ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-17533/2011
02 марта 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Иркутской области и Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2011 года по делу №А19-17533/2011 по заявлению Открытого акционерного общества «Иркутский керамический завод» (место нахождения: 664011, <...>, ОГРН <***>. ИНН <***>) к Правительству Иркутской области (место нахождения: 664027, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия (суд первой инстанции ФИО1)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Открытое акционерное общество «Иркутский керамический завод» (далее – общество, ОАО «Иркутский керамический завод») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Правительству Иркутской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по ходатайству ОАО «Иркутский керамический завод» от 27 апреля 2011 года о переводе земельного участка с кадастровым номером 38:36:130817:498, площадью 183112 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 500 м. к юго-западу от с. Мамоны, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношении Иркутской области (место нахождения: 664007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2011 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Бездействие Правительства Иркутской области, выразившееся в непринятии решения по ходатайству открытого акционерного общества «Иркутский керамический завод» от 27 апреля 2011 года о переводе земельного участка с кадастровым номером 38:36:130817:498, площадью 183112 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 500 м. к юго-западу от с.Мамоны, из категории земель сельскохозяйственногоназначениявкатегориюземельпромышленности,энергетики, транспорта,связи,радиовещания,телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, как несоответствующее Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» признано незаконным. Суд обязал Правительство Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества «Иркутский керамический завод» путем принятия решения по ходатайству от 27 апреля 2011 года в порядке, установленном действующим законодательством.
Судом первой инстанции сделан вывод о бездействии Правительства Иркутской области, выразившееся в непринятии в установленные законом сроки правового акта о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в таком переводе, которое не соответствует Земельному кодексу РФ, Федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и нарушает права и законные интересы ОАО «Керамический завод» в предпринимательской сфере и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство имущественных отношений Иркутской области и Правительство Иркутской области обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами.
Министерство имущественных отношений по Иркутской области считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что нарушение сроков рассмотрения заявления (ходатайства) не может расцениваться как бездействие исполнительного органа, поскольку на момент рассмотрения Арбитражным судом Иркутской области заявленных обществом требований подготовленный проект распоряжения Правительства Иркутской области об отказе в переводе земельного участка проходил согласование с заинтересованными исполнительными органами Иркутской области.
В апелляционной жалобе Правительство Иркутской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Указывает, что на основании ходатайства ОАО «Иркутский керамический завод» Министерством имущественных отношений Иркутской области подготовлен проект распоряжения Правительства Иркутской области об отказе в переводе земельного участка. Согласно требованиям Инструкции по делопроизводству в Администрации Иркутской области и иных исполнительных органах государственной власти Иркутской области, утвержденный постановлением Губернатора Иркутской области 28.04.2007 №170-п, проект правового акта должен быть согласован с заинтересованными исполнительными органами государственной власти области, иными органами и организациями. Таким образом, вывод суда относительно бездействия Правительства Иркутской области является необоснованным, поскольку во исполнение обязанности был подготовлен правовой акт и направлен на согласование в установленным порядке.
В судебное заседание представители ОАО «Иркутский керамический завод», Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений по Иркутской области не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 30.12.2011.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Открытому акционерному обществу «Иркутский керамический завод», зарегистрированному за основным государственным регистрационным номером <***>,выдана лицензия серии ИРР № 00033 вид лицензии ТЭ на право пользования недрами на добычу глинистого сырья на участке недр, имеющим статус горного отвода и расположенном в 9 км к западу от Иркутска, в 2-3 км от с. ФИО2. Срок окончания действия лицензии 2019 год.
Постановлением мэра Иркутского района от 10 июня 2008 года № 2484 с учетом постановления мэра Иркутского районного муниципального образования от 09 ноября 2010 года № 6970 «О внесении изменения в постановление мэра Иркутского района № 2484 от 10.06.2008г.» на основании проекта границ земельного участка, а также заявления ОАО «Иркутский керамический завод» утвержден проект границ земельного участка общей площадью 183112 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 500 м к юго-западу от с. Мамоны, ОАО Иркутский керамический завод» для перевода в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В целях организации карьера по добыче глины общество 10.03.2011 обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с ходатайством (исх. №54) о переводе земельного участка площадью 183112+/-299,5 кв. м., кадастровый № 38:06:130817:498(Иркутская область, Иркутский район, в 500 м к юго-западу от с. Мамоны, в границах горного отвода, предоставленного ОАО «Иркутский керамический завод») из категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации карьера по добыче глины.
Решение о переводе указанного земельного участка из одной категории в другую, либо решение об отказе в таком переводе Правительством Иркутской области не приняты, ходатайство обществу не возвращено.
ОАО Иркутский керамический завод», полагая, что бездействие Правительства Иркутской области, выразившееся в непринятии соответствующего решения, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки: в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Таким образом, акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в таком переводе принимается исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего ходатайства.
Законом Иркутской области от 21.12.2006 года № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности области, земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности отнесен к полномочиям правительства Иркутской области (пункт 6 статьи 4).
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Иркутской области министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, управлению государственной собственностью Иркутской области (пункт 1). Задачами министерства являются управление и распоряжение землями и земельными участками (пункт 6).
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками подготовку и представление правительству Иркутской области предложений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области; в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности; в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением необходимых для федеральных нужд (пункт 7).
Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что министерство, являясь органом исполнительной власти, уполномочено на рассмотрение ходатайства заявителя для реализации установленной законом функции по подготовке и представлению правительству Иркутской области предложений о переводе земель. В свою очередь, в компетенцию правительства Иркутской области, как высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области, входит принятие правового акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо об отказе в таком переводе.
В силу пункта 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ в случае рассмотрения ходатайства по существу уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: либо акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства -исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Факт обращения общества в Министерство имущественных отношений Иркутской области 10 марта 2011 года (№ 54) с ходатайством о переводе вышеуказанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации карьера по добыче глины соответствия представленных документов требованиям, установленным Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», подтверждается материалами дела.
Косвенно об обращении общества в уполномоченный орган свидетельствует то, что Министерством имущественных отношений Иркутской области подготовлен проект постановления Правительства Иркутской области об отказе в переводе земельного участка, который подписан Министром имущественных отношений Иркутской области и проходит процедуру согласования.
Обязанность по принятию акта о переводе указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую либо акта об отказе в таком переводе в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», должна быть исполнена Правительством Иркутской области не позднее 10 мая 2011 года.
Учитывая, что Правительством Иркутской области в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства не было принято одно из указанных решений, суд первой инстанции правомерно признал бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от принятия решения по ходатайству ОАОЛ «Иркутский керамический завод» от 10 марта 2011 года о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую, не соответствующим Закону № 172-ФЗ и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2011 года по делу №А19-17533/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий Н.М. Панькова
Судьи Г.Г. Ячменев
Д.Н. Рылов