ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-7327/10 от 09.02.2011 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001

тел.: (4232) 210-901, факс (4232) 210-998

e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-14530/2010

16 февраля 2011 года

Резолютивная часть постановления оглашена 09 февраля 2011 года .

Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2011 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Н.В. Алферовой

судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е. В. Жариковой

при участии:

от ООО "Горнолыжный курорт "Грибановка": представитель ФИО1, доверенность от 11.03.2009 сроком на один год, паспорт;

от Управления лесным хозяйством Приморского края: представитель ФИО2, доверенность № 03 от 11.01.2011 сроком до 31.12.2011, паспорт;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Горнолыжный курорт "Грибановка"

апелляционное производство № 05АП-7327/2010

на решение от 26.10.2010

по делу № А51-14530/2010 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению ООО "Горнолыжный курорт "Грибановка"

к Управлению лесным хозяйством Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным предписания № 03-08-04/2010 от 16.06.2010.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Горнолыжный курорт «Грибановка» (далее по тексту - «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания № 03-08-04/2010 от 16.06.2010, вынесенного Управлением лесным хозяйством Приморского края (далее - «ответчик», «Управление») об устранении нарушений лесного законодательства.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением, ООО "Горнолыжный курорт "Грибановка" обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 26.10.2010 отменить. Общество считает, что сделанный судом вывод о нарушении обществом п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах не соответствует обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Управления в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы общества возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение Арбитражного суда Приморского края от 26.10. 2010 отмене или изменению не подлежит.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

25.06.2009 между обществом с ограниченной ответственностью «Горнолыжный курорт «Грибановка» и Управлением лесным хозяйством Приморского края заключен договор аренды лесного участка с целью осуществления рекреационной деятельности в квартале 59 выдела 13 Анисимовского участкового лесничества Артемовского лесничества (в настоящее время - Владивостокское лесничество) верховья ручья Березовая Падь. Указанным договором предусмотрена обязанность арендатора по обеспечению пожарной безопасности в лесах в соответствии с проектом освоения лесов.

Управлением 08-09 апреля 2010 года проведена проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью «Горнолыжный курорт «Грибановка», в результате которой установлены нарушения требований лесного законодательства, а именно: п. 5 и п.13 п.п. «в» Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, р. 9 «Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов», приложение к приказу Минсельхоза России от 22.12.2008 № 549, в связи с чем обществу выдано предписание № 02-08-04/2010 от 12.04.2010 об устранении нарушений лесного законодательства.

Управлением в период с 15 по 16 июня 2010 на основании Приказа начальника Управления лесным хозяйством Приморского края от 01.06.2010 № 668 «О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства» с целью выполнения соблюдения ранее выданного предписания и фактического устранения установленных нарушений обязательных требований лесного законодательства проведена проверка деятельности ООО "Горнолыжный курорт "Грибановка", в результате которой установлено, что обществом не устранено нарушение пункта 2 предписания, в соответствии с которым лесной арендованный участок, в квартале 59 выдела 13 Анисимовского участкового лесничества Владивостокского лесничества, прилегающей к канатно-буксировочной дороге надлежит очистить от буреломной и сухостойной древесины по всей протяженности к КБД (канатно-буксировочной дороге); проверяющими установлено, что предписание выполнено обществом не в полном объеме, сухостойные деревья не свалены и раскряжеваны до 1 метра, не раскряжевана буреломная древесина и не приземлена для дальнейшего перегнивания.

Посчитав, что вышеуказанные нарушения лесного законодательства создают угрозу для возникновения лесного пожара, по результатам проведенной проверки составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 03-08-04/2010 от 16.06.2010.

С целью устранения нарушений требований лесного законодательства Управлением в отношении общества 16.06.2010 дано новое предписание № 03-08-04/2010.

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Меры по обеспечению пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с требованиями лесного законодательства.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 51 ЛК РФ).

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила), представляют собой единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 3 данных Правил указаны меры по обеспечению пожарной безопасности в лесах.

Пункт 5 Правил устанавливает, что указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящих Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Согласно статьям 12, 25, 72, 89 Лесного кодекса РФ и заключению экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов по лесному участку Анисимовского участкового лесничества Владивостокского лесничества, утвержденного Управлением лесным хозяйством Приморского края № 280 от 10.03.2010, арендуемый земельный участок расположен в эксплуатационных лесах (100% от общей площади лесного участка). Участок расположен на лесных землях (7га, 90%) и нелесных землях (0,8 га, 10%). Покрытые лесом земли занимают 6,8 га (87% от площади участка), не покрытые лесом – 0,2га (50% от площади лесного участка), не лесные земли (0,1 га) занимают 3% от площади участка. Общий запас насаждений на лесном участке – 1496 кбм. Средний запас на 1 га покрытых лесом земель – 220 кбм.

