключено Соглашение №76701000-1-2019-016 о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в 2019-2021 годах (далее - Соглашение).

Данным Соглашением бюджету городского округа «Город Чита» предоставляется субсидия в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минобразования Забайкальского края как получателю средств бюджета субъекта РФ в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного образования» государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 №225 (далее - Постановление №225).

Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что предоставление субсидии осуществляется в целях достижения регионального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» согласно приложениям №1 и №2.

Приложением №1 к Соглашению определено значение результатов регионального проекта в виде создания дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с учетом приоритетности региональных программ субъектов РФ, в том числе входящих в состав Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, с установлением их количественного показателя - 388 единиц и дат их достижения - до 31.12.2020 (в части 72 мест) и конечного результата – до 31.12.2021 (в части 316 мест).

Согласно приложению №2 определен перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия - создание в муниципальном образовании город Чита условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования детей в возрасте до трех лет (обеспечение содействия занятости женщин - создание условий дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет).

При этом согласно дополнительным соглашениям от 04.10.2019 №76701000-1-2019-016/1, от 25.12.2019 №76701000-1-2019-016/2 приложения №1 и №2 изложены в новых редакциях, содержащих значения результатов регионального проекта с установлением их количественного показателя - 388 мест с датой их достижения - до 31.12.2020 и конечного результата - до 31.12.2021, с отражением направления инвестирования - приобретение дополнительных мест, в том числе в отношении МБДОУ «Детский сад №101», в объеме средств субсидии на 2020 год из бюджета субъекта РФ на сумму 30 195 000 руб.

Дополнительным соглашением от 29.04.2020 №76701000-1-2019-016/4 приложение №2 изложено в редакции приложения №1 к Соглашению с указанием на объем субсидирования в целях приобретения дополнительных мест в МБДОУ «Детский сад №101» за счет средств бюджета субъекта РФ в размере 30 689 923,15 руб.

Согласно дополнительному соглашению от 14.10.2019 №76701000-1-2019-016/5 приложения №1 и №2 изложены в новых редакциях, содержащих значения результатов регионального проекта с установлением их количественного показателя - 448 мест с датой их достижения - до 31.12.2020 (в части 388 мест) и конечного результата - до 31.12.2021 (в части 448 мест), с отражением направления инвестирования - строительство дополнительных мест, в том числе в отношении МБДОУ «Детский сад №101 », в объеме средств субсидии на 2020 год из бюджета субъекта РФ на сумму 30 689 923,15 руб.

В соответствии с дополнительным соглашением от 19.02.2021 №76701000-1-2019¬016/6 приложение №2 изложено в редакции, содержащей указание на создание дополнительных мест, в том числе в отношении МБДОУ «Детский сад №101 », в объеме средств субсидии на 2020 год из бюджета субъекта РФ на сумму 30 689 923,14 руб.

Из дополнительного соглашения от 09.03.2021 №76701000-1-2019-016/7 следует, что приложение №2 изложено в редакции приложения №1 к Соглашению с указанием на объем субсидирования в целях создания 36 дополнительных мест в МБДОУ «Детский сад №101» за счет средств бюджета субъекта РФ в 2020 году в размере 30 689 923,14 руб.

Выпиской из сводной бюджетной росписи бюджета городского округа «Город Чита» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов и расходными расписаниями от 19.08.2020 №026/012, от 11.11.2020 №026/39, от 10.12.2020 №026/009, от 16.12.2020 №026/013 подтверждается финансирование ответчика в объеме 30 689 923,15 руб. средств субсидии из бюджета Забайкальского края на мероприятие по созданию дополнительных мест для детей от 1,5 до 3 лет в МБДОУ «Детский сад №101».

Между тем, согласно требованию о добровольном возврате средств субсидии от 19.02.2021 №1538 (далее - требование №1538) в связи с не достижением результата использования субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, подтвержденного отчетом ответчика по состоянию на 01.01.2021, истец предложил ему в течение 20 рабочих дней с даты получения требования перечислить на счет Минобразования Забайкальского края средства субсидии в объеме средств, рассчитанных в соответствии с пунктом 15 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Забайкальского края местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.02.2017 №29 (далее - Правила №29).

Ввиду оставления ответчиком такого требования без исполнения, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований.

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В пункте 2 указанной статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 5 статьи 78 БК РФ).

Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 78 БК РФ порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым названного пункта.

Таким образом, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства.

Постановлением №225 утверждена государственная программа Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы» в рамках которой подпрограммой развития дошкольного образования согласно паспорту предусмотрена реализация, в том числе, в течение 2016 - 2025 годов этапа стабильного развития региональной системы дошкольного образования с установлением ожидаемых значений показателей конечных результатов реализации такой подпрограммы.

Согласно утвержденному Постановлением №225 Порядку предоставления и распределения субсидий из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, субсидии предоставляются Минобразования Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований в целях реализации одного или нескольких мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования: строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций, а также для оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в рамках реализации мероприятий (пункты 2, 3).

