ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-837/2021 от 11.05.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А58-1682/2020

«18» мая 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,

при участии в судебном заседании представителя государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" Ивановой Д.А. (доверенность от 25.11.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2020 года по делу № А58-1682/2020,

установил:

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" (ОГРН 1141447006678, ИНН 1435281729, далее - ГБУ, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079 ИНН 1435027673, далее – Минфин) о признании недействительным предписания от 27.12.2019 № 17/16-1-11/2349 в части - пункта 1.1 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 4 354 247, 73 рублей в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, в том числе в размере 415 305, 24 рублей за недостижение показателя «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», в размере 3 804 926, 81 рублей за недостижение показателя «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», в размере 134 015, 68 рублей за недостижение показателя «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий»; пункта 1.2 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 954 445, 64 рублей как нецелевое использование бюджетных средств, в том числе в размере 404 779 рублей средств, предусмотренных на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий, и направленных на проведение мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней, в размере 549 666, 64 рублей средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направленных на расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания; пункта 1.3 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 5 296 701, 33 рублей суммы переплаты налога на имущество.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2020 года по делу № А58-1682/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.

Минфин в отзыве и дополнении к отзыву с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Определением суда от 30.03.2021 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 45 минут 27 апреля 2021 года.

В судебном заседании 27.04.2021 объявлен перерыв до 10 час. 40 мин. 11.05.2021, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 06.03.2021, 31.03.2021, 28.04.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Минфин явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, дополнения к отзыву, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Минфина от 15.10.2019 № 01-04/1603 «О назначении выездной проверки в государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" с 15.10.2019 по 08.11.2019 проведена выездная проверка в ГБУ РС (Я) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва".

По результатам выездной проверки соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2014-2019 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы», в том числе отчетности об исполнении государственных заданий за 2017-2018 годы составлен акт проверки от 25.11.2019, в котором установлены нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на общую сумму 46 831 603, 45 рублей, из них финансовые нарушения при расходовании бюджетных средств - 21 224 888, 71 рублей, в том числе нецелевое расходование бюджетных средств - 1 753 649, 36 рублей; неправомерное расходование бюджетных средств - 14 626 239, 35 рублей; неэффективное использование бюджетных средств - 4 845 000 рублей, кроме того установлено недопоступление доходов в бюджет в размере 4 364 060, 53 рублей, нарушения по планированию в размере 21 240 274, 21 рублей и другие нарушения в размере 2 380 рублей.

Минфином в адрес учреждения было вынесено предписание № 17/16-1-11/2349 от 27.12.2019 со сроком исполнения до 31.12.2020 и до 01.07.2021.

Согласно предписанию Минфин указал учреждению в срок до 31.12.2020 и 01.07.2021 восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средства на сумму 12 261 460, 53 рублей (до 31.12.2020 - 8 261 460, 53 рублей, до 01.07.2021 - 4 000 000 рублей), в том числе 4 354 247, 73 рублей в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, в том числе в размере 415 305, 24 рублей за недостижение показателя «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», в размере 3 804 926, 81 рублей за недостижение показателя «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», в размере 134 015, 68 рублей за недостижение показателя «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий»; 1 753 649, 36 рублей нецелевого использования бюджетных средств, в том числе в размере 404 779 рублей средств, предусмотренных на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий, и направленных на проведение мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней, в размере 549 666, 64 рублей средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направленных на расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания, в размере 657 952, 12 рублей средств, предусмотренных на проведение тренировочных сборов детско-юношеских команд РС(Я), и направленных на выполнение государственного задания на 2019 год, в размере 42 368 рублей средств, предусмотренных на проведение тренировочных сборов детско-юношеских команд РС (Я), и направленных на оплату проезда международных специалистов из Монголии для проведения семинара в рамках Всероссийского турнира по дзюдо на призы Главы РС (Я) Борисова Е.А., в размере 47 400 рублей средств, предусмотренных на проведение тренировочных сборов детско-юношеских команд РС(Я), и направленных на командировочные расходы работников учреждения, в размере 51 483, 60 рублей средств, перечисленных Иванову А.Н. за фактически не произведенные расходы по оформлению железнодорожных билетов; 6 143 750, 64 рублей суммы переплаты бюджетных средств, в то числе 5 296 701, 33 рублей переплаты по налогу на имущество, 614 443, 31 рублей переплаты заработной платы, 64 066 рублей переплаты командировочных расходов, 168 540 рублей переплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно; 9 812, 80 рублей остатка целевой субсидии на проведение тренировочных сборов детско-юношеских команд РС (Я); в срок до 31.12.2020 провести претензионно-исковую работу по взысканию с Чиркоева И.И. просроченной дебиторской задолженности в размере 339 900 рублей и перечислить взысканную сумму в доход государственного бюджета РС (Я).

