ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-17935/2018
«3» октября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вихоревский РКЦ» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2019 года по делу № А19-17935/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Вихоревский РКЦ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, ООО «Вихоревский РКЦ») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - служба, заинтересованное лицо) № 761/18 от 30.05.2018, № 1401/18 от 07.08.2018, выданного по результатам проведения внепланового мероприятия по региональному государственному жилищному надзору.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2019 года по делу № А19-17935/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что условие договора управления многоквартирным домом об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в связи с изменением уровня инфляции допустимо в том случае, когда для названного изменения принимаются во внимание данные об уровне инфляции, опубликованные в официальных открытых источниках, и такие данные не зависят от усмотрения управляющей организации. Кроме того, утверждает, что сообщил в службу о невозможности внести изменение в договоры управления, а также пересчитал плату по состоянию на 30.07.2018 г. Перерасчет осуществляется на конец месяца, с учетом получения предписания 761/18 в июле, перерасчет произведен июлем 2018 г., объективной возможности представить в службу доказательства исполнения предписания в части перерасчета размера платы до 30.07.2018 г. у заявителя не было, в противном случае предполагалось бы, что срок исполнения предписания установлен службой с учетом почтовой доставки подтверждения в адрес службы, что необоснованно.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.08.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № 761-срп от 07.05.2018 г., должностным лицом Службы государственного жилищного надзора Иркутской области в период с 08.05.2018 по 05.06.2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Вихоревский РКЦ» с целью проверки информации, содержащейся в обращениях граждан поступивших 06.04.2018 г. вх.№ 04-86-5879/18, № 04-86-5880/18 о фактах нарушения лицензионных требований, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, выразившихся в нарушении условий договора управления, а именно в части нарушения при начислении платы (проведение индексации) за содержание общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <...>, <...>.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, общество в одностороннем порядке без утверждения собственниками помещений в период с февраля 2017 года по апрель 2018 года увеличило тариф на содержание общего имущества жилья и управление МКД.
По итогам надзорных мероприятий составлен акт проверки лицензионных требований от 30.05.2018 г. № 761/18, в котором приведен ряд обнаруженных в результате проверки нарушений.
На основании результатов проверки, изложенных в акте от 30.05.2018 г. № 761/18, советником отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги службы государственного жилищного надзора Иркутской области издано предписание от 30.05.2018 № 761/18. Данным предписанием обществу с ограниченной ответственностью «Вихоревский РКЦ» указано на необходимость устранить в срок до 30.07.2018 г. обнаруженные в ходе проверки нарушения:
1. привести пункт 6.1.2 договора управления № 21, № 42 в соответствии с требованиями части 7 статьи 156 ЖК РФ. Предоставить документы подтверждающие исполнение мероприятий по настоящему пункту в установленный срок.
2. произвести перерасчет начисления платы за услуги по содержанию общего имущества за период с февраля 2017 по апрель 2018 года, а так же производить начисление платы в соответствие с тарифами принятыми общим собранием собственников помещений МКД № 21, МКД № 42 от 03.06.2015 года. Предоставить документы подтверждающие исполнение мероприятий по настоящему пункту в установленный срок.
С целью проверки ранее выданного предписания от 30.05.2018 № 761/18 на основании распоряжения заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 27.07.2018 г. № 1401-срп должностными лицами надзорного органа проведена проверка выполнения обществом с ограниченной ответственностью «Вихоревский РКЦ» требований предписания от 30.05.2018 № 761/18 по устранению нарушений.
По результатам надзорных мероприятий службой составлен акт от 07.08.2018 № 1401/18 , согласно которому в установленный срок до 30.05.2018 требования предписания от 30.05.2018 г. № 761/18 не исполнено.
По факту невыполнения в установленный срок предписания службы от 30.05.2018 г. № 761/18, советником отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги службы государственного жилищного надзора Иркутской области издано предписание от 07.08.2018 № 1401/18 об устранении нарушений лицензионных требований. Данным предписанием обществу с ограниченной ответственностью «Вихоревский РКЦ» указано на необходимость устранить в срок до 09.10.2018 г. обнаруженные в ходе проверки нарушения:
1. произвести перерасчет начисления платы за услуги по содержанию общего имущества за период с 1 февраля 2017 по 31 июля 2018 года в соответствии с тарифами принятыми общим собранием собственников помещений МКД № 21, МКД № 42 от 03.06.2015 года и изложенных в Приложении № 9 к Договору управления МКД № 21, МКД № 42 от 11.06.2015 года - утверждён тариф: на содержание общего имущества - 26,60 руб./м2.
2 привести пункт 6.1.2 договора управления № 21, № 42 в соответствии с требованиями части 7 статьи 156 ЖК РФ. Предоставить документы подтверждающие исполнение предписания.
