Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007
тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023
e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А51-16669/2009
27 января 2010 года
Резолютивная часть постановления оглашена 26 января 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от ИФНС России по Советскому району г.Владивостока: представитель ФИО1 по доверенности от 15.10.2009 года сроком действия 1 год, удостоверение № 648475 сроком действия до 31.12.2014 года; представитель ФИО2 по доверенности от 15.10.2009 года сроком действия 1 год, удостоверение № 648454 сроком действия до 31.12.2014 года; представитель ФИО3 по доверенности от 11.08.2009 года сроком действия 1 год, паспорт;
от Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю: представитель ФИО4 по доверенности № 05-14/5 от 11.01.2010 года сроком действия 1 год, паспорт,
от ИП ФИО5: предприниматель в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, ИФНС России по Советскому району г.Владивостока,
апелляционные производства № 05АП-6769/2009, № 05АП-6657/2009,
на решение от 20 ноября 2009 года
судьи О.М. Слепченко
по делу № А51-16669/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП ФИО5
к ИФНС России по Советскому району г.Владивостока, Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО5 (далее «Предприниматель», «Заявитель», «Налогоплательщик», ИП ФИО5) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока (далее - «Налоговый орган», «Инспекция», ИФНС по Советскому району г. Владивостока) от 09.06.2009 № 646 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», от 09.06.2009 № 12476 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - «УФНС России по Приморскому краю», «Управление») от 29.07.2009 № 10-02-11/453/19084.
Решением от 20 ноября 2009 года суд удовлетворил заявленные Предпринимателем требования.
Не согласившись с вынесенным судом решением, Управление, Инспекция обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционных жалобах стороны указали, что представленные Заявителем в материалы дела ГТД, включенные в книги покупок за соответствующий спорный период, подтверждают ввоз товаров, но не принятие их к учету.
Управление, как и Инспекция, считают, что вывод суда о том, что непредставление Предпринимателем книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций не привело к невозможности исчислить НДС, противоречащим установленному порядку применения налоговых вычетов по НДС.
Ссылаясь на Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.08.2002 № 86, Управление, Инспекция указывают, что принятие товара на учет, как приобретенного на территории РФ, так и ввезенного на нее, Предприниматель должен подтвердить книгой учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Руководствуясь данными доводами, Управление, Инспекция просят отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, представители Налогового органа, УФНС России по Приморскому краю поддержали в судебном заседании.
От Заявителя в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционные жалобы, из содержания которого следует, что он с доводами Управления, Инспекции не согласен.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Предприниматель в судебное заседание не явился, своего представителя в судебное заседание не направил. Принимая во внимание неявку стороны, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в ее отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
13.02.2009 Предприниматель подал в Налоговый орган налоговую декларацию по НДС за четвертый квартал 2008 года. Согласно данной декларации налоговая база для исчисления и уплаты НДС составила – 204.323 рубля, сумма НДС по реализации товаров – 36.778 рублей, общая сумма НДС, подлежащая вычету, - 201396 рублей, сумма НДС, исчисленная к уменьшению в бюджет, - 164.618 рублей.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2008 года, о чем составлен акт от 30.04.2009 № 8182.
В ходе проверки Инспекцией было установлено, что в нарушение статей 171, 172 Налогового кодекса РФ Предпринимателем были неправомерно заявлены налоговые вычеты по НДС в сумме 194.364 рубля, поскольку не были представлены истребованные Налоговым органом документы, подтверждающие наличие контракта с инопартнером, полную уплату НДС при ввозе товаров, получение и принятие на учет товара, как ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации, так и приобретенного на территории Российской Федерации. В связи с данными обстоятельствами Инспекция посчитала, что Предпринимателем неправомерно предъявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 164.618 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации с учетом письменных возражений налогоплательщика, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией были вынесены следующие решения: от 09.06.2009 № 646 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», которым Заявителю было отказано в возмещении НДС за четвертый квартал 2008 года в сумме 164.618 рублей; от 09.06.2009 № 12476 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым Предприниматель был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 5.949,20 рублей, Налогоплательщику был доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 29.746 рублей и начислены пени за его неуплату в размере 1.381,19 рублей.