Учреждение, не согласившись с предписанием Минфина в части:

 - пункта 1.1 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 4 354 247, 73 рублей в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, в том числе в размере 415 305, 24 рублей за недостижение показателя «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», в размере 3 804 926, 81 рублей за недостижение показателя «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», в размере 134 015, 68 рублей за недостижение показателя «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий»;

- пункта 1.2 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 954 445, 64 рублей как нецелевое использование бюджетных средств, в том числе в размере 404 779 рублей средств, предусмотренных на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий, и направленных на проведение мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней, в размере 549 666, 64 рублей средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направленных на расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания;

- пункта 1.3 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 5 296 701, 33 рублей суммы переплаты налога на имущество, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

В соответствии со статьями 42, 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111 -V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», статьями 265, 266.1, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктами 7, 9, 70 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557, пунктом 1.1 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 № 315, пунктом 9 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 № 01-04/0499-Н, судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предписание выдано в пределах предусмотренных полномочий Минфина.

Как следует из оспариваемого предписания, Минфин предписал Учреждению восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе 4 354 247, 73 рублей в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, в том числе:

- за недостижение показателя «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)» - 415 305, 24 рублей;

- за недостижение показателя «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд» - 3 804 926, 81 рублей;

- за недостижение показателя «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий» - 134 015, 68 рублей.

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ).

Государственное задание должно содержать:

- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

В государственном задании устанавливаются показатели, характеризующие объем государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) бюджетными (автономными) учреждениями. Также могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания или его части.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 № 370 утвержден Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 370 государственное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе в рамках государственного задания, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ, порядок контроля за исполнением государственного задания и требования к отчетности о выполнении государственного задания.

Из акта проверки от 25.11.2019 следует, что в соответствии с расчетами Министерства по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) необходимый объем средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составил 168 677 992, 38 рублей, в том числе: 4 462 860 рублей на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные); 5 363 723 рублей на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (всероссийские); 8 287 215, 60 рублей на организацию и обеспечение подготовки спортивного резерва; 92 904 721, 07 рублей на обеспечение доступа к объектам спорта; 23 169 669 рублей на организацию мероприятий по подготовке спортивных сборных команд; 7 008 629, 24 рублей на организацию и проведение официальных спортивных мероприятий; 27 481 174, 47 рублей на уплату налога на имущество. Министерством объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания был рассчитан за вычетом доходов от платной деятельности на сумму 13 000 000 рублей, т.е. объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2017 год по расчетам Министерства составил 155 677 992, 38 рублей (168 677 992, 38 - 13 000 000).

Фактически Учреждению Министерством на финансовое обеспечение выполнения государственного задания было перечислено 144 435 359, 95 рублей: 138 217 371, 15 рублей в 2017 году и 6 217 988, 80 рублей в 2018 году.

Сумма недофинансирования составила 11 242 632, 43 рублей.

Проверкой было установлено, что в нарушение п. 3.4.1 Устава и Государственного задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы Учреждением не достигнуты показатели Государственного задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы с учетом допустимого (возможного) отклонения от установленных показателей, в том числе по следующим показателям:

- обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные), при плане 9 мероприятий исполнено 5, или 55,6%;

- организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд, при плане 170 мероприятий исполнено 53, или 31,2%;

- организация и проведение официальных спортивных мероприятий, при плане 82 мероприятия исполнено 68, или 82,9%.

