Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-9378/2020
«01» марта 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2020 года по делу № А19-9378/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евразия-леспром групп" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными предписания от 30.12.2019 № 02-91-16028/19, распоряжения от 20.04.2020 № 91-894-МР, приказа от 13.05.2020 № 1563,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Евразия-леспром групп" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными предписания Министерства лесного комплекса Иркутской области от 30.12.2019 № 02-91- 16028/19 об устранении выявленных нарушений и отставании от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91- 894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», в части исключения инвестиционного проекта ООО «Евразия-леспром групп» «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.02.2013 года № 181, как не соответствующих действовавшим на момент окончания реализации инвестиционного проекта Постановлению Правительства РФ от 30.06.2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными предписание Министерства лесного комплекса Иркутской области от 30.12.2019 № 02-91-16028/19 об устранении выявленных нарушений и отставании от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», как не соответствующие действовавшему на момент окончания реализации инвестиционного проекта Постановлению Правительства РФ от 30.06.2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Суд обязал Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Признан недействительным приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», в части исключения инвестиционного проекта ООО «Евразия-леспром групп» «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.02.2013 года № 181, как не соответствующий действовавшему на момент окончания реализации инвестиционного проекта Постановлению Правительства РФ от 30.06.2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Суд обязал Министерство промышленности и торговли Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскано с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу ООО «Евразия-леспром групп» расходов по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб. Взыскано с Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в пользу ООО «Евразия-леспром групп» расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2020 года по делу № А19-9378/2020 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, Министерство лесного комплекса Иркутской области полагает, что судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи со следующим.
- К отношениям, возникшим между министерством, как заинтересованном органом, и ООО «Евразия-леспром групп», как инвестором, с 2018 года применяются положения Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
- Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2017 по делу №А19-1607/2017 не установлен факт окончания реализации приоритетного инвестиционного проекта, более того, министерством не было принято решение об окончании реализации приоритетного инвестиционного проекта ввиду не предоставления инвестором подтверждения вложенных инвестиций. В связи с чем, по мнению министерства, вывод суда о том, что сумма инвестиций была подтверждена и принята министерством, является необоснованным и противоречащим обстоятельствам дела.
- Министерство не имело, в соответствии с Положением № 419, полномочий отказать обществу в принятии отчета о ходе реализации проекта, в свою очередь, именно общество обязано было в силу требований законодательства документально подтвердить объем средств, направленных на создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктур, чего им сделано не было. В отсутствие документального подтверждения инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект, у министерства отсутствовали основания для принятия решения о завершении приоритетного инвестиционного проекта на момент 2017 - начало 2018 года.
С учетом изложенный доводов министерство указывает на то, что инвестиционный проект не может считаться завершенным, вследствие чего у общества остается обязанность по предоставлению в министерство ежеквартальных отчетов об исполнении поквартального графика реализации инвестиционного проекта и справки о ходе реализации инвестиционного проекта. Поскольку указанные отчет и справка за 2 и 3 кварталы 2019 года обществом в установленный законом срок, как и в срок согласно предписанию от 30.12.2019 № 02-91-165028/16, представлены не были, министерство считает обоснованным издание распоряжения об исключении приоритетного инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных проектов.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором истец с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 13.01.2021.
В судебном заседании 16 февраля 2021 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 19 февраля 2021 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18.10.2012г. распоряжением Правительства Иркутской области № 494-рп утверждена заявка ООО «Евразия - леспром групп» на реализацию концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского района Иркутской области».
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 14.02.2013 № 181 инвестиционный проект ООО «Евразия - леспром групп» в области освоения лесов включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В связи с принятием Министерством промышленности и торговли РФ указанного решения ООО «Евразия - леспром групп» предоставлены в аренду лесные участки общей площадью 422 298 га с возможным ежегодным объемом заготовки 609,5 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству 537,7 тыс. куб. м, без проведения аукциона:
- № 91-74/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-18/007/2013-114;
- № 91-75/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-14/009/2013-297;
- № 91-76/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-19/001/2013-497;
- № 91-77/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-19/001/2013-496.
Судом первой инстанции установлено, что на основании предписания Министерства лесного комплекса Иркутской области от 30.12.2019 № 02-91-16028/19 об устранении выявленных нарушений и отставании от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», инвестиционный проект ООО «Евразия-леспром групп» «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.02.2013 года № 181.
