ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-6470/20 от 14.01.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                   Дело № А19-27897/2019

«21» января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен  21 января 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2020 года по делу №А19-27897/2019 по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН: 1038500601314, ИНН: 8506008175; адрес: 669001, Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, поселок Усть-Ордынский, переулок Коммунальный, дом 11) к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения Осинского района (ОГРН: 1028500602240, ИНН: 8505002156; адрес: 669200, Иркутская область, район Осинский, село Оса, улица Котовского, дом 8, квартира 2) о взыскании штрафных санкций размере 180000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период – 2018 год,

(суд первой инстанции – О.В. Гаврилов),

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Осинского района (далее – ответчик, ОГКУ ЦЗН Осинского района, центр, должник, страхователь) штрафных санкций в размере 180000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период – 2018 год.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

В обосновании суд указал, что ОГКУ ЦЗН Осинского района самостоятельно выявлена ошибка до момента обнаружения Пенсионным фондом несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и были представлены необходимые корректирующие сведения, поэтому финансовые санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период – 2018 год в отношении 360 застрахованных лиц, применены быть не могут.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.10.2020 по делу №A19-27897/2019 полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное).

Полагает, что страхователь за отчетный период - за 2018 год представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете...", не позднее 01 марта 2019 года.

Проведённой проверкой своевременности представления индивидуальных сведений в Управление ПФР за 2018 год установлено, что в нарушение абз.3 ст.17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ ОГКУ центр занятости населения Осинского района представили сведения отчетности формы СЗВ-стаж (допол.) на 360 застрахованных лиц 14.03.2019.

На апелляционную жалобу фонда поступил отзыв центра, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 05.12.2020.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пенсионным фондом в отношении ОГКУ ЦЗН Осинского района проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.

В ходе проверки Пенсионным фондом выявлено нарушение ОГКУ ЦЗН Осинского района установленного Законом № 27-ФЗ срока представления формы СЗВ-СТАЖ за отчетный период –2018 год в отношении 360 застрахованных лиц.

Результаты проверки отражены в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.06.2019 № 048S18190014936.

Решением Пенсионного фонда от 24.07.2019 № 048S19190017237 ОГКУ ЦЗН Осинского района привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ за представление страхователем неполных недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 180000 руб.

На основании вышеуказанного решения Пенсионным фондом должнику выставлено требование от 07.08.2019 № 048S01190020261 об уплате штрафных санкций в срок до 27.08.2019.

В связи с неисполнением ОГКУ ЦЗН Осинского района в добровольном порядке указанного требования об уплате штрафных санкций Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ОГКУ ЦЗН Осинского района является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1)страховой номер индивидуального лицевого счета;

2)фамилию, имя и отчество;

3)дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4)дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8)другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9)суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

10)периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

11)документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п.

Отчетность, представляемая по форме СЗВ-СТАЖ, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 11.01.2017 № 3п.

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.

При этом под непредставлением сведений в установленный срок, следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений – это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений – представление сведений, не соответствующих действительности.

Как правильно установлено судом первой инстанции, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период – 2018 год с типом формы «исходная» представлены ОГКУ ЦЗН Осинского района в Пенсионный фонд в установленный срок – 28.01.2019, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами проверки.

Далее, 14.03.2019 ОГКУ ЦЗН Осинского района в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «дополняющая» за отчетный период – 2018 год в отношении 360 застрахованных лиц, не отраженных в исходной форме СЗВ-СТАЖ за указанный отчетный период, что подтверждается представленными в материалы протоколом проверки.

Таким образом, при анализе форм СЗВ-СТАЖ с типом формы «исходная» и «дополняющая», Пенсионным фондом в ходе проведения проверки выявлены несоответствия данных между представленными сведениями и результатами проверки, а именно представленные страхователем сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «дополняющая» содержали данные в отношении застрахованных лиц, не указанных ранее в форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «исходная». Кроме того, по мнению Пенсионного фонда, ОГКУ ЦЗН Осинского района представило сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «дополняющая» после установленного срока в нарушение части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, что повлекло применение к страхователю штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Оценивая выводы пенсионного фонда, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016 «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее – Постановление № 83п) при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 39 Инструкции № 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

При этом пунктом 39 Инструкции № 766н не запрещается представлять дополняющие формы СЗВ-СТАЖ, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.

С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона № 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции № 766н и Постановления № 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.

Как правильно указывает суд первой инстанции, ОГКУ ЦЗН Осинского района самостоятельно была выявлена ошибка в ранее представленных сведениях от 28.01.2019 года и до момента обнаружения Пенсионным фондом нарушения, в соответствии с абзацем третьим статьи 15 Закона № 27-ФЗ представлены дополняющие сведения по форме СЗВ-СТАЖ в отношении 360 застрахованных лиц. Форма СЗВ-СТАЖ (дополняющая) была представлена в качестве дополнения к ранее направленным сведениям по форме СЗВ-СТАЖ от 28.01.2019 года и фактически содержала полные и достоверные сведения о 360 застрахованных лицах, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке безработными.

На основании приведенного выше правового регулирования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения ОГКУ ЦЗН Осинского района к ответственности за вмененное правонарушение, поскольку заявитель самостоятельно обнаружив ошибку в сведениях, представленных по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период – 2018 с типом формы «исходная», представил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за указанный отчетный период с типом формы «дополняющая» до момента выявления такой ошибки Пенсионным фондом. Доказательств обратного Пенсионным фондом в материалы дела не представлено.

Апелляционный суд поддреживает выводы суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае ОГКУ ЦЗН Осинского района самостоятельно выявлена ошибка до момента обнаружения Пенсионным фондом несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и были представлены необходимые корректирующие сведения, поэтому финансовые санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период – 2018 года в отношении 360 застрахованных лиц, применены быть не могут, и данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 02.07.2018 № 303-КГ18-99.

Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд также исходит из следующего.

Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.

Между тем, этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права.

Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 10.01.2020 по делу № А19-27955/2019 решение Пенсионного фонда от 24.07.2019 № 048S19190017237, которым ОГКУ ЦЗН Осинского района привлечено к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ за представление страхователем неполных недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за отчетный период – 2018 год в отношении 360 застрахованных лиц с назначением штрафа в размере 180000 руб., признано недействительным. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.01.2020 по делу № А19-27955/2019 оставлено без изменения. В суде кассационной инстанции решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.01.2020 по делу № А19-27955/2019 обжаловано не было и вступило в законную силу.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах  в удовлетворении требований Пенсионного фонда следует отказать.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2020 года по делу № А19-27897/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Е.О.Никифорюк

Судьи                                                                                                           Д.В.Басаев

                                                                                                          Н.В.Ломако