ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-5625/12 от 24.12.2012 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-15256/2012

«27» декабря 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2012 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2012 года по делу №А19-15256/2012 по заявлению закрытого акционерного общества «Байкал-Отель» к Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области о признании недействительным решения от 04.07.2012,

(суд первой инстанции – Чемезова Т.Ю.)

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Иркутской области:

от общества – ФИО1 (доверенность от 23.07.2012),

от инспекции – ФИО2 (доверенность от 24.10.2012), ФИО3 (доверенность от 10.01.2012),

в составе Арбитражного суда Иркутской области, содействующего в организации видеоконференц-связи, судья Апанасик С.В., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия организации видеоконференц-связи помощником судьи Сыроватской Л.А.,

установил:

Закрытое акционерное общество «Байкал-Отель» (ОГРН <***>, далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области (ОГРН <***>, далее – инспекция, налоговый орган)о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (далее – МИ ФНС №17, налоговый орган) от 04.07.2012г. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – осуществить государственную регистрацию юридического лица ЗАО "Региональная компания "Байкал-Отель", создаваемого путем реорганизации в форме выделения.

Решением суда первой инстанции от 19 октября 2012 года по делу №А19-15256/2012 заявленные требования удовлетворены.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области от 04.07.2012г. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов" признано недействительным.

Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - осуществить государственную регистрацию юридического лица ЗАО "Региональная компания "Байкал-Отель", создаваемого путем реорганизации в форме выделения

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИФНС №17 по Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2012 года по делу №А19-15256/2012 отменить и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, ссылка суда первой инстанции на то, что форма №Р 12001, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 13.12.2005 №760 изложена в новой редакции, в соответствии с которой листы на учредителей заполняются только при реорганизации общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, учреждений, унитарных предприятий, жилищных и накопительных кооперативов не состоятельна, поскольку данная форма не зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ и соответственно носит рекомендательных характер. При этом, регистрирующий орган обращал внимание суда на то, что примечания к неутвержденной форме противоречат требованиям статьи 5 Закона 129-ФЗ, однако в мотивировочной части оспариваемого судебного акта указанное обстоятельство не нашло своего отражения.

Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка доводу Инспекции о том, что согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения общества по вопросу о реорганизации общества в форме выделения принимает решение о реорганизации общества, которое должно содержать способ размещения акций каждого создаваемого общества (конвертация акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества, распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретение акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом), порядок такого размещения, а в случае конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества - соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ. Учитывая, что конвертация акций возможна только в отношении уже созданного акционерного общества, то на момент представления заявления формы Р12001 акционеры фактически отсутствуют.

В связи с тем, что на момент создания ЗАО «Региональная компания «Байкал-Отель» вещное право на акции еще не возникло и его учредители не обладают статусом акционера, то нарушение прав акционеров не усматривается. Таким образом, в соответствии с требованиями пп. «д» п. 1 ст. 5 Закона 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения об учредителях (участниках) юридического лица. При этом указанная норма не имеет градаций относительно формы создания юридического лица.

В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами инспекции, изложенными в апелляционной жалобе.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 28.11.2012.

Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно статье 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 08.08.2001 №129-ФЗ (далее – закон №129-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений. В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона №129-ФЗ представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В силу подпункта 1.2 статьи 9 заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Как установлено судом первой инстанции, согласно расписке о получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица, 27.06.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 в отношении ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель» получены: заявление о создании юридического лица при выделении, документ об уплате госпошлины, устав юридического лица, разделительный баланс и доверенность представителя.

Таким образом, все необходимые документы для регистрации ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель» представлены налоговому органу.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439 (в редакции от 09.03.2010) утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе - форма N Р12001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации" (приложение N 2).

Согласно данному приложению №2 сведения об участниках юридического лица указываются на листе «А». Сведения об участниках юридического лица – физических лицах указываются на листе «Б».

Как правильно установил суд, ранее действовала форма заявления №Р12001 , согласно которой лист А заполнялся на каждого участника, независимо от организационно-правовой формы.

Однако новая форма заявления №Р12001 предусматривает, что лист А, а также лист Б заполняется на каждого участника хозяйственного товарищества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. В заявлении на листе А «Сведения об участниках юридического лица - юридических лицах» и на листе Б «Сведения об участниках юридического лица – физических лицах» имеется ссылка на то, что лист А заполняется только при реорганизации обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, учреждений, унитарных предприятий, жилищных накопительных кооперативов.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 №439 Приказом ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица. Порядок заполнения заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, установлен разделом III Методических разъяснений, согласно которому при представлении в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации ( форма №Р12001), обязательному заполнению подлежат листы А, Б, Г, Ж или З, И приложения к указанному заявлению. Представление других незаполненных листов приложения к заявлению не требуется.

При этом суд правильно исходил из того, что данные Методические разъяснения были разработаны на основании тех форм заявлений, которые действовали на момент утверждения вышеназванного Приказа ФНС России.

Вместе с тем форма №Р12001 Постановлением Правительства РФ от 13.12.2005 №760 изложена в новой редакции, в соответствии с которой листы А и Б заполняются только при реорганизации обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, учреждений, унитарных предприятий, жилищных накопительных кооперативов.

При этом довод апелляционной жалобы о том, что указанная форма в редакции Постановления Правительства РФ от 13.12.2005 №760 не прошла государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, апелляционным судом отклоняется как не основанный на нормах права, поскольку действующее законодательство, определяющее конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации, не предполагает прохождение указанной процедуры в отношении нормативно-правовых актов Правительства РФ.

Также судом учтено, что до настоящего времени соответствующие изменения в Приказ ФНС РФ от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@ не внесены.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что при представлении в регистрирующий орган заявления по форме №Р12001 при реорганизации акционерных обществ заполнение листов А и Б приложения к заявлению не требуется.

Согласно подпункту «а» части 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности и взаимной связи в силу положений статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно установил, что ЗАО «Байкал-отель» представило в регистрирующий орган все документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Следовательно, вывод суда о том, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в регистрации ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель», в связи с чем решение налогового органа является недействительным, является правомерным.

Иные доводы сторон не имеют значения и на правильность обжалуемого судебного акта не влияют.

Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2012 года по делу №А19-15256/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.О. Никифорюк

Э.В. Ткаченко