Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А10-4394/2020
«11» января 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества «Теплоэнерго» и Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 сентября 2021 года по делу №А10-4394/2020 по иску Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия к Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о взыскании 60 280 919 рублей 19 копеек – средств субсидии, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества «Теплоэнерго»,
при участии в судебном заседании посредством использования систем веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание):
от истца: не явились, извещены,
от ответчика: ФИО1- представитель по доверенности от 11.01.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования;
от третьего лица: ФИО2- представитель по доверенности от 30.04.2020, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
установил:
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - истец, Минстрой РБ, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с уточненным иском к Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» (далее - ответчик, Администрация, Администрация МО «город Северобайкальск») о взыскании 60 280 919 рублей 19 копеек – средств субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Теплоэнерго» (далее – третье лицо, общество, АО «Теплоэнерго»).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 сентября 2021 года иск удовлетворен. Взыскано с муниципального образования «город Северобайкальск» в лице Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» за счет казны муниципального образования в бюджет Республики Бурятия средства субсидии в размере 60 280 919 рублей 19 копеек.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик и третье лицо обжаловали его в апелляционном порядке.
Как следует из доводов апелляционной жалобы Администрации МО «город Северобайкальск» суд не дал оценку доводам и доказательствам, приведенным ответчиком и третьим лицом, в связи, с чем неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а, следовательно, и характер возникшего спорного отношения, что в свою очередь повлекло неправильное применение норм материального права. В результате нарушения норм процессуального и материального права суд вынес незаконное решение, которым обязал ответчика вернуть средства субсидии. Также Администрация указывает на то, что судом допущены противоречивые выводы, основанные на неправильном применении норм материального права, а именно Бюджетного кодекса РФ, положений Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.11.2018 № 669.
Как следует из апелляционной жалобы АО «Теплоэнерго» исковые требования истца направлены на взыскание с ответчика сумм субсидий, выданных на компенсацию третьему лицу его реальных и уже понесённых (а не прогнозных) расходов за годы, предшествующие годам выдачи субсидий (сентябрь – декабрь 2017 года по первой субсидии, сентябрь – декабрь 2018 года по второй субсидии). Остальные исковые требования (по неиспользованным суммам третьей субсидии в размере 5355170,81 руб.) были удовлетворены ответчиком в добровольном порядке задолго до вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения. Вывод суда, поддержавшего довод истца о том, что суммы субсидий могли направляться только на компенсацию тех убытков третьего лица, которые оно понесло в год выдачи соответствующей субсидии, а на компенсацию убытков, понесённых третьим лицом в год, предшествующий году выдачи субсидии, суммы субсидии направлены быть не могли, противоречит пункту 3 Порядка предоставления данных субсидий, утверждённого Правительством РБ.
АО «Теплоэнерго» приводит доводы о несоответствие вывода суда о том, что первые две субсидии были выданы на основании плановых показателей, обстоятельствам дела и основаниям требований, заявленных Минстроем РБ.
Также общество указывает на отсутствие законных оснований для истребования субсидий.
Кроме того, по мнению АО «Теплоэнерго», суд неправомерно не привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия. Поскольку все три субсидии были выданы на основании отдельных заключений Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия о достоверности расчетов объема субсидий. Без таких заключений субсидии выданы быть не могли, в противном случае истец нарушил бы подпункт «е» пункта 8 Порядка предоставления субсидий. Поэтому ответчик, при установлении судом факта неправильной выдачи сумм субсидий, получает право требовать с Республиканской службы по тарифам полного возмещения причинённых убытков, вызванных незаконной выдачей Республиканской службой по тарифам заключений о достоверности расчетов объема субсидий. Следовательно, вступление в законную силу решения по настоящему делу об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении требований истца, напрямую оказывает существенное влияние на права и обязанности Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, которая судом первой инстанции не была привлечена к участию в настоящем деле в установленном законом порядке.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционных жалоб не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 13.10.2021.