Основанием вынесения предписания Министерства лесного комплекса Иркутской области от 30.12.2019 № 02-91-16028/19 об устранении выявленных нарушений и отставании от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов послужило не предоставление ООО «Евразия-леспром групп» отчета об исполнении поквартального графика и справки о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года, чем был нарушен пункт 26 «Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 года № 190 (далее Положение).
На основании п. 32 Положения предписано до 01.04.2020 года направить в министерство отчеты об исполнении поквартального графика о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года.
Ввиду неисполнения предписания от 30.12.2019 № 02-91-16028/19, распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» исключен из перечня приоритетных инвестиционный проектов в области освоения лесов в соответствии с абзацем 3 подпункта «Д» пункта 19, абзаца 3 пункта 32 «Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 года № 190.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», в соответствии с пунктом 32 Положения, инвестиционный проект ООО «Евразия-леспром групп» «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Министерства и торговли Российской Федерации от 14.02.2013 года № 181.
Заявитель, полагая, что к нему неприменимы абзац 3 подпункта «Д» пункта 19, абзац 3 пункта 32, пункт 27 «Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 года № 190, так как вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2017 года по делу А19-1607/2017 установлен факт реализации заявителем инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области», обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Орган же должен доказать, что он действовал в пределах своей компетенции и что у него имелись законные основания для совершения действий (принятия ненормативного акта).
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено судом первой инстанции, в производстве Арбитражного суда Иркутской области находилось дело А19-1607/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евразия – леспром групп» к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным и отмене предписания от 01.11.2016г. № 02-91-11-851/16 об устранении выявленных нарушений.
Решением арбитражного суда от 07.08.2017 года заявленные требования общества удовлетворены. Судом признано недействительным предписание Министерства лесного комплекса Иркутской области «Об устранении выявленных нарушений и отставаний от графика реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия – леспром групп» от 01.11.2016г. № 02-91-11851/16.
В ходе судебного заседания по настоящему делу судом первой инстанции были исследованы материалы дела Арбитражного суда Иркутской области А19-1607/2017, в решении которого были установлены следующие обстоятельства.
В 2011 году генеральным директором ООО «Евразия-леспром групп» утверждена концепция инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского района Иркутской области» (далее по тексту - концепция инвестиционного проекта в области освоения лесов, Концепция).
В качестве основной цели концепцией инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия – леспром групп» предусмотрено создание современного лесоперерабатывающего комплекса – предприятия, способного к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью при минимальном воздействии на окружающую среду.
Достижение обозначенной цели, как указано в Концепции, предполагает решение следующих задач:
- строительство и ввод в эксплуатацию в пгт. Магистральный деревоперерабатывающего завода по производству сухих обрезных пиломатериалов экспортного качества, в объеме 400 тыс. м3 в год;
- формирование надежной лесосырьевой базы для обеспечения стабильной работы нового перерабатывающего завода;
- создание производственных мощностей по заготовке и вывозке, а также организация заготовки древесного сырья в объеме 609,5 тыс.м3 в год на основе широкого применения современных технологий и техники;
- организация рационального лесопользования и внедрение неистощающих технологий заготовки и вывозки леса;
- развитие лесной инфраструктуры (строительство лесных дорог) на арендованных лесных участках; переработка всего объема заготовительной древесины на деревоперерабатывающем заводе в пгт. Магистральный и организация комплексной переработки древесного сырья и отходов;
- удовлетворение коммерческих потребностей различных рынков в строганных сухих пиломатериалах высшего качества.
Также из Концепции следует, что в результате реализации проекта, после вывода нового завода на проектные мощности, совокупный объем ежегодных налоговых отчислений к 2013г. составит – 1120 млн. руб.
Численность рабочих мест, создаваемых в результате внедрения проекта, составляет 840 единиц. Планируемая средняя заработная плата на предприятиях, после их выхода на проектную мощность по лесозаготовительному предприятию – 70,04 тыс. руб. в месяц, по лесоперерабатывающему – 77,91 тыс. руб. в месяц.