Учреждению на вышеуказанные мероприятия было предусмотрено:

- на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные) на 9 мероприятий 4 462 860 рублей, объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 8 мероприятий (9 - 1 (10% от 9)); невыполненный объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 3 мероприятия (8-5); затраты, связанные с невыполнением государственного задания, составляют 1 487 620 рублей (4 462 860/9*3);

- на организацию мероприятий по подготовке спортивных сборных команд на 170 мероприятий 23 169 669 рублей; объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 153 мероприятия (170 - 17(10% от 170)); невыполненный объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 100 мероприятий (153-53); затраты, связанные с невыполнением государственного задания составляют 13 629 217, 06 рублей (23 169 669/170*100);

- на организацию и проведение официальных спортивных мероприятий на 82 мероприятия 7 008 629, 24 рублей; объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 73 мероприятия (82 - 9(10% от 82)); невыполненный объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 5 мероприятий (73-68); затраты, связанные с невыполнением государственного задания составляют 480 043, 10 рублей (7 008 629, 24/73*5).

Всего размер субсидии в связи с недостижением трех вышеуказанных показателей составил 15 596 880, 16 рублей, в том числе: 1 487 620 рублей - обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные); 13 629 217, 06 рублей - организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд; 480 043, 10 рублей - организация и проведение официальных спортивных мероприятий.

С учетом недофинансированного размера субсидии на сумму 11 242 632, 43 рублей, сумма субсидии в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей составила 4 354 247,73 рублей, в том числе: 415 305, 24 рублей – обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные); 3 804 926,81 рублей – организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд; 134 015,68 рублей – организация и проведение официальных спортивных мероприятий.

Материалами дела подтверждается, что при расчете размера субсидии в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей проверкой было учтено недофинансирование со стороны Министерства.

Учреждение не оспаривает того, что действительно мероприятия, предусмотренные государственным заданием, по показателям «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий» не были исполнены, между тем, считает, что в условиях недофинансирования выполнение государственного задания по вышеуказанным показателям было невозможным.

Признавая оспариваемое предписание Минфина в части восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств на сумму 4 354 247, 73 рублей в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, в том числе в размере 415 305, 24 рублей за недостижение показателя «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», в размере 3 804 926, 81 рублей за недостижение показателя «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», в размере 134 015, 68 рублей за недостижение показателя «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий» соответствующим действующему законодательству и отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции, установив, что сумма недофинансирования на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в размере 11 242 632, 43 рублей была учтена при расчете размера субсидии, подлежащей восстановлению в доход государственного бюджета РС (Я), в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, исходил из того, что в материалы дела не представлены доказательства того, что Учреждением предпринимались в течение финансового года меры по внесению изменений в государственное задание с учетом мероприятий, предусмотренных Единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди учащихся на 2017 год и Планом на 2018 год и Положениями о проведении тех или иных соревнований, утвержденными Минспорта РС (Я), тогда как Учреждение предвидело или должно было предвидеть неизбежность нарушения условий предоставления субсидии в результате невыполнения показателей государственного задания, но мер по его предотвращению не принимало. Необходимым условием предоставления субсидии является обязанность Учреждения осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.

Ссылки заявителя на положения ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 162, ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации также отклонены судом первой инстанции, поскольку заявитель, являясь по организационно-правовой форме бюджетным учреждением, не является получателем бюджетных средств, следовательно, на него не распространяются вышеуказанные нормы БК РФ.

Между тем такая позиция суда первой инстанции, как и Минфина, не основана на нормах бюджетного законодательства.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Пунктом 2 части 1 статьи 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Пунктом 3 статьи 219 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.

Таким образом, по мнению судебной коллегии, из указанных взаимосвязанных положений БК РФ следует, что законодатель, определяя принцип результативности, исходил из того, что достижение конкретного результата обусловлено использованием определенного бюджетом объема средств, иными словами достижение результативности находится в непосредственной зависимости от полноты финансирования.

В пункте 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о защите деловой репутации, дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать следующее.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Между тем Минфин в нарушение приведенных разъяснений Пленума и требований части 5 статьи 200 АПК РФ не представил в материалы дела таких доказательств. Оснований для переложения бремени доказывания обратного только на заявителя у суда первой инстанции не имелось.

При этом довод Минфина о том, что при расчете размера субсидии в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей проверкой было принято во внимание недофинансирование со стороны Министерства и с учетом недофинансированного размера субсидии на сумму 11 242 632, 43 рублей, сумма субсидии в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей составила 4 354 247,73 рублей, не основан на нормах бюджетного законодательства.

Подход Минфина, определившего результативность достижения установленных государственным заданием показателей пропорционально фактически произведенному финансированию с учетом установленного дефицита, прямо противоречит принципу результативностииспользования бюджетных средств.