Полагая, что вышеуказанные предписания надзорного органа не соответствуют требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по выполнению содержащихся в предписании требований, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании пункта 1 постановления правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 594-пп «О реорганизации службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области», Служба государственного жилищного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю.
Частями 1-3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований.
На территории Иркутской области органом государственного жилищного надзора является Служба государственного жилищного надзора Иркутской области (Положение о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 594-пп).
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона № 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Согласно статье 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения № 761-срп от 07.05.2018 г. внеплановые выездные мероприятия по региональному государственному жилищному надзору проведены службой в отношении ООО «Вихоревский РКЦ» по соблюдению управляющей организацией лицензионных требований по управлению МКД предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в части нарушения правил содержания общего имущества при начислении платы за содержание жилого помещения по адресам: <...>, <...> в связи с поступившими обращениями от 06.04.2018 № 04-86-5879/18, № 04-86-5880/18.
В силу решений общих собраний собственников многоквартирного дома № 42, расположенного по адресу: <...> и многоквартирного дома № 21, расположенного по адресу: <...> согласно с протоколами общего собрания помещений многоквартирного дома № 42, дома № 21 от 03.06.2015 года, утверждены договоры управления МКД №42 и МКД № 21 от 11.06.2015 года, согласно которым Управляющей организацией выбрано ООО «Вихоревский РКЦ».
Таким образом, с 11.06.2015 г. ООО «Вихоревский РКЦ» осуществляет управление многоквартирными домами № 42 и № 21.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно Правилам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в том числе организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, - оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (пп. «ж» п. 4 Правил).
Статьей 4 ЖК РФ установлено, что правоотношения по содержанию и ремонту жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
На основании части 7 статьи 156 ЖК РФ размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила, Правила № 491).
В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 31 Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
В силу части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации возможности в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 17 постановления Пленума от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (ч. 7 ст. 156, ч. 1, 2, 3 и 8 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 432, ст. 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, который находится под управлением управляющей организации, по общему правилу определяется на общем собрании собственниками помещений.
Из материалов дела следует, что согласно протоколам общих собраний собственников помещений по МКД № 42, МКД № 21 от 03.06.2015, приняты решения об утверждении стоимости и видов работ по текущему ремонту и содержанию общего имущества МКД, стоимость услуг и работ по управлению многоквартирным домом согласно приложению № 4 к договору управления многоквартирным домом, в размере 18,59 рублей.
Согласно пункту 6.1.1 указанных Договоров управления, утвержденных собственниками на собрании размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается для собственников жилых и нежилых помещений в каждом году действия договора соразмерно планово-договорной стоимости работ и услуг, предусмотренных в Перечне работ, услуг в соответствующем году действия Договора, в расчете на 1 м2 общей площади помещений в месяц.
В силу пункта 6.1.2 Договоров управления размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный на первый год действия Договора, указан в Перечне работ, услуг (раздел 3 Приложения № 9 к Договору), на каждый последующий год действия Договора, начиная со второго, рассчитывается Управляющей организацией в разделе 3 Перечне работ, услуг в соответствующем году действия Договора, составляемом в порядке, указанном в п. 4.1.3 Договора, и доводится Управляющей организацией до сведения потребителей. Установление размера платы в указанном порядке не требует принятия общим собранием собственников дополнительного решения о размере платы в каждом году действия Договора.
Кроме того, на основании пункта 5.4 Договоров управления планово-договорная стоимость работ, услуг, включенных в перечень работ, услуг, на каждый год действия Договора определяется на дату заключения договора в разделах 1 и 2 Перечня работ, услуг, приведенных в Приложении 9 к договору. Во второй и последующие годы действия Договора такая стоимость ежегодно индексируется на уровень инфляции, который устанавливается на каждый предстоящий год при утверждении федерального бюджета на соответствующий финансовый год или на индекс потребительских цен, рассчитываемый Госкомстатом России за каждый предыдущий год в целом по РФ отдельно по группе услуг «жилищно-коммунальные услуги» или на индекс, рассчитываемый на основании совокупности указанных индексов, но не менее индекса роста платы, согласованный Сторонами Договора в размере 1,1. Информация о размере проиндексированной в указанном порядке планово-договорная стоимость работ, услуг на соответствующий год действия договора (в годовой величине в целом по дому и в расчете на 1м2 в месяц) доводится Управляющей организацией до сведения собственников и пользователей помещений.
При проведении проверки по жалобам собственников службой установлено, что обществом произведена индексация платежей без принятия такого решения собственниками.
