ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-542/07 от 06.03.2007 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

  672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита Дело №А58- 5344/06

"14" марта 2007 года -04АП-542/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Желтоухова Е.В., Куклина О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л.  , рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ОАО "Вилюйская ГЭС-3"

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29.12.2006г., принятого по делу №А58-5344/06, по заявлению ОАО "Вилюйская ГЭС-3" к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании недействительным п.3 Постановления от 20.05.2006г. №220, принятого судьей В.В. Шевелевым  ,

  (фамилии, инициалы судей, принявших решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 01012007г. №9);

от ответчика: не явился, извещен;

от третьего лица: не явился, извещен;

установил:

Открытое акционерное общество «Вилюйская ГЭС-3» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании недействительным пункта 3 Постановления №220 от 25 мая 2006 года «О проблемах и перспективах развития топливно-энергетического комплекса Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) на 2007 год и на перспективу до 2010 года».

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по ценовой политике - Республиканская энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия).

Решением суда от 29.12.2006г. в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что пункт 3 оспариваемого постановления не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку носит рекомендательный характер и не утверждает сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2007 год.

Не согласившись с указанным решением, ОАО "Вилюйская ГЭС-3" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, признать пункт 3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) недействительным. Полагают, что обжалуемый пункт постановления принят в нарушение ст.15, 16 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006г., что ограничило право ОАО "Вилюйская ГЭС-3" на свободную продажу производимой электроэнергии и нарушило экономические права Общества.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, пояснил, что обжалуемый пункт постановления является не рекомендательным, а директивным для ГКЦП-РЭК РС/Я. Исполняя указанное постановление, данный орган не направил в ФСТ РФ разногласия по объемам полезного отпуска электроэнергии. Кроме того, оспариваемое постановление не соответствует требованиям ФЗ "О защите конкуренции". Просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 19.02.2007г.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 20.02.2007г.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Правительство Республики Саха (Якутия) 25 мая 2006 года приняло Постановление №220 «О проблемах и перспективах развития топливно-энергетического комплекса Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) на 2007 год и на перспективу до 2010 года».

Пунктом 3 указанного Постановления Государственному комитету по ценовой политике - Республиканской энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) поручено при формировании тарифов на 2007 год учесть полезный отпуск со Светлинской ГЭС в объеме не более 250 млн. кВт. час.

ОАО "Вилюйская ГЭС-3", считая, что данный пункт нарушает их права и законные интересы в экономической сфере, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определены экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ принимают участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности).

Согласно п.2, п.3 ст.32 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) Правительство республики в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных и республиканских законов, указов Президента Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти и управления республики, федеральными органами, находящимися на территории республики, и иными юридическими и физическими лицами, принимает меры по устранению их нарушений.

Правительство республики разрабатывает и осуществляет государственную политику в сфере экономического и социального развития республики.

Статьями 10, 11, 12 указанного закона к Полномочиям Правительства республики отнесены:

- осуществление управления экономическими процессами;

- составление прогнозов экономического развития;

- создание условий для свободного предпринимательства на основе сочетания всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма предпринимательской деятельности и рынка;

- управление государственной собственностью.

- обеспечение проведения в Республике Саха (Якутия) единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и инвестиционной политики;

- разработка основных направлений социальной политики;

- осуществление мер по социальной защите граждан;

- реализация социальных гарантий граждан.

Таким образом, Правительство Республики Саха (Якутия) уполномочено принимать меры по сохранению топливно-энергетического баланса республики, принимать меры по развитию энергосистемы региона, недопущению нерегулируемого повышения тарифов на электрическую энергию, и иные в этой сфере.

Постановление №220 «О проблемах и перспективах развития топливно-энергетического комплекса Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) на 2007 год и на перспективу до 2010 года» было принято в пределах указанных полномочий.

В соответствии с абзацем 10 статьи 5 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с учетом прогнозного топливного баланса, тенденций в развитии энергетики для нужд жилищно-коммунального хозяйства, особенностей завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками ее завоза и иных факторов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №109 от 26.02.2004 года, расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный баланс).

Сводный баланс формируется Федеральной службой по тарифам с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающей услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, администратора торговой системы и системного оператора оптового рынка электрической энергии. При формировании сводного баланса определяются планируемые объемы потребления электрической энергии (мощности) населением.

Порядок формирования сводного баланса, а также внесения в него изменений и уточнений определяется Федеральной службой по тарифам.

 В соответствии с п.1.2 Положения о государственном комитете по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия), утвержденным Постановлением Правительства Саха (Якутия) от 17.11.2002г. №587, ГКЦ-РЭК РС/Я является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории республики.

