ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-5790/2011
17 февраля 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменёва Г.Г., Никифорюк Е.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября2011 года по делу №А58-5790/2011, по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (место нахождения: 678144, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (место жительства: 678144, <...>, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании штрафа в размере 1039,20 руб., (суд первой инстанции ФИО2),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе Республики Саха (Якутия) (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1, (далее – ИП ФИО1, предприниматель) о взыскании штрафных санкций в размере 1 039,20 руб. за непредставление в установленные срокисведений,необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований отказано.
Судом первой инстанции указано, что Федеральным законом № 213-ФЗ, устанавливающим ежегодную обязанность (не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом) представления указанных сведений, прямо не предусмотрено, что он может иметь обратную силу, следовательно, действие изменений в пункте 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие после вступления их в законную силу. Установленная ежегодная обязанность предоставления сведений, ранее не предусмотренная Законом № 27-ФЗ, подлежит исполнению, начиная с расчетного периода за 2011 год не позднее 01.03.2012. Данное фондом толкование Федерального закона № 213-ФЗ является недопустимым, поскольку придает обратную силу акту законодательства, устанавливающему новые обязанности. Кроме того, судом сделан вывод о том, что ИП ФИО1 не относится к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Федеральным законом №27-ФЗ. При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования фонда отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, апелляционную жалобу удовлетворить. Заявитель апелляционной жалобы указывает на неправильное толкование норм материального права судом, считает требование №748 от 02.11.2011 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции в размере 10% от начисленных за 2010 страховых взносов законным и обоснованным. Указано, что с 01.01.2010 правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются федеральным законом №212-ФЗ, а не законодательством о налогах и сборах, следовательно, установленная ежегодная обязанность предоставления сведений подлежит исполнению начиная с расчетного периода за 2010 год не позднее 01.03.2011.
Представители Пенсионного фонда и ИП ФИО1 в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 01.10.2011, ФИО1 зарегистрирован 11.11.2009 в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП <***>, ИНН <***>, в качестве страхователя 13.11.2009, регистрационный номер 016014018225.
На основании условно сформированного Пенсионным фондом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-2 ПФР за 2010 года проведена камеральная проверка своевременного представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 07.07.2011 № 127.
Согласно акту проверки от 07.07.2011 № 127 Пенсионным фондом выявлено непредставление в установленные сроки (не позднее 01.03.2011) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя, отчество; сумма уплаченных страховых взносов; другие необходимые сведения) за 2010 год. Пунктом 2.1, 2.3 акта проверки предложено привлечь предпринимателяк ответственности, предусмотреннойстатьей17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 № 27-ФЗ; представить возражения на акт проверки в течение 15-ти дней со дня получения акта.
Акт проверки с извещением №88 о времени и месте рассмотрения акта (рассмотрение акта назначено на 11.08.2011 в 09 часов 00 минут) направлен в адрес предпринимателя почтовой связью 11.07.2011, что подтверждается реестром заказных писем со штампом почтового отделения связи о принятии для отправки.
11.08.2011 Пенсионным фондом вынесено решение № 122 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 1 039,20 руб.
Требованием от 11.08.2011 № 58 предпринимателю предложено в срок до 20.09.2011 уплатить штраф в размере 1 039,20 руб.
Решение и требование направлены по почте заказным письмом 12.08.2011, что подтверждается реестром заказных писем со штампом почтового отделения связи о принятии для отправки.
Поскольку в установленный срок требование Пенсионного фонда предпринимателем исполнено не было, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о взыскании финансовой санкции, за непредставление сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ) (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Так, в качестве основания для принятия решения от 11.08.2011 №122 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации Пенсионным фондом указано на непредставление предпринимателем в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Что образует объективную сторону вмененного предпринимателю правонарушения.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе Пенсионному фонду во взыскании с предпринимателя суммы штрафных санкций, указал в частности на то, что предприниматель не может быть отнесен к страхователям в смысле, придаваемом этому термину Федеральным законом №27 ФЗ. Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом в силу следующего.
Так, в силу абз. 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
При этом статья 1 Закона N 27-ФЗ под физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, понимает застрахованных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 настоящего Федерального закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 указанного Закона определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
Следовательно, Закон N 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Доказательства, свидетельствующие о наличии у предпринимателя наемных работников либо лиц работающих по договорам гражданско-правового характера, Пенсионным фондом суду не представлены и в материалах дела отсутствуют, в ходе проверки предпринимателя данных обстоятельств не установлено.
Из пунктов 5, 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) следует, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
Такая обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации установлена с 01.01.2011 Федеральным законом N 213 - ФЗ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ИП ФИО1 как лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, не относится к категории «страхователей» в смысле, придаваемом данному термину Законом N 27-ФЗ поэтому у него отсутствовала обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд. (Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС от 15.09.2009 г. N 7802/09, Постановлении ФАС ВСО от 10.11.2009 г. по делу N А78-3613/2009).
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что до 01.01.2011 Законом № 27-ФЗ были предусмотрены как обязанность представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, так и ответственность за неисполнение или за несвоевременное исполнение этой обязанности, а срок представления сведений установлен не был, что исключало возможность привлечения индивидуальных предпринимателей к такой ответственности.
С введением после 01.01.2011 срока для представления таких сведений при наличии установленной законом обязанности представлять сведения и установленной законом ответственности за неисполнение или за несвоевременное исполнение этой обязанности, привлечение к ответственности стало возможным, чем и воспользовался Пенсионный фонд.
При этом суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции со ссылкой на нормы Налогового кодекса Российской Федерации о том, что установленная ежегодная обязанность предоставления сведений, ранее не предусмотренная Законом № 27-ФЗ, подлежит исполнению только начиная с расчетного периода за 2011 год не позднее 01.03.2012, в силу того, что срок представления (до 1 марта года, следующего за календарным) установлен 01.01.2011, то есть до наступления крайней даты представления таких сведений. В связи с чем, к наступлению установленного законом срока представления сведений - 01.03.2011 данная обязанность и ответственность за ее невыполнение уже существовали и действовали.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что Пенсионный фонд, обращаясь за взысканием штрафной санкции за непредставление предпринимателем сведений о персонифицированном учете за 2010 год, в срок не позднее 1 марта 2011 года, придает акту законодательства, устанавливающему новые обязанности, обратную силу. Однако данный вывод не привел к принятию не правильного решения.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, меры юридической ответственности, в том числе санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного противоправного деяния, вине правонарушителя, другим обстоятельствам.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований, судом апелляционной инстанции учитывается и то, что начиная с 2012 года обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в Пенсионный фонд сведения, в том числе предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, нарушение которой вменено предпринимателю, отменена. То есть с 01.01.2012 такая обязанность отпала, что декриминализовало вменяемое предпринимателю нарушение. В связи с чем, взыскание штрафных санкции не может быть признано правомерным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что требование Пенсионного фонда о взыскании с ИП ФИО1 суммы финансовой санкции от начисленных за 2010 год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1039,20 руб. удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы и отмены Решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), принятого по настоящему делу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2011 года по делу №А58-5790/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий Н.М. Панькова
Судьи Е.О. Никифорюк
Г.Г. Ячменев