При анализе предоставленных заявителем платежных документов по состоянию на 1 мая 2018 года:
по жилому помещению № 54 МКД № 21, <...> установлено превышение выставляемого тарифа на содержание общего имущества жилья за период с февраля 2017 года по апрель 2018 года на 1, 46 руб. м2, по отношению к тарифу принятым Протоколом общего собрания собственников помещений МКД № 21 от 03.06.2015 года и изложенного в Приложении № 9 к Договору управления МКД № 21;
по жилому помещению № 36 МКД № 42, <...> установлено превышение выставляемого тарифа на содержание общего имущества жилья за период с февраля 2017 года по апрель 2018 года на 1, 46 руб. м2, по отношению к тарифу принятым Протоколом общего собрания собственников помещений МКД № 42 от 03.06.2015 года и изложенного в Приложении № 9 к Договору управления МКД № 42.
Общество в обоснование правомерности своих действий по одностороннему изменению размера платы ссылается на положения пунктов 6.1.1-6.1.2 и 5.4 договора управления, утвержденного собственниками на собрании, которыми предусмотрено право управляющей организации во второй и последующие годы действия договора индексировать уровень инфляции, размера платы за содержание и ремонт общего имущества, который устанавливается на каждый предстоящий год при утверждении федерального бюджета на соответствующий финансовый год или на индекс потребительских цен, рассчитываемый Госкомстатом России за каждый предыдущий год в целом по РФ отдельно по группе услуг «жилищно-коммунальные услуги» или на индекс, рассчитываемый на основании совокупности указанных индексов, но не менее индекса роста платы, согласованный Сторонами Договора в размере 1,1. Так же ссылается, что установление размера платы в указанном порядке не требует принятия общим собранием собственников дополнительного решения о размере платы в каждом году действия Договора.
По мнению апеллянта, данными пунктами предусмотрено не увеличение размера платы за жилое помещение в одностороннем порядке, а ее индексация исходя из роста потребительских цен, инфляции с целью поддержания уровня услуг на установленном уровне. Собственники помещений МКД № 21, № 42 реализовали свое право и приняли решение об утверждении условий договоров управления, согласно условиям которого указан размер платы за содержание и ремонт, а так же возможность ежегодной индексации размера платы с учетом уровня инфляции, исходя из индекса потребительских цен за предшествующий год, рассчитанный государственными органами статистики РФ. Указанные условия договора согласованы сторонами и не противоречат законодательства РФ.
Указанные доводы нельзя признать правомерными по следующим мотивам.
Пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ установлен порядок определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений.
Таким образом, предусмотрены различные способы определения цены договора и размера платы.
В соответствии с пунктом 5.1 договора плата за содержание и ремонт общего имущества устанавливается для собственников на каждый год действия договора. Исходя из буквального толкования пункта 5.2 договора управления, общество на каждый последующий год без согласия собственников помещений многоквартирных домов в одностороннем порядке определяет размер платы с учетом индексации планово договорной стоимости работ и услуг и доводит ее до сведений собственников путем размещения на информационных досках в подъездах дома.
Из протоколов общих собраний собственников, проведенных в 2015 г. при утверждении размера платы следует, что собственниками помещений такое полномочие по изменению размера платы в последующие годы без решения собрания обществу не передавалось.
Таким образом, условие об одностороннем увеличении размера платы противоречит действующему жилищному законодательству и ущемляет права собственников жилых помещений.
Порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме предусмотрен в статье 156 ЖК РФ и устанавливается только на общем собрании собственников помещений. Указанная норма является императивной и не предусматривает отступления от предписанного порядка. Соответственно, стороны не могут, ссылаясь на свободу договора, выбирать иные правила поведения.
Договор управления многоквартирным домом, определяя в пунктах данного договора порядок установления платы за содержание и ремонт общего имущества в доме общим собранием собственников и возможность увеличения тарифа с учетом величины индекса роста потребительских цен на соответствующий год, не предусматривает порядка (методики) ее ежегодной индексации, в том числе возможности ее изменения без принятия собственниками помещений соответствующего решения, поскольку фиксированный размер платы не предусмотрен п.п. 4.2.
В рассматриваемом случае фиксированный размер платы во второй и последующие годы действия договора за содержание и ремонт жилых помещений в договорах не указан, решение об изменении ранее утвержденного размера платы общим собранием собственников не принималось, тариф, установленный органом местного самоуправления на содержание и ремонт жилого фонда согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ обществом также не принимался.
Кроме того, процедура установления и изменения платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме однозначно регламентирована нормами жилищного законодательства, которые имеют приоритет по отношению к нормам гражданского кодекса при регулировании жилищных отношений. Жилищным законодательством не предусматривается право управляющих организаций на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями.
Предусмотренное в договоре управления многоквартирным домом условие о возможности повышения платы за содержание общего имущества на индекс инфляции не освобождает управляющую организацию от обязанности провести общее собрание собственников помещений с целью рассмотрения вопроса об изменении платы, применяемые ее тарифы на оказываемые услуги, изменения, вносимые в перечень работ и услуг, подлежат утверждаю общим собранием собственников.
