ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-2032/2016 от 12.04.2016 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-5942/2015

19 апреля 2016 года

Резолютивная часть постановления оглашена 12 апреля 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено апреля 2016 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Н. Номоконовой,

судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,

рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи апелляционную жалобу Отделения по Сахалинской области Дальневосточного главного управления Центрального Банка Российской Федерации,

апелляционное производство № 05АП-2032/2016

на решение от 17.02.2016

судьи И.Н. Шестопала

по делу № А59-5942/2015 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению закрытого акционерного общества страховая компания «АКОМС» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.07.2002)

к Отделению по Сахалинской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации

заинтересованные лица: Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации

о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2015 по делу об административном правонарушении № 50-15-Ю/0352/1020,

при участии:

от Отделения по Сахалинской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации: представитель ФИО1 по доверенности № 2-11/2447 от 12.03.2015, паспорт;

от ЗАО Страховая Компания «АКОМС»: представитель ФИО2 по доверенности от 03.03.2016, паспорт;

от Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации,  Центрального банка Российской Федерации: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество Страховая Компания «АКОМС» (далее – Общество, ЗАО «СК «АКОМС», Страховщик) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Отделению по Сахалинской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.12.2015 № 50-15-Ю/0352/1020, которым Обществом привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

К участию в деле качестве заинтересованных лиц привлечены Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации,  Центральный банк Российской Федерации. 

Решением арбитражного суда от 17.02.2016 заявленное требование удовлетворено, в связи с чем Управлением подана апелляционная жалоба на указанный судебный акт.

В основание жалобы апеллянт ссылается на то обстоятельство, что предписание, за неисполнение которого наступила административная ответственность, выдано им при осуществлении страхового надзора, а потому при определении срока давности привлечения к административной ответственности за неисполнение такого предписания следует исходить из годичного срока давности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ для привлечения к ответственности за нарушения страхового законодательства. В дополнительно представленных возражениях на отзыв Общества настаивает на своей позиции, согласно которой неисполнение выданного Управлением предписания является нарушением страхового законодательства. 

От ЗАО «СК АКОМС» в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против её удовлетворения, Общество считает обоснованными выводы суда первой инстанции, в том числе и в отношении срока давности привлечения к административной ответственности.

От Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу не поступили. 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителя административного органа и Общества поддержали свои доводы и возражения, приведённые в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу и в возражениях на отзыв. Представитель апеллянта пояснил, что решение суда первой инстанции обжалуется им в части выводов о сроке привлечения к административной ответственности, предусмотренном статьёй 4.5 КоАП РФ.  

Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, извещённые надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При этом судебная коллегия, несмотря на указание апеллянтом на обжалование судебного акта лишь в части истечения срока привлечения к административной ответственности, сочла необходимым пересмотреть судебный акт в полном объеме, поскольку в случае установления отсутствия пропуска срока привлечения к административной ответственности суд апелляционной инстанции обязан оценить законность постановления о привлечении общества к административной ответственности, в том числе с установлением события административного правонарушения, вины общества в его совершении, доказанности состава правонарушения, соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, а также иные имеющие значение для дела обстоятельства.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации при анализе информации об активах страховой организации Закрытое акционерное общество «Страховая компания «Акомс», представленной в ответ на запрос от 24.07.2015, установлены факты нарушения Страховщиком по состоянию на 15.06.2015 требований пункта 4 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», пунктов 7.1 и 9 Указания Банка России от 16.14.2014 № 3445-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов» (далее - Указание Банка России № 3445-У), а также пункта 12 Указания Банка России от 16.11.2014 № 3444-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов» (далее - Указание Банка России № 3444-У).

В частности, средства страховых резервов на 15.06.2015 инвестированы Страховщиком в нарушение требований Указания Банка России №3444-У. В соответствии со сведениями об активах Страховщика по состоянию на 15.06.2015 в нарушение пункта 12 Структурных соотношений, являющихся приложением к Указанию Банка России №3444-У Страховщик инвестировал средства страховых резервов в акции ЗАО АКБ «Холмск» на сумму 4959 тысяч рублей, при этом суммарная стоимость ценных бумаг, выпущенных одним юридическим лицом превысила предельный разрешенный процент (10%) от суммарной величины страховых резервов. При составлении данных об активах, принимаемых для инвестирования средств страховых резервов, без учета акций ЗАО АКБ «Холмск» превышающих 10% от суммарной величины страховых резервов, покрытие средств страховых резервов Страховщика на 15.06.2015 активами составит 22318 тысяч рублей или 90% от суммарной величины страховых резервов. Недостаток активов, принимаемых для инвестирования страховых резервов на 15.06.2015 составляет 2479 тысяч рублей или 10% от суммарной величины страховых резервов.

