ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Чита Дело №А78-5595/2006-С2-27/302
"15" февраля 2007 года -04АП-7/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Желтоухова Е.В., Куклина О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л. , рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на решение Арбитражного суда Читинской области от 27.11.2006г. по делу №А78-5595/2006-С2-27/302, по заявлению ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" о признании недействительным Распоряжения Главы Администрации Оловяннинского района Читинской области от 24.11.2005г. №950 "О внесении изменений в ранее принятые Постановления Главы Администрации №996 от 06.10.2004г., №997 от 06.10.2004г.", принятого судьей Д.С. Горкиным
(фамилии, инициалы судей, принявших решение)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 26.12.2006 г. №532),
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 12.02.2007г. №156 ),
ФИО3 Виталий (доверенность от 17.01.2007г.№ 50)
установил:
ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным Распоряжения Главы Администрации Оловяннинского района Читинской области от 24.11.2005 г №950 «О внесении изменений в ранее принятые Постановления Главы Администрации № 996 от 06.10.2004 г, № 997 от 06.10.2004 г».
Решением суда от 27 ноября 2006г. в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование решения суд указал, что, принимая обжалуемое Распоряжение, Администрация действовала в пределах представленных полномочий в соответствии с требованиями, установленными законом.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт о признании распоряжения недействительным. Полагают, что судом при разрешении дела не учтено, что обжалуемое распоряжение нарушает права истца в сфере землепользования, налогообложения. Перевод земельного участка из одной категории в другую был осуществлен Администрацией в нарушение порядка, установленного ФЗ ""О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Представитель заявителя в судебном заседании в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, пояснил, что суд не выяснил вопросы о правах на земельный участок, занятый под водохранилище, а также наличия согласия собственника на перевод земли в другую категорию, не применил нормы права, подлежащие применению. Просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился. Пояснил, что водохранилище имеет искусственное происхождение и является неотъемлемой частью технологического процесса, обеспечивающего функционирование станции и в связи с этим, должен находиться в той же категории, что и земельный участок, на котором расположена станция – к категории земель промышленности. При принятии оспариваемого распоряжения положения ФЗ ""О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не применяли. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно Государственному акту от 22.06.1995г. №40-14-000025 Харанорской ГРЭС на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок площадью 894га для строительства ГРЭС.
На основании данного Государственного акта, свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования на землю №246 от 21.07.1998г., постановления Администрации Оловяннинского района Читинской области №212 от 21.07.1998г., постановления Администрации Оловяннинского района Читинской области №62 от 05.02.2001г., выдано Свидетельство о государственной регистрации права от 07.02.2001г., в котором указано, субъект права – РАО ЕЭС, вид права – постоянное пользование, объект права – земельный участок, назначение – земли промышленности, общей площадью 449,0га, № объекта – 75:14:37 02 01:15:00:00-ЗУ.
17.02.2004г. изготовлен кадастровый план данного земельного участка, №75:14:470101:0001, в котором указано, предыдущий номер - 75:14:37 02 01:15, площадь – 449 га, категория земель – земли промышленности, транспорта, связи…(весь).
В 2004 году по заявке ОАО "Харанорская ГРЭС" ООО "Институт оценки собственности финансовой деятельности" были проведены землеустроительные работы.
В целях приведения землепользования ОАО "Харанорская ГРЭС" в соответствие с материалами землеустроительного дела, Администрацией Оловяннинского района Читинской области были приняты постановления от 06.10.2004г №997 «Об утверждении границ земельных участков под объектами недвижимости ОАО «Харанорская ГРЭС», и от 06.10.2004 г №996 «О переводе земель запаса в земли водного фонда, промышленности, земель промышленности в земли водного фонда для эксплуатации объектов ОАО «Харанорская ГРЭС».
В Постановлении от 06.10.2004 г №997 подпунктом 1.3 пункта 1 установлено:
«1.Утвердить под объектами недвижимости Открытого Акционерного Общества «Харанорская ГРЭС» границы следующих вновь образованных земельных участков:
1.3 для эксплуатации части водохранилища площадью 2754836 кв.м., в т.ч. из земель водного фонда 2249802 кв.м., 934 кв.м., 4259 кв.м., 490121 кв.м., 9720 кв.м.»
Постановлением Администрации от 06.10.2004 г № 996 установлено:
«1. Перевести из земель запаса земельный участок общей площадью 50,41 га в земли водного фонда для эксплуатации и обслуживания водохозяйственных объектов ОАО «Харанорская ГРЭСС», находящийся на юге от п.Ясногорск Оловяннинского района Читинской области.
3. Перевести из земель промышленности земельный участок общей площадью 225,0736 га в земли водного фонда для эксплуатации водохозяйственных сооружений (водохранилище) ОАО «Харанорской ГРЭСС», находящийся на юго-западе от п.Ясногорск Оловяннинского района Читинской области.»
На основании указанных постановлений были изготовлены кадастровые планы отдельно по земельному участку, занятому объектами промышленности, и земельному участку, занятым водохранилищем.
В частности, в кадастровом плане земельного участка под водохранилищем от 21.01.2005г. указано №75:14:470101:0098, площадь – 275,4836 га, категория земель – земли водного фонда - весь.
Распоряжением Администрации от 24.11.2005 г № 950 внесены следующие изменения в постановление главы администрации № 996 от 06.10.2004 года:
- название постановления изложить в следующей редакции: О переводе земель запаса в земли промышленности для эксплуатации объектов ОАО «Харанорская ГРЭСС»;
- пункт 1 постановления слова «в земли водного фонда» заменить на слова «в земли промышленности»;
- пункт 3 отменить.
