ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-906/2011 от 27.02.2012 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел.(3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-20086/2010

05 марта 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2012 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Стасюк Т.В.,

судей: Клочковой Н.В., Юдина С.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хайбрахмановой Е.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании, апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2011 года по делу № А19-20086/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (ОГРН 1053808031287, ИНН 3808119644, юр. адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Рабочая, д. 2 А, офис 411) к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, юр. адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31)

третьи лица: Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (ОГРН 1083818000133, ИНН 3818023395, юр. адрес: 666703, Иркутская область, Киренский р-н, г. Киренск, ул. Коммунистическая, 8) Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (ОГРН 1083818000078, ИНН 3818023331, юр.адрес:666780, Иркутская область, г. Усть-Кут, пер. Энергетический, 1), Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, юр.адрес:664027, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 1 а) об обязании принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы в сумме 50 000 руб. 00 коп.

(судья Ушакова О.В.)

при участии в судебном заседании:

от истца – Колесников К.С. - представитель по доверенности от 30.12.2011.

Общество с ограниченной ответственностью «Транс-Сибирская лесная компания» (далее – ООО «ТСЛК», общество) (ОГРН 1053808031287, ИНН 3808119644), обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к агентству лесного хозяйства Иркутской области (далее – агентство) (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) об обязании принять решение по возврату излишне уплаченной арендной платы по договорам аренды лесного участка в сумме 27 092 876 рублей 80 копеек.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству, территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 февраля 2011 года производство по делу в части обязания принять решение по возврату излишне уплаченных арендных платежей в размере 1 250 рублей 89 копеек прекращено в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В остальной части исковые требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2011 года решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований отменено, в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2011 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 февраля 2011 года по делу А19-20086/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2011 года по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение, дал указания суду первой инстанции при новом рассмотрении дела дать оценку всем доказательствам, представленным в материалы дела в подтверждение обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, применить нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2011 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции обязал Агентство лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, юр. адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31) принять решение о возврате Обществу с ограниченной ответственностью «Транс-Сибирская лесная компания» (ОГРН 1053808031287, ИНН 3808119644, юр. адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Рабочая, д. 2 А, офис 411) 27 091 625 руб. 91 коп. излишне уплаченной арендной платы, в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

С Агентства лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, юр. адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31) взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью «Транс-Сибирская лесная компания» (ОГРН 1053808031287, ИНН 3808119644, юр. адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Рабочая, д. 2 А, офис 411) 2 000 руб. 00 коп. возврат государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик Агентство лесного хозяйства Иркутской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным и подлежащим отмене. По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции не применил нормы подлежащие применению, а именно статьи 4, 422, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 2 Федерального закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», в результате чего пришел к выводу о том, что ответчик в нарушение действующего законодательства рассчитал арендную плату. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что договоры аренды участков лесного фонда, заключенного с истцом, были приведены в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года. В договорах аренды лесных участков от 16.09.2008 арендная плата указана в твердом размере. Также заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что арендатор (истец) с момента приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года, обязан вносить арендные платежи в размере, установленном договором.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Учитывая положения ст. 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных, но не явившихся в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы истца, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, принимая во внимание нижеследующее.

Как видно из документов в деле и установлено судом первой инстанции, Общество (арендатор) и ТУАЛХ ИО по Усть-Кутскому лесничеству (арендодатель) в порядке приведения ранее заключенного по результатам лесного конкурса договора аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодекса Российской Федерации заключили договор аренды лесного участка №8/8 от 16.09.2008 (далее – договор №8/8 от 16.09.2008). В таком же порядке были заключены между Обществом (арендатор) и ТУАЛХ ИО по Киренскому лесничеству (арендодатель) договоры аренды участков лесного фонда от 20.11.2008 №17/8, 18/8, 19/8, 20/8 (далее – договоры от от 20.11.2008 №17/8, 18/8, 19/8, 20/8).

Договор от 16.09.2008 №8/8 заключен на срок с 16.12.2005 по 16.12.2030 и зарегистрирован УФРС по Иркутской области за №38-38-14/616/2008-750 от 12.12.2008.

