ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-4906/2018
«6» марта 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 марта 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янское речное пароходство" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2018 года по делу № А58-4906/2018 (суд первой инстанции – Эверстова Р.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Янское речное пароходство" (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Администрации муниципального образования "Поселок Нижнеянск" (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении протеста прокуратуры Усть-Янского улуса Республики Саха (Якутия) от 02.05.2017 № 31-2017, обязании Администрации МО «Поселок Нижнеянск» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, внести изменения в ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости в месячный срок.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) «Арктическая транспортная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2018 года по делу № А58-4906/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 07.02.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является перевозка пассажиров и грузов водным транспортом. В межнавигационный период судна общества отстаиваются в районе речного порта поселка Нижнеянск и в затоне Усть-Куйга согласно плану расстановки судов с соблюдением правил пожарной безопасности.
Согласно пункту 1 договора водопользования от 09.03.2011 № 14-18.04.03.002-Р-ДРБВ-С-2011-01204/00 (т.1 л.д.52-59) Департамент по водным отношениям предоставляет ОАО «Янское речное пароходство» в пользование река Яна (ее часть участки у р.п.Нижнеянск, затон у п.Усть-Куйга).
В силу договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования от 06.05.2011 № 14-18.04.03.002-Р-ДРБВ-С-2011-01256/00 (т.1 л.д.67-70) ОАО «Янское речное пароходство», правообладатель, и ООО «Янское речное пароходство», правопреемник, по согласованию с Департаментом по водным отношениям правообладатель передал правопреемнику права и обязанности по договору водопользования № 14-18.04.03.002-Р-ДРБВ-С-2011-01204/00 на срок до 31.12.2028.
Договор водопользования от 06.05.2011 № 14-18.04.03.002-Р-ДРБВ-С-2011-01256/00 зарегистрирован в Государственном водном реестре 06.05.2011 за № 14-18.04.03.002-Р-ДРБВ-С-2011-01256/00 в Ленском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов.
К указанному договору заключено дополнительное соглашение от 31.12.2015 (т.1 л.д.71-77).
Между Департаментом по водным отношения и ООО «Янское речное пароходство» заключен договор водопользования от 31.05.2016 № 14-18.04.03.002-Р-ДХНО-С-2016- 03422/00 (т.1 л.д.93-107). Договор зарегистрирован в Государственном водном реестре.
В соответствии с договором временного управления, владения и пользования объектом недвижимого имущества от 29.07.2016 Администрация МО «Поселок Нижнеянск», как ссудодатель передал, а казенное предприятие РС (Я) «Арктическая транспортная компания», как ссудополучатель принимает в безвозмездное временное управление, владение и пользование здание диспетчерской с кадастровым номером 14:31:050001:153, расположенный по адресу: Нижнеянск, участок Грузовой причал.
На основании решения Совета депутатов Муниципального образования «Поселок Нижнеянск» от 01.06.2016 № 33 «О порядке выявления, учета и признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество на территории МО «Поселок Нижнеянск» (т.1 л.д.11) распоряжением главы МО «Поселок Нижнеянск» от 11.08.2016 № 38-ОД «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Казенному предприятию РС (Я) «Арктическая транспортная компания»» казенному предприятию РС (Я) «Арктическая транспортная компания» (т.1 л.д.12) предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 14:31:050001:143, находящийся по адресу: Усть-Янский улус, пос.Нижнеянск, участок Грузовой причал, с видом разрешенного пользования: водный транспорт, с общей площадью 162 710 кв.м., в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 05.05.2016 № 14/16-135663.
Распоряжением главы МО «Поселок Нижнеянск» от 20.02.2017 № 10-ОД «О предоставлении объекта недвижимого имущества во временное управление, владение и пользование казенному предприятию РС (Я) «Арктическая транспортная компания» (т.1 л.д.13) казенному предприятию РС (Я) «Арктическая транспортная компания» предоставлен во временное управление, владение и пользование объект недвижимого имущества: грузовой берег № 21 ряжевый, 7.3 сооружения водного транспорта, общей площадью 2 557 кв.м. с кадастровым номером 14:31:050001:170, расположенный по адресу Нижнеянск, уч. Грузовой причал.
