Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-2944/2015 |
01 декабря 2015 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2015 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «ОЛЬГЕРД»,
апелляционное производство № 05АП-8656/2015
на решение от 06.08.2015
судьи А.А. Николаева
по заявлению закрытого акционерного общества «ОЛЬГЕРД» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.05.2005)
к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.10.2002)
о признании незаконным решения,
при участии:
от ЗАО «ОЛЬГЕРД»: представитель ФИО1 по доверенности от 05.05.2015 № 53/05-К сроком до 31.12.2015, паспорт;
от Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства»: не явились, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «ОЛЬГЕРД» (далее - ЗАО «ОЛЬГЕРД», Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ «Дальуправтодор», Учреждение) об отказе в выдаче на основании заявлений за №№ 474/12/01, 474/12/02, 474/12/03, 474/12/04, 474/12/05, 474/12/06, 474/12/07, 474/12/08 разрешений на перевозку крупногабаритных тяжеловесных грузов по маршруту: <...>. а/д М60км «Уссури» - 751 км а/д М60 «Уссури» (транспортная развязка на б. «Лазурная») - разворот на транспортной развязке на б. «Лазурная» - 751км. а/д М60 «Уссури» - 732 км а/д М60 «Уссури» - 2-0 км съезда № 1 а/д «Подъезд к аэропорту г. Владивосток» - 1-0 км а/д «Подъезд к аэропорту г. Владивосток» - 730 км а/д М60 «Уссури» - 708 км а/д М60 «Уссури»- 16-0 км а/д «обход п. Раздольное» - 691 км а/д М60 «Уссури» - 675 км а/д М60 «Уссури» - 0-10 км обход г. Уссурийска - 664 км а/д М60 «Уссури» - 12 км а/д М60 «Уссури» - <...> (площадка для выгрузки за пределами проезжей части) и обратно по маршруту до 731-749 км а/д М60 «Уссури» - <...>, на срок с 23.01.2015 по 22.04.2015г., выраженное в письме Учреждения от 12.01.2015 № 15/01-01.
Решением арбитражного суда от 06.08.2015 в удовлетворении заявленных требований в указанной формулировке отказано, в связи с чем ЗАО «ОЛЬГЕРД» обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что им указаны в заявлениях сведения о габаритах груза а не контейнера, заявления содержат все необходимые сведения о технических характеристиках транспортного средства и груза для осуществления перевозок крупногабаритных грузов в контейнере ИСО. Ссылается на то, что в заявлении Обществом сделано математическое округление, что привело к увеличению высоты транспортного средства на 5 мм, что не является нарушением и не может служить основанием для отказа в выдаче специальных разрешений. В дополнениях к апелляционной жалобе Общество указало, что им поданы заявления с определёнными номерами, а также прилагает копии данных заявлений.
ФГУ «Дальуправтодор» представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому оспариваемый отказ является законным и обоснованным ввиду наличия в поданных Обществом документах сведений, не соответствующих техническим характеристикам транспортного средства и груза. От Учреждения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В связи с отпуском судьи А.В. Гончаровой на основании определения от 23.11.2015 года произведена замена судьи А.В. Гончаровой на судью О.Ю. Еремееву, рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании на основании статей 163, 184, 185 АПК РФ объявлен перерыв до 10 часов 20 минут 26.11.2015. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2014 № 99 «О процессуальных сроках» путём размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при том же секретаре судебного заседания, участием представителя заявителя.
Представитель ЗАО «ОЛЬГЕРД» пояснил суду, что в заявлении, поданном им в суд первой инстанции, допущена опечатка в указании номеров заявлений о выдаче разрешений на движение по автомобильным дорогам, которая воспроизведена в резолютивной части решения суда первой инстанции. В действительности заявителем обжалован отказ управления в выдаче специальных разрешений по заявлениям, имеющим номера 474/12, 474-1/12, 474-2/12, 474-3/12, 474-4/12, 474-5/12, 474-6/12, 474-7/12. Заявление с номером 474/12/08 обществом в управление не подавалось, и требование о признании незаконным отказа по нему заявлено в суд первой инстанции в результате технической ошибки.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
26.12.2014 в ФГУ «Дальуправтодор» поступили 8 заявлений ЗАО «ОЛЬГЕРД» (исх. № 474-12, 474-1/12, 474-2/12, 474-3/12, 474-4/12, 474-5/12, 474-6/12, 474-7/12 от 24.12.2014), зарегистрированные под единым входящим № 1947(8), о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на межрегиональные перевозки по маршруту <...>. а/д М60км «Уссури» - 751 км а/д М60 «Уссури» (транспортная развязка на б. «Лазурная») - разворот на транспортной развязке на б. «Лазурная» - 751км. а/д М60 «Уссури» - 732 км а/д М60 «Уссури» - 2-0 км съезда № 1 а/д «Подъезд к аэропорту г. Владивосток» - 1-0 км а/д «Подъезд к аэропорту г. Владивосток» - 730 км а/д М60 «Уссури» - 708 км а/д М60 «Уссури»- 16-0 км а/д «обход п. Раздольное» - 691 км а/д М60 «Уссури» - 675 км а/д М60 «Уссури» - 0-10 км Обход г. Уссурийска - 664 км а/д М60 «Уссури» - 12 км а/д М60 «Уссури» - <...> (площадка для выгрузки за пределами проезжей части) и обратно по маршруту до 731-749 км а/д М60 «Уссури» - <...>.