Истец представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенного истца.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании дали пояснения согласно доводам апелляционных жалоб и письменных пояснений, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы – удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного между министерством и Администрацией МО «город Северобайкальск» соглашения № 118-06/С-2018/М от 07.12.2018 последнему из бюджета Республики Бурятия предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов в размере 34 799 890 тыс. руб. В свою очередь муниципальное образование обязалось использовать субсидию по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, обеспечить софинансирование за счет средств бюджета муниципального образования в размере 34 834,72 руб., а также обеспечить выполнение условий настоящего соглашения.
В целях осуществления контроля за целевым и эффективным использованием муниципальным образованием средств субсидии министерство вправе в любое время проводить проверки (выездные и камеральные) исполнения муниципальным образованием условий настоящего соглашения (пункт 2.1.2).
Согласно Приложению № 1 к соглашению целью выплаты субсидии является компенсация ресурсоснабжающим организациям разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии.
Во исполнение указанного соглашения по платежному поручению от 14.12.2018 № 458134 из республиканского бюджета сумма субсидии в размере 34 799 890 руб. была перечислена на расчетный счет муниципального образования (л.д. 79, т.1).
На основании заключенного между министерством и Администрацией МО «город Северобайкальск» соглашения от 19.08.2019 № 148-06/С-2019 последнему из бюджета Республики Бурятия предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов в размере 54 371 552 руб.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению № 1 к настоящему соглашению (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете (сводной бюджетной росписи республиканского бюджета) на 2019 год и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству как получателю средств республиканского бюджета на финансовый год и плановый период.
В обязательства министерства согласно пунктам 5.1.1-5.1.3 входят обеспечение предоставления субсидии бюджету муниципального образования «город Северобайкальск» в порядке и при соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных настоящим соглашением в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2019 год; осуществление контроля за соблюдением получателем условий предоставления и расходования субсидии, предусмотренных настоящим соглашением; осуществление оценки использования субсидии с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии (мониторинг достижения значения (ий) результата (ов), установленных настоящим соглашением на основании данных отчетности, представленной получателем.
Согласно Приложению № 1 к соглашению целью выплаты субсидии является компенсация ресурсоснабжающей организации разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии; мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности); мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (предстоящие поставки).
Во исполнение заключенного соглашения по платежному поручению от 21.08.2019 № 148741 из республиканского бюджета сумма субсидии в размере 54 371 552 руб. была перечислена на расчетный счет муниципального образования (л.д.80, т.1).
На основании заключенного между министерством и Администрацией МО «город Северобайкальск» соглашения от 25.12.2019 № 184-06/С-2019/М последнему из бюджета Республики Бурятия предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов в размере 96 420 582,9 руб.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению № 1 к настоящему соглашению (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 5.1.1 министерство обязуется обеспечить предоставление субсидии бюджету муниципального образования «город Северобайкальск» в порядке и при соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных настоящим соглашением в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2019 год.
Согласно пункту 5.1.3, министерство обязуется осуществлять оценку использования субсидии с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии (мониторинг достижения значения(ий) результата(ов), установленных настоящим соглашением на основании данных отчетности, представленной получателем.
В силу пунктов 5.2.3. 5.2.6 получатель субсидии обязуется обеспечить выполнение показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей, установленных приложением № 2 к настоящему соглашению; целевое и эффективное использование субсидии, предусмотренной пунктом 1.1 настоящего соглашения, соблюдение ответственности за целевое использование средств, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего соглашения, соблюдение порядка и условий предоставления и расходования указанных средств, предусмотренных правилами и Постановлением.
Согласно Приложению № 1 к соглашению целью выплаты субсидии является компенсация организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями; компенсация организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения.
Во исполнение заключенного соглашения по платежному поручению от 26.12.2019 № 606944 из республиканского бюджета сумма субсидии в размере 96 420 582,9 руб. была перечислена на расчетный счет муниципального образования (л.д. 81, т.1).