Согласно акту согласования № 211 предоставления земельного участка в пределах береговой полосы и выделения участка акватории внутренних водных путей (т.1 л.д.17-18), утвержденному протоколом заседания бассейновой комиссии, действующей в Федеральном бюджетном учреждении «Администрация Ленского бассейна» от 25.07.2016 № 21, ООО «Янское речное пароходство» согласовало предоставление земельного участка в пределах береговой полосы и выделение участка акватории, расположенного на реке Яна 21,2 км от устья для использования в целях организации зимнего отстоя флота.
Акватория и береговая полоса, выделенная обществу, отмечена в приложении к акту согласования № 211 предоставления земельного участка в пределах береговой полосы и выделение участка акватории внутренних водных путей, утвержденному протоколом заседания бассейновой комиссии, действующей в Федеральном бюджетном учреждении «Администрация Ленского бассейна» от 25.07.2016 № 21.
Заявитель обратился в Прокуратуру РС (Я) с жалобой от 24.03.2017 № 17-01/060 о проверке обоснованности принятия Решения Советом депутатов МО «Поселок Нижнеянск» от 01.06.2016 № 33 «О порядке выявления, учета и признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество на территории МО «Поселок Нижнеянск». Прокуратурой РС (Я) была проведена проверка и направлен ответ от 02.05.2017 № 23ж-17 (т.1 л.д.14-15) о том, что имуществом вправе распоряжаться исключительно собственник, администрация поселка без оформления права собственности на объект распоряжаться им не имеет права.
Ответ Прокуратуры РС (Я) от 02.05.2017 № 23ж-17, в котором указано о том, что с результатами рассмотрения протеста заявитель может ознакомиться в прокуратуре района, либо в Совете депутатов МО «Поселок Нижнеянск», получен заявителем 10.05.2017 вх. № 17-02/132.
Прокуратурой района в адрес председателя Совета депутатов МО «Поселок Нижнеянск» принесен протест на противоречащий закону нормативный акт.
На основании очередной сессии Совета депутатов № 41/3 от 14.06.2017 «О внесении изменений и дополнений в решение депутатов МО «Поселок Нижнеянск» от 01.06.2016 № 33, в связи с протестом Прокуратуры РС (Я) от 02.05.2017 № 31-2017 распоряжением главы МО «Поселок Нижнеянск» от 20.09.2017 № 66-ОД «Об отмене Распоряжения главы МО «Поселок Нижнеянск» от 11.08.2016 № 38-ОД «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Казенному предприятию РС (Я) «Арктическая транспортная компания» (т.1 л.д.16) в целях предотвращения нарушений законодательства РФ и на основании Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей на основании Решения очередной сессии Совета депутатов № 41/3 от 14.06.2017 «О внесении изменений и дополнений в Решение Совета депутатов МО «Поселок Нижнеянск» от 01.06.2016 в связи с протестом прокуратуры от 02.05.2017 № 31-2017 Решение Совета депутатов МО «Поселок Нижнеянск» от 01.06.2016 № 33 «О порядке выявления, учета и признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество на территории МО «Поселок Нижнеянск» отменено распоряжение главы МО «Поселок Нижнеянск» № 38-ОД от 11.08.2016 «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования казенному предприятию РС (Я) «Арктическая транспортная компания», которым передан земельный участок с кадастровым номером 14:31:050001:143, находящийся по адресу: Усть-Янский улус, пос.Нижнеянск, участок Грузовой причал, с видом разрешенного пользования: для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, с общей площадью 162 710 кв.м.
22.09.2017 Администрация МО «Поселок Нижнеянск» издала распоряжение № 69-ОД «Об отмене распоряжения главы МО «Поселок Нижнеянск» Усть-Янского улуса (района) от 20.09.2017 № 66-ОД «Об отмене распоряжения главы МО «Поселок Нижнеянск Усть-Янского улуса (района) от 11.08.2016 № 38-ОД «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования к казенному предприятию РС (Я) «Арктическая транспортная компания».
