ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А10-1583/2019
«23» октября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества «Читаэнергосбыт» ФИО1 (доверенность от 29.12.2018), публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Бурятэнерго» ФИО2 (доверенность от 09.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Читаэнергосбыт» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2019 года по делу № А10-1583/2019,
установил:
Акционерное общество «Читаэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, общество, АО «Читаэнергосбыт») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - служба, проверяющий орган, Госстройжилнадзор) о признании незаконным и отмене предписания от 19.12.2018 № 298-ПР.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Бурятэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - ПАО «МРСК Сибири»), ФИО3.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2019 года по делу № А10-1583/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов на организацию, осуществляющую снабжение электрической энергией и ее передачу возложена законом. ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» при замене прибора учета действовал в пределах возложенных на него законом обязанностей.
Полагает несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что «у АО «Читаэнергосбыт» отсутствовали законные основания для принятия вновь установленного прибора учета СЕ208 в качестве расчетного», поскольку такой способ установки прямо предусмотрен пунктом 144 Основных положений. При этом заключения каких-либо дополнительных соглашений с потребителем услуг энергоснабжения законом не предусмотрено, на условия поставки электроэнергии данные обстоятельства не повлияли. Сам по себе факт установки прибора учета на опоре воздушной линии электропередачи без согласия собственника, не свидетельствует о незаконности действий сетевой организации. Несогласие с установленным в соответствии с действующим законодательством РФ прибором учета не является основанием для признания его нерасчетным.
Служба в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
ПАО "МРСК Сибири" поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании 15.10.2019 объявлен перерыв до 11 час. 50 мин. 22.10.2019, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 12.09.2019, 16.10.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора,ФИО3 явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жителя дома № 117 ул. Вересова с. Аршан Тункинского района от 24.10.2018 № П-74/1142/18 ФИО3 по факту незаконной установки прибора учета электрической энергии и несогласию с размером начисленной платы за электроэнергию, на основании распоряжения заместителя руководителя Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора № 298 от 20.11.2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Читаэнергосбыт».
В своем обращении в Госстройжилнадзор ФИО3 указывает, что 05.01.2018 ею было получено письмо о планируемом допуске ПУ в отношении энергопринимающих устройств собственника. ФИО3 в адрес АО» Читаэнергосбыт», ПАО» МРСК-Сибири» направила письма об отказе в осуществлении допуска прибора учета, в связи с наличием у нее прибора учета СЕ101 (заводской номер 007791089349848) на фасаде ее дома. 12.09.2018 года на электронную почту потребителем получено письмо с актом ввода прибора учета, из которого следует, что 15.02.2018 осуществлен допуск прибора СЕ208 (№ 011293112194227). С установкой прибора ФИО3 не согласна, дисплей не получала.
Согласно письму АО «Читаэнергосбыт» от 06.12.2018 № 6911-20-12/исх. в настоящее время расчет платы производится по прибору учета СЕ208 (№ 011293112194227). Данный прибор учета установлен ПАО «МРСК-Сибири» в рамках внедрения АИИСКУЭ, потребитель об установке прибора учета была своевременно уведомлена и в соответствии с пунктом 156 Основных положений приоритет выбора прибора учета в качестве расчетного отдается прибору учета, обеспечивающему проведение измерений с минимальной величиной потерь, а также входящему в состав автоматизировано-измерительной системы учета.
В ходе проверки проверяющим органом установлено, что расчет платы за электроэнергию по л/с <***> АО «Читаэнергосбыт» производит исходя из показаний передаваемых сетевой организацией по показаниям прибора учета электрической энергии СЕ208 (заводской номер 011293112194227). Между тем, в период с июня 2016 года по март 2018 года начисление платы за потребленную электроэнергию производилось по показаниям прибора учета СЕ101 (заводской номер 007791089349848), установленному на фасаде жилого дома. Акт ввода прибора учета в эксплуатацию представлен. 15.02.2018 произведена установка прибора учета типа СЕ208 (заводской номер 011293112194227 (акт допуска от 15.02.2018 № 0333300552)). Место установки прибора учета - опора.
Госстройжилнадзор указал, что причина замены прибора не установлена. Договор на установку прибора учета с потребителем не заключался, его мнение по вопросу о типе и эксплуатационно-технических характеристиках прибора не учитывалось. Заявителем представлены письма, направленные в адрес сетевой и ресурсоснабжающей организаций о несогласии с установкой прибора учета СЕ208 (заводской номер 011293112194227) в отношении точки поставки электроэнергии, расположенной по адресу: <...>. Отказ мотивирован наличием установленного, опломбированного и введенного надлежащим образом прибора учета на фасаде дома № 117 по ул. Вересова. Кроме того, установка прибора учета на высоте, превышающей 4 м, лишает потребителя возможности проверки состояния прибора учета, контрольных пломб, соответствие номера установленного прибора, номеру, указанному в письмах.