Суд апелляционной инстанции в силу части 2 статьи 268 АПК РФ принимает дополнительно представленные заявителем доказательства, поскольку судом первой инстанции оставлено без рассмотрения ходатайство заявителя от 07.08.2020 о приобщении доказательств к материалам дела.

Вместе с тем ссылку апеллянта на протокол рабочего совещания от 06.07.2020 №48, согласно которому в государственном задании ГБУ РС(Я) «Управление детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и отчете о выполнении государственного задания на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов были допущены ошибки в количественных показателях, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку заявителем не обоснована правомерность внесения в государственное задание указанных изменений.

Таким образом, протокол рабочего совещания Министерства по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) от 06.07.2020 № 48-Пр не может являться документом, на основании которого Государственное задание на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы может быть признано исполненным.

При таких обстоятельствах следует признать, что пункт 1.1 оспариваемого предписания не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы в сфере иной экономической деятельности.

В остальной части суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.

Как следует из оспариваемого предписания, Минфин предписал Учреждению восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе средства в размере 954 445, 64 рублей как нецелевое использование бюджетных средств, в том числе в размере 404 779 рублей средств, предусмотренных на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий, и направленных на проведение мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней и в размере 549 666, 64 рублей средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направленных на расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания.

Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из акта проверки от 25.11.2019 следует, что Учреждению государственные задания были доведены на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий: в 2017 году - на организацию 82 мероприятий; в 2018 году - на организацию 60 мероприятий. При этом, Учреждение не выполнило государственное задание: в 2017 году - вместо 82 мероприятий проведено 68, не проведено 14 мероприятий; в 2018 году - вместо 60 мероприятий проведено 57, не проведено 3 мероприятия.

Между тем, вместо не проведенных региональных мероприятий фактически проведены мероприятия международного, всероссийского и межрегионального уровней, в том числе в 2017 году: Первенство Дальневосточного Федерального округа по настольному теннису спортсменов 1999 года рождения и младше, прошедшее 22-26 февраля 2017 года; Первенство Дальневосточного Федерального округа по настольному теннису среди мини кадетов 2005 года и младше, прошедшее 13-16 апреля 2017 года; Всероссийские соревнования по лыжным гонкам среди школьников на призы заслуженного тренера России Буслаева Н.Н., прошедшие 15-16 апреля 2017 года; в 2018 году: Всероссийские соревнования по дзюдо среди мужчин и женщин (2001 г.р. и старше), юношей и девушек (2002-2004 г.р,), (2005-2007 г.р.) на призы Ил Дархана, прошедшие 9-11 марта 2018 года; Открытый Международный турнир по вольной борьбе среди юношей 2001-2002 и 2004-2005 г.р., в честь олимпийского чемпиона, трехкратного чемпиона мира, заслуженного мастера спорта СССР Пинигина П.П. на призы ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», прошедший 28 марта-1 апреля 2018 года.

В целях исполнения государственного задания между Министерством и Учреждением были заключены Соглашения от 12.01.2017 № 1 и от 09.01.2018 № 1 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В соответствии с п. 2.3.1 Соглашений Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг, определенными в государственном задании.

На основании вышеуказанных Соглашений Учреждению было перечислено в 2017 году 138 217 371, 15 рублей; в 2018 году - 126 681 783,66 рублей.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Признавая оспариваемый пункт предписания правомерным, суд первой инстанции исходил из того, что Учреждение имело право проводить мероприятия сверх установленного в государственном задании, или не предусмотренного в государственном задании, но не за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Проверкой установлено, что Учреждением осуществлены за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания на сумму 549 666, 64 рублей (в 2017 году - 50 436, 02 рублей, в 2018 году - 499 230, 62 рублей).

Учреждение полагает, что расчет рыночной стоимости арендной ставки был осуществлен на основании отчетов об оценке рыночной стоимости права аренды со ссылкой на письмо ООО «Ростоценка» от 05.12.2019 № 3029, в котором указано, что в расчет арендной ставки включаются жилищно-коммунальные услуги, следовательно, расходы за холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, тепловую энергию, вывоз и утилизацию отходов включены в суммы оценок за 2017 и 2018 годы.

Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем на праве оперативного пользования, финансовое обеспечение содержания данного имущества учредитель не осуществляет.