В пункте 2.1 договора №17/8 стороны определили размер арендной платы в сумме 19 448 161 руб., которая должна уплачиваться арендатором ежеквартально равными частями в размере ? части годового размера арендной платы до 15 числа первого месяца текущего квартала, из них в федеральный бюджет 9 217 376 руб. в год, в бюджет субъекта Российской Федерации – 10 230 785 руб. в год.

На схожих условиях были заключены и другие договоры.

По договору от 20.11.208 №18/8, заключенному на срок с 17.12.2005 по 17.12.2030 и зарегистрированному УФРС по Иркутской области за №38-38-14/017/2008-119 от 13.12.2008, арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение № 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре: 567-2008-11, площадью 48631 га, находящийся в Киренском лесничестве Киренского района Иркутской области. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №№ 1, 2, 3, 4 к договору №18/8.

Размер годовой арендной платы сторонами был согласован в сумме 3 438 053 руб., из которых в федеральный бюджет – 1 929 473 руб. в год, в бюджет субъекта Российской Федерации – 1 808 580 руб. в год.

Согласно договору от 20.11.2008 №19/8, заключенному на срок с 17.12.2005 по 17.12.2030 и зарегистрированному УФРС по Иркутской области за №38-38-14/017/2008-121 от 13.12.2008, арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение № 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре: 566-2008-11, площадью 133091 га, находящийся в Киренском лесничестве Киренского района Иркутской области. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №№ 1, 2, 3, 4 к договору №19/8.

Размер арендной платы стороны по договору определили в сумме 7 286 412 руб. в год, из них в федеральный бюджет – 3 453 424 руб. в год, в бюджет субъекта Российской Федерации – 3 832 988 руб. в год.

По условиям договора от 20.11.2008 №20/8, заключенному на срок с 17.12.2005 по 17.12.2030, зарегистрированному УФРС по Иркутской области за №38-38-14/017/2008-123 от 13.12.2008, арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение № 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре: 565-2008-11, площадью 108313 га, находящийся в Киренском лесничестве Киренского района Иркутской области. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №№ 1, 2, 3, 4 к договору №20/8.

Стороны по договору №20/8 согласовали размер годовой арендной платы в сумме 5 971 265 руб., с уплатой в федеральный бюджет – 2 830 125 руб. в год, в бюджет субъекта Российской Федерации – 3 141 140 руб. в год.

Согласно пункту 7 договора №8/8 от 16.09.2008 и пунктам 2.3 договоров от 20.11.2008 №17/8, 18/8, 19/8, 20/8 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

По актам приема-передачи Общество получило в пользование каждый из участков лесного фонда, указанных в названых договорах.

Общество производило арендные платежи за период 2008 года и 1 квартал 2009 года в размере, определенном в соответствии с условиями договоров.

Считая, что арендная плата рассчитана в результате неправомерного применения повышающего коэффициента 2,0, предусмотренного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации №255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» от 14.09.2005, утратившего силу с 24.04.2008, потому излишне в качестве арендной платы уплачено 27 091 625,91 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.

Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.

На основании ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ПС РФ), условий договоров аренды арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

В соответствии с требованиями ст.ст. 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Судом первой инстанции, в результате всестороннего исследования материалов дела, установлен размер арендной платы в части превышающей минимальный размер арендной платы и, что расчеты содержат указание на применение коэффициента - 2, предусмотренного приказом № 255 и конкурсной надбавки.

В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", для Иркутской области установлен повышающий коэффициент - 2.

В 2006 году был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, введен в действие с 1 января 2007 года.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 -ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - ГУ и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.

На момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22 мая 2007 года приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 225 содержал соответствующие корректирующие коэффициенты. Указанный приказ действовал до его отмены приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60, который вступил в законную силу 24.04.2008.

Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 413 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".

Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.

Учитывая, что Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия "лесные подати", в состав которых входил спорный коэффициент, с учетом определения данным Кодексом иного федерального государственного органа, к компетенции которого относится установление ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы за 2008, 2009 года коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005. При таких обстоятельствах, у Агентства лесного хозяйства по Иркутской области отсутствовали полномочия по установлению повышающего коэффициента - 2.

