ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-7131/20 от 07.12.2020 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                              Дело

№ А59-145/2020

14 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой,

судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола: до перерыва: секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой, после перерыва: секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко,

рассмотрев в открытом в судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-7131/2020

на решение от 25.09.2020

судьи Е.М. Александровской

по делу № А59-145/2020 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полюс Девелопмент» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными отказов по государственному кадастровому учету (снятию с кадастрового учета) объектов недвижимости:

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16461835/2 от 24 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16524070/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16526656/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16525871/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16525584/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-165252296/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16525103/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового № КУВД - 001/2019-16523818/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16526885/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16527272/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16527540/2 от 24 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16527892/2 от 24 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16528205/2 от 24 марта 2020 года,

и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем снятия с кадастрового учета фактически отсутствующих объектов недвижимости,

при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Полюс Девелопмент» (далее - заявитель, общество, ООО «Полюс Девелопмент») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее - Управление, Росреестр) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными отказов по государственному кадастровому учету (снятию с кадастрового учета) объектов недвижимости:

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16461835/2 от 24 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16524070/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16526656/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16525871/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16525584/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-165252296/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16525103/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового № КУВД - 001/2019-16523818/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16526885/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16527272/2 от 25 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16527540/2 от 24 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16527892/2 от 24 марта 2020 года;

- уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16528205/2 от 24 марта 2020 года.

В качестве способа восстановления нарушенных прав общество просило обязать Росреестр снять с кадастрового учета фактически отсутствующие объекты недвижимости.

Определением арбитражного суда от 08.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г.Южно-Сахалинска.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 25.09.2020 заявленные обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Сахалинской области обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.09.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей правовой позиции Управление указывает на то, что общество, обращаясь с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимого имущества, представило акт обследования, не соответствующий нормативным требованиям. По мнению апеллянта, в случае отсутствия в составе приложения к акту обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, необходимо в таком случае включить в раздел «Заключение кадастрового инженера» описание причин неиспользования таких документов. Также ссылается на допущенные судом процессуальные нарушения, ввиду того, что обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Полагает, что оспаривание решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в суд возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания  лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Через канцелярию суда от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие  представителя, которое судом удовлетворено.  

В канцелярию суда от ООО «Полюс Девелопмент» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.

          Суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 АПК РФ, определил объявить перерыв в судебном заседании до 07.12.2020 до 14 часов 40 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

          07.12.2020 после окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Лица, участвующие в деле, после перерыва не явились, что в силу части 5 статьи 163 АПК РФ не препятствовало продолжению судебного заседания.

Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объекте недвижимости от 19.06.2020 №КУВИ-002/2020-4034657, земельный участок с кадастровым номером 65:01:0401005:75, с видом разрешенного использования — под арматурный цех, расположенный по адресу: г. Южно — Сахалинск, ул. Ленина, 480, принадлежит на праве собственности ООО «Полюс Девелопмент» с 16.05.2014, номер государственной регистрации права — 65-65-01/008/2014-711.

05.12.2019 при проверке земельного участка на предмет возможности передачи его в залог специалистами Дальневосточного Банка ПАО Сбербанк обнаружено, что согласно выписке из ЕГРН, в пределах земельного участка с кадастровым номером 65:01:0401005:75 значатся объекты недвижимости: Очистные сооружения, 1978 года постройки, площадью 97,3 кв.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:107; Насосная, 1980 года постройки, площадью 7,3 кв.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:108; Бытовое помещение, 1969 года постройки, площадью 152,2 кв.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:109; Склад соляра, 1969 года постройки, площадью 54,9 кв.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:110; Битумоварочный завод, 1969 года постройки, площадью 475,6 кв.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:111; Трансформаторная подстанция, 1973 года постройки, площадью 5-8,4 кв.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:112; Деревообрабатывающая мастерская, 1970 года постройки, площадью 552,7 кв.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:114; Канализационно-насосная станция, 1980 года постройки, площадью 83,5 кв.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:115; Склад, 1970 года постройки, площадью 32,2 кв.м., кадастровым номером 65:01:0401005:118, Скважина № 19-365, 1985 года постройки, глубина 60 м., кадастровым номером: 65:01:0401005:122; Скважина № 6331, 1966 года постройки, глубина 70м., кадастровым номером: 65:01:0401005:123; Склад ГСМ, 1989 года постройки, объем 150 куб.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:124; Сеть водоснабжения, 1980 года постройки, длина 1518 м., кадастровым номером: 65:01:0401005:125 (далее – спорные объекты).

