ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-6136/2021 от 30.11.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А78-4353/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 2 декабря 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 сентября 2021 года по делу № А78-4353/2021,

установил:

Центральная акцизная таможня (ОГРН<***>, ИНН <***>, далее – таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Золото Дельмачик» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество) о взыскании суммы пени в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате утилизационного сбора за период с 17.09.2020 по 28.11.2021 в размере 118 238,4 рублей.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 сентября 2021 года по делу № А78-4353/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что факт перечисления денежных средств на единый лицевой счет и оформление соответствующего платежного поручения не может рассматриваться как факт уплаты утилизационного сбора, поскольку в целях уплаты утилизационного сбора денежные средства перечисляются на единый лицевой счет плательщика и являются собственностью плательщика, следовательно, не могут быть использованы таможенным органом в счет уплаты каких-либо установленных законом платежей до соответствующего распоряжения плательщика.

Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 04.11.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Золото Дельмачик» на Акцизном специализированном таможенном посту (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10009100/010920/0080496 (т. 1, л.д. 41-43), по которой задекларирован товар - самоходная машина - карьерные самосвалы SINOTRUK, 2020 года выпуска, в количестве трех штук. Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 02.09.2020.

Полагая, что общество представило документы с нарушением срока, установленных пунктом 11(1) Правил, таможенным органом в адрес общества направлено письмо от 04.03.2021 № 13-12/05545 об уплате пени за просрочку уплаты утилизационного сбора, с приложенным к нему расчетом (т. 1, л.д. 45-47, 48, 49-54).

Ответчик письмами от 12.11.2020, № 191 от 24.03.2021 (т. 1, л.д. 30, 31) отказал в удовлетворении требования таможни, указав, что утилизационный сбор за ввезенные самоходные машины уплачен в установленный срок.

В связи с отказом общества об оплате пени за просрочку уплаты утилизационного сбора, таможенный орган обратился в суд с требованием.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно требованиям статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

При этом утилизационный сбор является особым видом обязательного платежа, введенного в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.

По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

В силу статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 3).

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила № 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень № 81).

Согласно положениям пункта 3 Правил № 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем № 81 (пункт 5 Правил № 81).

Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты приведен в разделе II Правил (пункты 11 - 14).

Пунктом 11 раздела II Правил предусмотрен перечень документов, которые представляет в таможенный орган плательщик утилизационного сбора для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.

Согласно пункту 11 (1) Правил документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 Правил должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, в том числе копий платежных поручений об уплате утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Судом установлено, что между сторонами по настоящему делу отсутствует спор о том, что размер утилизационного сбора составляет 11 592 000 руб. (3 864 000 руб. за каждую самоходную машину).

Поскольку товар ввезен 02.09.2020, срок для уплаты утилизационного сбора - 17.09.2020.

Таможенный орган в обоснование иска указывает, что обращение ответчика о внесение изменений (дополнений) в ДТ с целью уплаты утилизационного сбора с приложением полного комплекта документов поступили в таможенный орган через автоматизированную информационную систему 28.11.2020. На основании данного обращения таможней осуществлено списание утилизационного сбора и оформление таможенных приходных ордеров 28.11.2020.

Судом установлено, что сведений о непредставлении обществом документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, в том числе копий платежных поручений об уплате утилизационного сбора, что является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора, таможенным органом не представлено.

При это из материалов дела следует, что ООО «Золото Дельмачик» 11.09.2020 с помощью программ средств обмена электронными сообщениями в таможенный орган направлено обращение о внесение изменений (дополнений) в ТД № № 10009100/010920/0080496 с корректировкой ДТ (т. 1, л.д. 68).

Согласно данному обращению ответчик сообщил о внесении в графу 44 ДТ изменений, приложив к нему документы, в том числе платежное поручение № 4148 от 09.09.2020.

Обращение получено 11.09.2021 (т. 1, л.д. 69).

Платежным поручением № 4148 от 09.09.2020 (т. 1, л.д. 66) утилизационный сбор в размере 11 592 000 руб. по ДТ № 10009100/010920/0080496 уплачен обществом в полном объеме 10.09.2020.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, само по себе оформление таможенным органом таможенных приходных ордеров - платежного документа об уплате утилизационного сбора 28.11.2020, то есть за пределами установленного для уплаты утилизационного сбора срока, не свидетельствует о нарушении обществом пункта 11 и 15 Правил, что является основанием для начисления пени.

Фактически утилизационный сбор был уплачен обществом 10.09.2020, что подтверждается платежным поручением № 4148 от 09.09.2020 с отметкой о списании денежных средств со счета плательщика (т. 1, л.д. 66).

Поскольку материалами дела подтверждается, что ответчиком представлен 11.09.2021 полный перечень документов, предусмотренных пунктом 11 раздела II Правил, что подтверждается получением КДТ Акцизным постом (т.1, л.д.69), таможенным органом не доказаны предусмотренные Правилами N 81 основания для начисления пени.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 сентября 2021 года по делу № А78-4353/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           В.А. Сидоренко

                                                                                                                       Н.В. Ломако