По состоянию на 15.06.2015 собственные средства (капитал) страховщика инвестированы в нарушение требований Указания Банка России № 3445-У. В соответствии со сведениями об активах Страховщика по состоянию на 15.06.2015 в нарушение пункта 7.1 Указания Банка России №3445-У Страховщик инвестировал собственные средства (капитал) в размере минимального размера уставного капитала, установленного Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в акции ОАО «АЗИЯТРАНС РЕ» на сумму 203 тысяч рублей, и в акции ОАО «Сахалинское морское пароходство» на сумму 2 тысячи рублей, при этом указанные эмитенты не имеют рейтинг рейтинговых агентств, и данные ценные бумаги не включены в котировальный список первого (высшего) уровня организатором торговли на рынке ценных бумаг в Российской Федерации (российской биржей).

В нарушение пункта 18 Структурных соотношений, являющихся приложением к Указанию Банка России №3445-У, Страховщик по состоянию на 15.06.2015 инвестировал собственные средства (капитал) в размере минимального размера уставного капитала в акции ЗАО АКБ «Холмск» на сумму 18956 тысяч рублей, при этом суммарная стоимость ценных бумаг, выпущенных одним юридическим лицом превысила предельный разрешенный процент (10%) от собственных средств (капитала) в размере минимального размера уставного капитала. При составлении данных об активах, принимаемых в покрытие собственных средств (капитала) без учета акций ОАО «АЗИЯТРАНС РЕ» на сумму 203 тысячи рублей и ОАО «Сахалинское морское пароходство» на сумму 2 тысячи рублей, и акций ЗАО АКБ «Холмск» на сумму 6956 тысячи рублей, превышающих 10% от собственных средств (капитала) в размере минимального размера уставного капитала, инвестирование собственных средств страховщика (капитала) на 15.06.2015 активами составит 161233 тысячи рублей, или 95,7% от совокупной величины собственных средств (капитала). Недостаток активов, принимаемых для инвестирования собственных средств (капитала), составляет на 15.06.2015 7161 тысяч рублей или 4,3%.

28.08.2015 Обществу выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации № Т6-16-3-5/37905, в котором определён срок устранения уже выявленных нарушений и срок обеспечения соблюдения требований пункта 4 статьи 25 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ», Указания Банка России №3445-У и Указания Банка России №3444-У – до 28.09.2015.

Тем же предписанием на Общество возложена обязанность в срок до 05.10.2015 представить в Управление следующую информацию :

1) о собственных средствах (капитале) и страховых резервах страховой организации по состоянию на 28.09.2015 по форме таблицы, приведенной Приложении № 1 к запросу от 24.07.2015 №Т6-16-3-5/31530 - на бумажном носителе и в электронном виде в формате .х1з на сменном носителе информации (компакт-диск СБ-К), закрытом от дозаписи информации;

2) об активах страховой организации по состоянию 28.09.2015 по форме таблицы, приведенной в Приложении № 2 к запросу от 24.07.2015 №Т6-16-3-5/31530 - на бумажном носителе и в электронном виде в формате .хLs на сменном носителе информации;

3) о структурных соотношениях активов, страховых резервов и собственных средств (капитала) страховой организации по состоянию на 28.09.2015 по форме таблицы, приведенной в Приложении № 3 к запросу от 24.07.2015 №Т6-16-3-5/31530 - на бумажном носителе и в электронном виде в формате .х1з на сменном носителе информации (компакт-диск СБ-К), закрытом от дозаписи информации;

4) об активах, в которые инвестированы средства страховых резервов и собственные средства (капитал) страховой организации, в разрезе активов организации по состоянию на 28.09.2015 по форме таблиц №№ 1-16, приведенных в Приложении № 4 к запросу от 24.07.2015 №Т6-16-3-5/31530 - на бумажном носителе и в электронном виде в формате .х1з на сменном носителе информации (компакт-диск СБ-К), закрытом от дозаписи информации;