Данные объекты являются ранее учтенными, на публичной кадастровой карте не отображаются, чьих либо прав на эти объекты не зарегистрировано, фактически их не существует.

С целью снятия указанных объектов с кадастрового учета 18.12.2019 кадастровым инженером ФИО1, которая является членом СРО «Ассоциация ОКИС» и имеет реестровый номер 6916, подготовлены акты обследования, в соответствии с которыми вышеназванные объекты на земельном участке кадастровым номером 65:01:0401005:75 отсутствуют.

19 и 20 декабря 2019 года ООО «Полюс Девелопмент» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее по тексту Управление Росреестра по Сахалинской области) с заявлениями о снятии отсутствующих объектов недвижимости с кадастрового учета.

Управлением приняты решения о приостановлении государственного кадастрового учета, а в дальнейшем об отказе государственного кадастрового учета в отношении объектов недвижимости:

1. Очистные сооружения, 1978 года постройки, площадью 97,3 кв.м., с кадастровым номером: 65:01:0401005:107. Причина приостановления: не представлен документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости. - уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД -001/2019-16461835/1 от 24.12.2019; - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16461835/2 от 24.03.2020.

2. Насосная, 1980 года постройки, площадью 7,3 кв.м., с кадастровым номером: 65:01:0401005:108. Причина приостановления: не представлен правоустанавливающий или право-удостоверяющий документ на объект недвижимости, акт обследования не содержит документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. - уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД -001/2019-16524070/1 от 25.12.2019. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16524070/2 от 25.03.2020.

3.Бытовое помещение, 1969 года постройки, площадью 152,2 кв.м., с кадастровым номером: 65:01:0401005:109. Причина приостановления: не представлен документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости. - уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД -001/2019-16526656/1 от 25.12.2019 - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-116526656/2 от 25.03.2020.

4. Склад соляра, 1969 года постройки, площадью 54,9 кв.м., с кадастровым номером: 65:01:0401005:110. Причина приостановления: не представлен правоустанавливающий или право-удостоверяющий документ на объект недвижимости, акт обследования не содержит документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. - уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД -001/2019-16525871/1 от 2512.2019. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16525871/2 от 25.03.2020.

5. Битумоварочный завод, 1969 года постройки, площадью 475,6 кв.м., с кадастровым номером: 65:01:0401005:111. Причина приостановления: не представлен правоустанавливающий или право-удостоверяющий документ на объект недвижимости, акт обследования не содержит документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД -001/2019-16525584/1 от 25.12.2019. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16525584/2 от 25.03.2020.

6. Трансформаторная подстанция, 1973 года постройки, площадью 58,4 кв.м., с кадастровым номером: 65:01:0401005:112. Причина приостановления: не представлен правоустанавливающий или право-удостоверяющий документ на объект недвижимости, акт обследования не содержит документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД -001/2019-165252296/1 от 25.12.2019. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-165252296/2 от 25.03.2020.

7. Деревообрабатывающая мастерская, 1970 года постройки, площадью 552,7 кв.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:114; Причина приостановления: не представлен правоустанавливающий или право-удостоверяющий документ на объект недвижимости, акт обследования не содержит документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости; уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета№КУВД-001/2019-16525103/1 от 25.12.2020. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16525103/2 от 25.03.2020.

8. Канализационно-насосная станция, 1980 года постройки, площадью 83,5 кв.м., кадастровым номером: 65:01:0401005:115. Причина приостановления: не представлен правоустанавливающий или право-удостоверящий документ на объект недвижимости, акт обследования не содержит документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. - уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД -001/2019-16523818/1 от 25.12.2019. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16523818/2 от 25.03.2020.

9. Склад, 1970 года постройки, площадью 32,2 кв.м., кадастровым номером:65:01:0401005:118. Причина приостановления: не представлен правоустанавливающий или право-удостоверяющий документ на объект недвижимости. - уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД -001/2019-16526885/1 от 25.12.2019. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16526885/2 от 25.03.2020.

