ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4845/18 от 04.09.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-8185/2018 

«5» сентября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 5 сентября 2018 года. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания 

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы 

государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда 

Иркутской области от 25 июля 2018 года по делу № А19-8185/2018 (суд первой инстанции 

– Мусихина Т.Ю.),
установил:

Общество с ограниченной отвесностью «ПКК» (ОГРН <***>, ИНН 

области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области 

(ОГРН <***>; ИНН <***>, далее - ответчик, служба) о признании 

незаконным предписания об устранении выявленных нарушений № 251/18 от26.02.2018 г.  Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2018 года по делу № 


А19-8185/2018 заявленное требование удовлетворено. 

Предписание Службы государственного жилищного надзора Иркутской области №  251/1818 об устранении выявленных нарушений от 26.02.2018 г. признано незаконным,  как несоответствующее действующему законодательству. Суд обязал Службу  государственного жилищного надзора Иркутской области устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью  «ПКК». 

Служба обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить  обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе. 

Апеллянт полагает, что предписание не нарушило прав и законных интересов  юридического лица, поскольку отменено службой и не несет никаких юридических  последствий для управляющей организации. 

Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось. 

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе  размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 15.08.2018.  Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле,  извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не  обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд  считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц,  участвующих в деле. 

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение  судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд  апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. 

Как следует из материалов дела, Службой государственного жилищного надзора  Иркутской области 26.02.2018 г. проведена внеплановая выездная проверка по  соблюдению Обществом с ограниченной ответственностью «ПКК» лицензионных  требований по управлению многоквартирными домами. 

По результатам проверки составлен Акт проверки № 251/18 от 26.02.2018 г., на  основании которого 26.02.2018 г. служба выдала Предписание № 251/18, которым  обществу указано на необходимость устранить обнаруженные в ходе проверки нарушения  в срок до 02.04.2018. 

Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает  его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением. 


Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также  доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и  возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в  отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе  правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм  материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии  оснований для удовлетворения заявленного требования. 

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц,  необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых  ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному  нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания  соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному  нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения  оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих  полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых  действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия  оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий),  возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия  (бездействия). 

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля  (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),  муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294 -ФЗ «О  защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294- ФЗ), который устанавливает: порядок организации и проведения проверок юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление  государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия  органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), 


муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности  органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора),  муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и  обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав  и законных интересов. 

Как установлено судом и следует из материалов дела, внеплановая выездная  проверка проведена надзорным органом в целях проверки обращения гражданина о  фактах нарушения прав потребителей от 29.01.2018 № 04-86-1206/18. 

Согласно пункту 136 Административного регламента службы государственного  жилищного надзора Иркутской области по исполнению государственной функции  «Осуществление регионального государственного жилищного надзора», утвержденного  Приказом Службы от 15.10.2015г. № 017-спр предписание должно содержать: 

Таким образом, предписание службы, выданное по результатам проведения  мероприятий по региональному жилищному надзору, в обязательном порядке должно  содержать описание мероприятий, которые должны быть исполнены адресатом  предписания, а также ссылку на нормативный правовой акт, в соответствии с которым  требуемые мероприятия должны выполняться. 

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям  жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями  коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,  утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №  354 (далее - Правила № 354). 


В соответствии с пунктом 3 Правил № 354:

в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется  круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение  отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими  продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг,  приведенным в приложении № 1 к Правилам № 354; 

г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых  потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных  систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; 

д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям,  приведенным в приложении № 1 к Правилам № 354. 

В силу подпункта «а» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять  потребителю (гражданину) коммунальные услуги в необходимых для него объемах и  надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской  Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о  предоставлении коммунальных услуг. 

ООО «ПКК» осуществляет деятельность по управлению МКД № 1 на основании  Договора управления многоквартирным домом от 01.05.2015, утвержденного решением  общего собрания собственников, оформленного протоколом № 1 от 31.03.2015. 

Согласно пункту 2.3.3. Договора управления многоквартирным домом от  01.05.2015 управляющая организация ООО «ПКК» при осуществлении деятельности,  предусмотренной настоящим договором, обязана предоставлять коммунальные услуги:  отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение.  Коммунальные услуги должны отвечать параметрам качества, надежности и  экологической безопасности в соответствии с Правилами № 354. 

В ходе проверке службой выявлено нарушение установленных нормативных 


требований в квартирах № 9, № 14, № 39, № 44 и на не задымленной (отапливаемой)  лестничной клетке. На момент проверки температура воздуха составила: в квартире № 9  +17,4°С, в квартире № 14: в спальне (угловая) +21°С, в квартире № 39: в зале +19,8°С, в  спальне (угловая) +20,5°С, в квартире № 44: в спальне (угловая) +21,8°С, на не  задымленной лестничной клетке +5,3°С. 

При визуальном осмотре квартиры № 9 установлено, что собственником квартиры  не выполнены мероприятия по утеплению деревянных оконных рам, балконной двери. В  квартире № 14 в зале и в спальнях отводы от алюминиевых радиаторов выполнены из  меди с зауженным диаметром от проектных, в спальне в нижнем углу оконной рамы  наблюдается наледь. 

ООО «ПКК» предоставлен отчет о тепловизионном обследовании ограждающих  конструкций в МКД № 1, квартир № 9, № 14, № 39, № 44, проведенного 16.02.2018  (одновременно с проверкой службы). В результате обследования определены места и  участки, имеющие нарушение теплозащитных свойств конструкций жилых помещений. 

В квартире № 9 в угловой комнате № 1 в нижнем левом углу и возле окна выявлено  промерзание стен, промерзание окна, в угловой комнате № 2 за шкафом и возле него  наблюдается промерзание стены, в зале промерзание балконной двери. 