В силу пунктов 8, 10, 11, 12 указанного Порядка предоставление субсидии бюджету муниципального образования осуществляется на основании Соглашения, которое заключается в соответствии с типовой формой соглашения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Результатом использования субсидии является создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минобразования Забайкальского края на основе результата, указанного в пункте 10 настоящего Порядка.

Органы местного самоуправления муниципальных образований размещают в системе «Электронный бюджет» отчетность по формам и в сроки, установленные в соглашениях (в данном случае - не позднее 20 января, следующего за годом, в котором была получена субсидия (пункт 4.3.4 Соглашения в части достижения значений результатов регионального проекта)).

Согласно пункту 18 приведенного Порядка в целях возврата средств субсидии, полученных с нарушением условий, порядка их предоставления или целей использования, Минобразования Забайкальского края в течение 15 рабочих дней с даты установления указанных фактов выставляет муниципальному образованию требование о добровольном возврате средств субсидии. Муниципальное образование в течение 20 рабочих дней с даты получения требования перечисляет средства субсидии на счет Министерства.

В случае неперечисления муниципальным образованием средств субсидии в сроки, установленные пунктом 18 настоящего Порядка, указанные средства взыскиваются Министерством в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (пункт 19).

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно строке 19 результатов использования субсидий приложения к Порядку в отношении МБДОУ «Детский сад №101» (<...>) результатом использования субсидий из бюджета Забайкальского края должно было явиться создание городским округом 36 дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет с окончанием реализации мероприятия в 2020 году.

Приложением №1 к Соглашению (с учетом дополнительных соглашений) сторонами определено значение результатов регионального проекта путем создания (строительства) дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в количестве 36 единиц и дат их достижения - до 31.12.2020 и конечного результата – до 31.12.2021 с направлением инвестирования строительства на 2020 год в виде средств бюджета субъекта РФ в размере 30 689 923,15 руб.

07.09.2020 Комитетом градостроительной политики (КГП) как лицом, на которое со стороны муниципалитета возложены функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения, и уполномоченным на осуществление взаимодействия с Минобразования Забайкальского края (пункт 6.1.1 Соглашения), был заключен муниципальный контракт №24-ЭА/2020 на выполнение работ по строительству здания (пристройки к зданию) дошкольной образовательной организации в г. Чите №101, расположенного по адресу: <...> (далее - контракт).

Цена контракта составляет 35 711 772,51 руб. (с учетом дополнительного соглашения №6 от 24.12.2020) и включает в себя все расходы, генерального подрядчика, необходимые для осуществления обязательств по контракту, в том числе: стоимость материалов, доставка материалов, их разгрузка и складирование, выполнение работ. погрузка и вывоз мусора, расходы на исполнение гарантийных обязательств, по временной эксплуатации объекта и изготовление технической документации, все предусмотренные законодательством РФ налоги, сборы и другие обязательные платежи, иные расходы по контракту (пункты 2.1, 2.2 контракта).

Сроки выполнения работ определены графиком выполнения работ, изменение которых не допускается, за исключением случаев, предусмотренных разделом 12 контракта и Федеральным законом о контрактной системе (пункты 4.1, 4.2 контракта).

В соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение №2 к контракту) срок выполнения работ по строительству здания (пристройке к зданию) и окончательный срок выполнения работ по контракту установлен до 20.12.2020.

Актами приемки и экспертизы результатов исполнения контракта от 13.11.2020, от 14.12.2020, от 28.12.2020 и от 29.12.2020 по итогам проведенных осмотров осуществлена приемка выполненных работ по строительству здания (пристройки к зданию).

Платежными поручениями №165880 и № 165881 от 13.11.2020, №188778 и №188784 от 14.12.2020, №193377 от 21.12.2020, №202229 и №201931 от 28.12.2020. №204346 от 29.12.2020 заказчиком по контракту произведено перечисление денежных средств подрядчику в объеме 35 711 772,51 руб.

Согласно данным, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок (далее ЕИС в сфере закупок) zakupki.gov.ru по состоянию на 29.12.2020 за номером 3753615839120000026, зафиксировано завершение исполнения контракта на выполнение работ по строительству здания (пристройки к зданию) дошкольной образовательной организации в г. Чите №101, расположенного по адресу: <...> в сумме 35 711 772.51 руб.

Между тем, из отчёта ответчика о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 следует, что им к 31.12.2020 не создано 36 дополнительных мест в дошкольной организации для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (при плановом показателе 252 единицы фактический показатель отражен как 216 единиц) по причине неполучения к указанной дате разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

При этом разрешение на ввод этого объекта в эксплуатацию №92-RU92303000-28- 2021 выдано Администрацией городского округа «Город Чита» 16.04.2021.

Данное обстоятельство расценено истцом как нарушение ответчиком пункта 4.3.3 Соглашения, повлекшее предъявление требования №1538 о возврате средств из бюджета муниципального образования в бюджет Забайкальского края, объем которых согласно представленному в материалы дела расчету составил 3 068 992,31 руб. применительно к пункту 15 Правил №29, в силу которого в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части достижения результатов использования субсидий, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Забайкальского края в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии (возврата), рассчитывается по установленной формуле.