В соответствии с п. п. 1, 2 и 3 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.06 № 200-ФЗ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ, из положений ст. 73 ЛК РФ, предусматривающей полномочия Правительства РФ по установлению ставок платы за аренду лесных участков, следует что, по договору аренды лесных участков, цена устанавливается уполномоченным органом, является регулируемой.

Судом установлено, что Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству в расчете арендной платы на 2008 год по договору № 8/8 от 16.09.08, применен коэффициент - 2, который был установлен Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 225 для Иркутской области.

На основании указанных норм, а также п. 1 ст. 74 п. 1 ст. 78, п. 1 ст. 80 ЛК РФ, принимая во внимание расчеты арендной платы по договору аренды № 8/8 от 16.09.08, суд первой инстанции верно определил, что арендная плата по минимальным ставкам в 2008 году составила 3 597 220 руб. 00 коп., таким образом, арендная плата в части превышающей минимальные ставки составит 3 597 220 руб. 00 коп. х 11% = 395 694 руб. 20 коп. в год; согласно расчета арендной платы за использование лесов для ООО «Транс-Сибирская лесная компания» в 2009 году (л.д. 75-77 т. 1) по договору аренды № 8/8 от 16.09.08, арендная плата в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, составила 4 066 420 руб. 00 коп. в год. Годовой размер арендной платы составил 9 027 452 руб. 40 коп., размер арендной платы в части, превышающей минимальный размер арендной платы составил (9 027 452 руб. 40 коп. - 4 066 420 руб. 00 коп.) 4 961 032 руб. 40 коп.

Так, судом первой инстанции верно определено, что при расчете арендной платы на 2009 год по минимальным ставкам, применен коэффициент - 2, предусмотренный приказом N 255 от 14.09.2005, о чем имеется ссылка в расчете арендной платы на 2009 год, а у истца имелась обязанность уплачивать арендную плату в части превышения минимальных ставок в доход субъекта РФ в размере 11%, согласно протокола № 30 результатов открытого лесного конкурса от 20.10.05.

Судом установлено, что при заключении договора аренды лесного участка № 17/8 от 20.11.08, условие п. 1.3. договора аренды участка лесного фонда № 17 от 10.11.05, в части внесения арендной платы на 11 % выше установленного ежегодного размера арендной платы не подлежит изменению.

На момент заключения договора № 8/8 от 16.09.08 размер арендной платы подлежал определению исходя из установленного размера арендной платы на момент заключения договора.

В материалы дела представлены расчеты арендной платы за использование лесов для ООО «Транс-Сибирская лесная компания» на 2008 год для горной и равнинной частей (л.д. 94-97 т. 1), согласно которых, арендная плата по минимальным ставкам (в федеральный бюджет) составила 3 831 796 руб. 00 коп. для равнинной части, 5 385 580 руб. 00 коп. для горной части. В расчетах арендной платы на 2008 год установлен размер арендной платы в части, превышающей минимальный размер арендной платы (в бюджет субъекта) исходя из конкретных ставок, согласно которых арендная плата составила 4 253 302 руб. 00 коп. для равнинной части и 5 977 483 руб. 00 коп. для горной части.

Изучив вышеназванные доказательства, суд правильно установил, что правомерность расчета арендной платы в части, превышающей минимальные ставки в расчетах арендной платы, ответчиком не подтверждена указанием на применяемый в этом случае нормативный акт.

Правовое обоснование начисления арендной платы в части превышающей минимальной платы (в федеральный бюджет) расчет не содержит. Из расчета следует, что при начислении арендной платы в части превышающих минимальные ставки фактически применен коэффициент - 2, путем умножения минимальных на 2 (табл. 2).

Судом первой инстанции был сделан правомерный вывод о том, что Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству в указанных расчетах, применен коэффициент - 2, без установленных законом оснований.

Арендная плата за 2008 год подлежит исчислению на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с применением конкурсной надбавки 11%.

Суд установил, что по договору аренды № 17/8 от 20.11.08, арендная плата по минимальным ставкам в 2008 году обоснованно рассчитана в размере 9 217 376 руб. 00 коп. Арендная плата в части превышающей минимальные ставки составит 9 217 376 руб. 00 коп. х 11% = 1 013 911 руб. 36 коп. в год.

