Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000 http://4aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-8596/2015
18 января 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2016 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Гречаниченко А.В., судей Скажутиной Е.Н., Капустиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаферовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района «Могочинский район» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2015 года по делу № А78-8596/2015, по иску Государственного учреждения «Центр обеспечения деятельности в области гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края» (адрес: <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации муниципального района «Могочинский район» (адрес: <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 6 484 091, 15 рублей (суд первой инстанции: Гончарук Е.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
государственное учреждение "Центр обеспечения деятельности в области гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края" (далее – истец, ГУ «Центр обеспечения деятельности в области гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края») обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с требованием уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации муниципального района "Могочинский район" Забайкальского края (далее – ответчик, Администрация) о взыскании по договорам на получение материальных ценностей из материального резерва Забайкальского края на возмездной основе стоимости невозвращенного имущества в размере 5 815 603 рублей 45 копеек.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2015 года требования удовлетворены: с Администрации муниципального района "Могочинский район" Забайкальского края в пользу ГУ "Центр обеспечения деятельности в области гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края" взыскано 5 815 603 рублей 45 копеек основного долга, 52 078 рублей 01 копейка расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что поскольку предоставляемые материальные ценности были затрачены на нужды городских и сельских поселений района, то именно из бюджета указанных муниципальных образований подлежит взысканию предъявленная истцом сумма.
О времени и месте судебного заседания представители лиц, участвующих в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что на основании приказов Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края 23.12.2011 № 132/ОД, от 21.11.2012 № 189/ОД, от 29.01.2013 № 14/ОД, от 28.02.2013 № 23/ОД, от 08.11.2013 № 204/ОД между ГУ «Фонд ГО Забайкальского края» и ответчиком заключены договоры на получение материальных ценностей из материального резерва Забайкальского края на возвратной основе, которыми (с учетом дополнительных соглашений) ответчику из материального резерва Забайкальского края передан бурый уголь Уртуйского разреза по актам приема-передачи:
- договор № 2-11-17 от 26.12.2011 на передачу 524,3 тонн бурого угля (акт приема-передачи от 29.12.2011);
- договор № 2-12-60 от 23.11.2012 на передачу 324,7 тонн бурого угля (акт приема-передачи от 01.01.2013);
- договор № 2-13-4 от 29.01.2013 на передачу 325,6 тонн бурого угля (акт приема-передачи от 04.02.2013);
- договор № 2-13-9 от 28.02.2013 на передачу 1140 тонн бурого угля (акт приема-передачи от 21.03.2013);
- договор № 2-13-31 от 08.11.2013 на передачу 4962 тонн бурого угля (акт приема-передачи от 01.01.2014).
В соответствии с условиями пункта 1.4 договоров уголь передается на срок до 6 месяцев с момента передачи и подписания сторонами акта приема-передачи.
Таким образом, срок возврата угля по договору № 2-11-17 истек 29 июня 2012 года, срок возврата угля по договору № 2-12-60 истек 1 июля 2013 года, срок возврата угля по договору № 2-13-4 истек 4 августа 2013 года, срок возврата угля по договору № 2-13-9 истек 21 сентября 2013 года и срок возврата угля по договору № 2-13-31 истек 1 июля 2014 года.
В связи с соглашением от 01.09.2015 о внесении изменении в договор № 2-13-31 от 08.11.2013 и подписанием актов приема-передачи от 01.09.2015, от 12.10.2015, ответчиком произведен возврат 584,4 тонн угля в материальный резерв Забайкальского края по договорам № 2-11-17 от 26.12.2011, № 2-12-60 от 23.11.2012, что подтверждается актом приема-передачи № 09 от 22.09.2015.
Соответственно, общее количество невозвращенного ответчиком угля составляет 6797, 9 тонн, что подтверждается также актом сверки взаимных расчетов от 12.10.2015 года, подписанным сторонами без замечаний.
Претензии, направленные в адрес ответчика оставлены без удовлетворения. Обязательства по договорам займа заемщик надлежащим образом не исполнил, что послужило основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Государственное учреждение «Фонд объектов и имущества гражданской обороны Забайкальского края» (ГУ «Фонд ГО Забайкальского края») путем слияния реорганизовано в государственное учреждение «Центр обеспечения деятельности в области гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края» (ГУ «Забайкалпожспас»).
Приказом Департамента ГОПБ Забайкальского края от 14.04.2015 № 43-ОД истцу переданы полномочия по созданию, хранению, использованию и восполнению материальных ресурсов Забайкальского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в Забайкальском крае (далее - материальный резерв Забайкальского края).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 03.03.2009 N 84 в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов Забайкальского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (далее – Порядок), регулирующий вопросы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов Забайкальского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в Забайкальском крае (далее - краевые резервы), а также вопросы контроля за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов.
Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, указанные в пунктах 7, 7(1), 7(2) настоящего Порядка, по рекомендации Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края принимают решение об использовании на возвратной или невозвратной основе краевых резервов органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений и организациями для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального и локального характера (пункт 8 Порядка).
В соответствии с пунктом 9 Порядка восполнение краевых резервов, выданных на возвратной основе и израсходованных при ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений и организациями, в интересах которых использовались материальные ресурсы краевых резервов, не позднее чем в шестимесячный срок в соответствии с договором, заключенным на получение материальных ресурсов.
Для восполнения краевых резервов используются материальные ресурсы той же номенклатуры, объема и ассортимента, что и выпущенные из краевых резервов, свежей выработки, соответствующие по качеству техническим условиям.
Как видно из материалов дела, договоры на получение материальных ценностей из материального резерва Забайкальского края на возвратной основе заключены с заемщиком – Администрацией района.
Согласно пункту 2.2.5 договоров заемщик обязан возвратить уголь займодавцу в полученном количестве.
Свои обязанности в полном объеме Администрация не выполнила. Общее количество невозвращенного ответчиком угля составляет 6797, 9 тонн, что не оспаривается ответчиком. На наличие возможности возвратить полученный уголь путем возвращения вещи с теми же родовыми признаками ответчик не ссылается.
Уголь материального резерва Забайкальского края находится на хранении в ПАО «ППГХО» (договор хранения материального резерва Забайкальского края бурого угля, с обезличением № 10-05/12828 от 09.12.2010). По данным ПАО «ППГХО» стоимость 1 тонны угля на 2015 год составляет 725 рублей.
Таким образом, стоимость 6 797, 9 тонн угля составляет 5 815 603 рублей 45 копеек (6797,9тн х 725,00 руб. х 1,18 НДС).
Оснований для отказа исполнять принятую на себя обязанность, с учетом положений статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, у ответчика не имеется. Доводы ответчика о возможности возложения исполнения обязанности ответчика на другое лицо, в отсутствие прямого указания закона или условия договора, отклоняются.
При таких обстоятельствах факт передачи угля ответчику истцом и факт невозвращения угля ответчиком на заявленную сумму признается доказанным, соответственно, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции обосновано.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом не допущено.
Таким образом, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2015 года по делу № А78-8596/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.В. Гречаниченко
Судьи Е.Н. Скажутина
Л.В. Капустина