153/2021-6136(2)
Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-11854/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2021 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,
апелляционное производство № 05АП-13/2021,
на решение от 21.12.2020
судьи Н.Н.Куприяновой
по делу № А51-11854/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ренессанс Актив» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.04.2016)
к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 29.12.2012)
о признании незаконным предписания,
при участии:
от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: ФИО1 по доверенности от 29.07.2020 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 15213), удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью «Ренессанс Актив»: ФИО2 по доверенности от 19.11.2020 сроком действия на 3 года, диплом (регистрационный номер 16-909), паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Ренессанс Актив» (далее - заявитель, общество, ООО «Ренессанс Актив») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – инспекция, орган строительного надзора) от 04.02.2020 № 05-10/20.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выражая несогласие с выводом суда о неисполнимости оспариваемого предписания, инспекция отмечает, что на деятельность застройщиков, получивших разрешение на строительство до 01.07.2018, связанную с использованием денежных средств участников долевого строительства, распространяются положения статьи 18 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) без учета изменений, внесенных Федеральными законами от 29.07.2017 № 218-
ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 25.12.2018 № 478-ФЗ, что, по мнению инспекции, свидетельствует о том, что оспариваемое предписание на момент его вынесения соответствовало положениям Закона № 214-ФЗ в редакции, применимой для общества. Кроме того обращает внимание на то, что помимо нарушения в части нецелевого использования застройщиком денежных средств, в предписании также было указано на необходимость устранить многочисленные нарушения в представленной обществом отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств, что было оставлено судом первой инстанции без должного внимания и правовой оценки при отмене предписания в полном объеме.
В судебном заседании представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
ООО «Ренессанс Актив» по тексту представленного письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит. Также представитель ходатайствовал о приобщении к материалам дела отчетности за 1, 2, 3 кварталы 2019 года, скорректированной в соответствии с оспариваемым предписанием.
Данное ходатайство было апелляционной коллегией рассмотрено и на основании статей 159, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворено частично, в результате чего в материалы дела была приобщена копия сопроводительного письма общества от 19.03.2020 № 71 о направлении скорректированной отчетности в адрес инспекции (вх. № 52-1985 от 19.03.2020) как связанного с фактическими обстоятельствами настоящего спора.
В судебном заседании 02.02.2021 в порядке статей 163, 184, 185 АПК РФ судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 09.02.2021, о
чем лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела коллегией суда установлено следующее.
В результате анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия ООО «Ренессанс Актив» по вышеуказанному объекту капитального строительства специалистом инспекции было подготовлено мотивированное представление от 23.01.2020 № 05/62/20, в котором был сделан вывод о несоблюдении обществом обязательных требований законодательства в области долевого строительства при привлечении денежных средств участников строительства, что выразилось в предоставлении заявителем отчетности за 4 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года, содержащей недостоверные сведения, и, как следствие, о наличии оснований для проведения внеплановой проверки юридического лица.
В этой связи инспекцией было принято распоряжение от 23.01.2020 № 43-п о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении общества по вопросу соблюдения последним обязательных требований Закона № 214-ФЗ при осуществлении строительства объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями многофункционального назначения и многоярусной парковкой по улице Третьей в г. Владивостоке» за 4 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года.
В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 04.02.2020 № 05-43п, инспекцией было установлено, что отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в отношении
спорного объекта капитального строительства за 4 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года в нарушение положений приказа Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр представлена обществом в неполном объеме и содержит недостоверные сведения, а именно:
- в графе 9.1 раздела 2 отчетности за 1-3 кварталы 2019 года общая фактическая сумма строительства указана без учета выданных авансов, а также показатель данной графы не соответствует графе «Оплачено работ» по статьям 1-8 в разделе 5 «Сводная накопительная ведомость проекта»;
- графа 9.3 раздела 2 отчетности за 1-3 кварталы 2019 года, в которой указан размер денежных средств на оплату услуг застройщика, не соответствует графе «Оплачено работ» по статьям 9, 10 в разделе 5 «Сводная накопительная ведомость проекта»;
- в графе 1 раздела 2 отчетности за 2, 3 кварталы 2019 года указано наименование объекта капитального строительства «Жилой комплекс «Ренессанс», что не соответствует графе 2 разрешения на строительство.