Годовая арендная плата в части арендной платы по минимальным ставкам (в федеральный бюджет) за равнинную часть составила в 4 331 680 руб. 00 коп. и 4 808 164 руб. 00 коп. арендная плата в части превышающей минимальные ставки (бюджет субъекта).

Годовая арендная плата в части арендной платы по минимальным ставкам (в федеральный бюджет) за горную часть составила 6 087 889 руб. 00 коп. и 6 757 559 руб. 00 коп. арендная плата в части превышающей минимальные ставки (бюджет субъекта). Правовое обоснование начисления арендной платы в части превышающей минимальной платы (в федеральный бюджет) расчет не содержит. Из расчета следует, что при начислении арендной платы в части превышающих минимальные ставки фактически применен коэффициент - 2, путем умножения минимальных на 2 (табл. 2).

Судом установлено, что Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству в указанных расчетах, применен коэффициент - 2, без установленных законом оснований и сделан правильный вывод о том, что арендная плата за 2008 год подлежит исчислению на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с применением конкурсной надбавки 11%.

Согласно расчета арендной платы по договору аренды № 17/8 от 20.11.08, арендная плата по минимальным ставкам в 2009 году обоснованно рассчитана в размере 10 419 560 руб. 00 коп. Арендная плата в части превышающей минимальные ставки составит 10 419 560 руб. 00 коп. х 11% = 1 146 152 руб. 59 коп. в год или 286 538 руб. 15 коп. в квартал.

09.11.05 ФГУ «Киренский лесхоз» (Арендодатель) и ООО "Транс-Сибирская лесная компания" (Арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда № 18, согласно которому, Арендодатель обязуется предоставить Арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет с момента государственной регистрации участок лесного фонда, указанный в п. 1.2 договора (далее - «Участок лесного фонда» для осуществления заготовки древесины (п. 1.1. Договора № 18). Участок лесного фонда предоставляется в аренду на основании протокола № 6 результатов лесного конкурса от 20 октября 2005г., являющегося неотъемлемой частью договора (п. 1.3. Договора).

Согласно расчета арендной платы за пользование лесным фондом по принятым ставкам лесных податей № 535 от 05.08.05 арендная плата по минимальным ставкам (согласно Постановлению Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" и Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год") составила 1294,6 тыс. руб., по конкретным ставкам (на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню") 2094,1 тыс. руб.

20.11.08 Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (Арендодатель) и ООО «Транс-Сибирская лесная компания» (Арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда № 18/8 (л.д. 112-121 т. 1), согласно которого, Арендодатель обязуется предоставить а Арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок) (п. 1.1. Договора).

Судом установлено, что при заключении договора аренды лесного участка № 18/8 от 20.11.08, условия п. 1.3. договора аренды участка лесного фонда № 18 от 10.11.05, в части внесения арендной платы на 11 % выше установленного ежегодного размера арендной платы не подлежит изменению.

В материалы дела представлен расчет арендной платы за использование лесов для ООО «Транс-Сибирская лесная компания» на 2008 год (л.д. 127-128 т. 1), согласно которому, арендная плата в части арендной платы по минимальным ставкам (в федеральный бюджет) составила 1 629 473 руб. 00 коп. в год и 1 808 580 руб. 00 коп. арендная плата в части, превышающей минимальные ставки (в бюджет субъекта).

Рассмотрев материалы дела, суд правильно установил, что правомерность расчета арендной платы в части, превышающей минимальные ставки в расчетах арендной платы, ответчиком не подтверждена, указанием на применяемый в этом случае нормативный акт.

Правовое обоснование начисления арендной платы в части превышающей минимальной платы (в федеральный бюджет) расчет не содержит. Из расчета следует, что при начислении арендной платы в части превышающих минимальные ставки фактически применен коэффициент - 2, путем умножения минимальных на 2 (табл. 2).

Судом установлено, что Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству в указанных расчетах, применен коэффициент - 2, без установленных законом оснований.