Рассмотрев вышеуказанные заявления, ФГУ «Дальуправтодор» в лице филиала в г. Владивосток приняло решение об отказе в выдаче специального разрешения, обосновав его несоответствием сведений, предоставленных в заявлениях и документах, техническим характеристикам транспортного средства и груза, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 40 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 258 от 24.07.2012 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (далее – Порядок).
Решение об отказе в выдаче Обществу специального разрешения оформлено письмом № И-15/01-01 от 12.01.2015 (л.д.34).
Посчитав, что данным решением нарушены права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения Учреждения незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции усматривает основания для изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом за заявителя по делу возлагается обязанность доказать нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган – доказать законность своих действий (актов).
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Закона он определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещено осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Законом.
Согласно части 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 или 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 стать 31 Закона № 257-ФЗ).
Пунктом 6 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» предусмотрено, что заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, согласно образцу приложения № 2 к настоящему Порядку подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы.
Пунктом 8 Порядка установлено, что в заявлении указывается: наименование уполномоченного органа; наименование и организационно-правовая форма - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество с указанием статуса индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей; идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН или ОГРНИП) - для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; адрес (местонахождение) юридического лица; фамилия, имя, отчество руководителя; телефон; фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей; банковские реквизиты (наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, банковский индивидуальный код (далее - р/с, к/с, БИК)).
В заявлении также указываются: исходящий номер и дата заявления, наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, маршрут движения (пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов), вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), срок перевозки, количество поездок, характеристику груза (наименование, габариты, масса, делимость), сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), минимальный радиус поворота с грузом, необходимость автомобиля сопровождения (прикрытия), предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда).
В соответствии с пунктом 9 Порядка к заявлению прилагаются:
1) копия документов транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
2) схема транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза согласно приложению № 3 к настоящему Порядку. На схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса;
3) сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
Пунктом 17 Порядка установлено, что уполномоченный орган в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления:
1) устанавливает путь следования по заявленному маршруту;
2) определяет владельцев автомобильных дорог по пути следования заявленного маршрута;
3) направляет в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, часть маршрута, заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в которой указываются: наименование органа, направившего заявку, исходящий номер и дата заявки, вид перевозки; маршрут движения (участок маршрута); наименование и адрес владельца транспортного средства; государственный регистрационный знак транспортного средства; предполагаемый срок и количество поездок; характеристика груза (наименование, габариты, масса); параметры транспортного средства (автопоезда) (расстояние между осями, нагрузки на оси, количество осей, масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, габариты транспортного средства (автопоезда)); необходимость автомобиля прикрытия (сопровождения), предполагаемая скорость движения, подпись должностного лица (в случае направления заявки на бумажном носителе).
Пунктом 18 Порядка определено, что заявка, указанная в подпункте 3 пункта 17 Порядка, регистрируется владельцем автомобильной дороги в течение одного рабочего дня с даты ее поступления, в том числе в ведомственных информационных системах или единой системе межведомственного электронного взаимодействия при использовании таких систем.
Согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проводится владельцами автомобильных дорог в течение четырех рабочих дней с даты поступления от уполномоченного органа заявки, указанной в подпункте 3 пункта 17 Порядка.
В соответствии с требованием пункта 60 Приказа Минтранса России от 28.03.2013 № 107 «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2013 № 28654 (далее - Административный регламент) основанием для начала административной процедуры является регистрация заявления в журнале регистрации заявлений должностным лицом, ответственным за прием заявлений, и направления заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на рассмотрение должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 58 Административного регламента должностное лицо, ответственное за прием заявлений, в течение одного рабочего дня принимает одно из следующих решений:
- возвращает заявление и уведомляет заявителя о принятом решении;
- принимает заявление к регистрации и уведомляет заявителя о принятом решении.
Пунктом 61 Административного регламента установлено, что должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при рассмотрении представленных заявителем документов в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет:
1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту;
2) соответствие сведений, указанных в заявлении и документах, необходимых для предоставления государственной услуги, на соответствие техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
3) наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок) и информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
4) соблюдение требований к перевозке делимого груза.
Согласно пункту 13 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: выдача специального разрешения; отказ в выдаче специального разрешения.
