ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-4508/09 от 24.09.2009 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-10889/2009

25 сентября 2009 года.

№ 05АП-4508/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 24 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2009 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: О.Ю. Еремеевой

судей: Г.А. Симоновой, Е.Л. Сидорович

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит

при участии:

от Находкинской таможни: старший государственный таможенный инспектор ФИО1 по доверенности от 28.10.2008 года сроком действия 1 год, удостоверение № 140814 сроком действия до 04.04.2013 года;

от Дальневосточной транспортной прокуроры в интересах ОАО «Статут-ВЭД»: прокурор Наливайко П.А. удостоверение № 166486 сроком действия до 05.02.2011 года;

от ОАО «Статут-ВЭД»: не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни

на решение от 13.08.2009

судьи Л.П. Нестеренко

по делу № А51-10889/2009 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Дальневосточного транспортного прокурора в интересах ОАО «Статут-ВЭД»

к Находкинской таможни

об оспаривании решения.

УСТАНОВИЛ:

Дальневосточный транспортный прокурор (далее – Прокурор) в интересах Открытого акционерного общества «Статут-ВЭД» (далее по тексту – Заявитель, Общество, Декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее по тексту – Таможня, Таможенный орган) от 18.04.2009 от отказе в принятии таможенной декларации № 10714040/180409/00, выраженного в записи на описи документов к ГТД № 10714040/180409/00.

  Решением от 13.08.2009 суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объёме

Не согласившись с принятым судебным актом, Находкинская таможня подала апелляционную жалобу, в обоснование которой указала, что одним из условий ввоза товаров на таможенную территорию РФ является соблюдение запретов и ограничений, не носящих экономического характера, вводимых исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Кроме того, Таможенный орган сослался на постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации» и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, согласно которому товар, классифицируемый в товарной позиции 840721, подлежит обязательной сертификации. В нарушение данных требований к таможенной декларации Обществом не были приложены сертификаты соответствия либо письма (разъяснения) Ростехрегулирования России либо организаций, уполномоченных Ростехрегулированием России.

Представитель Находкинской таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Дальневосточной транспортной прокуроры в интересах ОАО «Статут-ВЭД» в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы Находкинской таможни возразил, просил решение Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ОАО «Статут-ВЭД» явку своего представителя в суд не обеспечило. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела коллегия установила следующее.

Открытое акционерное общество «Статут-ВЭД» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.02.2008 Инспекцией Министерства по налогам и сборам по г. Находке, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1082508000629.

В апреле 2009 в адрес ОАО «Статут-ВЭД» в рамках внешнеторгового контракта № SVJ-01 от 24.03.2008 поступил товар:

- Лодка пластиковая NISSAN 600EX JP-MLIT0198503B с местом для подвесного мотора -1 шт.;

- Лодка пластиковая AKIBOAT JP-MLIT0217435B с местом для подвесного мотора -1шт.;

- Лодка пластиковая YАМАНА F24 JР-MLIT021743B с местом для подвесного мотора -1шт.;

- Лодочный мотор подвесной SUZUKI 85 № DТ85-651391. -1шт.;

- Лодочный мотор подвесной YАМАНА 115 № 115СЕТО-399613. -1шт.

18.04.2009 в целях таможенного оформления товара ОАО «Статут-ВЭД» подало в таможенный пост Морской порт Восточный грузовую таможенную декларацию № 10714040/180409/00.

Инспектором таможенного поста данная ГТД не была принята по причине непредставления ОАО «Статут-ВЭД» сертификата соответствия либо разъяснений уполномоченных органов о необходимости сертификации на товар №№ 4, 5 лодочные моторы подвесные, бывшие в употреблении.

Инспектором был оформлен письменный отказ в принятии ГТД на описи документов к декларации и списаны сборы за таможенное оформление согласно ТПО № ВБ 48798180 в размере 500 руб.

Не согласившись с действиями должностных лиц таможенного органа, общество обратилось в Находкинскую транспортную прокуратуру с жалобой на отказ в принятии таможенной декларации, а также с просьбой провести проверку на предмет законности действий ответчика.

По результатам проведенной проверки Находкинским транспортным прокурором 12.05.2009 в адрес Находкинской таможни было выставлено представление №98т-09 о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона.

16.07.2009 Дальневосточный транспортный прокурор в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ОАО «Статут-ВЭД» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению, а решение суда законным и обоснованным, считает, что суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

  Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) установлено, что подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Статья 18 Федерального закона № 184-ФЗ говорит о том, что целью подтверждения соответствия является, в том числе, удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации  (ст. 20 Федерального закона № 184-ФЗ).

Согласно статье 23 Федерального закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 123 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары подлежат декларированию таможенным органом при перемещении через таможенную границу.

Согласно пункту 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, необходимых для таможенных целей.

Статьей 149 Таможенного кодекса Российской Федерации установлены основания для выпуска товаров, одним из которых является представление в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

Пунктом 1 статьей 29 Федерального закона № 184-ФЗ установлены условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, согласно которым для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Согласно пункту 3 указанной статьи порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 №53 «О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия» утверждены Правила ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствиям, согласно п. 3 которых представление таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям осуществляется для помещения товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза.

Из статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ следует, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

При этом, как следует из этой же статьи, до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона № 184-ФЗ.

Пунктом 3 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013
 утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, согласно которому прогулочные суда и плавсредства, в том числе бытового назначения, подлежат обязательной сертификации.