Судебная коллегия полагает законными и обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для возврата ответчиком истребуемой субсидии.

Закрепленный статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 1 статьи 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Согласно пункту 4.3.3 Соглашения муниципалитет обязался обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением №1 к Соглашению, а именно - создать в 2020 году 36 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в МБДОУ «Детский сад №101».

Как установлено судом и следует из материалов дела, фактическое наличие законченного строительством объекта, который был принят заказчиком его строительства по ранее указанным актам и с учетом информации на сайте госзакупок в рамках исполнения муниципального контракта №24-ЭА/2020 от 07.09.2020, свидетельствует о достигнутом результате работ по контракту к 31.12.2020, однако согласно отчету администрации по состоянию на 01.01.2021 без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (которое получено 16.04.2021), воспринимается как отсутствие необходимого результата по Соглашению к 31.12.2020.

По смыслу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).

В силу части 2 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что без указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нельзя считать созданными путем строительства дополнительные места в дошкольном образовательном учреждении.

Между тем, недостижение ответчиком к 31.12.2020 показателя результативности использования субсидии не должно влечь в рассматриваемом случае применение к нему меры ответственности, поскольку наряду с указанным сроком в приложении №1 к Соглашению установлена также дата достижения конечного результата регионального проекта - 31.12.2021, к которой администрацией соответствующие показатели реализованы.

Более того, из буквального содержания пункта 4.3.3 Соглашения следует, что ответчик должен обеспечивать значение результатов регионального проекта в соответствии с приложением №1 к Соглашению, которым определен и конечный срок его достижения.

В соответствии с позицией, выраженной в пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Материалами дела не подтверждается, что выделенные ответчику денежные средства в виде субсидии использовались неэффективно, и в ходе судебного разбирательства истцом об этом не заявлено, а напротив, им было указано, что основанием предъявленного требования явилось исключительно необеспечение администрацией достижения значений результатов регионального проекта в 2020 году.

Судом правомерно принято во внимание то обстоятельство, что заключение контракта на строительство объекта Комитетом градостроительной политики (КГП) только 07.09.2020 было обусловлено изменением Соглашения в части направления инвестирования регионального проекта по отношению к МБДОУ «Детский сад №101» с первоначального приобретения дополнительных мест на последующее их строительство, при котором впервые поступившие в 2019 году ответчику денежные средства на цели приобретения таких мест в объеме 28 907 923,15 руб. были изъяты с учетом изменения основания их выделения, а последующее финансирование на цели строительства дополнительных мест в указанном дошкольном образовательном учреждении в приведенном объеме произведено только в августе 2020 года согласно справке-уведомлению №480 об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2020 год и справке-уведомлению №509 об изменении бюджетных ассигнований.

При этом Комитетом градостроительной политики (КГП) в целях изначального исполнения обязательства по Соглашению, направленного именно на приобретение объекта недвижимости, 23.10.2019 заключался контракт №121-ЭА/2019, в последующем расторгнутый по соглашению сторон с целью недопущения последствий выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок по итогу проведенной внеплановой проверки ФАС России, о чем свидетельствуют представленные ответчиком сведения из ЕИС в сфере закупок с содержащейся в них информацией о прекращении исполнения указанного контракта по приобретению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, созданного в будущем, для размещения ДОО №101 на сумму 31 000 000 руб. (№3753615839119000055).

Кроме того, Соглашение от 29.07.2019 неоднократно претерпевало редактирование (начиная с 04.10.2019 вплоть до 09.03.2021) и в составе приложений №1 и №2 систематически меняло значение результатов (с 72 единиц к 31.12.2020 и 316 единиц к 31.12.2021 до 388 единиц к 31.12.2020 и конечного результата к 31.12.2021, а также до 388 единиц к 31.12.2020 и до 448 единиц как конечного результата к 31.12.2021), и наличие такого объекта строительства как МБДОУ «Детский сад №101» с созданием 36 дополнительных мест в Соглашении возникло не в момент его заключения 29.07.2019, а лишь 04.10.2019 согласно дополнительному соглашению к нему №76701000-1-2019-016/1, что предопределило объективную сдвижку в сроках реализации регионального проекта на 2 месяца в части этого объекта.

При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции об активном принятии ответчиком мер, направленных на достижение результата по Соглашению к установленным срокам при наличии объективных причин, не позволивших ему представить отчет по состоянию на 01.01.2021, который бы содержал указание на достижение результата 31.12.2020, основаны на полном и всестороннем исследовании и оценке представленных в материал дела доказательств при правильном применении норм материального права.

Требование о возврате фактически освоенной субсидии при отсутствии доказательств недобросовестного поведения администрации не отвечает принципу эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также целям создания благоприятных условий реализации региональной программы на территории Забайкальского края.

Само по себе недостижение ответчиком значений результата регионального проекта в 2020 году при установленной в приложении №1 к Соглашению дате его конечного достижения - 31.12.2021 с учетом установленных обстоятельств не привело к неправомерному использованию денежных средств ответчиком.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 июля 2021 года по делу № А78-4399/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           В.А. Сидоренко

                                                                                                           Е.О. Никифорюк