ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1015/2016 от 06.04.2016 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1015/2016

08 апреля 2016 года

г. Хабаровск

            Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст  постановления изготовлен апреля 2016 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи                                      ФИО2

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»: ФИО1, представитель, доверенность 01.01.2016 №ДЭК-20-15/313Д;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Нефтяник»

на решение от 05.02.2016

по делу № А73-17290/2015

рассмотренному в порядке упрощенного производства

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Манник С.Д.

по иску публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»

к садоводческому некоммерческому товариществу «Нефтяник»

о  взыскании 46 569 руб. 01 коп.

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ПАО «ДЭК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с садоводческого некоммерческого товарищества «Нефтяник» (ИНН <***> ОГРН <***>, далее - СНТ «Нефтяник») задолженности за потребленную в 2014 году электрическую энергию по договору от 15.11.2012 №5025 в размере 46 569 руб. 01 коп., с учетом произведенного перерасчета (в сторону увеличения) ввиду применения иных тарифов (коэффициента).

Решением от 05.02.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе СНТ «Нефтяник» просит отменить решение суда от 05.02.2016 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судом не принято во внимание, что СНТ «Нефтяник» надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору за 2014 год. Указывает, что ни договор, ни действующее законодательство не предусматривают обязанности потребителя контролировать верность расчетов ПАО «ДЭК», а также ответственность за ненадлежащее её исполнение. Приводит доводы о нарушении прав ответчика в связи с неполучением копии искового заявления и судебных актов.

В отзыве на апелляционную жалобу ПАО «ДЭК» выразило несогласие с доводами жалобы, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ПАО «ДЭК» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Дав по ним пояснения.

СНТ «Нефтяник», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечило.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав представителя ПАО «ДЭК» в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

Установлено, что между ПАО «ДЭК» (гарантирующий поставщик) и СНТ «Нефтяник» (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 15.11.2012 №5025, по условиями которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (сетевая организация) оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).

Согласно пункту 1.2 названной сделки договорный объем потребления электроэнергии (мощности) с помесячной и пообъектной детализацией (детализацией на расчетный период) указан в приложениях № 2.1, 2.2 (приложения к договору).

Порядок учета и определения объема покупки электрической энергии (мощности) за расчетный период согласован сторонами в разделе 4 договора.

Пунктом 4.1 указанного договора предусмотрено, что определение объема потребленной электрической энергии (мощности) осуществляется по приборам учета, указанным в приложении №3, или путем применения расчетных способов в порядке и в случаях, предусмотренных названным договором и Основными положениями.

Раздел 5 договора содержит порядок определения стоимости и цены поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 5.1 договора стоимость фактически потребленной электрической энергии определяется гарантирующим поставщиком как произведение фактического объема потребления электрической энергии и цены (тарифа), установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Установленные на момент заключения данного договора цены (тарифы) могут изменяться в соответствии с решениями (постановлениями) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Изменение цен (тарифов) в период действия договора не требует его переоформления и вводится в действие со дня, указанного в соответствующем нормативном акте (пункт 5.2 договора).

Срок действия договора установлен в пункте 9.1, в соответствии с которым он вступает в силу с 00 час. 00 мин. 01.01.2013 и считается заключенным на неопределенный срок.

Во исполнение условий заключенного договора, в 2014 году гарантирующий поставщик осуществлял поставку электрической энергии на объекты потребителя, согласованные в упомянутом договоре.

При этом ПАО «ДЭК производило начисление за потребленную электрическую энергию с учетом понижающего коэффициента 0,7 по тарифам, установленным в приложении к постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2013 №38/1, а именно:

- 2,43 руб./кВт.ч в первом полугодии 2014 года,

- 2,53 руб./кВт.ч во втором полугодии 2014 года.

Стоимость коммунального ресурса, потребленного в период действия договора - с января по декабрь 2014 года, на основании выставленных гарантирующим поставщиком счетов-фактур своевременно и в полном объеме оплачивались потребителем.

Впоследствии, ПАО «ДЭК» на основании письма Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 02.03.2015 №2-1-13/748 пришло к выводу о неправильном применении установленных тарифов для расчетов энергопотребления СНТ «Нефтяник», посчитав, что необходимо применять тарифы, предусмотренные пунктом 1.1.1 приложения к постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2013 №38/1 в редакции постановления от 27.03.2014 №9/1, без учета понижающего коэффициента, а именно:

- 3,47 руб./кВт.ч в первом полугодии 2014 года,

- 3,613 руб./кВт.ч во втором полугодии 2014 года.

В этой связи гарантирующий поставщик в июне 2015 года произвел перерасчет стоимости отпущенной потребителю за период с января по декабрь 2014 года электроэнергии в соответствии с упомянутыми одноставочными тарифами без учета понижающего коэффициента 0,7, направив в адрес СНТ «Нефтяник» соответствующий пакет документов, а также скорректированные счета-фактуры на дополнительно исчисленную сумму 46 569 руб. 01 коп., предложив уплатить образовавшийся после перерасчета долг.

Неоплата упомянутой суммы со стороны СНТ «Нефтяник» в добровольном порядке послужила основанием для обращения ПАО «ДЭК» в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Учитывая регулируемый характер деятельности в сфере электроэнергетики (статья 23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике») стоимость отпущенной энергии по договору энергоснабжения в силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ оплачивается по тарифам, устанавливаемым уполномоченными на то государственными органами.

Аналогичные положения содержит и раздел 5 договора от 15.11.2012 №5025. При этом при модификации тарифов внесения изменений в договор не требуется (пункт 5.2 договора).