Пунктом 40 Порядка установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в выдаче специального разрешения; одним из таких оснований в соответствии с подпунктом 2 пункта 40 Порядка является несоответствие сведений, предоставленных в заявлении и документах, техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Аналогичный перечень исчерпывающих оснований для отказа в предоставлении государственной услуги приведен в пункте 25 Административного регламента.
Как следует из письма от 12.01.2015 № И-15/01-01, которым формализовано оспариваемое Обществом решение Учреждения, основанием для его принятия послужил факт несоответствия представленных в заявлении и документах сведений техническим характеристикам транспортных средств и грузов.
Из текста заявлений усматривается, что во всех заявлениях Обществом указаны идентичные грузы: наименование груза - продукты питания в контейнере стандарта ISO 40 НС PW, габариты груза – длина 12.192 м, ширина – 2.591 м, высота – 2.895 м, масса груза – 26.650 т.
Приказом Федерального дорожного агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.05.2009 № 181-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53350-2009 (ИСО 668:1995) «Контейнеры грузовые серии 1» (далее - Стандарт). Данный стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 668:1995 «Контейнеры грузовые серии 1. Классификация, размеры и масса» путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введение к настоящему стандарту, и изменения его структуры.
Стандарт устанавливает классификацию грузовых контейнеров серии 1, основанную на наружных размерах, максимальной массе брутто, минимальных внутренних размерах и минимальных размерах проемов для контейнеров различных типов.
Из раздела 4 «Классификация и конструктивные параметры» следует, что контейнеры различных типов имеют различную длину и высоту, однако, в указанном разделе отдельно отмечено, что все контейнеры имеют постоянную ширину 2438 мм (8 футов).
Из таблицы 1 раздела 4 Стандарта усматривается, что по показателю длины в размере 12.192 м спорные контейнеры могут быть отнесены к типам 1AAA; 1AA; 1A; 1AX и в зависимости от конкретного типа могут иметь высоту 2896 мм (тип 1AAA), 2591 мм (тип 1AA), 2438 мм (тип 1А), 2438 мм (тип 1 АХ).
При этом таблицей 2 раздела 4 Стандарта предусмотрены разрешённые допуски (допустимые отклонения) по наружным размерам контейнеров, в частности, по высоте допуск составляет 0-5 мм.
Аналогичные сведения о технических характеристиках контейнеров приведены в разделе 5 ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99) «Контейнеры грузовые. Термины и определения», утверждённого и введённого в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.01.2004 № 18-ст.
Из вышеизложенных нормативов в совокупности с обстоятельствами рассматриваемого дела коллегия приходит к выводу, что фактически Обществом заявлены к перевозке грузы в виде продуктов питания в контейнерах, соответствующих типу 1ААА по длине (12,192 м) и высоте (2.895 м с учётом допуска 0-5 мм).
В соответствии с ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99) «Контейнеры грузовые. Термины и определения» контейнеры, изготовленные по стандартам ИСО, различаются зависимости от своих физических характеристик. В частности, контейнером общего назначения (специальным) является контейнер для перевозки грузов, имеющий конструктивные особенности (или особое назначение) либо с целью облегчения укладки груза и выгрузки иначе, чем через двери в одном торце контейнера, либо для других целей, например вентиляции (пункт 4.2.1.2 ИСО 830-99).
Типы специальных контейнеров общего назначения указаны в пунктах 4.2.1.2.1-4.2.1.2.4 ИСО 830-99.
Согласно пункту 4.2.1.2.4 ИСО 830-99 контейнером на базе платформы является контейнер специального назначения, не имеющий боковых стенок, но имеющий такое же основание, как контейнер-платформа (4.2.1.2.3 ИСО 830-99).
Таким образом, национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99) предусмотрена возможность отсутствия у соответствующих данному стандарту контейнеров боковых стенок, что в рассматриваемом случае свидетельствует о возможности перевозки в таком контейнере груза, выступающего за пределы отсутствующих боковых стенок контейнера.
С учётом изложенного, а также иных материалов дела и пояснений сторон, указание Обществом в заявлениях о выдаче разрешений ширины груза большей, чем ширина самого контейнера, в котором данный груз перевозится (2591 мм при ширине контейнера 2438 мм) само по себе не свидетельствует о несоответствии данных сведений техническим характеристикам конкретного груза.
Приходя к данному выводу, коллегия отмечает, что в рассматриваемом случае груз представляет собой продукты питания в контейнере, то есть при выступлении груза либо его частей за пределы контейнера по высоте или по ширине указанию в заявлении подлежат фактические габариты груза в целом, а не нормативные габариты контейнера, поскольку иной подход не позволил бы достоверно установить параметры и, соответственно, безопасные условия перевозки такого груза.
