ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-7929/2020
«24» марта 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Прокуратуры Иркутской области Казанцевой Л.И. (поручение 12.03.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2020 года по делу № А19-7929/2020,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН <***> ИНН <***>, далее - министерство) о признании незаконными действий Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, выраженных в выдаче карт маршрута «Народный маршрут» и ООО «Слава» сроком действия с 27.04.2020 по маршрутам регулярных перевозок № 333, № 334; о признании незаконным решения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, оформленного письмом от 27.04.2020 № 02-58-4345/2020, о прекращении действия выданных ранее индивидуальному предпринимателю ФИО1 карт маршрута №38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Народный маршрут» (ОГРН <***> ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Слава» (ОГРН <***> ИНН <***>), Прокуратура Иркутской области (ОГРН <***> ИНН <***>).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2020 года по делу № А19-7929/2020 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, оформленное письмом от 27.04.2020 г. № 02-58-4345/2020, о прекращении действия выданных ранее индивидуальному предпринимателю ФИО1 карт маршрута №№ 38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020 г. Обязал Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции, что министерство произвольно изменило сроки начала осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок путем прекращения действия выданных ранее ИП ФИО1 карт маршрута № № 38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020 г.
Прокуратура и ФИО1 в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 27.02.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, ФИО1, ООО «Народный маршрут», ООО «Слава» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 12 от 30.06.2020 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения на осуществление регулярных перевозок пассажиров № 32/119 от 21.04.2014 г. (с дополнительными соглашениями № 1 от 02.11.2015 г., № 2 от 28.03.2019 г.), ИП ФИО1 осуществлял пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок № 333 «ФИО2 (Бонус) - Иркутск (Ц. Рынок) - ФИО2 (Бонус)» и № 334 «ФИО2 (Автостанция) - Иркутск (Ц. Рынок) - ФИО2 (Автостанция).
Согласно п. 6.1. дополнительного соглашения № 2 от 28.03.2019 г. срок действия соглашения от 21.04.2014 г. продлен до 14 июля 2020 года.
14.10.2019 г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте РФ (http://irkobl.ru/sites/gkhA организатором торгов министерством были опубликованы извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Иркутской области № 16/2019, а также конкурсная документация.
Простым товариществом ИП ФИО1, ИП ФИО3, ИП ФИО4 была поддана заявка на участие в конкурсе по лоту № 6.
Согласно протоколу оценки, сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 14.04.2020 г. простому товариществу ИП ФИО1, ИП ФИО3, ИП ФИО4 отказано в участии в открытом конкурсе № 3/2020 по основаниям, предусмотренным пунктом 3.3 конкурсной документации - в связи с несоответствием конкурсной заявки и прилагаемых к ней документам требованиям, установленным конкурсной документацией.
Простое товарищество ООО «Слава» и ООО «Народный маршрут» (далее - Победитель конкурса) является единственным участником конкурса по лоту № 6, в связи с чем товарищество признано победителем конкурса по указанному лоту, в связи с чем министерством принято решение о выдаче названным обществам свидетельств об осуществлении перевозок по спорным маршрутам и карт маршрута.
Пунктом 9.4. конкурсной документации предусмотрено, что победитель открытого конкурса, в т.ч. по лоту № 6 обязан приступить к осуществлению перевозок 15 июля 2020 года.
Письмом от 27.04.2020 г. № 02-58-4345/20 «О прекращении действия карт маршрута», министерство уведомило ИП ФИО1 о прекращении действия карт маршрута ИП ФИО1. с 27 апреля 2020 года.
Прекращение действия выданных ФИО1 карт маршрута ранее срока, указанного в п. 9.4 конкурсной документации (15.07.2020 г.) повлекло невозможность осуществления основного вида деятельности, на осуществление которой у него имеется действующая лицензия, и, как следствие, невозможность получения дохода от предпринимательской деятельности.
Заявитель полагая, что действия министерства, связанные с прекращением действия карт маршрута, выданные ИП ФИО1, а также действия, связанные с выдачей карт маршрута сроком действия с 27.04.2020 г. ООО «Слава», ООО «Народный маршрут», обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании соглашения на осуществление регулярных перевозок пассажиров № 32/119 от 21.04.2014 г. (с дополнительными соглашениями № 1 от 02.11.2015 г., № 2 от 28.03.2019 г), ФИО1. осуществлял пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок № 333 «ФИО2 (Бонус) - Иркутск (Ц. Рынок) - ФИО2 (Бонус)» и № 334 «ФИО2 (Автостанция) - Иркутск (Ц. Рынок) - ФИО2 (Автостанция).
Пунктом 6.1. дополнительного соглашения № 2 от 28.03.2019 г. срок действия соглашения продлен до 14 июля 2020 года.
Министерством 14.01.2020 г. принято решение № 31-НТ/2020 об изменении вида перевозок по спорным маршрутам. Пунктом 2 указанного решения установлен срок его вступления в силу - через 200 дней после его подписания.
06.02.2020 г. министерством принято решение № 34/НТ/2020 о внесении изменений, в том числе, в решение № 31-НТ/2020, которым п. 2 исключен.
