ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита
25 ноября 2010 года Дело № А78-5517/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «САТП» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 сентября 2010 года по делу № А78-5517/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «САТП» к Государственной экологической инспекции Забайкальского края о признании незаконными и отмене постановления № 10-552 от 17.06.2010 г.,
(суд первой инстанции судья Перевалова Е. А.)
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явился;
от Государственной экологической инспекции Забайкальского края: ФИО1 -представитель по доверенности № 01-32/242 от 03.02.2010 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «САТП» (далее заявитель, ООО «САТП») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной экологической инспекции Забайкальского края (далее административный орган, Экологическая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления № 10-552 от 17.06.2010 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 36 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 г. «Об административных правонарушениях».
Решением суда первой инстанции от 24.09.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном привлечении заявителя к ответственности в связи с наличием в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 36 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 г. «Об административных правонарушениях», указав, что обязанность постановки на учет пункта приема и отгрузки древесины установлена за лицом, ведущим такую деятельность.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «САТП» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что документы, представленные административным органом в подтверждение факта наличия события вменяемого правонарушения, не являются надлежащим доказательством по делу.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель административного органа просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Представитель заявителя в судебное заседание не явился. В соответствии с ч. 3 ст. 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13 ноября 2009 г. из Министерства промышленности и энергетики Забайкальского края в Экологическую инспекцию поступила информация об осуществлении ООО «САТП» деятельность по отгрузке древесины в непереработанном виде с пункта приема отгрузки древесины, расположенного по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, станция Хохотуй. Указанный пункт не зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством Забайкальского края.
По факту выявленного нарушения, должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего извещения юридического лица о дате, времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении № 10-522 от 20.10.2010 г. о нарушении ООО «САТП» п. 1 ст. 2 Закона Забайкальского края № 195-ЗЗК от 01.07.2009 г. «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края», выразившемся в неисполнение требований закона Забайкальского края о постановке пункта приема и отгрузки древесины на учет в уполномоченном исполнительном органе государственной власти Забайкальского края и совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 36 Закона Забайкальского края № 198-ЗЗК от 02.07.2009 «Об административных правонарушениях».
На основании протокола об административном правонарушении № 10-522 от 20.10.2010 г. руководителем административного органа, с учетом надлежащего извещения юридического лица о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено Постановление № 09-522 от 17.06.2010 г. о привлечении ООО «САТП» к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 36 Закона Забайкальского края № 198-ЗЗК от 02.07.2009 «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 400000 руб.
Не согласившись с вышеназванным постановлением административного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным и обоснованными исходя из следующего.
Как следует из материалов административного производства, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, на основании Договора субаренды земельного участка № 400 НОД Ю от 12.10.2009 г. (л.д. 56-58) ОАО «РЖД» передало в аренду ООО «САТП» земельный участок, площадью 2000 кв.м., с кадастровым номером 75:16:0:0013 расположенный в полосе отвода земельного участка по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, станция Хохотуй для эксплуатации и содержания железнодорожного тупика, площадки под погрузку леса.
Согласно Письму Министерства промышленности и энергетики Забайкальского края № П-03/1748 от 13.11.2009 г, Письму Забайкальского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» от 06.11.2009 г. № 4126 и Ведомости объемов отгрузки (л.д. 33-34), ООО «САТП» по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, станция Хохотуй, в период октябрь и 10 месяцев 2009 г. осуществило отгрузку 37 вагонов древесины, что составило 1850 тонн.
В соответствии с подп. «б» «в», п. 2, п. 5 части 1 статьи 1 Закона от 24.06.2009 № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» пункт приема и отгрузки древесины - специальное место, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется деятельность по:
предоставлению хотя бы одной услуги из следующих видов услуг: хранение древесины, переработка древесины, отгрузка древесины;
хранению и отгрузке в переработанном или непереработанном виде самостоятельно заготовленной древесины.
Отгрузка древесины - действия, направленные на вывоз древесины с территории пункта приема и отгрузки древесины с одновременным ее отчуждением либо без отчуждения.
Поскольку, ООО «САТП» в период октября и 10 месяцев 2009 г. осуществляло услуги по отгрузке древесины в специально арендованном для этого месте по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, станция Хохотуй, следовательно, указанная деятельность ООО «САТП» является работой пункта приема и отгрузки древесины заявителя.
Согласно п. 1, 4 ст. 2 Закона Забайкальского края № 195-ЗЗК от 01.07.2009 г. «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края.
Порядок постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.
На пункте приема и отгрузки древесины должны находиться и по требованию контролирующих и правоохранительных органов предъявляться документы о постановке на учет уполномоченным органом исполнительной власти.
Процедура постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины установлена Приказом Министерства промышленности и энергетики Забайкальского края от № 1-Н/П 05.08.2009г. «Об утверждении Порядка постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края».