Поскольку в соответствии с Постановлением Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 26.09.2017 № 893 единой теплоснабжающей организацией на территории МО «город Северобайкальск» является АО «Теплоэнерго», муниципальным образованием были заключены соответствующие соглашения о предоставлении выделенной суммы субсидии теплоснабжающей организации.
В целях проверки использования субсидий из республиканского бюджета, выделенных муниципальному образованию «Город Северобайкальск» на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов в 2018-2019 гг., специалистами Минстроя РБ проведена камеральная проверка.
По результатам камеральной проверки Минстрой РФ пришел к выводу, что субсидии предоставлены МО «город Северобайкальск» в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных на 2018 и 2019 год. Фактический размер субсидии за период 2018 года должен был составить 3 691,04 тыс. руб.; размер подлежащей возврату субсидии, полученной по соглашению от 07.12.2018 № 118-06/С-2018/М, составляет 31 108,85 тыс. руб. (34 799,89 тыс. руб. - 3 691,04 тыс. руб.). Фактический размер субсидии муниципальному образованию за период 2019 года должен был составить 116 264, 89 тыс. руб.; размер подлежащей возврату субсидии, полученной по соглашению от 19.08.2019 № 148-06/С-2019 на сумму 54 371 552 руб. и соглашению от 25.12.2019 № 184-06/С-2019/М на сумму 96 420 583 руб., составляет 34 527,24 тыс. руб. (150 792,13 тыс. руб. - 116 264,89 тыс. руб.).
На основании изложенного проверяющим органом установлено, что общая сумма субсидии, подлежащая возврату в республиканский бюджет, составляет 65 636 090 руб.
Министерством 06.08.2020 в адрес Администрации направлено претензионное письмо с требованием о возврате части суммы предоставленной субсидии в размере 65 636 090 руб. (л.д. 58-60, т.1).
В связи с неисполнением Администрацией МО «город Северобайкальск» требования министерства в добровольном порядке, Минстрой РБ обратился в арбитражный суд за взысканием средств субсидии в размере 65 636 090 руб.
В связи с частично произведенным ответчиком возвратом бюджетных средств в размере 5 355 170 рублей 81 копейка, истец уточнил исковые требования до 60 280 919 рублей 19 копеек суммы субсидии, требуемой возврату.
Уточнение требований принято судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) уточненные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик и третье лицо обратились в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования, правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений и в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджета субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Таким образом, правоотношения по предоставлению субсидий, расходованию и контролю за расходованием субсидии относятся к бюджетным правоотношениям.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Судом первой инстанции правильно установлено, что соглашения № 118-06/С-2018/М от 07.12.2018, № 148-06/С-2019 от 19.08.2019, № 184-06/С-2019/М от 25.12.2019 заключены на основании Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.11.2018 № 669 (далее – Порядок № 669), в целях:
- компенсации ресурсоснабжающим организациям разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии;
- компенсация ресурсоснабжающей организации разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии; мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности); мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (предстоящие поставки);
- компенсации организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями; компенсация организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения.
Указанный Порядок устанавливает требования по формированию, предоставлению и распределению субсидий, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 2 Порядка № 669 субсидии предоставляются муниципальным районам и городским округам соответствующим следующим критериям:
- Муниципальное образование относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям;
- общий суммарный объем необходимой валовой выручки по тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории Муниципального образования (за исключением организаций, осуществляющих производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), превышает 200 млн. руб. с учетом налога на добавленную стоимость.
Из пункта 5 Порядка № 669 следует, что для получения субсидии в текущем финансовом году муниципальные образования представляют не позднее 20 декабря текущего финансового года Министерству как главному распорядителю бюджетных средств заявку на получение субсидии с приложением следующих документов:
а) пояснительная записка, содержащая информацию о соответствии критериям отбора, установленным пунктом 2 настоящего Порядка;
б) обоснование заявки с расчетами, подтверждающими объем субсидии; в) копия решения представительного органа муниципального образования (выписка из сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающая наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на софинансирование субсидии в текущем финансовом году;
г) формы статистического наблюдения № 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией», № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» за периоды возникновения выпадающих доходов (сверхнормативных потерь), на компенсацию которых предоставляются субсидии;
д) справка Муниципального образования о фактических значениях показателей, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, с помесячной разбивкой;
е) заключение Республиканской службы по тарифам о достоверности расчетов объема Субсидии на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями.