Регулирующим органом по установлению тарифов на территории Хабаровского края, и принятию решений о применении к тарифам на электрическую энергию, поставляемую населению (и приравненных к нему групп) понижающих коэффициентов, а также по осуществлению государственного контроля за применение тарифов хозяйствующими субъектами является Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет по ценам и тарифам).

В силу пункта 1 постановления Комитета по ценам и тарифам от 19.12.2013 №38/1 (устанавливающего тарифы на 2014 год) к тарифу на электрическую энергию установлен понижающий коэффициент 0,7, применяемый для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, и для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками.

Пунктом 2 постановления от 19.12.2013 №38/1 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Хабаровскому краю, с календарной разбивкой согласно приложению к настоящему постановлению.

В пункте 1 Указаний по применению тарифов по постановлению от 19.12.2013 №38/1 определено, что к группе «Население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды.

Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для следующих приравненных к категории «население» потребителей:

- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Учитывая функции организации, СНТ «Нефтяник», относится к указанной группе.

В этой связи, цены и тарифы, использованные ПАО «ДЭК» при определении стоимости коммунального ресурса в 2014 году, определялись на основании пункта 3 приложения к постановлению «Население, проживающее в сельских населенных пунктах» по одноставочному тарифу, а именно:

- 2,43 руб./кВт.ч в первом полугодии 2014 года,

- 2,53 руб./кВт.ч во втором полугодии 2014 года.

Однако указанный порядок применения тарифов (и коэффициентов к ним) является ошибочным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 71 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») (далее - постановления Правительства РФ от 29.12.2011 №1178) в редакции, действовавшей на момент принятия постановления от 19.12.2013 №38/1, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, до 30-го июня 2012 года при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.

В зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, с 01.07.2012 по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

В зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, применяется понижающий коэффициент от 0,7 до 1.

В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, по состоянию на момент вынесения постановления от 19.12.2013 №38/1 применение понижающего коэффициента от 0,7 до 1, согласно пункту 71 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 допускалось только для двух групп населения:

- населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками;

- населения, проживающего в сельских населенных пунктах.

Применение понижающего коэффициента к тарифу на электрическую энергию для других групп населения не предусмотрено.

После вступления в силу постановления Правительства РФ от 25.02.2014 №136 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)», начиная с 07.03.2014, пункт 71 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 изложен в иной редакции:

«При утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1».

К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению №1 к названному документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1)) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

При этом в соответствии с дополнительно включенным в постановление Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 пунктом 71(1), цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей:

- исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов;

- наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного проживания лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда;

- юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.

Из изложенных правовых норм также следует, что применение понижающего коэффициента 0,7 допускается только в отношении:

- населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками;

- населения, проживающего в сельских населенных пунктах.

При этом законодателем установлен исчерпывающий перечень потребителей, приравненных к группе «население», который конкретизирован в пункте 71 (1) постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178. Ко всем другим потребителям, не поименованным в данном пункте, применяются тарифы с коэффициентом равным 1.

Ввиду внесения Правительством РФ вышеперечисленных изменений, Комитетом по ценам и тарифам принято постановление от 27.03.2014 №9/1 «О внесении изменений в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2013 №38/1».

Изменения коснулись исключения из постановления Указаний по применению тарифов (подлежащих использованию в период  с 01.01.2014 по 31.12.2014), в связи чем, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в качестве потребителей, к которым может быть применен понижающий коэффициент 0,7, в нормативном акте не упомянуты.

В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости применения энергоснабжающей организацией в отношении объектов СНТ «Нефтяник» в течение 2014 года тарифа, установленного для группы потребителей, приравненных к «населению» без учета понижающего коэффициента 0,7, а именно:

- 3,47 руб./кВт.ч в первом полугодии 2014 года,

- 3,613 руб./кВт.ч во втором полугодии 2014 года, поскольку основания применять такой коэффициент, с учетом вышеприведенных правовых норм у ПАО «ДЭК», отсутствовали.

Учитывая изложенное, СНТ «Нефтяник» в течение 2014 года неосновательно сберег денежные средства (в отсутствие своей вины) в размере стоимости электрической энергии, с учетом разницы тарифов (примененных коэффициентов), в общей сумме 46 569 руб. 01 коп.

Расчет задолженности судом проверен и ответчиком не оспорен. 

При этом судом учтено, что требования о перерасчете заявлены ПАО «ДЭК» в пределах искового периода.

Довод жалобы о том, что СНТ «Нефтяник» надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору за 2014 год, а также о том, что ни договор, ни действующее законодательство не предусматривают обязанности потребителя контролировать верность расчетов ПАО «ДЭК», а нести ответственность за ненадлежащее её исполнение, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку возможность изменения тарифа предусмотрена пунктом 5.2 договора.

Довод жалобы о нарушении прав ответчика в связи с неполучением копии искового заявления и судебных актов, судом апелляционной инстанции отклоняется в связи со следующим.

В силу части 4 статьи 121 АПК РФ судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц адресом места нахождения СНТ «Нефтяник» является: <...>.  

Определение суда от 09.12.2014 о принятии искового заявления направлялось судом ответчику по указанному адресу, почтовое отправление возвращено в суд органом связи с отметкой «истек срок хранения».

Согласно подпункту 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, в частности несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

В силу правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 1 Постановления от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда от 05.02.2016 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05 февраля 2016 года по делу №А73-17290/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

ФИО2