Согласно п. 4 указанного порядка, для постановки на учет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан представить в Министерство следующие документы:
а) заявление (в произвольной форме) о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины с указанием фактического адреса (места нахождения) пункта, подписанное руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и заверенное печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя;
б) карту постановки на учет пункта приема и отгрузки древесины по форме согласно приложению N 1;
в) копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
г) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не ранее 10 дней до даты подачи заявления о постановке на учет;
д) копию свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
е) копии правоустанавливающих документов, на основании которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем специальное место используется в качестве пункта приема и отгрузки древесины.
В соответствии с п. 2, 3 названного порядка, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, обеспечивающим постановку на учет пунктов, является Министерство промышленности и энергетики Забайкальского края.
Постановка на учет пунктов, действующих на момент утверждения настоящего Порядка, осуществляется в течение 30 дней, следующих после дня вступления в силу приказа об его утверждении, вновь созданного пункта - в течение 10 дней со дня начала осуществления деятельности пункта.
Из вышеуказанных норм права следует, что Министерство промышленности и энергетики Забайкальского края осуществляет постановку на учет пунктов только на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, при наличии иных документов, предусмотренных п. 4 Порядка, которые должны быть представлены заявителем в регистрирующий орган в течении 10 дней со дня начала осуществления деятельности пункта. То есть, обязанность постановки на учет пункта приема и отгрузки древесины установлена за лицом, ведущим такую деятельность, а Министерство промышленности и энергетики Забайкальского края обеспечивает постановку на учет такого пункта на основании документов представленных заявителем.
В нарушение вышеуказанных норм права пункт приема и отправки древесины ООО «САТП», расположенный по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, станция Хохотуй не был зарегистрирован ООО «САТП» в соответствии с действующим законодательством в Министерстве промышленности и энергетики Забайкальского края.
Следовательно, действия ООО «САТП» квалифицированы административным органом верно.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Факт не постановки заявителем на учет пункта приема и отгрузки древесины в соответствии с действующим законодательством в Министерстве промышленности и энергетики Забайкальского края, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 20.05.2010 г. № 10-522, в котором зафиксирован факт не постановки заявителем на учет пункта приема и отгрузки древесины, расположенный по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, станция Хохотуй (л.д. 29-30);
- договором субаренды земельного участка № 400 НОД Ю от 12.10.2009 г. согласно которому ОАО «РЖД» передало в аренду ООО «САТП» земельный участок, площадью 2000 кв.м., с кадастровым номером 75:16:0:0013 расположенный в полосе отвода земельного участка по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, станция Хохотуй для эксплуатации и содержания железнодорожного тупика, площадки под погрузку леса (л.д. 56-58);
- Актом приема-передачи земельного участка для эксплуатации ООО «САТП» железнодорожного тупика в качестве площадки под погрузку леса (л.д. 59);
- Письмом Министерства промышленности и энергетики Забайкальского края № П-03/1748 от 13.11.2009 г. и Письмом Забайкальского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» от 06.11.2009 г. № 4126, согласно которым ООО «САТП» по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, станция Хохотуй, в период октябрь и 10 месяцев 2009 г. осуществляло отгрузку древесины (л.д. 33-34);
- Ведомостью объемов отгрузки, в соответствии с которой заявителем в период октябрь и 10 месяцев 2009 г. осуществлена отгрузка древесины в количестве 37 вагонов, что составило 1850 тонн. (л.д. 33-34);
- Письмом Министерства промышленности и энергетики Забайкальского края № П-03/1748 от 13.11.2009 г., согласно которому, по состоянию на 10.11.2009 г. ООО «САТП» не поставило на учет и не подало документов для постановки на учет пункта приема и отправки древесины в уполномоченном органе.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта совершения заявителем вмененного ему правонарушения.
Заявителем, каких либо доказательств, опровергающих факты, зафиксированные в вышеназванных документах, не представлено. В суде первой инстанции сведения, содержащиеся в вышеуказанных копиях документов под сомнение не ставились, заявления о фальсификации доказательств и исключение данных документов из доказательственной базы не заявлялись. В связи с чем, суд апелляционной инстанции критически оценивает доводы апелляционной жалобы о том, что копии документов, представленные административным органом в подтверждение факта наличия события вменяемого правонарушения, при отсутствии подлинников, не являются надлежащим доказательством по делу.
На основании всего вышеизложенного, при отсутствии нарушений норм процессуального права при привлечении заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО «САТП» состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 36 Закона Забайкальского края № 198-ЗЗК от 02.07.2009 «Об административных правонарушениях».
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 сентября 2010 года по делу № А78-5517/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 сентября 2010 года по делу № А78-5517/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья Д. Н. Рылов
Судьи Е. В. Желтоухов
Г. Г. Ячменёв