В пункте 6 Порядка № 669 приведена формула расчета размера субсидии:
Сснп = (Уф x Sтф - Уп x Sтп) + (Эф x Sэф - Эп x Sэп), где:
Сснп - размер субсидии, направляемый на компенсацию организациям жилищнокоммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями, в руб.;
Уф - фактический натуральный расход топлива (угля) на выработку тепловой энергии, в том числе на нужды горячего водоснабжения, на соответствующий период, в тоннах;
Sтф - фактическая стоимость одной тонны топлива (угля) на соответствующий период, в руб. с учетом НДС;
Уп - натуральный расход топлива (угля), учтенный в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период, в тоннах;
Sтп - стоимость 1 тонны топлива (угля), учтенная в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период, в руб. с учетом НДС;
Эф - фактический расход электрической энергии на выработку тепловой энергии, в том числе на нужды горячего водоснабжения, за соответствующий период, в кВт.ч;
Sэф - фактическая стоимость 1 кВт электроэнергии на соответствующий период, в руб. с учетом НДС;
Эп - расход электрической энергии на выработку тепловой энергии, в том числе на нужды горячего водоснабжения, учтенный в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период, в кВт.ч;
Sэп - стоимость 1 кВт электроэнергии, учтенная в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период, в руб. с учетом НДС.
Согласно пункту 9 Порядка № 669 ответственность за достоверность представляемых в Министерство документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, несут органы местного самоуправления муниципальных образований.
Оценка эффективности использования субсидии Муниципальным образованием в отчетном финансовом году осуществляется Министерством на основании сравнения установленного соглашением и фактически достигнутых Муниципальным образованием по итогам отчетного финансового года значений показателей результативности использования Субсидии «Отсутствие ограничений подачи тепловой энергии по причине отсутствия запасов топлива», «Отсутствие ограничений подачи тепловой энергии по причине ограничения подачи электрической энергии» (пункт 16).
В соответствии с пунктом 19 ответственность за целевое использование выделенных бюджетных средств, качество и достоверность отчетности, представляемой согласно пункту 18 настоящего Порядка, возлагается на органы местного самоуправления Муниципального образования.
Неиспользованные субсидии подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 21).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Муниципальным образованием условий ее предоставления (расходования), в том числе невозврата средств в республиканский бюджет в соответствии с пунктами 20 и 21 настоящего Порядка, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством (пункт 23).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обоснование заявленных требований Минстрой РБ указывает на то, что при заключении вышеуказанных соглашений подразумевались значения показателей, подлежащих компенсации, на соответствующий период (год) заключения таких соглашений, то есть показатели 2018 и соответственно 2019 годов.
Таким образом, с учетом материалов дела апелляционный суд признает обоснованными доводы апелляционных жалоб о том, что исковые требования истца направлены на взыскание с ответчика сумм субсидий, выданных на компенсацию третьему лицу его реальных и уже понесённых (а не прогнозных) расходов за годы, предшествующие годам выдачи субсидий: сентябрь – декабрь 2017 года по первой субсидии, сентябрь – декабрь 2018 года по второй субсидии. При этом апелляционный суд, отклоняя довод апелляционной жалобы третьего лица, обращает внимание на то, что истец уточнил свои исковые требования и не предъявлял к возврату средства по третьей субсидии в размере 5 355 170,81 руб.
Также апелляционный суд признает обоснованными доводы апелляционных жалоб о неверном выводе суда первой инстанции о том, что спорные субсидии были выданы на основании плановых, а не фактических показателей.