5) о результатах инвестирования средств страховых резервов и собственных средств (капитала) страховой организации на 28.09.2015 по форме таблицы, приведенной в Приложении № 5 к запросу от 24.07.2015 №Т6-16-3-5/31530 - на бумажном носителе и в электронном виде в формате .х1з на сменном носителе информации (компакт-диск СБ-К), закрытом от дозаписи информации»;

6) заверенные копии первичных документов и регистры бухгалтерского учета, подтверждающие наличие и балансовую стоимость активов, в которые инвестированы средства страховых резервов и собственные средства (капитал) по состоянию на 28.09.2015;

7) подробную информацию о выполнении выданного предписания и о принятых мерах по недопущению в дальнейшей деятельности нарушений требований пункта 4 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Указания Банка России от 16.11.2014 № 3445-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов» и Указания Банка России от 16.11.2014 № 3444-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов», с приложением подтверждающих документов.

Отчёт об исполнении предписания представлен 13.10.2015 письмом №437, из которого следует, что Обществом сделан анализ финансовых инструментов, в которые инвестированы средства страховых резервов и собственные средства (капитал), все нормативы приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.

По результатам рассмотрения документов, представленных Обществом, письмом от 05.11.2015 Предписание признано неисполненным в связи с тем, что Страховщиком по состоянию на 28.09.2015 нарушены требования Указаний Банка России от 16.11.2014 № 3444-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов» и № 3445-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов».

Указанные нарушения выразились в том, что средства страховых резервов на 28.09.2015 инвестированы Страховщиком в нарушение требований Указания Банка России от 16.11.2014 № 3444-У "О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов" (далее - Указание Банка России №3444-У). В соответствии со сведениями об активах Страховщика по состоянию на 28.09.2015 в нарушение пунктов 7.1, 7,6 Указания Банка России №3444-У Страховщик инвестировал средства страховых резервов в акции ЗАО АКБ «Холмск» на сумму 2095 тыс. руб. и в денежные средства, размещенные на счетах в банке ЗАО АКБ "Холмск" в сумме 2521 тыс. руб. Указанный банк не имеет соответствующего рейтинга рейтинговых агентств, утвержденных перечнем рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются Банком России Указания Банка России №3444-У. При составлении данных об активах, принимаемых для инвестирования средств страховых резервов, без учета указанных сумм, покрытие средств страховых резервов Страховщика на 28.09.2015 активами составит 16336 тыс. руб. или 78,0% от суммарной величины страховых резервов. Недостаток активов, принимаемых для инвестирования страховых резервов на 28.09.2015, составляет 4616 тыс. руб. или 22,0% от суммарной величины страховых резервов.

Собственные средства на 28.09.2015 инвестированы Страховщиком в нарушение требований Указания Банка России от 16.11.2014 № 3445-У "О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов" (далее - Указание Банка России № 3445-У). В соответствии со сведениями об активах Страховщика по состоянию на 28.09.2015 в нарушение пунктов 7.1, 7.5 Указания Банка России №3445-У Страховщик отразил в активах, принимаемых для покрытия собственных средств в размере наибольшего из двух показателей, отраженных по строкам 17 и 18 денежные средства, размещенные на счетах и депозитах в банках, не имеющих рейтинга рейтинговых агентств, утвержденных перечнем рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются Банком России в рамках Указания Банка России №3445-У (Тихоокеанский коммерческий региональный банк внешней торговли - 9 тыс. руб,, МАБЭС "Сахалин-Вест" - 147 тыс. руб., ООО Банк "ИТУРУП" - 21 тыс. руб., АКБ "Холмск" - 35626 тыс. руб.). Страховщик инвестировал собственные средства (капитал) в акции ЗАО АКБ «Холмск» на сумму 12000 тыс. руб. Указанный банк не имеет соответствующего рейтинга рейтинговых агентств, утвержденных перечнем рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются Банком России Указания Банка России №3445-У. При составлении данных об активах, принимаемых в покрытие собственных средств (капитала) без учета активов па сумму 47803 тыс. руб., инвестирование собственных средств страховщика (капитала) на 28.09.2015 активами составит 120546 тыс. руб., или 71,6% от совокупной величины собственных средств (капитала). Недостаток активов, принимаемых для инвестирования собственных средств (капитала), составляет на 28.09.2015 - 47803 тыс. руб. или 28,4%.