В соответствии с поэтапным планом реализации инвестиционного проекта (таблица 3.1 Концепции) предусмотрены следующие этапы реализации проекта:
в 2010г. I этап «Проектные работы и начало реализации проекта
в 2011г. II этап: проведение проектно- изыскательных работ;
в 2012г. III этап: приобретение материалов для СМР; дооснащение и введение в действие сушильного цеха (камеры сушки пиломатериалов); дооснащение и введение в действие котельного хозяйства; приобретение лесозаготовительной, лесовозной, дорожностроительной, обслуживающей и лесохозяйственной техники; строительство дорог; организация лесозаготовки – 30% ежегодного допустимого объема изъятия древесины; пуско-наладочные работы; организация производства пиломатериалов (сухих и естественной влажности) – 50% от производственной мощности; строительство объектов вспомогательного и обслуживающего производства;
в 2013г. IV этап: приобретение лесозаготовительной лесовозной, дорожностроительной, обслуживающей и лесохозяйственной техники, строительство дорог, лесовосстановительные работы; организация лесозаготовок – 30% ежегодного допустимого объема изъятия древесины; строительство объектов вспомогательного и обслуживающего производства; выход на проектную мощность лесоперерабатывающего комплекса.
Также в соответствии с графиком привлечения инвестиционных ресурсов для реализации проекта, заявитель взял на себя обязательства по инвестированию проекта в следующих размерах: в 2010г. - 547,171 млн. руб., в 2011г. 564,136 млн. руб., в 2012г. 398,308 млн. руб., 540,385 млн. руб. Общая сумма инвестиции по проекту составляет 2 050 млн. руб.
Согласно решению суда по делу №А19-1607/2017 на момент вынесения оспариваемого предписания (01.11.2016) сумма привлеченных инвестиций с начала реализации проекта составила 2 297,33 млн. руб. (100% от планового значения). Указанное обстоятельство подтверждается отчетом о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта в период с 01.01.2016г. по 31.03.2016г., а также отражено Министерством в оспариваемом предписании.
В соответствии с разделом Концепции «Технологический процесс изготовления пиломатериалов» организация лесопильного производства основана на применении современного импортного оборудования. Проект предусматривает глубокую переработку древесины с безотходным производством, которое будет состоять из:
- линии сортировки круглых лесоматериалов;
- лесопильного цеха с сортировкой сырых пиломатериалов;
- комплекса сушильных камер;
- линии сортировки сухих пиломатериалов;
- котельной со складом топлива.
Судом установлено, что на момент вынесения оспариваемого предписания (01.11.2016г.) имелось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.05.2016г. по делу №А19-19656/2015 которым за ООО «Евразия-леспром групп» признано право собственности на следующие объекты, расположенные по адресу <...>:
1) гараж на 25 автомобилей, лит. Б, Б1, общей площадью 1354,1 кв.м.;
2) закрытый склад, лит. В, общей площадью 855,9 кв.м.;
3) лесопильный цех №2 в п. Магистральный, лит. Т, общей площадью 3514,4 кв.м.;
4) контрольно-пропускной пункт, лит. Е, общей площадью 37,3 кв.м.;
5) насосная пожаротушения, лит. Ж, общей площадью 16,2 кв.м.;
6) котельная, лит. К, общей площадью 1017,0 кв.м.;
7) здание сортировки отходов с системой транспортеров для удаления отходов производства, лит. У, общей площадью 116,7 кв.м.;
8) сушильный цех, лит. Л, общей площадью 1172,2 кв.м.;
9) сушильный цех, лит. М, общей площадью 1171,7 кв.м.;
10) сушильный цех, лит. Н, общей площадью 1171,9 кв.м.;
11) сушильный цех, лит. П, общей площадью 1172,2 кв.м.;
12) цех доработки и упаковки пиломатериалов, лит. Р, общей площадью 1067,6 кв.м.;
13) контрольно-пропускной пункт, лит. Д, общей площадью 21,4 кв.м.;
14) контрольно-пропускной пункт, лит. С, общей площадью 60,8 кв.м.;
15) лесопильный цех лит. А, общей площадью 5568,0 кв.м.;
16) тепловой пункт, лит. Ц, общей площадью 22,1 кв.м.;
17) линия сортировки пиловочника, площадью 1339,8 кв.м., лит. II;
18) склад готовой продукции, площадью 2810 кв.м., лит. III;
19) склад древесного топлива, площадью 1090 кв.м., лит. IV;