Суд верно определил, что согласно расчета арендной платы по договору аренды № 18/8 от 20.11.08, арендная плата по минимальным ставкам в 2008 году обосновано рассчитана в размере 1 629 473 руб. 00 коп. Арендная плата в части превышающей минимальные ставки составит 1 629 473 руб. 00 коп. х 11 % = 179 242 руб. 03 коп. в год.

Согласно расчета арендной платы за использование лесов для ООО «Транс-Сибирская лесная компания» на 2009 год (л.д. 131-132 т. 1) по договору аренды № 18/8 от 20.11.08, арендная плата в части арендной платы по минимальным ставкам (в федеральный бюджет) составила 1 841 994 руб. 00 коп. в год. и 2 044 613 руб. 34 коп. арендная плата в части, превышающей минимальные ставки (в бюджет субъекта).

Правовое обоснование начисления арендной платы в части превышающей минимальной платы (в федеральный бюджет) расчет не содержит. Из расчета следует, что при начислении арендной платы в части превышающих минимальные ставки фактически применен коэффициент - 2, путем умножения минимальных на 2 (табл. 2).

Таким образом, судом был сделан правильный вывод о том, что Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству в указанных расчетах, применен коэффициент - 2, без установленных законом оснований.

Согласно расчета арендной платы по договору аренды № 18/8 от 20.11.08, арендная плата по минимальным ставкам в 2009 году обоснованно рассчитана в размере 1 841 994 руб. 00 коп. Арендная плата в части превышающей минимальные ставки составит 1 841 994 руб. 00 коп. х 11 % = 202 619 руб. 34 коп. в год или 50 654 руб. 84 коп.

10.11.05 ФГУ «Киренский лесхоз» (Арендодатель) и ООО "Транс-Сибирская лесная компания" (Арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда № 18, согласно которому, Арендодатель обязуется предоставить Арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет с момента государственной регистрации участок лесного фонда, указанный в п. 1.2 договора (далее - «Участок лесного фонда» для осуществления заготовки древесины (п. 1.1. Договора № 19). Участок лесного фонда предоставляется в аренду на основании протокола № 8 результатов лесного конкурса от 20 октября 2005г., являющегося неотъемлемой частью договора (п. 1.3. Договора).

Согласно расчета арендной платы за пользование лесным фондом по принятым ставкам лесных податей № 536 от 05.08.05 арендная плата по минимальным ставкам (согласно Постановлению Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" и Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год") составила 2502,7 тыс. руб., по конкретным ставкам (на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства 'О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню") 4045,9 тыс. руб.

Лесной участок в границах, определенных планом лесного участка (приложение № 7 к настоящему Договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 566-2008-11, площадью 133091 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, ранее (Киренский лесхоз), Киренское участковое лесничество Нижне-Тунгусская дача в составе кварталов №№ 252-260, 285-298, 324-339, 364-379, 400-414, 434- 448,467-483, 499-512, 530-544, 560-572, 583-595, 604-612 (п. 1.2 Договора).

В п. 1 Договора аренды лесного участка № 19/8 от 20.11.08 указано, что указанный договор заключен в порядке приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ, на основании ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и Приказа МПР РФ от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации".

Таким образом, при заключении договора аренды лесного участка № 19/8 от 20.11.08, условие п. 1.3. договора аренды участка лесного фонда № 18 от 10.11.05, в части внесения арендной платы на 11 % выше установленного ежегодного размера арендной платы не подлежит изменению.

На момент заключения договора № 19/8 от 20.11.08 размер арендной платы подлежал определению исходя из установленного размера арендной платы на момент заключения договора.

Согласно расчету арендная плата по минимальным ставкам (в федеральный бюджет) составила 3 453 424 руб. 00 коп. в год и 3 832 988 руб. 00 коп. арендная плата в части, превышающей минимальные ставки (в бюджет субъекта).

Правовое обоснование начисления арендной платы в части превышающей минимальной платы (в федеральный бюджет) расчет не содержит. Из расчета следует, что при начислении арендной платы в части превышающих минимальные ставки фактически применен коэффициент - 2, путем умножения минимальных на 2 (табл. 2).

Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству в указанных расчетах, применен коэффициент - 2, без установленных законом оснований.

Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, арендная плата за 2008 год подлежит исчислению на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с применением конкурсной надбавки 11%.

Согласно расчета арендной платы по договору аренды № 19/8 от 20.11.08, арендная плата по минимальным ставкам в 2008 году обоснованно рассчитана в размере 3 453 424 руб. 00 коп. Арендная плата в части превышающей минимальные ставки составит 3 453 424 руб. 00 коп. х 11 % = 379 876 руб. 64 коп. в год.

Согласно расчета арендной платы за использование лесов для ООО «Транс-Сибирская лесная компания» на 2009 год (л.д. 133-134 т. 1) по договору аренды № 19/8 от 20.11.08, согласно которому, арендная плата по минимальным ставкам (в федеральный бюджет) составила 3 903 780 руб. 00 коп. в год и 4 333 195 руб. 80 коп. арендная плата в части, превышающей минимальные ставки (в бюджет субъекта).

Правовое обоснование начисления арендной платы в части превышающей минимальной платы (в федеральный бюджет) расчет не содержит. Из расчета следует, что при начислении арендной платы в части превышающих минимальные ставки фактически применен коэффициент - 2, путем умножения минимальных на 2 (табл. 2).

Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству в указанных расчетах, применен коэффициент - 2, без установленных законом оснований.

У истца имелась обязанность уплачивать арендную плату в части превышения минимальных ставок в доход субъекта РФ в размере 11%, согласно протокола № 8 результатов открытого лесного конкурса от 20.10.05.

Согласно расчета арендной платы по договору аренды № 19/8 от 20.11.08, арендная плата по минимальным ставкам в 2009 году обоснованно рассчитана 3 903 780 руб. 00 коп. Арендная плата в части превышающей минимальные ставки составит 3 903 780 руб. 00 коп. х 11% - 429 415 руб. 80 коп. в год или 107 353 руб. 95 коп.

10.11.05 ФГУ «Киренский лесхоз» (Арендодатель) и ООО "Транс-Сибирская лесная компания" (Арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда № 20, согласно которому, Арендодатель обязуется предоставить Арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет с момента государственной регистрации участок лесного фонда, указанный в п. 1.2 договора (далее - «Участок лесного фонда» для осуществления заготовки древесины (п. 1.1. Договора № 19). Участок лесного фонда предоставляется в аренду на основании протокола № 9 результатов лесного конкурса от 20 октября 2005г., являющегося неотъемлемой частью договора (п. 1.3. Договора).

Согласно расчета арендной платы за пользование лесным фондом по принятым ставкам лесных податей № 533 от 05.08.05 арендная плата по минимальным ставкам (согласно Постановлению Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" и Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год") составила 2050,8 тыс. руб., по конкретным ставкам (на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню") 3315,1 тыс. руб.

20.11.08 Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (Арендодатель) и ООО «Транс-Сибирская лесная компания» (Арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда № 20/8 (л.д. 164-173 т. 1), согласно которого, Арендодатель обязуется предоставить а Арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок) (п. 1.1. Договора).

В п. 1 Договора аренды лесного участка № 20/8 от 20.11.08 предусмотрено, что указанный договор заключен в порядке приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ, на основании ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и Приказа МПР РФ от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации".

Таким образом, при заключении договора аренды лесного участка № 20/8 от 20.11.08, условие п. 1.3. договора аренды участка лесного фонда № 20 от 10.11.05, в части внесения арендной платы на 11 % выше установленного ежегодного размера арендной платы не подлежит изменению.

На момент заключения договора № 20/8 от 20.11.08 размер арендной платы подлежал определению исходя из установленного размера арендной платы на момент заключения договора.

Суд установил, что правомерность расчета арендной платы в части, превышающей минимальные ставки в расчетах арендной платы, ответчиком не подтверждена указанием на применяемый в этом случае нормативный акт.

Правовое обоснование начисления арендной платы в части превышающей минимальной платы (в федеральный бюджет) расчет не содержит. Из расчета следует, что при начислении арендной платы в части превышающих минимальные ставки фактически применен коэффициент - 2, путем умножения минимальных на 2 (табл. 2).