18.11.2015 должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 50-15-Ю/0352/1020, в котором действия Общества по неисполнению выданного ему предписания квалифицированы в соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением от 11.12.2015 по делу об административном правонарушении № 50-15-Ю/0352/1020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на неё и в возражениях на отзыв, заслушав представителей сторон, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

На основании изожженного апелляционная коллегия проверяет обжалуемый судебный акт в полном объёме с учётом его обжалования апеллянтом в части применимого срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечёт административную ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения является установленный порядок устранения органами, осуществляющими государственный надзор (контроль), нарушений законодательства в страховой сфере, а также порядок управления.

Объективной стороной указанного правонарушения является действие (бездействие), выраженное в неисполнении в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.

Состав вменённого Обществу правонарушения является формальным. При этом одним из составообразующих обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении данного дела, является вопрос о законности предписания, неисполнение которого вменено Обществу, поскольку от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон № 86-ФЗ), Банк России выполняет функции, в том числе осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В силу статьи 76.1 Закона № 86-ФЗ Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Некредитными финансовыми организациями признаются, в том числе, лица, осуществляющие деятельность субъектов страхового дела.

Согласно статьям 76.5 и 76.6 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

В силу пунктов 4 , 5, 5.1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1), страховой надзор включает в себя: контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.

Субъекты страхового дела обязаны: 1) соблюдать требования страхового законодательства; 2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве); 3) исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний; 4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении.

В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела орган страхового надзора в установленном им порядке осуществляет мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска.

Мониторинг деятельности субъектов страхового дела осуществляется органом страхового надзора на принципах независимости, объективности, применения единых правил установления требований к субъектам страхового дела, комплексности, оперативности и обоснованности оценки их деятельности.

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения (пункт 1 статьи 32.6 Закона № 4015-1).

Согласно пункту 3 статьи 32.6 Закона № 4015-1 субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным.

Таким образом, субъект страхового надзора обязан по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки предоставить информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении.

Из материалов дела усматривается, что Управлением при анализе информации об активах Общества установлен факт нарушения им страхового законодательства, что явилось основанием для выдачи Обществу предписания в отношении допущенных по состоянию на 15.06.2015 нарушений требований пункта 4 статьи 25 Закона № 4015-1, пунктов 7.1 и 9 Указания Банка России от 16.11.2014 № 3445-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов» (далее - Указание № 3445-У), а также пункта 12 Указания Банка России от 16.11.2014 № 3444-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов» (далее - Указание № 3444-У).

Указанные нарушения выразились в следующем:

(1) Средства страховых резервов на 15.06.2015 инвестированы Страховщиком в нарушение требований пункта 12 Структурных соотношений, являющихся приложением к Указанию Банка России №3444-У в акции ЗАО АКБ «Холмск» на сумму 4959 тысяч рублей, при этом суммарная стоимость ценных бумаг, выпущенных одним юридическим лицом превысила предельный разрешенный процент (10%) от суммарной величины страховых резервов. При составлении данных об активах, принимаемых для инвестирования средств страховых резервов, без учета акций ЗАО АКБ «Холмск» превышающих 10% от суммарной величины страховых резервов, покрытие средств страховых резервов Страховщика на 15.06.2015 активами составит 22318 тысяч рублей или 90% от суммарной величины страховых резервов. Недостаток активов, принимаемых для инвестирования страховых резервов на 15.06.2015 составляет 2479 тысяч рублей или 10% от суммарной величины страховых резервов.

(2) По состоянию на 15.05.2015 собственные средства (капитал) страховщика инвестированы в нарушение пункта 7.1 Указания Банка России №3445-У в размере минимального размера уставного капитала, установленного Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в акции ОАО «АЗИЯТРАНС РЕ» на сумму 203 тысяч рублей, и в акции ОАО «Сахалинское морское пароходство» на сумму 2 тысячи рублей, при этом указанные эмитенты не имеют рейтинг рейтинговых агентств, и данные ценные бумаги не включены в котировальный список первого (высшего) уровня организатором торговли на рынке ценных бумаг в Российской Федерации (российской биржей).