20) трансформаторная подстанция (2x1000кВт), площадью 41 кв.м., лит. V;
21) трансформаторная подстанция (35/10 кВт), площадью 48,8 кв.м., лит. VI;
22) тепловая сеть, протяженностью 808,1 п.м., лит. VII;
23) трансформаторная подстанция 2x1000 кВт, площадью 45,7 кв.м., лит. VIII;
24) навес для хранения пиловочника, площадью 901,6 кв.м., лит. IX;
25) эстакада, площадью 761,4 кв.м., лит. X;
26) склад рассортированного пиловочника, площадью 5320,3 кв.м., лит. XI;
27) противопожарный водопровод, протяженностью 1911,4 п.м., лит. XII;
28) площадка с емкостями ГСМ, площадью 150,2 кв.м., лит. XIII;
29) диспетчерская ГСМ, площадью 13,4 кв.м., лит. ХIV;
30) отсеки для хранения и отгрузки отходов с системой транспортеров для удаления отходов производства, площадью 604 кв.м., лит. XV.;
31) трансформаторная подстанция площадью 40,9 кв.м. (2x1000 кВт), лит. XVI;
32) трансформаторная подстанция (1000 кВт), площадью 7,8 кв.м., лит. XVII;
33) ВЛ-1, протяженностью 301,5 м., лит. XVIII;
34) ВЛ-4, протяженностью 397,1 м., лит. XIX;
35) водопровод, протяженностью 807,4 м., лит. XX;
36) ВЛ-2 протяженностью 301,5 м. лит. XXI.
На основании решения суда 25.07.2016г. данные объекты зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлено, что весь комплекс зданий и сооружений обеспечен ООО «Евразия - леспром групп» производственными мощностями необходимыми и достаточными для производства сухих обрезных пиломатериалов экспортного качества в объеме 400 тыс. куб. м в год.
В подтверждение указанных обстоятельств заявителем в материалы дела А19- 1607/2017 были представлены следующие документы: справка о производственной мощности лесопильного цеха – фрезерно-пильной линии с системой возврата LINK от 03.04.2017г., копия договора поставки лесопильной линии от 03.03.2010г. №F-2010001, копия спецификации «Технические характеристики и мощность лесопильного оборудования» (приложение №2 к Договору поставки лесопильной линии от 03.03.2010г. №F-2010001), копия расчета мощности лесопильной линии LINK, справку о производственной мощности лесопильного цеха – линии ленточного лесопиления от 03.04.2017г., фотографии лесопильного цеха – линии ленточного лесопиления, копия Технических характеристик полуавтоматического ленточного станка с кареткой, типа MJB3212B 1250 мм; копия Технических характеристик обычного ленточного станка, типа MJ311B 1060мм; копия Технических характеристик линии продольной распиловки древесины, модель MRS-700; копию схемы раскроя для линии ленточного лесопиления (диаметр до 180 мм.); копию схемы раскроя для линии ленточного лесопиления (диаметр до 600 мм.); справку о производственной мощности сушильных камер от 03.04.2017г.
Из представленных документов следует, что в здании лесопильного цеха (лит. А), общей площадью 5568,0 кв. м размещено оборудование фрезерно-пильная линия, производственная мощность которой составляет 550 000 куб. м круглого леса в год. Здесь же размещены линии ленточного пиления, производственные параметры ленточных лесопильных установок определены фирмой производителем и составляют 140 000 куб. м круглого леса в год. В производственных помещениях дочерней компании ООО «Иркутскводлеспромстрой - Небельский ЛПХ» смонтированы и законсервированы две лесопильные линии, производительность составляет, согласно технического паспорта не менее 100 000 куб. м круглого леса в год.
Производство сухого обрезного пиломатериала осуществляется в четырех зданиях сушильного цеха (литеры Л, М, Н, П), каждое здание включает в себя 8 сушильных камер, каждая сушильная камера осуществляет сушку 200 куб. м обрезного пиломатериала. Таким образом, производственные мощности сушильного комплекса составляют 230 400 куб. м.
Установленные обстоятельства позволили суду сделать вывод о том, что указанные объекты недвижимости, в том числе предусмотренные Концепцией, представляют собой комплекс (завод) по производству сухих обрезных пиломатериалов, а вступившее в законную силу решение суда свидетельствует о соответствии созданных объектов всем необходимым строительно-техническим нормам и правилам и возможности их эксплуатации, т.е. выполнении условий Концепции.