Таким образом, судом установлено, что Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству в указанных расчетах, применен коэффициент - 2, без установленных законом оснований.

Согласно расчета арендной платы по договору аренды № 20/8 от 20.11.08, арендная плата по минимальным ставкам в 2008 году обоснованно рассчитана в размере 2 830 125 руб. 00 коп. Арендная плата в части превышающей минимальные ставки составит 2 830 125 руб. 00 коп. х 11 % = 311 313 руб. 75 коп. в год.

Согласно расчета арендной платы за использование лесов для ООО «Транс-Сибирская лесная компания» на 2009 год (л.д. 135-136 т. 1) по договору аренды № 20/8 от 20.11.08, арендная плата по минимальным ставкам (в федеральный бюджет) составила 3 199 191 руб. 00 коп. в год и 3 551 103 руб. 12 коп. арендная плата в части, превышающей минимальные ставки (в бюджет субъекта).

У истца имелась обязанность уплачивать арендную плату в части превышения минимальных ставок в доход субъекта РФ в размере 11%, согласно протокола № 9 результатов открытого лесного конкурса от 20.10.05.

Согласно расчета арендной платы по договору аренды № 20/8 от 20.11.08, арендная плата по минимальным ставкам в 2009 году обоснованно рассчитана 3 199 191 руб. 00 коп. Арендная плата в части превышающей минимальные ставки составит 3 199 191 руб. 00 коп. х 11% = 351 911 руб. 01 коп. в год или 87 977 руб. 75 коп. в квартал.

Ответчиком в материалы дела представлен расчет денежных средств поступивших в бюджет Иркутской области в части превышающей размер конкурсной надбавки (л.д. 144-145 т. 2), согласно которого сумма, поступившая в бюджет субъекта сверх конкурсной надбавки, составила 27 091 625 руб. 91 коп.

С учетом информации содержащейся в расчете ответчика о поступивших от истца в доход бюджета субъекта денежных средств за 2008 год и за 1 квартал 2009 года, суд рассчитал излишне уплаченную ООО "Транс-Сибирская лесная компания" арендную плату. Переплата истца за 2008 год и 1 квартал 2009 года составила 27 091 625 руб. 91 коп.

Как установлено ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В Приложении № 3 к Закону Иркутской области «Об областном бюджете на 2007 год» Департамент лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области указан в качестве главного администратора доходов областного бюджета по платежам за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.

Постановление Администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 248-па "О министерстве лесного комплекса Иркутской области" Департамент лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области преобразован в Министерство лесного комплекса Иркутской области.

В Приложении № 3 к Закону Иркутской области «Об областном бюджете на 2008 год» Министерство лесного комплекса Иркутской области указано в качестве главного администратора доходов областного бюджета по плате за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.

В Приложении № 3 к Закону Иркутской области «Об областном бюджете на 2009 год» Министерство лесного комплекса Иркутской области указано в качестве главного администратора доходов областного бюджета по плате за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.

В силу ст. 160.1. Бюджетного кодекса РФ главный администратор доходов бюджета формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета. Администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно Постановление Администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 237 "Об Агентстве лесного хозяйства Иркутской области" Агентство лесного хозяйства Иркутской области осуществляет функции по представлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду и наделено правом совершать сделки, заключать государственные контракты, иные договоры, соглашения в соответствии с законодательством. При этом Агентство лесного хозяйства Иркутской области находится в ведении Министерства лесного комплекса Иркутской области.

Как установлено ст. 160.1. Бюджетного кодекса РФ полномочиями на принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, наделено непосредственно Агентство лесного хозяйства Иркутской области.

Решение суда первой инстанции основано на собранных по делу доказательствах, установленных в судебных заседаниях юридически значимые обстоятельствах. Все указания суда кассационной инстанции Арбитражный суд иркутской области выполнил.

Суд пришел к правомерному выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

Оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции нет.

Доводы апелляционной жалобы проверены и, по мнению суда апелляционной инстанции, не могут влиять на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2011 года по делу №А19-20086/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья Т.В. Стасюк

Судьи Н.В. Клочкова

С.И. Юдин