Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-22498/2018 |
02 июля 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено июля 2019 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство № 05АП-3779/2019
на решение от 06.05.2019
судьи Н.А. Галочкиной
по делу № А51-22498/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004), Министерству обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.1998)
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю
о признании незаконными действий,
при участии: от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: ФИО1, по доверенности от 26.12.2018 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение; от Министерства обороны Российской Федерации: ФИО2, по доверенности от 01.03.2019 сроком действия до27.11.2020, паспорт; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю и третье лицо - представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление), Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство) о признании незаконными действий Министерства обороны РФ по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта – Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015 земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65290 площадью 132 090 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65333 площадью 219 049 кв.м., расположенных по адресу: г. Владивосток, в микрорайоне «Снеговая Падь», об обязании Министерство обороны РФ внести изменения в карту (план) запретной зоны военного объекта – Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015 путем исключения из указанной карты земельных участков с кадастровым номером 25:28:000000:65290 площадью 132 090 кв.м. и с кадастровым номером 25:28:000000:65333 площадью 219 049 кв.м., расположенных по адресу: г.Владивосток, в микрорайоне «Снеговая Падь», об обязании Управление Росреестра по Приморскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о наличии на земельных участках с кадастровым номером 25:28:000000:65290 площадью 132 090 кв.м. и с кадастровым номером 25:28:000000:65333 площадью 219 049 кв.м., расположенных по адресу: г. Владивосток, в микрорайоне «Снеговая Падь» запретной зоны.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что в рамках спора по делу №А51-8424/2016 судом рассмотрена правомерность действий регистрирующего органа по внесению изменений в государственный кадастр сведений об уже установленных границах запретных зон. Поясняет, что земельные участка с кадастровыми номерами 25:28:000000:65290 и 25:28:000000:65333 не являлись предметом рассмотрения указанного спора и Департаменту не было известно о включении их в границы территории запретных зон военного объекта. Кроме того, в отношении земельного участка (25:28:000000:65290) обременение в пользу зон с особыми условиями использования территории внесены только 23.11.2017. Полагает, что срок на обращение с заявление в суд не пропущен.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю и третье лицо, извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статьи 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю и третьего лица.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации на доводы апелляционной жалобы возражал. Решение Арбитражного суда Приморского края считал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, письмом от 01.03.2016 № 02-1-19/190 Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Приморскому краю уведомил Департамент о том, что в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о запретных зонах военных объектов: Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации и Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации. Присвоены учетные номера 25.28.2.133 и 25.00.2.76 соответственно.
Вместе с этим уведомлением в качестве приложения были направлены схемы территории военного объекта – Владивостокского и Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
04.03.2016 Департамент обратился к ФГБУ «ФПК Росреестра» в лице филиала по Приморскому краю с запросом № 20/06/02-21/5743 о направлении документов, послуживших основанием для внесения сведений в ГКН, а также сведений об объектах и границах объектов, в отношении которых установлены запретные районы.
Согласно письму Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 14.03.2016 № 02-11-07/1285, поступившему в Департамент 18.03.2016, сведения о запретной зоне военного объекта – Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации внесены в государственный кадастр недвижимости 17.02.2016; сведения о запретной зоне военного объекта – Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации внесены в государственный кадастр недвижимости 15.02.2016.
В данном документе также указывалось, что вышеуказанные зоны с особыми условиями использования территории были поставлены в ГКН на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», карты (плана) запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015, карты (плана) запретной зоны военного объекта - Партизанское лесничество Министерство обороны Российской Федерации от 16.12.2015, писем Департамента имущественных отношений от 25.12.2015 № 141/46966, № 141/46972, письма заместителя директора ФГБУ «ФКП Росреестра» от 10.02.2016 № 11-0476-КЛ. Также указывалось где Департамент може ознакомится с документами по указанному вопросу.
19.10.2018 Департамент обратился в адрес Управления с письмом №20/36943, содержащим просьбу о направлении в его адрес документов, послуживших основанием для внесения сведений о запретной зоне военного объекта Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ в государственный кадастр недвижимости.
30.11.2018 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю сообщил заявителю, что по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65333 полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории с учетным номером 25.28.2.133, обременение в виде «Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации», дата возникновения обременения - 17.02.2016.
Также в данном ответе указывалось, что запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ (учетный номер 25.28.2.133) поставлена на ГКУ 17.02.2016 в соответствии с требованиями действующего законодательства, за внесением сведений о зоне обратилось Министерство.
