Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1763/2022
апреля 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен апреля 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от министерства физической культуры и спорта Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 10.02.2022 № 2, срок действия 5 лет (представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
от управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: ФИО2, представитель по доверенности от 30.12.2021, срок действия до 01.01.2023 (представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
отправительства Хабаровского края: ФИО3, представитель по доверенности от 01.10.2021 № 12.3.25-14802, срок действия по 31.12.2024 (представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании, документ о смене фамилии);
от министерства строительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение от 21.02.2022
по делу № А73-15924/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению министерства физической культуры и спорта Хабаровского края
к управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю
третьи лица: правительство Хабаровского края, министерство строительства Хабаровского края
о признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
министерство физической культуры и спора Хабаровского края (далее – министерство спорта) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным представление от 14.07.2021 № 22-14-75/51-4363 управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - управление).
Определением от 24.11.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: правительство Хабаровского края, министерство строительства Хабаровского края (далее - Минстрой края).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным представление управления от 14.07.2021 № 22-14-75/51-4363 в части требований о принятии мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-14, 16 указанного представления. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.02.2022 по делу № А73-15924/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобыссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель министерство спорта против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2022 по делу № А73-15924/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель правительства против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве,просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2022 по делу № А73-15924/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Минстрой края в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
В пункте 1 статьи 266.1 БК РФ перечислены объекты государственного (муниципального) финансового контроля, к которым отнесены в частности главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Управлением на основании приказа от 10.02.2021 проведена плановая выездная проверка в министерстве физической культуры и спорта Хабаровского края по вопросам представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спора».
В ходе проверки было установлено, что в рамках реализации государственной программы министерством спорта Российской Федерации и правительством Хабаровского края были заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования регионального проекта Хабаровского края «Спорт - норма жизни»: соглашение от 07.02.2019 № 777-08-2019-150 (далее - соглашение № 777-Э8-2019-150) на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием; соглашение от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 (далее - соглашение № 777-09-2019-076) в том числе на строительство спортивных объектов.
Согласно пункту 6.1.1. соглашения № 777-08-2019-150 уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим взаимодействие с министерством спорта Российской Федерации, на который со стороны Хабаровского края возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и предоставлению отчетности является министерство физической культуры и спорта Хабаровского края. Такое же условие содержится и в пункте 6.1.1. соглашения № 777-09-2019-076.
По результатам проверки Минспорта края и по итогам контрольных мероприятий по аналогичному вопросу, проведенных в администрациях муниципальных районов Хабаровского края и в подведомственных им учреждениях были установлены нарушения, связанные с использованием средств субсидии на реализацию государственной программы.
По мнению управления, установленные в ходе проведенных в администрациях муниципальных районов Хабаровского края и в подведомственных им учреждениях нарушения, связанные с использованием средств субсидии на реализацию государственной программы допущены в связи с нарушением министерством пункта 6.1.1 соглашений, что выразилось в не обеспечении контроля за использованием средств субсидии. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 28.04.2021.
Министерству спорта по результатам проверки края выдано представление от 14.07.2021, в котором отражены выявленные нарушения.
1. В нарушение пункта 6.1.1. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, а именно, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии по объекту «Строительство теннисных кортов в сельском поселении «Село Троицкое», что выразилось в выполнении подрядчиком функции строительного контроля за качеством выполняемых им же работ и в неправомерной оплате работ за строительный контроль в сумме 110 000,00 руб.
2.В нарушение пункта 6.1.1. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии по объекту «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Вяземский», что выразилось в принятии к оплате первичных документов, содержащих фактически не выполненные объемы работ на общую сумму 9 594 427,38 руб.
3.В нарушение пункта 6.1.1. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии по объекту «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Вяземский», что выразилось в принятии к оплате видов затрат, не соответствующих затратам, определённым сводным сметным расчётом, сумма завышения стоимости фактически применённого материала составила 77 086,26 руб.
4.В нарушение пункта 6.1.1. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, а именно, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии по объекту «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Вяземский», что выразилось в принятии к оплате актов о приёмке выполненных работ, стоимость которых рассчитана с учётом индексов перевода в текущие цены, приводящих к необоснованному завышению стоимости работ на сумму 27 679 956,00 рубля, в том числе НДС 20,0 %.
5.В нарушение пункта 6.1.1 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии по объекту «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Вяземский», что выразилось в принятии к оплате актов о приёмке выполненных работ, стоимость которых рассчитана с учётом индексов перевода в текущие цены, приводящих к необоснованному завышению цены материалов и оборудования по прайс-листам, сумма завышения составила 9 271 644,60 руб., с учетом НДС 20,0 %.
6. В нарушение пункта 6.1.1 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 07.02.2019№ 777-08-2019-150 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии, при реализации на территории муниципального района имени Полины Осипенко мероприятий федерального проекта «Спорт - норма жизни», что выразилось в не выполнении в срок работ по монтажу спортивного оборудования и в оплате первичных документов, содержащих фактически не выполненные объемы работ на общую сумму 43 134,00 руб., в том числе: в сумме 20 504,00 руб. в результате включения в акт выполненных работ налога на добавленную стоимость (поставщик не является плательщиком НДС); в сумме 22 630,00 руб. в результате оплаты стоимости монтажа части фактически не установленного оборудования.