(3) В нарушение пункта 18 Структурных соотношений, являющихся приложением к Указанию Банка России №3445-У, Страховщик по состоянию на 15.06.2015 инвестировал собственные средства (капитал) в размере минимального размера уставного капитала в акции ЗАО АКБ «Холмск» на сумму 18956 тысяч рублей, при этом суммарная стоимость ценных бумаг, выпущенных одним юридическим лицом превысила предельный разрешенный процент (10%) от собственных средств (капитала) в размере минимального размера уставного капитала. При составлении данных об активах, принимаемых в покрытие собственных средств (капитала) без учета акций ОАО «АЗИЯТРАНС РЕ» на сумму 203 тысячи рублей и ОАО «Сахалинское морское пароходство» на сумму 2 тысячи рублей, и акций ЗАО АКБ «Холмск» на сумму 6956 тысячи рублей, превышающих 10% от собственных средств (капитала) в размере минимального размера уставного капитала, инвестирование собственных средств страховщика (капитала) на 15.06.2015 активами составит 161233 тысячи рублей, или 95,7% от совокупной величины собственных средств (капитала). Недостаток активов, принимаемых для инвестирования собственных средств (капитала), составляет на 15.06.2015 7161 тыс. руб. или 4,3%.

Выданным Обществу предписанием установлены сроки его исполнения: до 28.09.2015 обеспечить соблюдение требований пункта 4 статьи 25 Закона № 4015-1, Указаний № 3444-У и № 3445-У, а также до 05.10.2015 представить в Управление сведения и документы, указанные в предписании по состоянию на 28.09.2015.

На основании изложенного суд верно заключил, что названным предписанием на Общество была возложена обязанность в срок до 28.09.2015 не только устранить имевшие место на 15.06.2015 нарушения страхового законодательства, но и в этот же срок обеспечить соблюдение требований законодательства о порядке инвестирования собственных средств и средств страховых резервов по состоянию на 28.09.2015, в подтверждение чего предоставить сведения об этом в виде таблиц и по формам, которые указаны в предписании, в срок до 05.10.2015, чего, как показала проверка исполнения предписания, сделано не было.

Статьёй 25 Закона № 4015-1 предусмотрены условия обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика.

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи страховщики обязаны соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств (капитала) и средств страховых резервов, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, а также иные требования, установленные настоящим Законом и нормативными актами органа страхового надзора.

В силу пункта 12 Указания № 3444-У активы, в которые инвестированы средства страховых резервов, должны удовлетворять требованиям, предусматривающим максимальный разрешенный процент стоимости каждого вида активов или группы активов от размера страховых резервов или отдельных видов страховых резервов, указанных в приложении к настоящему Указанию (далее - структурные соотношения).

Согласно пункту 12 Структурных соотношений, являющихся приложением к Указанию № 3444-У, суммарная стоимость ценных бумаг, выпущенных одним юридическим лицом не должна превышать 10% суммарной величины страховых резервов.

В соответствии с пунктом 7.1 Указания № 3445-У ценные бумаги, указанные в подпунктах 6.2 - 6.5, 6.13 пункта 6 Указания, за исключением ипотечных сертификатов участия, относящиеся к активам, находящимся на территории Российской Федерации, должны соответствовать одному из следующих требований:

- эмитент (выпуск) ценной бумаги имеет рейтинг одного из рейтинговых агентств, соответствующий требованиям пункта 12 Указания;

- ценные бумаги включены в котировальный список первого (высшего) уровня хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг в Российской Федерации (российской биржей).

Согласно пункту 9 Указания № 3445-У, активы, в которые инвестированы собственные средства (капитал) страховщика, должны удовлетворять требованиям, предусматривающим максимально разрешенный процент стоимости каждого вида активов или группы активов от размера собственных средств (капитала) страховщика или их части, указанным в приложении к настоящему Указанию (далее - структурные соотношения).

Страховщик инвестирует собственные средства (капитал) в активы, перечисленные в пункте 6 настоящего Указания и удовлетворяющие требованиям настоящего Указания, но не указанные в структурных соотношениях, без учета структурных соотношений.