Предприниматель обратился с апелляционной жалобой на вышеуказанные решения Инспекции в УФНС России по Приморскому краю, которое своим решением от 29.07.2009 № 10-02-11/453/19084 оставило решение Инспекции от 09.06.2009 № 12476 без изменения, апелляционную жалобу Заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными решениями Инспекции, решением Управления, Предприниматель обратился с заявлением о признании их недействительными в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, отзыве на них, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 указанной статьи НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления в отношении, в том числе, товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, товаров, приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Статьей 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п.1, 2 ст. 169 НК РФ).
Из изложенного выше следует, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), соответствующих требованиям пунктов 5, 6 ст. 169 НК РФ, после принятия на учет данных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов и при условии уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Из материалов дела коллегией установлено, что оспариваемым решением Налоговый орган отказал Предпринимателю в применении налоговых вычетов по НДС, уплаченных им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и уплаченных при приобретении Заявителем товаров на территории РФ.
Так из материалов дела следует, что при таможенном оформлении ввезенного товара Налогоплательщик произвел его декларирование по грузовым таможенным декларациям №№ 10702030/221008/0061177, 10702030/171108/0067095, 10702030/171108/0067098, 10702030/251108/0069137, 10702030/161208/0074181. Таможенная стоимость заявлена Предпринимателем с применением шестого (резервного) метода определения таможенной оценки.
Указанные ГТД, представленные Заявителем, как правильно указал суд первой инстанции, подтверждают ввоз товаров на территорию Российской Федерации, оформлены в установленном порядке, имеют отметку таможенного органа «Выпуск разрешен», сумма НДС выделена отдельно. Таможенные декларации в установленном порядке включены Заявителем в книгу покупок за спорный период.
Коллегия установила, что в материалах дела имеется подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов от 24.02.2009.
Кроме того, из материалов дела следует, что Налоговым органом было направлено письмо от 12.03.2009 № 11-18/005465 во Владивостокскую таможню, из ответа которой следует, что Предпринимателем полностью уплачены спорные таможенные платежи.
Рассмотрев вышеперечисленные документы, коллегия соглашается с выводом суда о том, что они подтверждают факт оплаты Заявителем в бюджет сумм таможенных платежей, в том числе налога на добавленную стоимость в размере 194.364 рубля.
В соответствии со ст. 149 Таможенного кодекса РФ выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии, если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги. Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, доказательством фактического зачисления в бюджет налога на добавленную стоимость, уплаченного Предпринимателем в составе таможенных платежей, являются ГТД с отметкой «Выпуск разрешен», в которых сумма налога на добавленную стоимость выделена отдельно.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия считает, что материалами дела находит подтверждение факт оплаты Заявителем налога на добавленную стоимость в размере 194.364 рубля при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Факт оплаты данной суммы Инспекция, Управление в своих апелляционных жалобах не оспаривают.
Из материалов дела коллегией установлено, что при подаче налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2008 года Предпринимателем были также заявлены налоговые вычеты в размере 7032 рублей по налогу на добавленную стоимость, уплаченному при приобретении товаров на территории Российской Федерации.
Коллегией установлено, что ООО «Монерон» выставило Предпринимателю счета-фактуры от 19.11.2008 № Z-1372/2, от 19.11.2008 № Z-1372/1, от 31.10.2008 № Z-1360/1, от 26.11.2008 № Z-1377/3, от 17.12.2008 № Z-1392/2 с указанием суммы НДС в размере 7.032 руб.