2. Внести следующие изменения в постановление главы администрации № 997 от 06.10.2004 г.,
- в пункт 1 подпункт 1.3 слова «из земель водного фонда» заменить на слова «из земель
промышленности».
В обоснование перевода земельного участка, находящимся под водохранилищем, из земель водного фонда в земли промышленности администрация в оспариваемом распоряжении указала, что водохранилище имеет искусственное происхождение и является неотъемлемой частью технологического процесса, обеспечивающего функционирование станции и в связи с этим, должен находиться в той же категории, что и земельный участок, на котором расположена станция – к категории земель промышленности.
На основании данного распоряжения были внесены изменения в кадастровый план данного земельного участка в части категории земель, указано – земли промышленности – весь (кадастровый план от 22.02.2006г.).
Данные факты стороны не оспаривают.
Не согласившись с Распоряжением Администрации от 24.11.2005 г № 950, ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии», являющееся правопреемником ОАО "Харанорская ГРЭС", о чем в установленном порядке приняты соответствующие решения и внесены изменения в ЕГРП, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, в обоснование указав, что принимая обжалуемое Распоряжение, Администрация действовала в пределах представленных полномочий в соответствии с требованиями, установленными законом.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии со статьей 8 Земельного Кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, -органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) документах государственного земельного кадастра;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" №172-ФЗ от 21.12.2004г., действовавший с период принятия оспариваемого распоряжения.
Согласно ст.2 Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (п.п.5 п.4)
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п.5).
В статье 3 названного закона установлен порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. В п.4 указано - по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта (п.7).
Согласно ст.5 данного закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение десяти дней со дня его принятия в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения в течение семи дней изменений в документы государственного земельного кадастра (п.1). О внесенных изменениях орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.2).
В статье 12 указанного закона перечислены случаи, при которых допускается перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию: 1) создания особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения черты поселений;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Администрацией Оловяннинского района Читинской области, при переводе земельного участка, занятого водохранилищем, из категории земель водного фонда в категорию земель промышленности, не соблюден установленный порядок.
До принятия оспариваемого распоряжения данный земельный участок был отнесен к землям водного фонда, что подтверждается постановления от 06.10.2004г №997, от 06.10.2004 г №996, кадастровым планом земельного участка под водохранилищем от 21.01.2005г.
Доказательств наличия оснований, перечисленных в ст.12 названного закона, согласия правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, обращение с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую, принятия акта о переводе земель или земельных участков, Администрацией не представлено.
Законом не предусмотрена возможность перевода земель из одной категории в другую путем вынесения распоряжения, которым вносятся изменения в ранее принятые постановления, которыми установлена категория земельного участка.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что при принятии оспариваемого постановления положениями Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не руководствовались.
Пунктом 3 ст.8 Земельного Кодекса РФ установлено, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение было принято с нарушением установленного порядка, что является основанием для признания его недействительным.
Кроме того, суд считает, что земельный участок, занятый водохранилищем, в силу норм закона должен быть отнесен к землям водного фонда.
Статьей 1 Водного кодекса РФ установлено, что водными объектами признается
сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее
границы, объем и черты водного режима.
В соответствии со статьей 11 Водного кодекса РФ поверхностными водоемами являются водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.
В ст.9 Водного Кодекса РФ указано, что поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. Поверхностные водные объекты подразделяются на:
поверхностные водотоки и водохранилища на них;
поверхностные водоемы;
ледники и снежники.
Статьей 102 Земельного Кодекса РФ (в ред. действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Согласно письму Департамента государственного энергетического надзора от 03.02.2004г. №32-10-11/205, водохранилище Харанорской ГРЭС включено в Российский регистр гидротехнических сооружений с присвоением кода 21175С721000200.
Водохранилище Харанорской ГРЭС, как видно из имеющихся в материалах дела планов, и пояснений сторон, расположено на реке Онон (в двухстах метрах), водозабор и водоотведение осуществляется из реки Онон.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации Читинской области № 252 от 25.03.1997 г. «О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» минимальная ширина водоохранных зон устанавливается, в том числе протяженностью от 500 км в размере 500 метров. Протяженность реки Онон составляет 1032 км, в том числе по территории России 540 км. Следовательно, водохранилище находится в водоохранной зоне.
Вышеуказанные обстоятельства в силу ст.102 Земельного Кодекса РФ позволяют отнести земельный участок, занятый водохранилищем Харанорской ГРЭС, к землям водного фонда.
Обжалуемое распоряжение нарушает права истца в сфере землепользования, налогообложения.
Ходатайство о восстановлении срока на обжалование распоряжения №950 от 24.11.2005г. правомерно было удовлетворено судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции на основании п.2 ст.269 Арбитражного процессуального Кодекса РФ считает необходимым принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований с отменой решения суда первой инстанции.
При подаче искового заявления обществом была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. (платежное поручение №271 от 16.05.2006г. и №1277 от 13.09.2006г.), при подаче апелляционной жалобы – 1000 руб. (платежное поручение №2061 от 25.12.2006г.), всего 3000 руб., которые на основании ст.110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ подлежат возврату заявителю.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
1.Апелляционную жалобу ОАО "ОГК-3" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Читинской области от 27.11.2006г., принятое по делу № А78-5595/2006-С2-27/302, отменить. Принять новое решение.
2.Признать недействительным Распоряжение Администрации Оловяннинского района Читинской области от 24.11.2005г. №950 и не соответствующим ст.102 Земельного Кодекса РФ. Администрации Оловяннинского района Читинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3.Возвратить ОАО "ОГК-3" уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
4.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий Э.П. Доржиев
Судьи Е.В. Желтоухов
О.А. Куклин