В определении от 04.04.2019 № 307-ЭС19-2906 Верховный Суд Российской Федерации также подтвердил, что исходя из анализа положений статей 39, 45-48, 156 и 158 ЖК РФ, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. Установление размера платы иным способом противоречит требованиям закона и нарушает права потребителя.
Доказательств принятия собственниками помещений в МКД решения об изменении размера платы за содержание и ремонт заявителем в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание отсутствие доказательств принятия собственниками помещений в МКД на общем собрании решения по вопросу установления порядка определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о применении повышенных тарифов было принято управляющей организацией в одностороннем порядке, что является нарушением требований части 7 статьи 156 ЖК РФ.
Поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами № 491, не предусмотрена возможность повышения размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе путем индексации управляющей организацией по своему усмотрению, в отсутствие решения собрания собственников помещений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии условий договоров управления многоквартирным домом в части возможности одностороннего изменения управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт общего имущества в этом доме специальным нормам жилищного законодательства, а оспариваемые предписания Службы соответствует упомянутым нормам и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя о том, что оспариваемое предписания является неисполнимым, поскольку с 01.06.2018 заявитель не осуществляет управление данными МКД, т.е. не является лицензиатом в отношении данных домов, в подтверждении чего представлены протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 30.04.2018 по МКД № 21 и от 25.04.2018 по МКД № 42, согласно которым собственниками помещений было принято решение о расторжении с 01.06.2018 договора управления с заявителем, судом правильно признан несостоятельным.
Как следует из протоколов внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД № 21 от 30.04.2018 и по МКД № 42 от 25.04.2018 собственниками помещений приняты, решения о расторжении и отказе от исполнения договоров управления с 11.06.2015 г. ООО «Вихоревский РКЦ». В качестве управляющей организации выбрано - ООО УК «Вихоревские коммунальные системы».
Согласно решению службы от 25.09.2018 № 603/1/18 по результатам рассмотрения заявления ООО УК «Вихоревские коммунальные системы» о внесении изменений в реестр многоквартирных домов во внесении в реестр сведений о МКД № 42 и МКД № 21, ООО УК «Вихоревские коммунальные системы» приступает к деятельности по управлению с 01.10.2018 г., а ООО «Вихоревский РКЦ» прекращает деятельность по управлению МКД № 42 и МКД № 21.
При этом, срок исполнения предписания № 761/18 от 30.05.2018 указан - до 30.07.2018. Следовательно, до 30.07.2018 ООО «Вихоревский РКЦ» должно было направить документы во исполнение данного предписания, не дожидаясь выхода службы на проверку исполнения предписания.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
На основании распоряжения от 27.07.2018 № 1401-срп назначена проверка с целью исполнения ранее выданного предписания № 761/18 от 30.05.2018. Срок проверки установлен: с 01.08.2018 по 28.08.2018.
По результатам проведенной проверки, установлено, что предписание ООО «Вихоревский РКЦ» в установленный срок до 30.07.2018 не исполнено, а так же на момент составления акта проверки в службу не представлены платежные документы, свидетельствующие о выполнении перерасчета платы за услугу содержание жилья по МКД № 42 и МКД № 21. Документы о произведенном перерасчете поступили в службу только 20.08.2018, то есть за сроком выдачи повторного предписания.
Довод о том, что проверка была проведена ранее установленного срока, судом первой инстанции обоснованно отклонен с приведением соответствующих мотивов. Так, издание распоряжения 27.07.2018 не свидетельствует о проведении самой проверки ранее срока исполнения предписания № 761/18 от 30.05.2018, то есть до 30.07.2018.
Судом при этом учтено, что документы во исполнении предписания № 761/18 от 30.05.2018 были направлены в службу 07.08.2018, после получения 01.08.2018 распоряжения о проведении проверки.
Таким образом, оспариваемые предписания № 761/18 от 30.05.2018, № 1401/18 от 07.08.2018 приняты Службой государственного жилищного надзора Иркутской области, в соответствии с требованиями законодательства, обоснованно возлагали на ООО «Вихоревский РКЦ» обязанность по устранению выявленных нарушений и соответствовали требованиям действующего законодательства, и не нарушали права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Более того, служба, учитывая, что общество на основании решения от 25.09.2018 № 603/1/18 прекратило деятельность по управлению МКД № 42 и МКД № 21, ввиду чего у общества отсутствует возможность исполнить пункт 1 оспариваемых предписаний в части требования приведения пункта 6.1.2 Договора управления № 21, № 42 в соответствии с требованиями части 7 статьи 156 ЖК РФ, Распоряжением от 30.05.2019 № 118-ф и от 30.05.2019 № 117-ф отменила предписание от 30.05.2018 № 761/18, № 1401/18 от 07.08.2018 в указанной части.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2019 года по делу № А19-17935/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.В. Желтоухов
Е.О. Никифорюк