Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000
http://4aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-3143/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Гречаниченко А.В., судей Юдина С.И., Скажутиной Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаферовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 июля 2015 года по делу № А78-3143/2015 по иску Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: <...>) к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: <...>) преддоговорный спор (суд первой инстанции: Шеретеко Н.Ю.),
в отсутствии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 14" (далее – истец, ОАО «ТГК-14») обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее – ответчик, Департамент) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованием принять пункты 2.4.1, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7, 4.2.15, 7.10 договора аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена, №768/14 от 20.10.2014 между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в редакции ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14», изложенной в протоколе разногласий от 26.11.2014:
- пункт 2.4.1: «Расчёт арендной платы производится на основании и в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах А78-3143/2015 определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» с применением предельной ставки арендной платы 3,20 руб./м2, установленной Приказом Минэкономразвития РФ № 347 от 18.06.2013 года «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов» на территории Забайкальского края в отношении земельных участков, занятых тепловыми станциями и обслуживающими их сооружениями и объектами»
-пункт 2.4.5: «Размер арендной платы за пользование земельным участком за календарный год составляет 587 728 (пятьсот восемьдесят семь тысяч семьсот двадцать восемь) рублей»;
- пункт 2.4.6: «Размер арендной платы за пользование земельным участком за период с 20.10.2014 года по 30.09.2015 года составляет:
2014 год: 183 665 м2 * 3,20руб/м2 : 365 дн. * 73 дн. = 117 545,60 рублей;
2015 год: 183 665 м2 * 3,20руб/м2 : 365 дн. * 273 дн. = 439 588,34 рублей;
- пункт 2.4.7: «Арендная плата вносится в следующие сроки и порядке:
Год | Квартал | Размер арендной платы | Срок оплаты до: |
2014 | IV | 117 545,60 | 15.12.2014 |
2015 | I | 144 919,23 | 15.03.2015 |
II | 146 529,45 | 15.06.2015 | |
III | 148 139,66 | 15.09.2015 |
При истечении срока договора и пролонгации договора на неопределённый срок, в соответствии с п. 2.1. настоящего договора, Арендатор производит оплату арендных платежей в размере, предусмотренном настоящим договором и рассчитанным с соблюдением порядка, действующего на территории Забайкальского края, при условии соответствия порядку и (или) методике, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
- пункт 4.2.15: «Арендодатель по истечении срока использования земельного участка или отпадения надобности в его использовании в производственной деятельности, предусмотренной п. 1.3. настоящего договора, обязан произвести действия по рекультивации участка, в соответствии с нормами и требованиями экологического, природоохранного законодательства РФ»;
- пункт 7.5 исключить;
- пункт 7.10 дополнить в следующей редакции: «В случае уклонения Арендодателя от заключения настоящего Договора либо разногласий и дополнений к нему, Арендатор вправе обратиться в Арбитражный суд Забайкальского края, с соответствующим требованием, в порядке ст.445 Гражданского кодекса РФ».
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 31 июля 2015 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Считает его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, полагает, что судом не в полном объеме исследованы материалы дела. Считает, что в рассматриваемом случае размер арендной платы подлежит расчету на основании и в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009.
О времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
На основании определения председателя первого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года произведена замена судьи Капустиной Л.В. (в связи с нахождением в очередном отпуске) на судью Скажутину Е.Н.
В судебном заседании 17 ноября 2015 года объявлялся перерыв до 14 часов 25 минут 24 ноября 2015 года, о чем было размещено публичное извещение на официальном сайте суда.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ПАО «ТГК-14» является пользователем земельного участка площадью 183665 кв.м, кадастровый номер 75:32:000000:1883, распложенный по адресу: <...> км + 300 м, сооружение 1, для целей реконструкции и расширения существующего золоотвала Читинской ТЭЦ-1.
05.06.2014 ОАО «ТГК-14» направило Департаменту заявление о предоставлении на праве аренды данного земельного участка и заключении договора аренды земельного участка с кадастровым № 75:32:000000:1883.
20.10.2014 Департаментом подготовлен договор №768/14 аренды земельного участка на территории г.Читы, государственная собственность на который не разграничена.
Договор подписан ОАО «ТГК-14» с протоколом разногласий от 26.11.2014.
Протокол согласования разногласий от 26.01.2015, направленный Департаментом истцу 04.02.2015, не подписан ОАО «ТГК-14».
В порядке статей 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации ПАО «ТГК-14», ввиду наличия разногласий между сторонами при заключении договора, обратилось в арбитражный суд.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Сторонами не урегулированы пункты 2.4.1, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7, 4.2.15, 7.5, 7.10 договора аренды № 768/14 от 20.10.2014.
По условиям п. 2.4.1, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7 договора аренды размер арендной платы за год установлен в размере 945096,01 руб. и за квартал в размере 236274 руб. в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 № 49, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Забайкальского края, и определен срок оплаты.
В редакции ОАО «ТГК-14» договора аренды размер арендной платы за календарный год определен в размере 587728 руб., размер арендной платы за период с 20.10.2014 по 30.09.2015 составляет: за 2014 год - 117545,60 руб., за 2015 год - 439588,34 руб. Расчет арендной платы производится на основании и в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» с применением предельной ставки арендной платы 3,20 руб/м2, установленной приказом Минэкономразвития РФ № 347 от 18.06.2013 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов» на территории Забайкальского края в отношении земельных участков, занятых тепловыми станциями и обслуживающими их сооружениями и объектами».
Относительно установленных фактических обстоятельств разногласий у сторон не имеется.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для принятия условий договора в редакции, предлагаемой истцом.