Кроме того, в ходе проведения проверки должностным лицом инспекции также было установлено, что во 2 и 3 кварталах 2019 года обществом были использованы денежные средства, уплаченные участниками долевого строительства по договорам долевого участия на объект «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями многофункционального назначения и многоярусной парковкой по улице Третьей в г. Владивостоке», в общей сумме 964700 руб. на оплату рекламы и другие расходы, что свидетельствовало о том, что данные денежные средства в нарушение требований части 1 статьи 18 Закона № 214-ФЗ (в редакции от 01.07.2017 № 22) были использованы по нецелевому назначению при строительстве указанного объекта.
По итогам проверки в целях устранения выявленных нарушений орган строительного надзора выдал обществу предписание от 04.02.2020 № 05- 10/20, которым в срок до 04.04.2020, впоследствии продленным до
01.09.2020, потребовал устранить выявленные нарушения следующим образом:
- представить в инспекцию отчетность общества об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года в соответствии с приказом Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр, а именно: в графе 9.1 раздела 2 отчетности за 1-3 кварталы 2019 года указать общую фактическую сумму строительства указана с учетом выданных авансов для реализации проекта строительства и привести в соответствие с графой «Оплачено работ» по статьям 1-8 в разделе 5 «Сводная накопительная ведомость проекта»; в графе 9.3 раздела 2 отчетности за 1-3 кварталы 2019 года размер денежных средств на оплату услуг застройщика привести в соответствие с графой «Оплачено работ» по статьям 9, 10 в разделе 5 «Сводная накопительная ведомость проекта»; в графе 1 раздела 2 отчетности за 2, 3 кварталы 2019 года указать наименование объекта капитального строительства в соответствие с графой 2 разрешения на строительство от 05.02.2018 № RU25304000-24/2018;
- внести денежные средства, использованные застройщиком по нецелевому назначению, в сумме 964700 руб. на расчетный счет ООО «Ренессанс Актив», отразить данную операцию в бухгалтерском учете застройщика и представить в инспекцию документы, подтверждающие поступление денежных средств на счет общества. Денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договорам долевого участия, заключенным ООО «Ренессанс Актив», использовать только для строительства (создания) объектов в соответствии с требованиями Закона № 214-ФЗ.
Не согласившись с указанным предписанием, посчитав, что оно не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нецелевое использование застройщиком денежных средств нашло подтверждение материалами дела, однако посчитал предписание об устранении выявленных нарушений в данной части неисполнимым с учетом действующей на момент рассмотрения дела редакции пункта 1 части 1 статьи 18 Закона № 214-ФЗ, что послужило основанием для признания оспариваемого предписания незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон № 214-ФЗ регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в
многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 01.07.2018 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 175-ФЗ) положения статьи 2, статьи 3, части 1 статьи 5, статьи 18 Закона № 214-ФЗ применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 218-ФЗ) и настоящим Федеральным законом, в отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство до 01.07.2018, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Части 2.3 и 2.6 статьи 3, статьи 18 - 18.2 Закона № 214-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении указанных в настоящей части застройщиков. Положения части 3 статьи 5 Закона № 214-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении указанных в настоящей части застройщиков.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона № 214-ФЗ (в редакции от 01.07.2017 № 22) застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ (в редакции от 01.07.2017 № 22) застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Из материалов дела следует, что общество на основании разрешения на строительство № RU25304000-24/2018, выданного 05.02.2018, то есть до 01.07.2018, осуществляло строительство объекта капитального строительства
«Многоквартирные жилые дома с нежилыми помещениями многофункционального назначения и многоярусной парковкой по улице Третьей в г. Владивостоке» с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Таким образом, по смыслу положений статьи 2 Закона № 214-ФЗ ООО «Ренессанс Актив» является застройщиком указанного объекта.
В соответствии с пунктом 3.2 части 3 статьи 23 Закона № 214-ФЗ приказом Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр утверждены Форма отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства (далее – Форма отчетности), а также Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее – Порядок № 656/пр, Порядок предоставления отчетности).
Согласно пункту 2 названного Порядка (в редакции от 12.10.2018 № 1) отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной настоящим приказом. К отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам
IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
По правилам пункта 3 Порядка предоставления отчетности отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.
Отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал, которая предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 90 календарных дней после окончания IV квартала (пункт 5 Порядка № 656/пр).