В период подачи обществом заявок на согласование баланса электрической (тепловой) энергии и мощности порядок формирования сводного прогнозного баланса в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации регулировался Временным положением об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утвержденного Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 03.04.1998 N 15/2.

В силу п.8 Временного положения акционерные общества энергетики и электрификации (далее - АО-энерго) разрабатывают балансы электрической (тепловой) энергии и мощности в увязке с экономическими показателями и направляют их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на согласование.

Проекты балансов электрической (тепловой) энергии и мощности без наличия согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не принимаются.

При недостижении согласования между АО-энерго и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов АО-энерго представляет балансы электрической (тепловой) энергии и мощности в установленные сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - в Федеральную службу по тарифам.

Аналогичные положения содержатся в Порядке формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации", утвержденным Приказом ФТС РФ от 21.03.2006 №60-э/5.

В п.9 указанного Порядка установлено, что прогнозные балансы электрической энергии и мощности принимаются при наличии согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

При недостижении согласования между энергоснабжающими, энергосбытовыми, сетевыми организациями и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов энергоснабжающие, энергосбытовые, сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют прогнозные балансы электрической энергии и мощности в установленные графиком прохождения документов для формирования сводного прогнозного баланса сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия решения ФСТ России.

Законодательством не установлена обязанность комиссии в любом случае согласовать представленную обществом заявку.

Письмом от 31.03.2005г. №765/021 ОАО "Вилюйская ГЭС" направила в ГКЦ-РЭК РС/Я уточненный планируемый баланс электрической энергии Светлинской ГЭС равным 535,0 млн. кВт.ч. за год.

Письмом от 24.04.2006г. №16-1268/05 с целью формирования согласованной тарифной политики на 2007г. заявителю было предложено откорректировать свои данные по полезному отпуску со Светлинской ГЭС на 2007г. в соответствии с принятым решением на совещании у Президента РС/Я 10.04.2006г.

Иных документов об имеющих разногласиях, их обоснованности, предложений по корректировке данных по полезному отпуску со Светлинской ГЭС на 2007г., направленных в адрес ГКЦ-РЭК РС/Я, в материалах дела не имеется.

В отсутствие доказательств, что такие разногласия, их обоснование, поступали в уполномоченный орган, суд не может принять довод заявителя о том, что при формировании сводного прогнозного баланса, не были учтены и не были направлены в ФСТ РФ разногласия по объемам полезного отпуска электроэнергии.

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 01 августа 2006 года № 167-Э/2, с внесенными изменениями приказом от 03.10.2006 года № 213-э/4, утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2007 год.

Согласно письму Федеральной службы по тарифам России от 24 ноября 2006 года № 12-636 в прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) по Республике Саха (Якутия) на 2007 год учтено производство и потребление Вилюйской ГЭС -3 в объеме 239,23 млн. кВтч.

Таким образом, прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) по Республике Саха (Якутия) на 2007 год утвержден Федеральной службой по тарифам России, в том числе ОАО «Вилюйская ГЭС -3» в объеме 239,23 млн. кВтч.

В силу вышеуказанных положений нормативно-правовых актов, прогнозные балансы электрической энергии и мощности на основании заявок АО-энерго формирует и направляет в ФСТ РФ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - ГКЦ-РЭК РС/Я.

Окончательно утверждает прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии, с учетом имеющихся разногласий, ФСТ РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Правительство Республики Саха (Якутия) не вправе самостоятельно устанавливать параметры полезного отпуска электроэнергии с АО-энерго, но, как было указано выше, вправе участвовать в деятельности по формированию сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) и даче соответствующих рекомендаций.

Следовательно, п.3 Постановления №220 от 25 мая 2006 года, которым Республиканской энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) поручено при формировании тарифов на 2007 год учесть полезный отпуск со Светлинской ГЭС в объеме не более 250 млн. кВт. час., носит рекомендательный характер, и не может нарушать права и законные интересы заявителя.

Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, одним из условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая, что пункт 3 оспариваемого постановления не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку носит рекомендательный характер и не утверждает сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2007 год, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, суд также отклоняет довод о том, что оспариваемый пункт постановления принят в нарушение требований ФЗ "О защите конкуренции". В материалах дела отсутствуют доказательства, что Правительством Республики Саха (Якутия) по данному спору принимались действия, запрет на осуществление которых, установлен ст.15 ФЗ "О защите конкуренции".

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

1.Оставить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29.12.2006г., принятого по делу №А58-5344/06, без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Вилюйская ГЭС-3" без удовлетворения.

2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий Э.П. Доржиев

Судьи Е.В. Желтоухов

О.А. Куклин