Согласно пункту 18 Структурных соотношений, являющихся приложением к Указанию № 3445-У, суммарная стоимость ценных бумаг, выпущенных одним юридическим лицом не должна превышать 10% от показателя, указанного в пункте 5 Указания. В то же время пунктом 17 Указания № 3445-У предусмотрено, что собственные средства (капитал) страховщика могут быть инвестированы в активы, указанные в подпунктах 6.2 - 6.5, 6.7, 6.8, 6.11, 6.13 пункта 6 Указания, не соответствующие требованиям абзаца второго подпункта 7.1, абзаца второго подпункта 7.2, подпункта 7.5 пункта 7 Указания, в течение 180 календарных дней со дня вступления в силу Указания в случае, если собственные средства (капитал) страховщика или средства страховых резервов были инвестированы страховщиком в данные активы на дату, предшествующую дню вступления в силу Указания.

Судом установлено, что Указание № 3445-У вступило в законную силу 11.01.2015, а собственные средства Общества в акции ОАО «АЗИЯТРАНС РЕ» и ОАО «Сахалинское морское пароходство» были инвестированы до 11.01.2015, т.е. до даты вступления в силу Указания №3445-У.

Следовательно, первый эпизод вменённого нарушения, касающийся инвестирования собственных средств в акции организаций, которые не имели на 15.06.2015 рейтинга рейтинговых агентств, не нашёл своего подтверждения, поскольку Указанием № 3445-У разрешено инвестировать такие средства в активы, не соответствующие требованиям абзаца второго подпункта 7.1, в течение 180 календарных дней со дня вступления в силу Указаний, и по состоянию на 15.06.2015 названный 180-дневный период, исчисляемый в календарных днях, не истёк.

По тем же основаниям не нашёл своего подтверждения и другой связанный с инвестированием собственных средств эпизод вменённого правонарушения – инвестирование собственных средств в ценные бумаги, не включённые в котировальный список первого (высшего) уровня организатором торговли на рынке ценных бумаг в Российской Федерации (российской биржей). В этой связи предписание в указанной части судом обоснованно признано не соответствующим закону и, как следствие, не являющимся основанием для наступления ответственности при его неисполнении.

В то же время остальные нарушения, изложенные в первой части предписания на 15.06.2015, были допущены Обществом и затем устранены по состоянию на 28.09.2015, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Таким образом, предписание административного органа, невыполнение требований которого вменено Обществу, является обоснованным и законным в части возложения на Общество обязанности обеспечения на 28.09.2015 соблюдения требований статьи 25 Закона № 4015-1 и Указаний № 3444-У, № 3445-У в установленный в предписании срок до 28.09.2015.

Из материалов дела усматривается, что обществом предписание в названной части не исполнено, что подтверждается представленной обществом административному органу на 28.09.2015 информацией, указанной таблицах, о собственных средствах (капитале) и страховых резервах страховой организации по состоянию на 28.09.2015; об активах страховой организации по состоянию 28.09.2015; о структурных соотношениях активов, страховых резервов и собственных средств (капитала) страховой организации по состоянию на 28.09.2015; об активах, в которые инвестированы средства страховых резервов и собственные средства (капитал) страховой организации, в разрезе активов организации по состоянию на 28.09.2015; о результатах инвестирования средств страховых резервов и собственных средств (капитала) страховой организации на 28.09.2015 и не оспаривается Обществом.