Вместе с тем, апелляционный суд, исходя из материалов дела, отклоняет довод апелляционных жалоб о том, что спорные субсидии, полученные ответчиком на основании заключенных соглашений, предназначались не только для компенсации убытков третьего лица, которые оно понесло в год выдачи соответствующей субсидии, но и для компенсации убытков, понесённых третьим лицом в год, предшествующий году выдачи субсидии. При этом апелляционный суд руководствуется следующим.
Вышеизложенная возможность использования субсидий следует из пункта 3 Порядка № 669, в соответствии с которым: «В текущем финансовом году Субсидии предоставляются для компенсации организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями, возникшими в текущем финансовом году, а также в предыдущем финансовом году.»
Таким образом, действительно норма пункта 3 Порядка 669 предусматривает возможность использования субсидии для компенсации выпадающих доходов, возникших как в год получения субсидии, так и в предыдущем финансовом году.
Из представленных в материалы дела соглашений не усматривается условий, определяющих периоды, на компенсацию выпадающих доходов которых выданы субсидии (т.1 л.д.8-37).
Согласно доводов апелляционных жалоб и пояснениям представителей ответчика и третьего лица, данных как суду первой инстанции, так и апелляционному суду, периоды компенсации следуют из предоставленных РСТ РБ: заключения о достоверности расчетов объема субсидии на компенсацию разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии за отопительный период 2017/2018 (сентябрь-июнь) от 14.12.2018; заключения о достоверности расчетов объема субсидии на компенсацию разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии за отопительный период 2017/2018 (сентябрь-июнь) от 15.01.2019; заключения о достоверности расчетов объема субсидии на компенсацию разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии на 2019 год от 02.12.2019.
Ответчик и третье лицо указывают на то, что одобрение субсидий было осуществлено на основании заключений РСТ Республики Бурятия, входящих в полный пакет документов и отчетности за отопительный период ноябрь 2017 года - июнь 2018 года, сентябрь 2017 года - июнь 2018 года, период 2019 года, представленных истцу при оформлении заявки на получение субсидий. По мнению ответчика и третьего лица, субсидии предоставлялась по показателям соответствующих отопительных периодов, указанных в заявке.
Исследовав материла дела, апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с приложением № 1 к соглашению по предоставлению в 2018 году субсидий из республиканского бюджета от 07.12.2018 № 118-06/С-2018/М компенсация ресурсоснабжающей организации из средств республиканского бюджета в размере 34 799 890 руб. предоставлена на мероприятия по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципального образования «город Северобайкальск» на 2018 год (т.1 л.д. 13).
Согласно приложению № 2 к заявке от 11.06.2019 «Обоснование заявки на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения» (т.5 л.д.33 оборот) субсидия в размере 53 000 000 руб. направлена на следующее: компенсация ресурсоснабжающей организации разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии за 2018 год в размере 28 243 000 руб.; мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности) в размере 24 757 000 руб. (в обоснование суммы задолженности, помимо заключения РСТ РБ, имеется ссылка на бухгалтерскую (финансовую) отчетность АО «Теплоэнерго» за 2018 год и на сведения о кредиторской задолженности АО «Теплоэнерго» по состоянию на январь 2019 года); субсидия в размере 1 425 798,31 руб. будет направлена на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (предстоящие поставки) (в обоснование суммы задолженности, помимо заключения РСТ РБ, имеется ссылка на сведения о кредиторской задолженности АО «Теплоэнерго» по состоянию на первый квартал 2019 года).
Из Дополнительного соглашения от 31.05.2019 к Соглашению о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «город Северобайкальск» АО «Теплоэнерго» от 25.01.2019 № 1, являющегося приложением № 2.6 к заявке от 11.06.2019 (т.5 л.д.51 оборот), следует, что предметом настоящего соглашения является компенсация разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии за 2018 год; мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности, предстоящие поставки).