В квартире № 14 наблюдается промерзание окна, балконной двери.

В квартире № 39 в зале наблюдается промерзание откоса окна, продувание  притвора балконной двери. Отопительный прибор прогревается неравномерно. В угловой  комнате наблюдается промерзание нижней части стены справа от балконной двери.  Промерзание откоса балконной двери. 

В квартире № 44 в угловой комнате выявлено промерзание окна, балконной двери.  Информация о ранее проведенных ООО «ПКК» по обращениям граждан мероприятиях,  направленных на решение вопроса о предоставлении коммунальной услуги по отоплению  надлежащего качества (отчеты о тепловизионном обследовании ограждающих  конструкций, выданные на основании обследований рекомендации и предписания  собственникам помещений, разработанные планы работ по восстановлению  теплозащитных свойств наружных стен) в службу не предоставлены (отсутствуют). 

По результатам проверки составлен Акт проверки № 251/18 от 26.02.2018 г., на  основании которого 26.02.2018 г. служба выдала Предписание № 251/18, которым  обществу указано на необходимость устранить обнаруженные в ходе проверки нарушения  в срок до 02.04.2018. 

В оспариваемом предписании указано, что управляющей организацией не  обеспечено предоставление собственникам (пользователям) помещений 


многоквартирного дома коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества  (нормативная температура внутри помещений № 9, № 14, № 39, № 44 и на не  задымленной лестничной клетке обусловлена погодными условиями); не обеспечена  теплозащита наружных кирпичных стен. Тепловизионным обследованием выявлено  промерзание стен: в квартире № 9 в угловой комнате № 1 в нижнем левом углу и возле  окна, в угловой комнате № 2 за шкафом и возле него; в квартире № 39 в угловой комнате в  нижней части стены справа от балконной двери. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции при  проведении проверки 16 февраля 2018 года по адресу: <...> в  квартирах №№ 9, 14, 39, 44 замеры температуры воздуха проведены термометром  инфракрасным Testo 810 зав. № 39348763/009, при однократной фиксации температуры. 

Между тем, согласно пункту 6.8 межгосударственного стандарта ГОСТ 30494- 2011, введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с  1 января 2013 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и  метрологии от 12 июля 2012 г. № 191-ст, при ручной регистрации показателей  микроклимата следует выполнять не менее трех измерений с интервалом не менее 5 мин,  при автоматической регистрации следует проводить измерения в течение 2 часов. При  сравнении с нормативными показателями принимают среднее значение измеренных  величин. Измерение результирующей температуры следует начинать через 20 мин после  установки шарового термометра в точке измерения. 

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что  установленные службой показатели температуры в жилых помещениях в нарушение  принятых стандартов измерения не могут служить поводом для вынесения предписания  об устранении выявленных нарушений. 

Кроме того, в нарушение требований ГОСТ 30494-2011 проведен замер  температуры на незадымленной лестничной клетке, показатели которой составили +5,3°С,  что, по мнению лица, проводившего проверку, является нарушением. 

Между тем, в соответствии с пункта 5.5 Строительных норм и правил Российской  Федерации 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", принятыми и введенными в действие с  1 октября 2003 г. Постановлением Госстроя России от 26.06.2003 г., для теплых чердаков  и техподполий, а также в неотапливаемых лестничных клетках жилых зданий с  применением квартирной системы теплоснабжения расчетную температуру воздуха в этих  помещениях следует принимать по расчету теплового баланса, но не менее 2 °С для  техподполий и 5 °С для неотапливаемых лестничных клеток. 

В соответствии с пунктом 4.1 СП 13-102-2003 "Правил обследования несущих 


строительных конструкций зданий и сооружений " принятый и рекомендованный к  применению в качестве нормативного документа в Системе нормативных документов в  строительстве постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. № 153 к проведению  работ по обследованию несущих конструкций зданий и сооружений допускают  организации, оснащенные необходимой приборной и инструментальной базой, имеющие  в своем составе квалифицированных специалистов. Квалификация организации на право  проведения обследования и оценки технического состояния несущих конструкций зданий  и сооружений должна быть подтверждена соответствующей Государственной лицензией. 

Из материалов дела следует, что в Акте проверки № 251/18 от 26.02.2018 г.  указано, что промерзание стен в квартирах № 9 и № 39 выявлено по результатам  тепловизионного обследования, представленного ООО «ПКК». 

Вместе с тем, как правильно установил суд первой инстанции, сами результаты  тепловизионного обследования составлены с нарушениями действующего  законодательства. 

Судом установлено, что тепловизионное обследование проводилось сотрудником  ООО "ПКК", документально квалификация которого не подтверждена и в материалы дела  не представлена, что указывает на необоснованность указанного обследования и,  вследствие этого, на незаконность выданного предписания. 

Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что предписание № 251/18 от  26.02.2018 г. не соответствует действующему законодательству. 

Довод заявителя о том, что предписание не нарушило прав и законных интересов  юридического лица, в связи с тем, что отменено службой и не несет никаких юридических  последствий для управляющей организации, отклоняется судом апелляционной  инстанции. 

Согласно представленной с жалобой копии распоряжения Службы  государственного жилищного надзора Иркутской области № 163-ср от 16.07.2018 года  обжалуемое предписание было отменено на основании наличия в нем неустранимых  технических ошибок. 

Однако указанное нисколько не влияет на возможность судебной проверки  обжалуемого предписания в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, поскольку отмена оспариваемого ненормативного правового акта  или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о  признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы  заявителя (п.18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об  отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса 


Российской Федерации"). 

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не  находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой  проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не  опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу  судебного акта. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием  для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не  установлено. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2018 года по делу №  А19-8185/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд  первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия. 

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.О. Никифорюк

 В.А. Сидоренко