Из материалов дела следует, что Обществом ввезены лодки пластиковые 3 шт., лодочные моторы 2 шт.

При этом, пунктом 1.4 Положения о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 17.03.1998 № 11 (с изменениями от 22.04.2002), установлено, что объекты обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р определены перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».

В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации № 11 от 17 марта 1998 года Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Обозначения конкретных нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация в Системе ГОСТ Р, содержатся в «Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация», публикуемой Госстандартом России, а также в документах систем сертификации однородной продукции, работ, услуг.

Постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии от 30 июля 2002 года № 64 утверждена Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация.

Согласно вводной части указанной Номенклатуры обязательным условием для включения каждого вида объекта в Номенклатуру являются:

- вхождение данного вида в перечни объектов обязательной сертификации, установленные законодательными актами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- наличие на эти виды объектов нормативных документов соответствующего уровня, содержащих требования безопасности и пригодных для проведения сертификации.

Указанной номенклатурой предусмотрено, что суда прогулочные, лодки гребные, лодки моторные, катера, яхты и каноэ должны соответствовать ГОСТ 19356-79, ГОСТ 19105-79 (подтверждаемые требования определяющего нормативного документа пп. 1.3.2 и 1.3.6, пп. 2.13 соответственно).

Согласно ГОСТ 19105-79 все прогулочные суда подлежат обязательной сертификации независимо от статуса изготовителя, пунктом 2.1 указанного ГОСТ установлено, что суда должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

ГОСТ 19356-79 содержит указание на то, что этот ГОСТ распространяется на гребные и моторные прогулочные суда по ГОСТ 19105-79 и устанавливает методы испытаний при их постановке на производство и при сертификации.

Указание в ГОСТах на их применение при изготовлении и постановке на производство, свидетельствует, по мнению коллегии, на применение указанных ГОСТов только в отношении вновь изготовленной продукции и их требования не могут быть применены в отношении продукции, бывшей в эксплуатации.

Из приведенных выше норм права следует, что если в отношении определенного вида продукции существуют требования к её качеству, изложенные в техническом регламенте, стандартах, сводах правил, указанная продукция включена в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, то при ввозе такой продукции на территорию Российской Федерации необходимо подтверждение её соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводах правил в форме обязательной сертификации, и, соответственно, представление сертификата соответствия. Однако если такие правила не включены в нормативную базу подтверждения соответствия (государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг), то подтверждение соответствия в форме обязательной сертификации проведено быть не может, в силу чего лицо, ввозящее такую продукцию, не обязано представлять сертификат соответствия.

Указанный вывод коллегии подтверждается также ответом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.03.2009 № 130-31/721, направленном в адрес ОАО «Статут-ВЭД», из которого прямо следует, что на продукцию, бывшую в употреблении, отсутствуют нормативные документы, определяющие их основные характеристики и требования безопасности и они не являются объектом обязательной сертификации  в системе сертификации ГОСТ Р и представления сертификата соответствия не требуется.

Как следует из материалов дела и не оспаривается таможней, ввезённые Обществом лодочные моторы являются бывшими в употреблении, что было заявлено в ГТД и подтверждается товаросопроводительными документами, заключением Торгово-промышленной палаты РФ (л.д. 10), которые были представлены таможне. Кроме того, письмом от 14.04.2009 за исх. № 1-101/3-328 Всеросийский научно-исследовательский институт сертификации (ОАО «ВНИИС») разъяснил Таможенному органу, что спорный товар не является объектом обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р, и представление сертификата соответствия не требуется.

По изложенному следует, что, поскольку нормативные документы соответствующего уровня, содержащие требования безопасности и пригодные для проведения сертификации в отношении продукции бывшей в употреблении ( в рассматриваемом случае – лодочные моторы) отсутствуют, в отношении бывших в употреблении товаров подтверждение соответствия не требуется, то предоставление сертификата соответствия на спорный товар не является обязательным условием для осуществления таможней его выпуска в свободное обращение.

Подтверждение того факта, что лодочные моторы являются бывшими в употреблении, было изначально предоставлено таможенному органу вместе с ГТД №10714040/180409/00.

По изложенному, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что действия таможенного органа по выставлению требования о предоставлении сертификата соответствия либо разъяснений, выданных организацией, уполномоченной Ростехрегулированием (ВНИИС) о том, что данный товар не подлежит обязательной сертификации, не соответствуют таможенному законодательству.

Довод Таможни со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации» и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации (письмо ФТС России № 01-11/7403 от 20.02.2009 «О списке товаров, подлежащих обязательной сертификации» о классификации спорного товара в товарной позиции 840721 коллегия отклоняет, поскольку наличие или отсутствие такой оговорки как «кроме бывшей в употреблении», правового значения не имеет.

Так, указанные оговорки не изменяют того обстоятельства, что  нормативные документы соответствующего уровня, содержащие требования безопасности и пригодные для проведения сертификации в отношении продукции бывшей в употреблении (в рассматриваемом случае – лодочные моторы) отсутствуют.

Во-вторых, в силу того, что указанные письма являются актами разъяснительного характера и не могут устанавливать нормы права (правила поведения). Такой вывод суда первой инстанции, по мнению коллегии, является правильным в силу следующего.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

  Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2009 по делу № А51-10889/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

О.Ю. Еремеева

Судьи:

Г.А. Симонова

Е.Л. Сидорович