Согласно заключениям РСТ РБ, представленным с заявками от 05.12.2018, от 11.06.2019 (т.4 л.д.33, т.5 л.д.132) Республиканской службой по тарифам даны заключения о достоверности расчетов объема субсидий на компенсацию за отопительный период 2017/2018 (сентябрь-июнь).
С учетом имеющихся в материалах дела доказательств апелляционный суд не может согласиться с доводами ответчика и третьего лица о том, что заявки и представленные с ними документы подтверждают то обстоятельство, что рассматриваемые соглашения о предоставлении субсидии свидетельствуют о возможности компенсации выпадающих доходов, относящихся к отопительному периоду сентябрь-декабрь 2017 года.
При этом апелляционный суд отмечает, что заключения РСТ РБ подтверждают правильность расчета объемов субсидий за отопительный период сентябрь 2017 – июнь 2018 года, но не подтверждают того факта, что соглашения о предоставлении субсидии были заключены на компенсацию выпадающих доходов в части 2017 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фактические показатели натурального расхода топлива (угля) на выработку тепловой энергии (111 699 тонн) и расхода электроэнергии на выработку тепловой энергии (15 871 890 кВт/час.) в отчетном периоде 2018 года установлены истцом на основании предоставленной АО «Теплоэнерго» формы статистического наблюдения № 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией» (л.д. 31-34, т.6).
Фактические показатели полезного отпуска тепловой энергии (220 249Гкал: 132 149,40 (60%)Гкал в I-ом полугодии и 88 099,60 (40%) Гкал во II-ом полугодии), натурального расхода топлива (угля) на выработку тепловой энергии, в том числе на нужды ГВС (116 311 тонн), расхода электроэнергии на выработку тепловой энергии, в том числе на нужды ГВС (17 143 000 кВт/час) в отчетном периоде 2019 года установлены истцом на основании предоставленной АО «Теплоэнерго» формы статистического наблюдения № 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией» (л.д. 110-118, т.6).
С учетом имеющихся сведений о фактически произведенных объемах, подтвержденных представленными формами статистической отчетности, истец с применением формулы, установленной пунктом 6 Порядка № 669, произвел расчет суммы субсидии, которую следовало предоставить муниципальному образованию по соглашению от 07.12.2018 в размере 3 694 731, 37 руб., где 3 691 040 руб. - республиканские бюджетные средства и по соглашениям от 19.08.2019, от 25.12.2019 в размере 116 381 271, 470 руб., где 116 264 890 руб. - республиканские бюджетные средства.
Учитывая, что в рамках соглашения от 07.12.2018 ответчику было перечислено 34 799 890 руб. за счет средств республиканского бюджета, возврату подлежит сумма субсидии в размере 31 108 850 руб.
Учитывая, что по соглашениям от 19.08.2019, от 25.12.2019 ответчику за счет республиканского бюджета была предоставлена субсидия в размере 150 792 135 руб., возврату подлежит сумма субсидии в размере 34 527 240 руб.
Между тем, поскольку ответчик частично по соглашению от 25.12.2019 возвратил сумму субсидии в размере 5 355 170 рублей 81 копейки, общая сумма бюджетных денежных средств, подлежащих возврату, составила 60 280 919, 19 руб.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы третьего лица, об отсутствии правовых оснований для истребования сумм субсидий, отмечает, что поскольку взыскиваемая истцом сумма является излишне предоставленной суммой по заключенным субсидиям, применение в рассматриваемом случает норм о нецелевом использовании бюджетных средств, о не достижении целевого показателя результативности исполнения соглашений и других, является ошибочным.
На основании изложенного апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности уточненных требований истца, удовлетворив их.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о неправомерности непривлечения судом первой инстанции к участию в деле РСТ РБ, апелляционный суд отмечает, что о правах и обязанностях Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия решение суда первой инстанции не принималось, в связи с чем, оснований для отмены решения по ч.4 ст.270 АПК РФ отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 сентября 2021 года по делу №А10-4394/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи Д.В. Басаев
В.А. Сидоренко