ПАО «МРСК-Сибири», игнорируя мнение потребителя, произвело допуск прибора учета СЕ208 (заводской номер 011293112194227) в отношении точки поставки электроэнергии, расположенной по адресу <...>. По мнению сетевой организации, установленный прибор учета имеет преимущество для использования его в качестве расчетного, так как позволяет измерять почасовые объемы потребления электроэнергии и входит в состав автоматизированной информационно-измерительной системы (далее - АИИС).
В ходе проведенной проверки Госстройжилнадзор установил, что согласно акту допуска от 18.05.2016 № 0333316516 в жилом доме имеется ранее установленный индивидуальный прибор учета СЕ101 (заводской номер 007791089349848), 2015 года выпуска, имеющий класс точности 1, показания прибора учета на 01.03.2018 3239 кВт.ч. Данный прибор не был признан непригодным к использованию, опломбирован и работает в штатном режиме. Документов о том, что указанный прибор вышел из строя и (или) неисправен, не представлено. Следовательно, данный прибор может применяться для расчетов за потребляемую электрическую энергию. Согласно паспорту счетчика межповерочный интервал указанного прибора составляет 16 лет и на момент проведения проверки не истек.
По результатам проверки составлен акт от 19.12.2018 № 298/18-А.
19.12.2018 акт получен представителем АО «Читаэнергосбыт».
19.12.2018 заявителю выдано предписание № 298-ПР с указанием на нарушение пунктов 31, 42, 81, 81 (1) - 81 (7) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 144, 156 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»: АО «Читаэнергосбыт» являясь исполнителем коммунальной услуги, производит начисление платы за потребленную электрическую энергию с марта 2018 года по показаниям прибора учета электрической энергии СЕ208 (заводской номер 011293112194227), установленного сетевой организаций без согласия потребителя.
АО «Читаэнергосбыт» предписано в срок до 18.01.2019 произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию за периоды с марта 2018 года по ноябрь 2018 года по лицевому счету № <***>, исключив начисления, произведенные по показаниям прибора учета СЕ208 (заводской номер 011293112194227). Начисление платы за потребленную электроэнергию за расчетные периоды с декабря 2018 года производить по показаниям прибора учета СЕ101 (заводской номер 007791089349848), установленному потребителем.
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием, обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании пункта 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно статье 20 ЖК РФ, положению о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденному постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 № 460, оспариваемое предписание выдано заместителем начальника отдела по жилищному надзору в пределах предоставленных полномочий.
Процессуальных нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ходе проведения ответчиком проверки в отношении заявителя судом не установлено.
Довод ПАО «МРСК Сибири» о том, что жилищным инспектором нарушена административная процедура организации и проведения проверок, превышены полномочия при проведении внеплановой проверки, к участию в которой Госстройжилнадзор не привлек третье лицо, суд не принимает. С учетом предмета проводимой проверки и содержания оспариваемого предписания, в котором отсутствуют выводы о правах и обязанностях ПАО «МРСК Сибири», оснований для его извещения о проведении проверки не имелось.
Основанием выдачи оспариваемого предписания явился вывод Госстройжилнадзора о необоснованном начислении АО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию, исходя из показаний прибора учета, установленного без согласия потребителя услуги ФИО3
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил № 354 предусмотрено, что под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Следовательно, ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена в том числе коммунальная услуга электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В пункте 31 Правил № 354 установлены обязанности исполнителя коммунальной услуги, в том числе:
- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки со стояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;
- не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом.
Между тем потребитель, на основании подпункта к(1) пункта 33 Правил № 354 имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно пункту 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В силу пункта 81(7) Правил № 354 акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
На основании пункта 144 Основных положений, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом, как предусмотрено названным пунктом, по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Таким образом, сам по себе факт размещения прибора учета не на границе балансовой принадлежности не может являться основанием для непринятия его в качестве расчетного.
Заявитель жалобы со ссылкой на пункт 144 Основных положений полагает, что у АО «Читаэнергосбыт» имелись основания для принятия вновь установленного прибора учета СЕ208 в качестве расчетного.
Между тем, положения указанного пункта регламентируют лишь порядок установки приборов учета.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.05.2016 на основании заявления собственника жилого дома по адресу: <...>, введен в эксплуатацию и принят в качестве расчетного индивидуальный прибор учета электрической энергии СЕ101 (заводской номер 007791089349848), установленный на фасаде жилого дома.