10. Скважина № 19-365, 1985 года постройки, глубина 60 м., с кадастровым номером: 65:01:0401005:122. Причина приостановления: не представлен правоустанавливающий или право-удостоверяющий документ на объект недвижимости; - уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД -001/2019-16527272/1 от 25.12.2019. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16527272/2 от 25.03.2020.

11. Скважина № 6331, 1966 года постройки, глубина 70м., с кадастровым номером: 65:01:0401005:123. Причина приостановления: не представлен документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости. - уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД -001/2019-16527540/1 от 24.12.2019. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16527540/2 от 24.03.2020.

12. Склад ГСМ, 1989 года постройки, объем 150 куб.м., с кадастровым номером: 65:01:0401005:124. Причина приостановления: не представлен документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, акт обследования не содержит документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16527892/1 от 25 декабря 2019 года. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16527892/2 от 24.03.2020.

13. Сеть водоснабжения, 1980 года постройки, длина 1518 м., с кадастровым номером: 65:01:0401005:125. Причина приостановления: не представлен документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, акт обследования не содержит документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16528205/1 от 25 декабря 2019 года. - уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД - 001/2019-16528205/2 от 24.03.2020.

Полагая, что указанные решения Управления об отказе государственного кадастрового учета (с учетом уточненных требований в  порядке статьи 49 АПК РФ) не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое судом удовлетворено.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия полагает судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственному кадастровому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ, Закон о недвижимости).

В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных сведений об объектах недвижимости.

В силу пункта 7 части 4 статьи 8 Закона о недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

Как указано в части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пунктом 2 части 5 статьи 14 Закона о недвижимости предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.

В статье 21 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета предоставляются документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу части 1 статьи 26 Закона о недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о недвижимости).

Как усматривается из материалов дела, общество обратилось в Управление с заявлениями о снятии с кадастрового учета спорных объектов недвижимости, являющихся ранее учтенными объектами, сведения о которых внесены в ЕГРП.

В свою очередь материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что общество не является правообладателем спорных объектов недвижимости (сведения о зарегистрированных правах на данные объекты отсутствуют в ЕГРН). Документы, подтверждающие права на спорные объекты, обществом ни при обращении в Управление, ни в материалы настоящего дела также не предоставлены.

При таких условиях, коллегия приходит к выводу о том, что заявитель в силу положений Закона № 218-ФЗ не является лицом, управомоченным на снятие с кадастрового учета спорных объектов.

Выводы суда об отсутствии спора о праве не могут быть признаны обоснованными, поскольку сам по себе факт отсутствия зарегистрированных в ЕГРН прав в отношении спорных объектов не свидетельствует об отсутствии правопритязаний иных лиц на данные объекты.

Кроме того, оценивая доводы Управления о несоответствии акта обследования нормативным требованиям, коллегия отмечает следующее.

Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Статьей 23 Закона № 218-ФЗ, и принятым в соответствии с данной статьей Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке», установлено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.

Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке (Требования) утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015  № 861 (далее - Приказ № 861).

Согласно положениям пункта 3 Требований акт обследования подготавливается кадастровым инженером на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, которые (документы) включаются в состав приложения к акту.

В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке «Заключение кадастрового инженера» должна быть приведена причина их неиспользования.

Между тем, в рассматриваемом случае в нарушение вышеприведенных положений Требований представленные обществом в Управление акты обследования от 18.12.2019 не содержали сведений ни о документах, подтверждающих прекращение существования объектов недвижимого имущества, ни о причинах неиспользования таких документов. 

Вышеуказанные обстоятельства в совокупности позволяют сделать вывод о правомерном приостановлении Управлением кадастрового учета по заявлениям общества и последующем отказе в снятии с кадастрового учета спорных объектов недвижимости.

Следовательно, основания для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции отсутствовали.

Доводы Управления о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора, принимая во внимание предмет заявленных требований с учетом уточнений, отклоняются коллегией суда, как необоснованные, поскольку положения Закона № 218-ФЗ не предусматривают обязательный досудебный порядок обжалования решений Росреестра об отказе в государственном кадастровом учете.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку оспариваемые отказы являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы общества, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования в силу части 3 статьи 201 АПК РФ не подлежат  удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

При установленных обстоятельствах, оспариваемое решение на основании части 2 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене.

          Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционную жалобу коллегий суда не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 25.09.2020 по делу № А59-145/2020 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

О.Ю. Еремеева

С.В. Понуровская