ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-5709/2021 от 11.01.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А58-2390/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2021 года по делу № А58-2390/2021,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – административный орган, департамент) о признании незаконным отказа в заключении нового договора аренды земельного участка, изложенного в письме от 15.02.2021      №549-ДИЗО/21, и обязании заключить договор аренды земельного участка.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2021 года по делу № А58-2390/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприниматель обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что учитывая принцип единства судьбы земельного участка и объекта недвижимости, расположенного на нем, отказ ответчика в предоставлении земельного участка является незаконным. Судом не учтено, что земельный участок не может быть выставлен на торги, так как на земельном участке имеется объект недвижимости - нежилое здание, построенное в течение срока действия договора аренды земельного участка № 09-1/2011-2270 от 14.10.2011г.

Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Определением суда от 07.12.2021 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 20 минут 11 января 2022 года.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 13.11.2021, 08.12.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 01.02.2021 предприниматель обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением № 1311858 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, <...> .

Письмом от 15.02.2021 №549-ДИЗО/21 Департамент ответил отказом в приеме документов, ссылаясь на пункт 2.15 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения», утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.02.2015г. №56п. В обоснование отказа Департамент указал, что в соответствии с пп.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания, поскольку согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 10.02.2021 № КУВИ - 002/2021-10373758 на объект недвижимости с кадастровым номером 14:35:106002:2008 зарегистрированные права отсутствуют.

Предприниматель ФИО1, не согласившись с указанным решением (отказом), полагая его незаконным и нарушающим её права и законные интересы, оспорила его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137 -ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) (далее - ЗК РС (Я)) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, утверждённого решением Якутской городской Думы от 11 июня 2014 г. N РЯГД-8-6 (далее - Положение о департаменте, Положение), департамент является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

В целях обеспечения эффективного управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом городского округа "город Якутск" основными задачами департамента является предоставление муниципальных услуг и исполнение муниципальных функций в сфере имущественных и земельных правоотношений (подпункт 2.1.18 пункта 2.1 Положения о департаменте).

Постановлением Окружной администрация города Якутска от 27 февраля 2015 года N 56п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения" (далее - Административный регламент).

Административный регламент определяет стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения" (далее - муниципальная услуга) (пункт 1.1).

В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам.

Пунктом 1.3 Административного регламента установлено, что структурным подразделением администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является департамент.

Согласно пункту 2.5 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) выдача подписанного экземпляра проекта договора аренды земельного участка; 2) выдача подписанного экземпляра проекта договора купли- продажи земельного участка; 3) решения о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с актом приема-передачи земельного участка; 4) отказа в предоставлении муниципальной услуги с указанием причины отказа; 5) в случае предоставления заявления о предоставлении земельного участка в аренду одним из правообладателей здания, сооружения или помещения, подписанного экземпляра проекта договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, который предоставляется обратившемуся лицу в срок, указанный в пункте 2.6 настоящего Административного регламента.

В соответствии с п. 2.8.1. Административного регламента в заявлении о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, должны быть указаны:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

5) цель использования земельного участка;

6) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

7) кадастровый номер объекта недвижимости; расположенного на испрашиваемом земельном участке.

К заявлению о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, прилагаются:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

3) учредительные документы для юридических лиц;

4) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРН;

5) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРН.

Как установлено в судебном заседании, ответом на обращение №549-ДИЗО/21 от 15.02.2021 Департамент отказал заявителю в приеме документов, ссылаясь, что согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 10.02.2021 г. №КУВИ-002/2021-10373758 на объект недвижимости с кадастровым номером 14:35:106002:2008 зарегистрированные права отсутствуют.

Согласно п. 2.14 Административного регламента в приеме документов может быть отказано в случае, если:

1) с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;

2) к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства и настоящего Административного регламента;

3) в заявлении отсутствует информация, предусмотренная частью 2.8.1 настоящего Административного регламента.

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Случаи правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлены пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на получение в пользование земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218 -ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).

В части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ определено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Между тем, как установлено судом первой инстанции, согласно выписке из ЕГРН от 10.02.2021 г. №КУВИ-002/2021-10373758 на объект недвижимости с кадастровым номером 14:35:106002:2008 зарегистрированные права отсутствуют.

Заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о государственной регистрации за ним права собственности на объект - на объект недвижимости с кадастровым номером 14:35:106002:2008, расположенный по адресу: г.Якутск, <...> , и, соответственно, возникновении у него преимущественного права на заключение договора аренды без проведения торгов.

Довод предпринимателя о том, что спорный земельный участок ранее был предоставлен в аренду и договор аренды является действующим, в связи с чем он имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды, судом правомерно отклонен.

Согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение (продление) на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.

При отсутствии в совокупности условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка 11 имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов

Согласно материалам дела, 13.04.2006 между Администрацией Тулагино- Кильдямского наслега Окружной администрации г.Якутска (арендодатель) и предпринимателем ФИО1 (арендатор) был заключен договор аренды земли №29, предметом которого являлось предоставление в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, <...>, кадастровый номер 14:35:106002:1182, срок действия договора с 01.01.2006 по 31.12.2011.

14.10.2011 между Комитетом земельных отношений Окружной администрации г.Якутска (арендодатель) и предпринимателем ФИО1 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №09-1/2011-2270, предметом которого являлось предоставление в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, <...>, кадастровый номер 14:35:106002:1182, под торговый павильон, срок действия договора с 14.10.2011 по 14.10.2016.

07.12.2016 договор аренды земельного участка № 09-1/2011-2270 от 14.10.2011 был расторгнут, что подтверждается соглашением № 09-2/2016-0341 от 07.12.2016 (л.д.44), произведена государственная регистрация соглашения 25.07.2018.

Таким образом, заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии совокупности условий, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Поскольку на момент обращения предпринимателя ФИО1 отсутствовали правовые основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, надлежащих доказательств соответствия заявителя условиям предоставления земельного участка в аренду как лицу, являющимся собственником здания, расположенного на земельных участках, не представлено, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы предпринимателя.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2021 года по делу №А58-2390/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           В.А. Сидоренко

                                                                                                           Е.О. Никифорюк