При этом судебная коллегия отмечает, что из материалов дела не следует, что при установке прибора учета электрической энергии СЕ101 допущены нарушения требований пункта 144 Основных положений, как и не установлено таких нарушений в последующей его эксплуатации.
В соответствии с пунктом 81(13) Правил № 354 в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) потребитель коммунальной услуги обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае, если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня.
Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняется в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Между тем, из материалов дела следует, что потребитель не обращался в ПАО «МРСК Сибири» с заявлением об установке нового прибора учета, доказательств обратного не представлено.
Установленный в указанном жилом помещении индивидуальный прибор учета электроэнергии является расчетным, сведения о неисправном техническом состоянии отсутствуют, в соответствии с действующим законодательством может эксплуатироваться и быть расчетным до истечения срока поверки или выхода прибора учета из строя или его утраты.
15.02.2018 сотрудниками ПАО «МРСК Сибири» в отношении рассматриваемого объекта установлен и допущен к эксплуатации новый прибор учет электрической энергии СЕ208 (заводской номер 011293112194227), о чем составлен акт допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию.
Из пояснений представителей заявителя и ПАО «МРСК Сибири», что данный прибор учета, размещен на объекте электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.
В связи с чем, с марта 2018 года расчет размера платы за электрическую энергию производится АО «Читаэнергосбыт» исходя из показаний названного прибора учета, не принимая показания первоначального прибора учета, передаваемые потребителем.
Вместе с тем, согласно пункту 156 Основных положений если приборы учета, соответствующие требованиям пункта 137 настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):
в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;
при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;
при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;
при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно - измерительной системы учета.
Однако, основания принятия нового прибора учета в качестве расчетного, при наличии иного расчетного прибора учета, установленного в жилом помещении, показания которого принимались заявителем без замечаний, АО «Читаэнергосбыт» с учетом вышеназванных критериев не обоснованы.
Так, по указанным критериям производится выбор расчетного прибора учета из двух, соответствующих требованиям пункта 137 Основных положений.
В силу пункта 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
На основании пункта 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктами 81 (4), 81 (6) Правил № 354 предусмотрено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки.
В соответствии с пунктом 81 (7) Правил № 354 акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Схожие требования относительно ввода прибора учета в эксплуатацию установлены в пункте 154 Основных положений.
Кроме того, согласно материалам дела, допуск прибора учета электроэнергии (СЕ208) 15.02.2018 осуществлен в отсутствие выраженного согласия собственника энергопринимающих устройств (собственника жилого дома по ул. Вересова, д. 117, п. Аршан) - ФИО3, отказавшейся подписывать акт ввода прибора учета электроэнергии в эксплуатацию.
Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Тот факт, что ввод спорного прибора учета в эксплуатацию осуществлялся электросетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» в данном случае не имеет правового значения.
Материалами дела подтверждается, что потребитель, не соглашаясь с планируемой установкой прибора СЕ208, неоднократно направляла соответствующие отказы (вх. от 09.01.2018 в ПАО «МРСК-Сибири» и от 16.01.2018 в АО «Читаэнергосбыт»).
Тем не менее, 15.02.2018 ПАО «МРСК-Сибири» произвело допуск прибора учета СЕ208 (заводской номер 011293112194227) в отношении точки поставки электроэнергии, расположенной по адресу <...>. В акте от 15.02.2018 имеется запись о том, что потребитель от подписи отказалась.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что у АО «Читаэнергосбыт» отсутствовали законные основания для принятия вновь установленного прибора учета СЕ208 в качестве расчетного.
Поскольку материалами дела подтверждено, что в нарушение требований приведенных норм АО «Читаэнергосбыт» с марта 2018 года не принимало показания ФИО3 к начислению платы за потребленную электрическую энергию, а осуществляло взаиморасчеты на основании показаний прибора учета, который не может в рассматриваемом случае являться расчетным, требование оспариваемого предписания Госстройжилнадзора суд первой инстанции обоснованно признал соответствующим положениям действующего законодательства.
При этом, право сетевой организации осуществлять действия по проверке приборов учета электроэнергии, принадлежащих бытовым потребителям, а также их допуск в эксплуатацию и контрольный съем показаний не снимает с гарантирующего поставщика обязанности, возложенные на него действующим законодательством, в том числе Правилами № 354.
На основании вышеизложенного, суд правомерно признал предписание № 298-ПР от 19.12.2018 соответствующим нормам жилищного законодательства и не нарушающим права и законные интересы общества.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2019 года по делу № А10-1583/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.В. Желтоухов
Е.О. Никифорюк