Представление в Министерство акта о вводе лесоперерабатывающего комплекса в пгг. Магистральный в эксплуатацию, отчёта об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, документы, подтверждающие постановку на баланс инвестора объектов созданной и (или) модернизированной в рамках инвестиционного проекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры по существу являются сведениями об исполнении инвестиционного проекта в целом.
Установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2017 года по делу А19-1607/2017 обстоятельства исполнения ООО «Евразия – леспром групп» инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области», не подлежат доказыванию в силу положений статьи 69 АПК РФ.
Как правильно указано судом первой инстанции, в период реализации инвестиционного проекта, отношения по его подготовке и утверждению были урегулированы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».
Согласно пункту 21 данного Постановления после окончания реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган принимает решение о завершении его реализации и в течении 30 дней представляет это решение в Министерство промышленности и торговли РФ с отчетом о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта.
Из пояснений представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области следует, что министерством не принималось решение о завершении реализации инвестиционного проекта согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».
Между тем, в материалы настоящего дела представлен акт выездной проверки Министерства лесного комплекса Иркутской области об исполнении инвестором ООО «Евразия-леспром групп» поквартального графика и достоверности отчетных данных реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 19.06.2019 года, подписанный уполномоченными представителями Минпромторга России, Министерства лесного комплекса и государственного инспектора государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
В акте указано, что объем инвестиций вложенных в соответствии с концепцией составлял 2050 млн. рублей. За период с 2012 по 2015 год фактически в проект инвестировано 2297,3 млн. рублей собственных средств (112% от заявленного объема инвестиций). Вложение инвестиций в реализацию проекта завершено в 2015 году.
В 2016-2019 году графиком реализации инвестиционного проекта вложение инвестиций, а также создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры не предусматривалось.
Производственные мощности по переработке древесины и выпуску лесопродукции, обозначенные в концепции инвестиционного проекта созданы, объекты введены в эксплуатацию.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждена реализация ООО «Евразия-леспром групп» инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области», в связи с чем, у Министерства лесного комплекса Иркутской области отсутствовали правовые основания для вынесения предписания от 30.12.2019 № 02-91-16028/19 об устранении нарушений и отставании от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Согласно материалам дела, основанием вынесения предписания от 30.12.2019 № 02-91-16028/19 министерством указано устранение выявленных нарушений и отставании ООО «Евразия-леспром групп» от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов при том, что реализация инвестиционного проекта была фактически завершена до 2016 года, что следует из акта выездной проверки от 19.06.2019 года.
ООО «Евразия-леспром групп» вменено непредставление отчета об исполнении поквартального графика и справки о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года, чем, по мнению Министерства лесного комплекса, был нарушен пункт 26 «Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 года № 190.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, отмечает следующее.
Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных
инвестиционных проектов в области освоения лесов, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190, вступившим в силу с 08.03.2018 (далее – Положение от 23.02.2018 № 190).
Установленным при рассмотрении дела обстоятельствами подтверждено, что на основании приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 14.02.2013 № 181 инвестиционный проект ООО «Евразия-леспром групп» был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; за период с 2012 по 2015 год фактически в проект инвестировано 2 297,3 млн. рублей собственных средств (112% от заявленного объема инвестиций); вложение инвестиций в реализацию проекта завершено в 2015 году; производственные мощности по переработке древесины и выпуску лесопродукции, обозначенные в концепции инвестиционного проекта созданы, объекты введены в эксплуатацию.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в 2016-2019 году графиком реализации инвестиционного проекта вложение инвестиций, а также создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры не предусматривалось. Поскольку в представленной Концепции поэтапный план реализации инвестиционного проекта предусмотрен главой 3, вместе с тем данные этапы не содержат реальных сроков его реализации, так как начинаются с 2010 года и заканчиваются 2013 годом, в то время как инвестиционный проект подлежал реализации с момента его включения в перечень приоритетных (14.02.2013г.). При этом министерством в материалы дела не представлены утвержденные в установленном порядке поквартальные графики исполнения инвестиционного проекта, в том числе за 2 и 3 квартал 2019 года.
