Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А59-2124/2021 |
15 декабря 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2021 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон» - «Олень»,
апелляционное производство № 05АП-7724/2021
на решение от 13.10.2021
по делу № А59-2124/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон» – «Олень» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным ответа на обращение №ОГ-3.28-79/21 от 07.04.2021,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
Территориально-соседская община коренного малочисленного народа эвенки «Орон» – «Олень» (далее – заявитель, община, ТСОКМНЭ «Орон»- «Олень») обратилась в суд с заявлением к агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее – агентство) о признании незаконным ответа на обращение № ОГ-3.28-79/21 от 07.04.2021, возложении обязанности установить запрет в охотничьих угодьях заявителя, на предоставление в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119- ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гражданам земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, в следующих кварталах №№1, 2, 3, 9, 20, 28, 35, 42, 43, 44, 51, 52, 64, 77, 76, 90, 91, 63, 75, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137, 138, 139, 151, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194, 210, 211, 212, 213, 222, 223, 224, 239, 240, 252 и внести эту информацию в Федеральную информационную систему ФМС «На Дальний Восток».
Решением суда от 13.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя судебный акт, ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» просит его отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы заявитель приводит довод о том, что решение суда противоречит Постановлению Президиума ВАС РФ от 05.10.2010 №4502/10, согласно которому отказ по формальным основаниям не обеспечивает должной защиты прав истца.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
17 марта 2020 года между ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» и Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области заключено охотхозяйственное соглашение № 17, по которому охотопользователь обеспечивает проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среду их обитания, создание охотничьей инфраструктуры, а министерство обязуется предоставить а аренду на срок, равный сроку действия соглашения лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
19.03.2021 года община обратилась в Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области с предложением закрыть часть территорий своих охотоугодий, составляющих 28% от всей площади для предоставления гражданам земельных участков на основании положений федерального закона от 01.05.2019 года № 119-ФЗ закона от 01.05.2019 года в следующих кварталах №№1, 2, 3, 9, 20, 28, 35, 42, 43, 44, 51, 52, 64, 77, 76, 90, 91, 63, 75, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137, 138, 139, 151, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194, 210, 211, 212, 213, 222, 223, 224, 239, 240, 252, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и внести соответствующую информацию в федеральную информационную систему «На Дальний Восток» (далее – ФИС «На Дальний Восток»).
Обращение община обосновала тем, что предоставление земельных участков гражданам в указанных кварталах нарушит планы общины, в том числе, по строительству вольера (кораля) и сделает невозможным разведение северных оленей на указанном участке охотоугодий, который является наиболее пригодным для этих целей. Кроме того, указанный участок является наиболее ценным в хозяйственном отношении для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера (далее - КМНС) и, следовательно, влияет и на сохранение традиционного образа жизни и сохранение культуры представителей коренных малочисленных народов.
Рассмотрев обращение общины, Агентство направило письмо (исходящий № ОГ-3.28-79/21) об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления общины.
В обоснование Агентство указало, что перечень мест, на которых не допускается предоставление земельного участка, является закрытым в соответствии с положениями федерального закона № 119-ФЗ и расширительному толкованию не подлежит. При этом перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации не тождественен понятию территория традиционного природопользования (земли природоохранного значения), утвержденным в установленном законом порядке.
Кроме того, Агентство указала, что образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (статья 8 закона № 49-ФЗ).
Полагая, что отказ Агентства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общины, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Поскольку судом было установлено, что спор возник между Агентством и общиной, как между сторонами охотхозяйственного соглашения, он был рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» установлено, что малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимых для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном Федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 119-ФЗ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории, в том числе вышеназванного субъекта Российской Федерации (Сахалинская область), может быть предоставлен лицу, указанному в статье 1 этого закона, однократно в безвозмездное пользование.
Законами субъектов Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, могут быть определены территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 3).
Высшее должностное лицо соответствующего субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) вносит проект указанного в части 3 настоящей статьи закона субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 3.1).
Законом Сахалинской области от 26.01.2018 № 1-ЗО «Об определении территорий Сахалинской области, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование» (далее — Закон № 1-ЗО) определены территории Сахалинской области, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности расположенные на территории Сахалинской области, входящие в состав Дальневосточного Федерального округа, в кварталах №№1, 2,3, 9, 20, 28, 35, 42, 43, 44, 51, 52, 64, 77, 76, 90, 91, 63, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137, 138, 139, 151, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194, 210, 211, 212, 213, 222, 223, 224, 239, 240, 252, в отношении которых заявитель обратился в Агентство, не входят в границы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые в соответствии с Законом № 1-ЗО не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование.
Агентство не является органом, к полномочиям которого относится вопрос законодательной инициативы в порядке пункта 3.1 статьей 2 Федерального закона № 119-ФЗ по определению территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.
Кроме того, не предоставляются в безвозмездное пользование земельные участки, расположенные в границах определенных территорий, в частности в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (пункт 19 статьи 7 Закона № 119-ФЗ).
Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» определено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.
Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации образуются для ведения малочисленными народами на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни.
Традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации признаются исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (статья 1 Федерального закона № 49-ФЗ).
Территории традиционного природопользования, согласно ст. 10 Федерального закона № 49-ФЗ, включают в себя:
- поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
- участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
- объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.
Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 ст. 11 Федерального закона № 49-ФЗ).
Спорная территория в особо охраняемую природную территорию с утверждением границ территорий не образована.
Образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (статья 8 закона № 49-ФЗ).
Агентство не является органом, к полномочиям которого относится вопрос образования особо охраняемой природной территории, о чем было сообщено заявителю в оспариваемом отказе.
При этом Федеральный закон № 49-ФЗ не содержит исключений относительно возможности реализации предоставленных малочисленным народам прав и установленных способов использования ими объектов животного и растительного мира на землях лесного фонда.
Вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с частью 2 статьи 97 Земельного кодекса РФ не допускается создание территорий традиционного природопользования (земли природоохранного значения) в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, на землях особо охраняемых территорий, коллегия признает ошибочным.
Возможность формирования территорий традиционного природопользования на землях различных категорий, в том числе на землях лесного фонда, предусмотрена пунктом 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем ошибочные выводы суда первой инстанции в указанной части не привели к принятию незаконного судебного акта, поскольку вопрос, поставленный заявителем перед агентством, не регулируется охотохозяйственным соглашением и не относится к компетенции агентства, полномочия которого установлены Положением 3565 от 08.12.2020.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом установленных судом обстоятельств, заявленные ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» требования удовлетворению не подлежат применительно к части 3 статьи 201 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.10.2021 по делу №А59-2124/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей государственной пошлины, ошибочно уплаченной за подачу апелляционной жалобы территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон» – «Олень» по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Южно-Сахалинское отделение 8567/122 от 06.11.2021
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий | О.Ю. Еремеева |
Судьи | А.В. Гончарова С.В. Понуровская |