Подпунктом 3 пунктом 7 данного Порядка предусмотрено, что отчетность предоставляется в контролирующий орган, в том числе в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (сокращенно - ЕИСЖС).
В соответствии с утвержденной приказом Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр Формой отчетности в графе 9 раздела 2 отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, указываются фактически понесенные застройщиком расходы по реализации проекта строительства по состоянию на отчетную дату, всего (млн. рублей), из них:
- в графе 9.1 указывается общая фактическая стоимость строительства (млн. рублей) в соответствии с пунктом 9 - указывается размер денежных средств, фактически оплаченных застройщиком за произведенные работы, приобретенные материалы и оказанные услуги, а также выданных авансов для реализации проекта строительства;
- в графе 9.2 указывается размер выданных подрядчикам и поставщикам авансов (млн. рублей) в соответствии с пунктом 10 - указывается по состоянию на последнюю календарную дату отчетного периода в случае самостоятельного осуществления застройщиком функций по выполнению строительных работ, функций заказчика услуг и покупателя товарно- материальных ценностей для цели реализации проекта строительства;
- в графе 9.3 указывается размер денежных средств на оплату услуг застройщика (млн. рублей) в соответствии с пунктом 11 - размер денежных средств на оплату услуг застройщика от планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанной в проектной декларации указывается застройщиком, осуществляющим проект строительства по разрешению на строительство, полученному до 01.07.2018. В ином случае указывается объем расходов застройщика на обеспечение его деятельности (административных и общехозяйственных расходов). Указывается по состоянию на последнюю календарную дату отчетного периода.
Формой отчетности также предусмотрено, что в графе 1 раздела 2 указывается наименование объекта недвижимости в соответствии с пунктом 7 - указывается в соответствии с разрешением на строительство.
Из материалов дела усматривается, что отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в отношении спорного объекта капитального строительства за 4 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года в нарушение положений приказа Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр была представлена обществом в неполном объеме и содержала недостоверные сведения.
В частности, в графе 9.1 раздела 2 отчетности за 1-3 кварталы 2019 года общая фактическая сумма строительства была указана без учета выданных авансов, а также показатель данной графы не соответствовал графе «Оплачено работ» по статьям 1-8 в разделе 5 «Сводная накопительная
ведомость проекта»; в графе 9.3 раздела 2 отчетности за 1-3 кварталы 2019 года был указан размер денежных средств на оплату услуг застройщика, не соответствующий графе «Оплачено работ» по статьям 9, 10 в разделе 5 «Сводная накопительная ведомость проекта»; в графе 1 раздела 2 отчетности за 2, 3 кварталы 2019 года было указано наименование объекта капитального строительства «Жилой комплекс «Ренессанс», что не соответствовало графе 2 разрешения на строительство от 05.02.2018 № RU25304000-24/2018.
Учитывая, что наличие указанных нарушений подтверждается актом проверки от 04.02.2020 № 05-10/20 и заявителем не оспаривается, инспекция правомерно выдала обществу оспариваемое предписание в части устранения выявленных нарушений в отчетности ООО «Ренессанс Актив» об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 18 Закона № 214-ФЗ (в редакции Закона № 218-ФЗ) денежные средства с расчетного счета застройщика могут использоваться в целях оплаты иных расходов, в том числе расходов на рекламу, коммунальные услуги, услуги связи, затрат, связанных с арендой нежилого помещения в целях обеспечения деятельности застройщика, включая размещение органов управления и работников застройщика, а также их рабочих мест и оргтехники.
При этом статья 18 Закона № 214-ФЗ в ее первоначальной редакции предусматривала, что денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком только для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией.
В последующем, в связи с изменениями, внесенными в указанную норму Федеральным законом от 17.06.2010 № 119-ФЗ, законодателем конкретизированы цели, на которые уплачиваемые участниками долевого
строительства по договору денежные средства подлежат использованию застройщиком.
В редакции Закона № 119-ФЗ статья 18 Закона № 214-ФЗ действовала до внесения изменений Законом № 218-ФЗ и Законом № 175-ФЗ.
При этом статья 18 Закона № 214-ФЗ за исключением части 7.1 (в редакции Закона № 218-ФЗ, Закона № 175-ФЗ, Закона № 478-ФЗ) не применяется к застройщикам, получившим разрешение на строительство до 01.07.2018. К ним она применяется в ранее действовавшей редакции с особенностями, указанными в статье 8 Закона № 175-ФЗ.