Вся территория арендуемого земельного участка относится к четвертому (7,8 га) классу пожарной опасности, что следует из пункта 5 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов». Территория арендуемого лесного участка отнесена к зоне наземной охраны лесов от пожаров.

Суд первой инстанции верно указал, что проектом освоения лесов предусмотрены мероприятия по противопожарному обустройству лесов, а также указана потребность арендатора в противопожарном оборудовании, снаряжении и инвентаре.

Как вытекает из норм лесного законодательства невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Согласно договору аренды № 14/41 от 25.06.2009 ООО «Горнолыжный курорт «Грибановка» является арендатором земельного участка площадью 7,8 га и, осуществляя рекреационную деятельность во Владивостокском лесничестве, не выполнило в полном объеме обязательства, предусмотренные условиями названного договора.

Как верно указал суд первой инстанции в таблице 32 проекта освоения лесов «Характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов» в п. 7 предусмотрено устройство минерализированных полос (использование существующей просеки протяженностью 300 м, шириной 17,98 метров, площадью 0,5394 га), уход за ними, устройство противопожарных барьеров.

Стандартом отрасли «Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализированные полосы. Критерии качества и оценка состояния» (ОСТ 56-103-98), утвержденным Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24.02.1998 № 38, определен порядок приемки работ по созданию минерализированных полос, противопожарных разрывов на предмет их соответствия предъявляемым требованиям и качеству проведенных работ. Под противопожарным разрывом понимается специально созданный противопожарный барьер в виде просеки шириной 10-20 метров, как правило, с дорогой по нему или естественные безлесные территории, водные пространства в лесах. Уменьшение ширины противопожарного разрыва от проектной не допускается.

К показателям, определяющими качество вновь созданных противопожарных разрывов и после их ухода относятся уменьшение их длины (от проектной), наличиена разрыве горючих материалов (древесного хлама, мусора, порубочных остатков и пожароопасного хвойного подроста), возможность проезда транспортных средств. Для минерализации почвы основными показателями являются полнота минерализации и степень заделки грунтом.

Согласно с п.п. 6.1. и6.1.1. ОСТ 56-103-98 внутрихозяйственная приемка производится не позднее 10 дней после проведенных работ и регистрации в отчетных документах. Результаты приемки оформляются актом, в котором должны быть отражены: соблюдение ППБ и требования настоящего стандарта, качество проведенных работ с установлением достигнутой категории качества (Вк, Уд), соответствие вновь созданных противопожарных объектов по количеству, размерам и конструкции, намеченным в рабочем проекте противопожарным мероприятиям по лесничеству (или лесхозу).

Как следует из показаний Управления на момент проверки и при составлении акта проверки от Общества не поступали требования об инструментальном измерении объема оставленной сухостойной, аварийной или ветровальной (погибшей) древесины.

Суд первой инстанции верно пришел к выводу, что из содержания проекта освоения лесов следует, что именно арендатор должен принять все необходимые меры по недопущению и ликвидации пожарной ситуации на территории арендуемого лесного участка.

Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что оснований для невыполнения установленных правил у общества не имеется, поскольку требования по проведению мероприятий, указанных в обжалуемом предписании, предъявлены в пределах арендованного обществом лесного участка, в квартале 59 выдел 13 Анисимовского участкового лесничества Владивостокского лесничества, кроме того, создание противопожарных барьеров (очистка от древесного хлама, сухих листьев, хвои и травы), служащих препятствием для распространения огня, предусмотрено проектом освоения лесов.

Апелляционная инстанция отклоняет довод общества о том, что выполнение противопожарных мероприятий рекомендуется в течение одного года со времени утверждения проекта, то есть мероприятия должны быть исполнены до марта 2011 года. В проекте освоения лесов указано, что арендатор обязан обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и других требований по пожарному надзору.

Указание в проекте освоения лесов на проведение противопожарных мероприятий в течение одного года носит рекомендательный характер, кроме того выполнение противопожарных мероприятий рекомендовано в течении года, а не по истечении его.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.10.2010 по делу № А51-14530/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Н.В. Алферова

Судьи:

Г.А. Симонова

З.Д. Бац