ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-1176/19 от 10.04.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1176/2019

15 апреля 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен апреля 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Волковой М.О.,

судей                                       Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.,

при участии  в заседании:

от ООО «УК по ЖКХ «Сервис-Центр»: представитель не явился;

от Администрации города Хабаровска: ФИО1, представитель по доверенности от 12.11.2018;;

от третьего лица ФИО2: представитель не явился,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Администрации города Хабаровска

на решение от  07.02.2019

по делу № А73-20331/2018

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьей  Коваленко Н.Л.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «Сервис-Центр»

к  муниципальному образованию городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска

о  взыскании 16 948,97 руб.,

третье лицо: ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Общество  с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по жилищно-коммунальному  хозяйству  «Сервис-Центр» (ОГРН <***>, г. Хабаровск, далее – ООО УК по ЖКХ «Сервис-Центр») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, г. Хабаровск, далее – Администрация) 16 948,97 руб.

Требования мотивированы наличием задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома №12 по Амурскому бульвару  г. Хабаровска за период с 01.11.2015 по 27.07.2017.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2.

Решением от 07.02.2019 иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Администрация считает судебный акт подлежащим отмене, а требование – оставлению без удовлетворения.

В обоснование указано на необходимость возложения обязанности по внесению спорной платы на нанимателя жилого помещения – ФИО2

Кроме того, указано на отсутствие доказательств направления в адрес Администрации платежных документов, в связи с чем у Администрации не возникло расходных обязательств.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО УК по ЖКХ «Сервис-Центр» выразило несогласие с ее доводами, ссылаясь на отсутствие доказательств того, что ФИО2 являлась нанимателем жилого помещения в спорный период.

В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении.

Иные участвующие в деле лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», своих представителей  не направили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснения ответчика, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.

Согласно материалам дела в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №12 по Амурскому бульвару  г. Хабаровска, оформленного протоколом общего собрания собственников от 14.11.2008, между собственниками помещений указанного многоквартирного дома и ООО «УК по ЖКХ «Сервис-Центр» заключен договор управления №А-12 от 17.11.2008.

В соответствии с пунктом 4.6. договора управления срок внесения платежей за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома установлен для собственников нежилых помещений - до 10-го числа месяца, следующего за истекшим.

До истечения срока действия договора (30.09.2013) от собственников помещений многоквартирного дома решения собственников, оформленного в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ протоколом общего собрания, о расторжении действующего договора управления в управляющую организацию не поступало. Соглашение с собственниками о расторжении договора управления в связи с истечением срока его действия между сторонами в письменной форме не оформлялось.

На основании пункта 9.3. договора управления договор №А-12 от 17.11.2008 в октябре 2013 года пролонгирован на следующие 5 лет.

В собственности Городского округа «Город Хабаровск» находится квартира №9 площадью 32,2 кв.м, расположенная в  указанном многоквартирном доме №12 по Амурскому бульвару в г.Хабаровске.

В период  с 01.11.2015 по 27.07.2017 ООО «УК по ЖКХ «Сервис-Центр» оказаны услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, плата за которые не внесена.

Претензия от 18.10.2018, направленная в адрес ответчика, с требованием оплаты задолженности, оставлена без удовлетворения.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения  с  настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, при отсутствии доказательств заключения с гражданами договоров социального найма, исходил из обязанности собственника  помещений нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома.

В  соответствии  со  статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ,  пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

На основании пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое,  электрическое,  санитарно-техническое  и  иное оборудование, за  пределами  или  внутри  квартиры,  обслуживающее  более  одной  квартиры.

В  силу статьи  249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Собственники  помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).

Как установлено материалами дела, квартира №9 площадью 32,2 кв.м, расположенная в  многоквартирном доме №12 по Амурскому бульвару в г.Хабаровске, принадлежат муниципальному образованию «Городской округ «Город Хабаровск».

Принимая во внимание вышеуказанные нормы права,  суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обязанности  ответчика, как собственника помещения, нести расходы за оказанные услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

При рассмотрении настоящего спора судом установлен факт предоставления услуг по обслуживанию многоквартирного дома №12, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии со стандартом раскрытия управляющими организациями информации, утвержденном постановлением Правительства РФ №731 от 23.09.2010, на официальном сайте ООО «УК по ЖКХ «Сервис-Центр» в сети интернет с 2012 года публикуется информация об оказанных управляющей организацией  paботах  и услугах по каждому многоквартирному дому - www.uk27.ru.