Согласно Выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 22.05.2018 № 14/001/087/2018-16089 на земельный участок с кадастровым номером 14:31:050001:143, находящийся по адресу: Усть-Янский улус, пос.Нижнеянск, участок Грузовой причал, правообладателем с видом зарегистрированного права: постоянное (бессрочное) пользование значится казенное предприятие РС (Я) «Арктическая транспортная компания». А также наложено ограничение прав в виде запрещения сделок с имуществом на основании требования по сводному исполнительному производству в отношении должника на сумм 2 827 672, 81 руб.
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в неисполнении протеста прокуратуры Усть-Янского улуса Республики Саха (Якутия) от 02.05.2017 № 31-2017.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Как установлено пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами местного самоуправления приносит протест на противоречащий закону правовой акт, подлежащий обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (пункт 3 статьи 22, пункты 1 и 2 статьи 23 Закона N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно предписаниям пунктов 1 и 3 статьи 6 названного выше Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в том числе в статье 22 указанного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность.
Как следует из материалов дела, заявитель просил суд первой инстанции признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Поселок Нижнеянск", выразившееся в неисполнении протеста прокуратуры Усть-Янского улуса Республики Саха (Якутия) от 02.05.2017 № 31-2017.
Согласно протесту прокурора Усть-Янского района от 02.05.2017 № 31-2017, прокурор предложил рассмотреть протест на ближайшей сессии Совета депутатов МО «Поселок Нижнеянск» и внести изменения в решение Совета депутатов МО «Поселок Нижнеянск» от 01.06.2016 № 33 «О порядке выявления, учета и признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество на территории МО «Поселок Нижнеянск» путем исключения или внесения изменений в пункт 5.3 Положения, утверждённого указанным решением, поскольку указанный пункт противоречит положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В данном случае протест прокурора принесен в Совет депутатов МО «Поселок Нижнеянск», т.е. в представительный орган местного самоуправления, издавший оспариваемый прокурором нормативный акт.
Согласно Уставу Муниципального образования «Поселок Нижнеянск» Усть-Янского улуса (района) Республики Саха (Якутия):
- Структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют: поселковый Совет депутатов – представительный орган городского поселения; глава поселка – высшее должностное лицо городского поселения; поселковая администрация – исполнительно-распорядительный орган городского поселения. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункты 1 и 2 статьи 21);
- Поселковая администрация – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского поселения (пункт 1 статьи 32);
- Систему муниципальных правовых актов городского поселения образуют: Устав муниципального образования, решения, принимаемые на местном референдуме; решения поселкового Совета депутатов; постановления и распоряжения главы поселка; постановления и распоряжения поселковой администрации (пункт 1 статьи 37);
- Поселковый Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения, решение об удалении главы поселка в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности поселкового Совета депутатов, и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), уставом муниципального образования (пункт 1 статьи 40).
- Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (статьи 44).
Таким образом, из приведенных взаимосвязанных положений следует, что рассмотрение протеста прокурора Усть-Янского района от 02.05.2017 № 31-2017 отнесено к исключительно компетенции Поселкового Совета депутатов.
Следовательно, требования истца по оспариванию бездействия Администрации - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по неисполнению указанного протеста прокурора заявлены к ненадлежащему ответчику.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что рассмотрение протеста прокурора является обязательным для органа, которому принесен протест. Однако орган или должностное лицо, которые издали опротестованный акт, вправе не согласиться с прокурорам. В таком случае, прокурор обращается с соответствующим требованием в суд.
Следовательно, обязательность протеста прокурора выражается лишь в обязанности соответствующего органа или должностного лица рассмотреть его, но никак не в его удовлетворении.
Соответственно, неудовлетворение протеста не может быть признано бездействием соответствующего органа или должностного лица.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ошибочные выводы суда первой инстанции, связанные с ненадлежащим определением предмета доказывания, не повлекли принятия неправильного судебного акта, а потому в силу части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2018 года по делу № А58-4906/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.В. Желтоухов
В.А. Сидоренко