Рассмотрев данные счета-фактуры, коллегия установила, что они соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ; данное обстоятельство Налоговый орган, Управление не оспаривают, как не оспаривают и факт представления Предпринимателем в Инспекцию всех документов, необходимых для применения Заявителем налогового вычета по НДС, за исключением документов, подтверждающих факт постановки Заявителем приобретенных и ввезенных на территорию РФ по вышеуказанным ГТД товаров на учет.
Как следует из материалов дела, апелляционных жалоб, доводы Инспекции, Управления фактически сводятся к тому, что Предприниматель не представил документы, подтверждающие постановку приобретенных им и ввезенных на территорию РФ товаров на учет. Данным документом, по мнению Налогового органа, Управления является Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, Книга покупок, представленная Предпринимателем, по мнению Инспекции, Управления, таким документом не является.
Рассмотрев материалы дела, коллегия считает данный вывод Инспекции, Управления необоснованным и находит, что Заявитель представил в материалы дела документы, свидетельствующие о постановке на учет приобретенных и ввезенных им на территорию РФ товаров.
Как следует из материалов дела, Предпринимателем при проведении камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации по НДС за спорный период в подтверждение факта принятия на учет товаров в Налоговый орган были представлены копии грузовых таможенных деклараций с отметками «Выпуск разрешен» и копия книги покупок за проверяемый период.
Рассмотрев данные документы, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что они подтверждают совершение Предпринимателем хозяйственных операций, связанных с приобретением товаров и ввозом их на таможенную территорию Российской Федерации и служат основанием для принятия их на учет Заявителя.
В соответствии с пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.
В соответствии с п. 4 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее – Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей), утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430, учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Однако в соответствии с п.2 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок ведения покупателями и продавцами товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав - плательщиками налога на добавленную стоимость журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, а также оформления дополнительных листов книги покупок и дополнительных листов книги продаж установлены «Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее – Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость).
В соответствии с пунктами 7, 8 данных Правил покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость.
Из изложенного выше следует, что для индивидуальных предпринимателей не существует отдельных правил ведения бухгалтерского учета: для целей исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц существует Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, в которой предприниматель отражает полученные доходы и произведенные расходы, для целей исчисления и уплаты НДС, применения налоговых вычетов по НДС существует журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книг продаж.
Руководствуясь изложенным, коллегия приходит к выводу о том, что пока нет единого порядка ведениях бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей, нужно исходить из того, для какого налога необходимо отразить в учете хозяйственную операцию, и руководствоваться теми правилами, которые установлены применительно к каждому налогу. Следовательно, поскольку для целей исчисления НДС применяется книга покупок, именно ее необходимо рассматривать как доказательство принятия на учет приобретенных и ввезенных на территорию Российской Федерации Предпринимателем товаров.
В силу изложенного выше коллегия отклоняет довод Управления, Инспекции о том, что документом, подтверждающим факт принятия на учет приобретенных Заявителем товаров, является Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.
Руководствуясь изложенным выше, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении Предпринимателем в четвертом квартале 2008 года всех предусмотренных статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ условий предоставления налогоплательщику права на налоговый вычет налога на добавленную стоимость в сумме 194.364 рубля, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и в сумме 7.032 рублей по счетам-фактурам, выставленным ООО «Монерон».
Следовательно, Предприниматель правомерно отнес на налоговые вычеты НДС в сумме 201.396 рублей, в результате чего правомерно предъявил к возмещению из бюджета НДС в размере 164.618 рублей.
Руководствуясь изложенным выше, коллегия признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что решения ИФНС России по Советскому району г.Владивостока от 09.06.2009 № 646, от 09.06.2009 № 12476, решение УФНС России по Приморскому краю от 29.07.2009 № 10-02-11/453/19084 являются недействительными, как не соответствующие Налоговому кодексу РФ и нарушающие права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а требования ИП ФИО5 - подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20 ноября 2009 года по делу № А51-16669/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
Т.А. Солохина
Судьи:
З.Д. Бац
О.Ю. Еремеева