Письмом от 27.04.2020 № 02-58-4345/20 «О прекращении действия карт маршрута», министерство уведомило его о прекращении действия карт маршрута с 27 апреля 2020 года.
Основанием для прекращения действия карт маршрутов ИП ФИО1 послужили результаты проведенного министерством аукциона № 3/2020 на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области, в т.ч., на право осуществления регулярных перевозок по маршрутам № 333 и № 334 (лот № 6). Согласно протоколу оценки, сопоставления заявок от 14 апреля 2020 года победителем открытого конкурса по лоту № 6 признано простое товарищество ООО «Народный маршрут» и ООО «Слава».
На основании части 1 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство; 2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства; 3) обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства; 4) окончание срока действия данного свидетельства; 6) вступление в силу предусмотренного статьей 18 настоящего Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам; 7) принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд; 8) принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием.
Судом установлено, что письму министерства от 27.04.2020 № 02-58-4345/20 «О прекращении действия карт маршрута» предшествовало проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Иркутской области № 16/2019.
14.10.2019 г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте РФ (http://irkobl.ru/sites/gkhA организатором торгов - министерством были опубликованы извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Иркутской области № 16/2019, а также конкурсная документация.
Простым товариществом ИП ФИО1, ИП ФИО3, ИП ФИО4 была подана заявка на участие в конкурсе по лоту №6.
Частью 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В соответствии с протоколом оценки, сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 14.04.2020 г. простому товариществу ИП ФИО1, ИП ФИО3, ИП ФИО4 отказано в участии в открытом конкурсе № 3/2020 по основаниям, предусмотренным пунктом 3.3 конкурсной документации - в связи с несоответствием конкурсной заявки и прилагаемых к ней документам требованиям, установленным конкурсной документацией.
Согласно пункту 4 статьи 21 Закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдано по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия последнего из ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному маршруту.
В силу пункта 9.4 конкурсной документации победитель открытого конкурса приступает к осуществлению перевозок с 15.07.2020 г.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что определение законом и конкурсной документацией сроков начала осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с результатом конкурса, оформленного протоколом от 14.04.2020 г., не дает ответчику права произвольно изменять данные сроки.
На основании пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны.
Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что действия министерства, как организатора торгов, направленные на одностороннее прекращение договорных отношений с ФИО1 с 27.04.2020 г. не могут быть признаны добросовестными.
Кроме того, из содержания Конкурсной документации 3/2020 усматривается, что она утверждена для проведения конкретного конкурса и является одним из элементов процедуры его проведения.
Конкурсная документация направлена на однократное применение при отборе перевозчиков и содержит предложение о принятии участия в конкурсе, а не обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц, и применяется только к отношениям, возникшим при проведении конкретного конкурса, следовательно, является ненормативным правовым актом. Данное положение полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 26.02.2013 г. № ВАС-16174/12.
Статьей 13 ГК РФ предусмотрено, что ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Разъясняя порядок применения абзаца тринадцатого статьи 12 ГК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" отметил, что при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия министерства, как организатора торгов, направленные на одностороннее прекращение договорных отношений с ФИО1 с 27.04.2020 г., не могут быть признаны законными.
Довод ответчика и третьего лица (ООО «Слава») о том, что действие выданных ИП ФИО1 свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрута прекратилось с момента объявления результатов конкурса обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку это не предусмотрено частью 6 статьи 29 Закона № 220-ФЗ.
Довод ответчика о том, что прекращение действия выданных ИП ФИО1 карт маршрута №№ 38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020 г. было обусловлено принятием решения об изменении вида регулярных перевозок, а законодательством Российской Федерации не предусмотрено конкретных сроков вступления в законную силу решения об изменении вида регулярных перевозок, что позволяет министерству, как уполномоченному органу, определять такие сроки самостоятельно, судом рассмотрен и отклонен с приведением соответствующих мотивов.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что статьей 18 Закона № 220-ФЗ установлен порядок изменения вида регулярных перевозок, согласно которому решение об изменении вида регулярных перевозок может быть принято с соблюдением определенной процедуры и не может вступить в силу ранее истечения 180 дней после его принятия. До момента издания решения № 31-НТ/2020 министерством не было включено в документ планирования регулярных перевозок решение об изменении их вида, уведомление перевозчика о принятом решении не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления решения в силу не производилось. Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что до 15.07.2020 г. право осуществления перевозок по вышеуказанным маршрутам (№333 и №334) принадлежало ИП ФИО1 на основании соглашения на осуществление регулярных перевозок № 32/119 от 21.04.2014 г. и дополнительного соглашения к нему от 28.03.2019 г., в связи с чем у министерства не имелось правовых оснований для принятия решения от 27.04.2020 № 02-58-4345/2020, о прекращении действия выданных ранее ИП ФИО1 карт маршрута №№ 38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020 г.
Таким образом, решение министерства, оформленное письмом от 27.04.2020 г. № 02-58-4345/2020, о прекращении действия выданных ранее ИП ФИО1 карт маршрута №№ 38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020 г. является незаконным, в связи суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя в данной части.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2020 года по делу № А19-7929/2020 оставить в обжалуемой частибез изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.О. Никифорюк
В.А. Сидоренко