Таким образом, Учреждением при рассмотрении заявлений Общества ошибочно сопоставлены сведения о ширине груза со сведениями об установленной нормативной ширине контейнеров по стандартам ИСО, что привело к неверному выводу о несоответствии указанных в заявлении и документах к нему сведений о ширине груза его техническим характеристикам.
Выводы суда первой инстанции об обратном судом апелляционной инстанции признаются ошибочными, однако они не привели к принятию неправильного судебного акта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 №36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», в случае несогласия апелляционного суда только с мотивировочнойчастью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочнуючасть.
Отклоняя доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что являющаяся приложением № 3 к Порядку Схема транспортного средства, с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза, не должна содержать указание на габариты транспортного средства, в том числе его высоту (вместе с грузом), коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 9 Порядка на Схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса; в силу пункта 8 сведения о габаритах груза и габаритах транспортного средства подлежат указанию в заявлении на получение специального разрешения.
Таким образом, сведения о высоте груза, высоте транспортного средства и, соответственно, их совокупной высоте не являются обязательными элементами схемы транспортного средства и должны быть указаны только в заявлении на получение специального разрешения.
Вместе с тем, наличие этих данных в пакете документов, поданных для принятия решения о выдаче специального разрешения, в силу пункта 61 Административного регламента налагает на уполномоченный орган обязанность осуществить проверку их соответствия техническим характеристикам груза и транспортного средства.
С учётом изложенного является обоснованным вывод Учреждения о том, что указание в Схеме данных о совокупной высоте транспортного средства с грузом (4300 мм), которые не соответствуют сумме фактической высоты груза (2895 мм) и транспортного средства (1,4 м), свидетельствует о несоответствии этих данных техническим характеристикам транспортного средства и груза.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о возможности округления габаритов (высоты) транспортного средства с грузом получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела судом первой инстанции и оснований для её пересмотра у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом коллегия учитывает и то обстоятельство, что Общество в представленных Схемах указало точную общую высоту груза и транспортного средства в миллиметрах, однако сведений об округлении данного значения в заявлениях и приложенных к ним документах не содержится. Кроме того, по смыслу установленных пунктами 8 и 9 Порядка требований к заявлению и Схеме, они должны содержать не приблизительные (округлённые), а достоверные данные о фактических характеристиках груза и транспортных средств, и данные требования Обществом в рассматриваемой ситуации нарушены.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы вышеуказанные выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
На основании изложенного коллегия находит обоснованными выводы Учреждения о несоответствии сведений, предоставленных Обществом в заявлении и документах, техническим характеристикам транспортного средства и груза, что в силу подпункта 2 пункта 40 Порядка является основанием для отказа в выдаче Обществу специального разрешения.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что статья 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, исходит из обязанности государства обеспечить каждому право на доступ к правосудию. Раскрывая содержание названных конституционных прав, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что в соответствии со статьями 55 (часть 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации они не могут рассматриваться судами как подлежащие ограничению и выступают как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод; государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 418-О).
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Из смысла приведенных норм следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В данном же случае удовлетворение требований общества о признании незаконным отказа управления в выдаче разрешений не приведет к эффективному восстановлению прав общества, поскольку срок действия испрашиваемых разрешений указывался обществом с 21.01.2015 по 22.04.2015, и на момент рассмотрения дела в суде данный срок истек.
Кроме того, заявленные требования не содержат конкретных определенных действий, направленных на восстановление нарушенных прав заявителя.
Кроме того, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.
В резолютивной части решения суда первой инстанции по настоящему делу указано на отказ в удовлетворении требований общества о признании незаконным отказа управления в выдаче на основании, в том числе заявления № 474/12/08, разрешения на перевозку крупногабаритных тяжеловесных грузов на срок с 23.01.2015 по 22.04.2015.
Однако, как пояснил представитель заявителя и установлено судом апелляционной инстанции, отказа по заявлению, имеющему номер 474/12/08, управлением обществу не давалось, и данное заявление указано обществом в заявлении в суд первой инстанции ошибочно.
Данный факт подтверждается и копиями заявлений общества с указанием их номеров, представленными управлением в материалы дела в электронном виде.
Таким образом, судом первой инстанции в резолютивной части решения допущено нарушение требований части 5 статьи 170 АПК РФ в виде указания на отказ в удовлетворении требования, ошибочно заявленного обществом в отношении заявления, отказ по которому обществу управлением не давался, и, соответственно обществом не оспаривался.
В то же время, по существу требования общества рассмотрены судом первой инстанции верно, и в удовлетворении остальной части требований отказано правомерно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.08.2015 по делу № А51-2944/2015 изменить, изложив абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции: «В удовлетворении требований закрытого акционерного общества «ОЛЬГЕРД» отказать».
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Е.Н. Номоконова |
Судьи | Н.Н. Анисимова О.Ю. Еремеева |