Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А59-3920/2014 |
02 февраля 2015 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2015 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Филипповой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
апелляционное производство № 05АП-16008/2014
на решение от 24.11.2014
судьи О.Н. Боярской
по делу № А59-3920/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску областного автономного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 19.12.2002)
к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации
третье лицо: Избирательная комиссия Сахалинской области
о взыскании убытков, связанных с опубликованием материалов Избирательной комиссии Сахалинской области в газете «Губернские ведомости» и предоставлением эфирного времени,
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 12.01.2015 сроком действия до
31.12.2015, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Областное автономное учреждение «Издательский дом «Губернские ведомости» (далее – истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Сахалинской области (далее – ответчик) о взыскании убытков, связанных с опубликованием материалов Избирательной комиссии Сахалинской области в газете «Губернские ведомости» и предоставлением эфирного времени в сумме 6 507 619 рублей 20 копеек (с учетом уточнения исковых требований от 17.11.2014).
Решением от 24.11.2014 исковые требования учреждения удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование своей правовой позиции ответчик указал, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что у истца возникли убытки, которые подлежат возмещению за счет ответчика. Кроме того, в суде первой инстанции ответчик не заявлял довода о том, что надлежащим ответчиком по делу является ЦИК РФ. По мнению ответчика, арбитражный суд не вправе взыскивать с него государственную пошлину по иску, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) ответчик освобожден от уплаты.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда поступил отзыв третьего лица на апелляционную жалобу, приобщенный в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к материалам дела, в котором третье лицо поддержало довод ответчика о неправомерности взыскания с него убытков.
Представитель учреждения заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письменного отзыва на апелляционную жалобу, которое было удовлетворено апелляционной коллегией на основании статей 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ. Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возразил, просил решение Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002) информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.
В соответствии с частями 1,3,6,8 статьи 20 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями(уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Сахалинской области «Об избирательных комиссия, комиссиях референдума в Сахалинской области» № 26-ЗО от 11.04.2008, избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов, референдумов, а также обеспечивают на территории Сахалинской области исполнение федеральных и региональных программ и мероприятий, разработанных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и (или) избирательной комиссией Сахалинской области.
В силу статьи 6 Закона № 26-ЗО избирательная комиссия Сахалинской области является государственным органом Сахалинской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Сахалинской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Сахалинской области, настоящим Законом, иными законами Сахалинской области.
Избирательная комиссия Сахалинской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий избирательной комиссии Сахалинской области составляет пять лет. Если срок полномочий избирательной комиссии Сахалинской области истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Сахалинской областной Думы.
Избирательная комиссия Сахалинской области вправе издавать и распространять печатную продукцию, связанную с обеспечением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, подготовкой и проведением выборов, референдума, с решением иных вопросов развития избирательной системы.
В соответствии со статьей 35 Закона Сахалинской области № 26-ЗО Избирательная комиссия Сахалинской области публикует свои решения, иную информацию в газете «Губернские ведомости».
В силу положений пункта 14 статьи 20 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2012, финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.
Пунктами 1,4 статьи 32, пунктами 2 и 5 статьи 33 Закона Сахалинской области № 26-ЗО определено, что финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии Сахалинской области осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом Сахалинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также в соответствии с федеральными законами за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт причинения вреда неправомерными действиями, наличие причинной связи между допущенными неправомерными действиями и возникшими убытками, а также размер требуемых убытков.
В соответствии с частью 18 статьи 20 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002, государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном частью 10 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, согласно части 10 статьи 50 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 предусмотрено, что расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
Порядок и источник возмещения расходов, понесенных указанными в вышеназванных законах исполнителями, связанных с предоставлением избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, законодательством не предусмотрен.
В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации помимо иных оснований, возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По смыслу статьи 35 Конституции РФ, компенсация понесенных расходов, установленных Федеральными законами, подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Только при условии компенсации расходов указанных организаций, связанных с предоставлением ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, не нарушается их самостоятельность в распоряжении своими финансами.
Частью 18 статьи 20 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий - предоставить избирательным комиссиям бесплатно эфирное время и печатную площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий.
Что согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 58-О, от 17.10.2006 № 485-О.
Между тем, ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 не установлен порядок и источник компенсации государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимости предоставленных ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади политическим партиям, которые получили по результатам голосования более 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании.
В силу изложенной выше правовой позиции федеральные органы государственной власти обязаны компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий по предоставлению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади политическим партиям, набравшим по результатам выборов более 3-х процентов голосов избирателей.
Судом первой инстанции было обоснованно установлено, что в 2012 году истец во исполнение положений части 18 статьи 20 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 в связи с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации предоставил Избирательной комиссии Сахалинской области и кандидатам бесплатную печатную площадь в газете «Губернские ведомости» для опубликования решений, актов, иной печатной информации, а также бесплатную печатную площадь для размещения в газете агитационных материалов, финансовых отчетов кандидатов в размере 18 784 кв.см. на сумму 259 219 рублей 20 копеек, а также бесплатное эфирное время телерадиокомпанией «ОТВ» (структурное подразделение ОАУ «Издательский дом «Губернские ведомости») для рекламных роликов кандидатов и для предвыборных дебатов на общую сумму 6 248 400 рублей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал указанные расходы убытками истца, понесенными в связи с возложением на него федеральными законами обязанностей по предоставлению бесплатной печатной площади и бесплатного эфирного времени.
В силу статей 16, 1069 ГК РФ такие убытки подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с частью 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким финансовым органом является Министерство Финансов Российской Федерации, которое уполномочено выступать в суде от имени казны РФ. В связи с чем исковые требования учреждения подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Довод ответчика о том, что государственная пошлина в нарушение требований, предусмотренных пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, неправомерно взыскана судом первой инстанции с ответчика, апелляционным судом отклоняется, поскольку при условии, когда судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК РФ, так как действующим законодательством не предусмотрен возврат истцу уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме, подлежат отклонению ввиду их несостоятельности и не могут являться основанием для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.11.2014 по делу №А59-3920/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий | Д.А. Глебов |
Судьи | С.Б. Култышев С.М. Синицына |