Истец указал, что размер арендной платы не может быть выше ставок, установленным Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
В целях определения возможности удовлетворения иска и принятия редакции договора аренды, предложенной истцом, подлежит разрешению вопрос о возможности применения к рассматриваемой ситуации норм Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» с применением предельной ставки арендной платы 3,20 руб/м2, установленной приказом Минэкономразвития РФ № 347 от 18.06.2013 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов» на территории Забайкальского края в отношении земельных участков, занятых тепловыми станциями и обслуживающими их сооружениями и объектами».
Суд первой инстанции обоснованно учел, что в силу положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, действующих до 01.03.2015, пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении и в действие Земельного кодекса РФ» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органами государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На уровне субъекта Российской Федерации – Забайкальского края – принято Постановление Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 № 49, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Забайкальского края.
Согласно пункту 2 данного Порядка годовой размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка (КС), расчетного коэффициента, устанавливаемого по виду разрешенного использования земельного участка (К) и корректирующего коэффициента (К1).
Департаментом в направленном ОАО «ТГК-14» договоре аренды расчет арендной платы произведен именно на основании Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 №49, поскольку спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Оснований для применения ставок, установленных Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009, не имеется.
Названное Постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса РФ. Названное постановление утверждает Принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
В пункте 1 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных названным Постановлением, прямо указано на то, что Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации
Указанное соответствует разграничению компетенции по определению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления положениями (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, пункт 10 статьи 3 Вводного закона).
В силу такого разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 582 указанные Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В Обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 7) разъяснено, что:
- в силу разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные постановлением Правительства РФ N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
- Постановление Правительства N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами;
- Законом о введении в действие ЗК РФ установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование: 1) земельными участками, право аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (п. 2 ст. 3); 2) земельными участками, предоставленными членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в аренду в соответствии с п. 2.7 ст. 3; 3) земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и предоставленными для жилищного строительства в соответствии с п. 15 ст. 3. Поскольку содержащиеся в Законе о введение в действие ЗК РФ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Поскольку в данном случае спор возник в отношении земельного участка, относящегося к землям, собственность на которые не разграничена, что сторонами не оспаривается, Правила определения размера арендной платы, утвержденные вышеназванным Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009, не подлежат применению при разрешении настоящего дела.
К случаям установленного определенного обязательного уровня размера арендной платы, установленным Законом о введении в действие ЗК РФ, рассматриваемый случай не относится.
В силу изложенного довод истца о том, что Правила определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением N 582 от 16.07.2009 распространяют свое действие не только на земли, относящиеся к федеральной собственности, само по себе не исключает возможности их применения к иным публичным землям, противоречит указанным выше нормам материального права о применении регулируемой арендной платы, установленной при разграничении компетенции между уполномоченными на то органами.
Оснований полагать, что принятое на субъектовом уровне Постановление Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 № 49, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Забайкальского края, противоречит утвержденным Постановлением N 582 от 16.07.2009 принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применительно к данному конкретному делу не имеется. Учитывается, что Постановление Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 № 49 как нормативный акт не оспаривалось истцом.
Поскольку редакция статьи 39.7 Земельного кодекса РФ по определению размера арендной платы изменена с 01 марта 2015г., стороны вправе определять условия договора аренды земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
В редакции пункта 4.2.15 договора указано на обязанность арендатора получать разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, и в п. 7.5 указано, что не допускается размещение и/или строительство на земельном участке иных, помимо указанных в договор, объектов.
По протоколу разногласий истец предложил редакцию пункта 4.2.15 «Арендодатель по истечении срока использования земельного участка или отпадения надобности в его использовании в производственной деятельности, предусмотренной п.1.3 настоящего договора, обязан произвести действия по рекультивации участка, в соответствии с нормами и требованиями экологического, природоохранного законодательства РФ» и пункт 7.5 договора исключить.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае сам факт использования земельного участка с целью расширения и реконструкции золоотвала Читинской ТЭЦ-1, на котором не предполагается возведение капитальных строений, не является основанием для признания указанной в договоре редукция спорных пунктов противоречащей действующему земельному законодательству. Поэтому правовых оснований для изменения редакции п.4.2.15 и исключения п. 7.5 договора не имеется, поскольку права арендатора установленной редакцией спорных пунктов не нарушаются.
Поскольку в договоре пункт 7.10 отсутствует, предложенная ответчиком в протоколе согласования редакция на указанную редакцию арендатора в протоколе разногласий, по существу оценке не подлежит.
В данном случае понуждение к заключению договора и порядок передачи разногласий на рассмотрение суда определены нормами главы 28 Гражданского кодекса РФ, поэтому оснований для дополнительного условия договора в редакции п.7.10 не имеется.
Статьей 446 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Исковые требования направлены на заключение договора на условиях истца.
Вместе с тем, с учетом анализа предложенной истцом редакции пунктов договора в соотношении с нормами действующего законодательства и их применением, оснований для удовлетворения иска и принятия условий договора в редакции истца, не имеется.
Условия договора, изначально предложенные ответчиком, признаются соответствующими действующему законодательству. Таким образом, спорные по настоящему делу условия договора не подлежат определению в редакции истца. В рассматриваемом случае к указанным пунктам договора подлежит применению редакция Департамента и в заключаемом между сторонами договоре указанные пункты подлежат изложению в редакции, предложенной Департаментом.
Соответственно, отказ в иске, с учетом предмета иска, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Таким образом, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 июля 2015 года по делу №А78-3143/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.В. Гречаниченко
Судьи Е.Н. Скажутина
С.И. Юдин