Посчитав, что действия Министерства по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта – Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ от 14.12.2015 земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65290 площадью 132 090 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65333 площадью 219 049 кв.м., расположенных по адресу: г.Владивосток, в микрорайоне «Снеговая Падь» являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В пункте 2.2 определения Конституционного Суда РФ от 02.12.2013 № 1908-О указано, что по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта (действий) в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Суд первой инстанции правомерно квалифицировал спорные отношения, как отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, на момент внесения сведений регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).
Из пунктов 2, 3 статьи 1 Закона о кадастре (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 265-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закона о кадастре (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 265-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в частности описания местоположения границ таких зон или территорий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 утверждено положение «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», которое определяет порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
Частью 4 статьи 15 Закона о кадастре предусмотрено, что перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1 - 3.2 настоящей статьи, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействие и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частями 5.2, 6 статьи 15 Закона о кадастре установлено, что обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны.
Пунктом 4 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №71 (действовавших в период спорных правоотношений) установлено, что в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия) федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия), направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Зоны особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства. Местоположение границ объекта землеустройства согласно указанному закону определяется при проведении работ по землеустройству (статья 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
При этом из анализа положений, содержащихся в статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» следует, что в результате работ по землеустройству подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. В нем должны содержаться сведения о документах, являющихся основанием для проведения землеустроительных работ, и сведения о документах, использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства.
Следовательно, процедура внесения в ГКН сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, осуществляемая кадастровой палатой на основании документов, представленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, не является действием по кадастровому учету.
Данные позиции сформулированы в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 17867/12, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 № 305-КГ14-4322, от 18.04.2016 № 305-КГ15-17697.
Из материалов дела следует, что сведения о запретных зонах военных объектов - Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации внесены органом кадастрового учета в ГКН в порядке информационного взаимодействия на основании поступивших от федерального органа: приказов заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 об установлении запретных зон военных объектов – Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, писем Департамента имущественных отношений МО РФ от 25.12.2015 № 141/46966 и № 141/46972; Карты (планы) запретной зоны военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015; Карты (планы) запретной зоны военного объекта – Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 16.12.2015; письма заместителя директора ФГБУ «ФКП Росреестра» от 10.02.2016 № 11-0476-КЛ.
Из материалов настоящего дела и сведений, размещенных на сайте http://kad.arbitr.ru, следует, что Департамент 18.04.2016 обратился в арбитражный суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Приморскому краю о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о запретных зонах Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации. Данные требования были рассмотрены судом в рамках дела № А51- 8424/2016.
При рассмотрении указанного дела судом исследовался, в том числе вопрос об основаниях и документах, в соответствии с которыми были включены земельные участки, находящиеся как в собственности, так и в ведении Приморского края, в запретную зону Владивостокского лесничества.
Кроме того, из текста заявления, явившегося предметом рассмотрения дела № А51-8424/2016, Департамент указал, что в запретную зону включены перспективный микрорайон «Снеговая падь», где реализуется краевая программа жилищного строительства «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
При этом в рамках настоящего спора рассматриваются земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:000000:65290, 25:28:000000:65333, расположенные по адресу: г.Владивосток, в микрорайоне «Снеговая Падь».
Доводы департамента о том, что указанные земельные участки не являлись предметом рассмотрения по делу №А51-8424/2016 и департаменту не было известно о включении их в границы территории запретных зон военного объекта Владивостокского лесничества, так формирование спорных участков и их постановка на кадастровый учет производилась в 2015 году, в связи с чем срок на обращение в суд не пропущен, коллегией отклоняются. Исходя из уведомлений Кадастровой палаты от 01.03.2016, от 14.03.2016 Департаменту направлялись схемы территории зоны военного объекта – Владивостокское лесничество, документы, послужившие основанием постановки на кадастровый учет вышеуказанных зон и указаны органы в которых можно ознакомиться с содержанием приказа заместителя Министра обороны РФ и протоколами заседания межведомственной комиссии. Доказательств уважительных причин не обращения до ноября 2018 года в Росреестр за получением сведений об установлении границ запретных районов по спорным участкам департамент не представил. Департамент в рамках рассмотрения настоящего спора обратился с требованиями в арбитражный суд только 26.10.2018.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент уже в марте 2016 года располагал сведениями о земельных участках запретной зоны Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ путем получения сведений от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, но в суд с настоящим заявлением обратился с пропуском срока, установленного действующим законодательством.
Арбитражный суд апелляционной инстанции на основании изложенного считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Департамента.
Все доводы апелляционной жалобы идентичны доводам, содержащимся в возражениях на отзыв (т. 2 л.д. 42-44) и по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется. Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 06.05.2019 по делу №А51-22498/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Г.Н. Палагеша |
Судьи | О.Ю. Еремеева Е.Л. Сидорович |