Соответственно, принимая во внимание, что разрешение на строительство было получено обществом 05.02.2018, то к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения статьи 18 Закона № 214- ФЗ в редакции Закона № 119-ФЗ, согласно части 1 которой перечень целей, на которые уплачиваемые участниками долевого строительства по договору денежные средства подлежат использованию застройщиком, был исчерпывающим, и нецелевое использование денежных средств не допускалось (статья 1.1).
Между тем, в ходе проведения проверочных мероприятий инспекцией было установлено, что во 2 и 3 кварталах 2019 года обществом были использованы денежные средства, уплаченные участниками долевого строительства по договорам долевого участия на объект «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями многофункционального назначения и многоярусной парковкой по улице Третьей в г. Владивостоке», в общей сумме 964700 руб. на оплату рекламы и другие расходы.
Данное обстоятельство свидетельствовало о том, что данные денежные средства в нарушение требований части 1 статьи 18 Закона № 214-ФЗ (в редакции от 01.07.2017 № 22) были использованы застройщиком по нецелевому назначению при строительстве указанного объекта.
Соответственно орган строительного контроля при наличии к тому правовых и фактических оснований вынес оспариваемое предписание по
устранению указанного нарушения путем внесения денежных средств, использованных застройщиком по нецелевому назначению, в сумме 964700 руб. на расчетный счет ООО «Ренессанс Актив», с отражением данной операции в бухгалтерском учете застройщика и представлением в инспекцию документов, подтверждающих поступление денежных средств на счет общества.
Оценивая доводы общества о неисполнимости выданного ему предписания, коллегия отмечает, что исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Анализ оспариваемого предписания показывает, что данный ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует требованиям законодательства, содержит все необходимые реквизиты (в том числе выявленные нарушения и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать данное предписание неисполнимым, как содержащим неконкретные и неопределенные сведения.
Фактически доводы заявителя сведены к тому, что при исполнении предписания общество будет нарушать нормы действующего
законодательства, которыми в настоящий момент четко предусмотрена возможность общего финансирования строительства группы многоквартирных домов в пределах одного разрешения на строительство, что не может быть принято коллегией во вниманием с учетом того, что на момент выдачи предписания оно соответствовало положениям Закона № 214- ФЗ в редакции, применимой для общества.
Кроме того, следует отметить, что во исполнение предписания от 04.02.2020 № 05-10/20 общество 19.03.2020 представило в инспекцию скорректированную отчетность за 1-3 кварталы 2019 года, что свидетельствует о том, что каких-либо затруднений по исполнению предписания в указанной части у общества не имелось.
Ссылка общества на то, что в настоящее время спорный объект капитального строительства введен в эксплуатацию на основании разрешения № RU25304000-60/2020, также не может быть принята коллегией во внимание как не свидетельствующая о неисполнимости предписания, поскольку данное разрешение было выдано 04.09.2020 при установленном в предписании сроке устранения нарушений до 04.04.2020, впоследствии продленным до 01.09.2020.
По изложенному, принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у инспекции имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого предписания от 04.02.2020 № 05- 10/20 незаконным, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Одновременно с этим судебная коллегия учитывает, что, несмотря на то, что в поданном в суд заявлении, а также в ходе рассмотрения дела, общество приводило доводы о несогласии предписания только в части нарушения по нецелевому использованию денежных средств, в просительной части заявления общество просило признать незаконным и отменить предписание от 04.02.2020 № 05-10/20 полностью, что также подтвердил представитель общества в судебном заседании в суде апелляционной инстанции.
При этом в предписании также было указано на необходимость устранить многочисленные нарушения в представленной обществом отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств, что было оставлено судом первой инстанции без должного внимания и правовой оценки при отмене предписания в полном объеме.
С учетом изложенного обжалуемое решение арбитражного суда на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. Соответственно апелляционная жалоба инспекции подлежит удовлетворению.
Нарушения иных норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на орган строительного
контроля судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2020 по делу № А51-11854/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий Г.Н. Палагеша
Судьи О.Ю. Еремеева
ФИО3
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 17.07.2020 2:45:16
Кому выдана Палагеша Галина Николаевна