Так, из письма Сибирского главного управления ЦБ РФ от 05.11.2015 и материалов дела установлено, что по состоянию на 28.09.2015 Обществом нарушены требования Указания № 3444-У и № 3445-У: средства страховых резервов на 28.09.2015 инвестированы Страховщиком в нарушение пунктов 7.1, 7,6 Указания Банка России №3444-У в акции ЗАО АКБ «Холмск» на сумму 2095 тыс. руб. и в денежные средства, размещенные на счетах в банке ЗАО АКБ «Холмск» в сумме 2521 тыс. руб., при том, что указанный банк не имеет соответствующего рейтинга рейтинговых агентств, утвержденных перечнем рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются Банком России Указания Банка России №3444-У. Собственные средства на 28.09.2015 инвестированы и размещены Страховщиком в нарушение пунктов 7.1, 7.5 Указания Банка России №3445-У на счетах и депозитах в банках, не имеющих рейтинга рейтинговых агентств, утвержденных перечнем рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются Банком России в рамках Указания Банка России №3445-У (Тихоокеанский коммерческий региональный банк внешней торговли - 9 тыс. руб,, МАБЭС "Сахалин-Вест" - 147 тыс. руб., ООО Банк "ИТУРУП" - 21 тыс. руб., АКБ "Холмск" - 35626 тыс. руб.). Также страховщик инвестировал собственные средства (капитал) в акции ЗАО АКБ «Холмск» на сумму 12000 тыс. руб. Указанный банк не имеет соответствующего рейтинга рейтинговых агентств, утвержденных перечнем рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются Банком России Указания Банка России №3445-У.

Доказательств обратного обществом суду не представлено.

Таким образом, Обществом допущены нарушения, зафиксированные в предписании от 28.08.2015, в части недостатка активов, принимаемых для инвестирования в них страховых резервов и собственных средств, и не были устранены обществом по состоянию на 28.09.2015, а само предписание в данной части является законным и обоснованным, срок его исполнения является исполнимым.

При таких обстоятельствах, вывод административного органа о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является правильным.

Приходя к выводу о пропуске Управлением срока давности привлечения Общества к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Из абзаца 2 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.

Деяние Общества выражается в невыполнении обязанности к конкретному сроку, то есть не является длящимся, и считается совершённым  по истечении срока, установленного для выполнения предписания.

По общему правилу, установленному статьёй 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трёх месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения. Иные, более длительные сроки для привлечения к административной ответственности установлены положениями статьи 4.5 КоАП РФ применительно к отдельным составам административных правонарушений.

Как уже указывалось ранее, противоправное посягательство на охраняемые законом общественные отношения при совершении административных правонарушений, предусмотренных статьёй 19.5 КоАП РФ, заключается в невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, поэтому объектом противоправного посягательства в рассматриваемом случае является порядок управления и конкретная его форма – контрольно-надзорная деятельность уполномоченных государственных органов.

При вынесении уполномоченным органом предписания подконтрольному субъекту между ними возникают отношения в области порядка управления, характеризующиеся реализацией властным субъектом его контрольно-надзорных полномочий, единообразных для всех наделённых ими субъектов государственного (публичного) управления. 

Одним из таких полномочий является выдача предписания органом с контрольно-надзорными функциями, что используется как универсальный способ устранения обнаруженных нарушений закона, прав и интересов граждан и организаций.

Положения статьи 19.5 КоАП РФ фактически сдержат общий механизм ответственности адресатов выдаваемых уполномоченными органами предписаний за их неисполнение, то есть не предусматривают ответственность за нарушение отраслевого законодательства, соблюдение которого относится предмету надзора уполномоченного государственного органа и обеспечивается, в том числе, иными статьями КоАП РФ.   

Следовательно, предусмотренная частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ административная ответственность наступает только при нарушении в области порядка управления, а не при нарушении законодательства, регулирующего отношения в конкретной сфере деятельности, как ошибочно указывает заявитель апелляционной жалобы.

С учётом изложенного судом верно определён подлежащий применению общий срок давности привлечения к административной ответственности за вменённое Обществу деяние, а доводы апеллянта об обратном коллегией отклоняются как ошибочные.

Из материалов дела следует, что срок исполнения предписании от 28.08.2015 в части выявленных нарушений установлен до 28.09.2015, в части предоставления информации – 05.10.2015; следовательно, 05.10.2015 являлся последним днем исполнения предписания, а 06.10.2015 - днем совершения правонарушения.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ верно исчислен с 06.10.2015 по 06.12.2015, при этом оспариваемое постановление вынесено административным органом только 11.12.2015.

Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления срок привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, истёк.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что статьёй 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, которые восстановлению не подлежат, и истечение которых является безусловным основанием для принятия судом решения об отказе в привлечении лица к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

Таким образом, в связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), у суда первой инстанции имелись все основания для удовлетворения заявленного требования.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.02.2016  по делу №А59-5942/2015  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Н. Номоконова

Судьи

А.В. Гончарова

С.В. Гуцалюк