Решения собственников помещений о выборе иного способа управления в адрес ООО «УК по ЖКХ «Сервис-Центр» от собственников не поступало.

В подтверждение размера требований истцом представлен расчет задолженности,  с указанием  периода взыскания и тарифа.

Размер платы по договору управления для собственников помещений в месяц составлял:

- в 2015 году - 25,22 руб. за 1 кв.м общей площади помещения (пункт 1 повестки дня голосования собственников, оформленного протоколом общего собрания от 04.07.2011  исключена плата за капитальный ремонт 3,09 руб. за кв.м);

- в 2016 году - 25,22 руб. за 1 кв.м общей площади помещения (пункт 1 повестки дня голосования собственников, оформленного протоколом общего собрания от 04.07.2011; исключена сумма за капитальный ремонт 3,09 руб. за кв.м);

- в 2017 году - 25,22 руб. за 1 кв.м общей площади помещения (пункт 1 повестки дня голосования собственников, оформленного протоколом общего собрания от 04.07.2011; исключена сумма за капитальный ремонт 3,09 руб. за кв.м).

          Задолженность в заявленном размере рассчитана истцом, исходя из площади помещения и тарифов, утвержденных протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома.

Расчет размера задолженности  апелляционным  судом проверен и  признан верным. 

Правильность расчета, в том числе площадь помещения,  и обоснованность применяемых тарифов, ответчиком  не оспорена.

Ссылка в апелляционной жалобе на факт проживания в спорной квартире гр-ки ФИО2,  в связи с чем обязанность по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества должна быть возложена   на  нанимателя, подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.

В силу пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных   фондов   в    установленном    порядке    расходы    на     содержание    жилых   помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (пункт 3 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого   помещения,  а также плату за коммунальные услуги этой управляющей   организации,   за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (пункт 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Наниматель    жилого    помещения по договору найма жилого помещения    жилищного    фонда    социального    использования    вносит плату    за    жилое    помещение    и    коммунальные    услуги    наймодателю такого   жилого   помещения,    если    данным    договором    не   предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные  услуги ресурсоснабжающим организациям (пункт 4.1 указанной  статьи).

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена статьей 154 Жилищного кодекса РФ, включающей в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем);  плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома   и   коммунальные   платежи   непосредственно управляющей организации в случае, если она осуществляет управление жилым домом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений.

Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013                   №15066/12.

С  учетом  изложенных  выше  правовых  норм, обязанность вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи управляющей организации лежит на нанимателях, проживающих в многоквартирном жилом доме по договорам найма.

Между тем, доказательств передачи гражданке ФИО2 по договору социального найма жилого помещения спорной квартиры в материалах дела не имеется (договоры найма не представлены).

В этой связи  обязанность по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества должен нести собственник жилых помещений.

По этим же основаниям подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что самовольное вселение гр-на в отсутствие договора найма на бумажном носителе и пользование квартирой свидетельствует о заключении им договора. Указанный довод основан на неверном толковании норм права.

Довод жалобы об отсутствии доказательств направления платежных документов (счетов)  не может быть принят во внимание, учитывая установленную законом обязанность собственника помещения до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке нести расходы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; по оплате  коммунальных услуг.

Согласно  правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.11.2010 №4910/10, от 12.04.2011 №16646/10,  от 17.04.2012 №15222/11, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества  размер  расходов  управляющей организации и размер платы одного  из  собственников  помещений не совпадают, управляющая компания не  должна  доказывать  размер    фактических  расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.

Доказательств, свидетельствующих о том, что в заявленный период общее имущество содержалось с нарушением положений пунктов 10, 11 Правил №491, устанавливающих требования к содержанию общего имущества, в материалы дела не представлено, равно как и доказательств оказания спорных услуг иным лицом.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При повторном рассмотрении дела, с учетом доводов апелляционной жалобы,  правовых оснований для ее удовлетворения не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

    Решение  Арбитражного суда Хабаровского края от  07.02.2019 по делу № А73-20331/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

   Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

М.О. Волкова

Судьи

В.Г. Дроздова

   И.В. Иноземцев