Проверкой установлено, что оплата коммунальных расходов сданного в аренду имущества, а также имущества, предоставленного безвозмездно сторонним организациям, произведена полностью за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), что подтверждается материалами дела.

Со ссылкой на письмо ООО «Ростоценка» от 05.12.2019 № 3029 Учреждение считает, что получало от арендаторов оплату за коммунальные услуги, так как не имеет права нести эти расходы.

Между тем из материалов дела следует, что фактическая оплата коммунальных расходов, в том числе и за переданное в аренду имущество, была произведена полностью за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), что правомерно принано судом нецелевым использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Таким образом, судом правомерно признано, что оспариваемое предписание Минфина в части восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 954 445, 64 рублей как нецелевого использования бюджетных средств соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ГБУ.

Как следует из оспариваемого предписания, Минфин предписал Учреждению восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе средства в размере 5 296 701, 33 рублей суммы переплаты налога на имущество.

Постановлениями Правительства РС (Я) от 26.12.2016 № 456 «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и от 22.12.2017 № 405 «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» главным распорядителям (получателям) средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) установлено предусмотреть в полном объеме средства на уплату налогов.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных, фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений РС (Я) и финансового обеспечения, выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства PC (Я) от 13.10.2015 № 370.

Согласно п. 11 Порядка № 370 объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

В силу п. 31 Порядка № 370 в случае, если государственное бюджетное учреждение оказывает сверх установленного государственного задания государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность, затраты на уплату налога на имущество должны осуществляться с учетом коэффициента платной деятельности.

Главный распорядитель бюджетных средств размер субсидии доводит до Учреждения с учетом коэффициента платной деятельности, остальную сумму Учреждение должно оплатить за счет средств от приносящей доход деятельности.

Проверкой установлено и не оспаривается Учреждением, что за проверяемый период уплата налога на имущество произведена полностью за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ), в том числе в 2017 году на сумму 20 296 553 рублей; в 2018 году на сумму 26 692 396, 59 рублей.

Из акта проверки от 25.11.2019 следует, что общая сумма планируемых поступлений Учреждения от оказания платных услуг составляла в 2017 году 11 900 000 рублей, в 2018 году 14 800 000 рублей, коэффициент платной деятельности составляет в 2017 году 0,91 (124 635 300/(124 635 300 + 11 900 000 + 1 100 000); в 2018 году 0,87 (110 467 100/(110 467 100 + 1 200 000 + 14 800 000).

Таким образом, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) на уплату налога на имущество должно было быть направлено в 2017 году - 18 469 863, 23 рублей (20 296 553 рублей*0,91), отклонение составляет 1 826 689, 77 рублей, в 2018 году - 23 222 385, 03 рублей (26 692 396, 59 рублей*0,87), отклонение составляет 3 470 011, 56 рублей. Таким образом, материалами дела подтверждается, что переплата налога на имущество за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) составила 5 296 701, 33 рублей.

Довод Учреждения о том, что в 2017 и 2018 годах ГБУ была оплачена сумма отсроченного налога на имущество за 2016 и 2017 годы, в связи с чем Минфином неправильно произведен расчет суммы переплаты по налогу на имущество, подлежащей восстановлению в государственный бюджет РС (Я) правомерно отклонен судом, поскольку факт уплаты отсроченного налога на имущество за предыдущие годы не изменяет правила, предусмотренные Порядком № 370.

С учетом изложенного оспариваемое предписание Минфина в части восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 5 296 701, 33 рублей суммы переплаты налога на имущество соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ГБУ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в части пунктов 1.2 и 1.3 оспариваемого предписания, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

При таких установленных обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1.1 предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 27.12.2019 № 17/16-1-11/2349 с принятием в отмененной части нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования. В остальной части обжалуемое решение является законным и обоснованным.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей относятся в полном объёме на ответчика.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2020 года по делу № А58-1682/2020 отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1.1 предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 27.12.2019 № 17/16-1-11/2349.

Принять в отмененной части новый судебный акт.

Признать недействительным, как несоответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации, пункт 1.1 предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 27.12.2019 № 17/16-1-11/2349.

Министерству финансов Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) в пользу государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" (ИНН1435281729, ОГРН 1141447006678) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.

В остальной обжалуемой части указанный судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.О. Никифорюк

                                                                                                                       В.А. Сидоренко