Таким образом, в период реализации приоритетного инвестиционного проекта заявителя (с 2012 по 2015 год), отношения по его подготовке и утверждению были урегулированы Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 (далее - Положение от 30.06.2007 № 419).
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что реализация инвестиционного проекта не может быть признана оконченной, так как министерством не было принято соответствующего решения по причине непредставления инвестором подтверждения вложенных инвестиций, апелляционный суд исходит из следующего.
В силу пункта 18 Положения от 30.06.2007 № 419 под окончанием реализацией приоритетного инвестиционного проекта следует понимать выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).
Таким образом, выполнение обязательства по созданию объекта лесной инфраструктуры, в том числе осуществление инвестиций в объеме, указанном в поэтапном плане реализации инвестиционного проекта являются обстоятельствами, установление (подтверждение) которых влечет признание реализации приоритетного инвестиционного проекта оконченной.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2017 по делу №А19-1607/2017, оставленным без изменений постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017, установлено, что заявитель привлек инвестиции в размере 2 297,3 млн. рублей. В результате инвестиционной деятельности в пгт. Магистральный Казачинско-Ленского района Иркутской области был построен и введен в эксплуатацию деревоперерабатывающий завода по производству сухих обрезных пиломатериалов экспортного качества, в объеме 400 тыс. куб. м в год. То есть обязательство ООО «Евразия-леспром групп» по созданию объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренное приоритетным инвестиционным проектом выполнено.
Аналогичные факты были установлены министерством в результате выездной проверки заявителя и отражены ими в акте от 19.06.2019. Так, в пунктах 2, 5 акта выездной проверки исполнения инвестором ООО «Евразия - леспром групп» поквартального графика и достоверности отчетных данных реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 19.06.2019 подтверждено, что за период с 2012 по 2015 год фактически в проект инвестировано 2 297,3 млн. рублей собственных средств (112% от заявленного объема инвестиций); производственные мощности по переработке древесины и выпуску лесопродукции, обозначенные в концепции инвестиционного проекта созданы, объекты введены в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 21 Положения от 30.06.2007 № 419 после окончания реализации приоритетного инвестиционного проекта заинтересованный орган принимает решение о завершении его реализации и в течение 30 дней представляет это решение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с отчетом о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта.
Таким образом, пункт 21 Положения от 30.06.2007 № 419 не предусматривает заявительный характер для принятия решение о завершении реализации приоритетного инвестиционного проекта.
Следовательно, Министерство лесного комплекса Иркутской области с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2017 по делу А19-1607/2017 (с 08.12.2017), руководствуясь пунктом 21 Положения от 30.06.2007 № 419, обязано было принять решение о завершении реализации инвестиционного проекта ООО «Евразия-леспром групп» и в течение 30 дней представить это решение Министерству промышленности и торговли РФ, с отчетом о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта.
При этом апелляционный суд отмечает, что из акта выездной проверки ООО «Евразия-леспром групп» не усматривается выявление в отношении общества нарушений при реализации им инвестиционного проекта, в том числе в части не предоставления документов, подтверждающих объем инвестиций.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, о наличие у общества обязанности по представлению министерству ежеквартальных отчетов об исполнении поквартального графика реализации инвестиционного проекта и справки о ходе реализации инвестиционного проекта, апелляционный суд исходит из следующего.
Обязанность по ежеквартальному представлению отчетов об исполнении поквартального графика реализации инвестиционного проекта и справки о ходе реализации инвестиционного проекта установлена пунктом 26 Положения от 23.02.2018№ № 190.
На основании вышеизложенных обстоятельств и выводов суда у общества не возникло обязанности по представлению отчетов и справки за 2, 3 кварталы 2019 года.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает обоснованными выводы суда первой инстанции, который приняв во внимание, что Министерством лесного комплекса Иркутской области не доказана правомерность вынесения предписания от 30.12.2019 № 02-91-16028/19, вследствие чего, отсутствовали правовые основания для вынесения распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», о недействительности предписания и распоряжения.
Поскольку Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» в части исключения инвестиционного проекта ООО «Евразия-леспром групп» «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов был обусловлен распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91- 894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», суд первой инстанции обоснованно признал его недействительным.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что министерством не представлено фактов, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения суда, по сути, доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, что не является основанием для отмены или изменения судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2020 года по делу № А19-9378/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи Е.О. Никифорюк
Е.В. Желтоухов