7.В нарушение пункта 6.1.1 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 7.02.2019 № 777-08-2019-150 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии, что выразилось в приемке муниципальным казенным учреждением культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый и методический центр Хабаровского муниципального района Хабаровского края» товара не соответствующего характеристикам предусмотренным контрактом от 25.05.2020 № 6к/20 на общую сумму 439 676,51 руб.
8.В нарушение пунктов 6.1.1, 4.3.3. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, а именно, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии в части достижения значений показателей результативности исполнения мероприятий срока ввода объекта «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Вяземский» в эксплуатацию. При плановом показателе - декабрь 2020, достижение значений результата на момент проверки не достигнут.
9.В нарушение пунктов 6.1.1, 4.3.3. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии в части достижения значений показателей результативности исполнения мероприятий срока ввода объекта строительство теннисных кортов в сельском поселении «Село Троицкое» Нанайского района в эксплуатацию. При плановом показателе - декабрь 2020, достижение значений результата на момент проверки не достигнут.
10.В нарушение пунктов 6.1.1, 4.3.4. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии в части исполнения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, а именно не достигнута 100,00% техническая готовность объекта капитального строительства «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Вяземский» на конец отчетного периода.
11.В нарушение пунктов 6.1.1, 4.3.3. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии в части достижения значений показателей результативности исполнения мероприятий срока ввода объекта «Строительство и реконструкция спортивного комплекса - стадиона на территории сельского поселения «Село Некрасовка» в эксплуатацию. При плановом показателе 25.12.2019, фактическая дата достижения результата - 31.12.2019.
12.В нарушение пункта 6.1.1. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии по объекту «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Вяземский», что выразилось в завышении начальной максимальной цены контракта за счёт завышения объёмов материалов в локальных сметных расчётах главы 2 и главы 6 сводного сметного расчёта, являющегося основанием для определения начальной максимальной цены контракта, на общую сумму 1 987 727,00 рублей, с учетом НДС 20%.
13.В нарушение пунктов 6.1.1. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии по объекту «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Вяземский», что выразилось в завышении начальной максимальной цены контракта в результате завышения в локальных сметных расчетах коэффициентов пересчёта в текущие цены на 1 квартал 2015, на общую сумму 30 687 427,00 руб.
14.В нарушение пункта 6.1.1. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 07.02.2019 № 777-08-2019-150 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии, что выразилось в приемке муниципальным казенным учреждением культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый и методический центр Хабаровского муниципального района Хабаровского края» товара по контракту от 25.05.2020 № 6к/20, при отсутствии документов, подтверждающих качество товара.
15.В нарушение ст. 162 БК РФ, пункта 4.3.7. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-29-2019-076, отчет о достижении значений результата регионального проекта по состоянию на 1 января 2020 года предоставлен министерством физической культуры и спорта Хабаровского края в министерство спорта Российской Федерации с нарушением срока на 7 дней.
16.В нарушение пункта 6.1.1. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-076 министерством физической культуры и спорта Хабаровского края ненадлежащим образом выполнена функция по исполнению (координации исполнения) данного соглашения, не обеспечен контроль за использованием средств субсидии, что выразилось в приемке работ (установка футбольных ворот) по объекту «Спортивная площадка МБОУ СОШ № 1 р. п. Переяславка», не соответствующих условиям контракта от 27.05.2019.
Управление потребовало от министерства спорта принять меры по устранению причин и условий указанных нарушений до 20.09.2021.
Министерство спорта о незаконности представления, обратилось в арбитражный суд, который правомерно заявленные требования удовлетворил частично.
Правовое регулирования предоставления и распределения субсидий в 2019 - 2020 годах осуществлялось на основании правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999) и порядка предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, утвержденного постановлением Правительства края от 24.05.2012 № 169-пр (приложение № 12 к государственной программе Хабаровского края «Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае» (далее - Порядок № 169-пр).
На основании пунктам 4.1.2, 4.1.3 соглашения №777-08-2019-150 к обязанностям министерства спорта Российской Федерации отнесены осуществление контроля за соблюдением получателем субсидии условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных условиями соглашений; осуществление мониторинга достижения значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3, на основании данных отчетности, представленной получателем субсидии.
Согласно пункту 4.3 соглашения № 777-08-2019-150 установлены обязанности министерства спорта, а именно на получателя средств субсидии возложена обязанность обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к данному соглашению.
Приложением № 1 к соглашению № 777-08-2019-150 установлено, что результатами регионального проекта является поставка комплектов спортивного оборудования: до 25.12.2019 – 10 ед., до 25.12.2020 – 5 ед.
Согласно акту проверки по результатам проверки отчетов о достижении результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2020 и 01.01.2020 управлением установлено выполнение всех предусмотренных соглашением № 777-08-2019-150 мероприятий.
Пунктом 4.3.1 соглашения № 777-08-2019-150 к обязанностям министерства спорта отнесено обеспечение выполнения условий предоставления субсидии, установленных в пункте 3.2 соглашения, наличие правового акта Хабаровского края об утверждении перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Перечень мероприятий определен в приложении № 12 к государственной программе Хабаровского края «Развитие физической культуры и спорта в Хабаровского крае».
Наличие в бюджете Хабаровского края бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, подтверждается Законом Хабаровского края от 30.01.2019 № 398 «О внесении изменений в Закона Хабаровского края от 30.01.2019 № 398 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Соответствие соглашения № 777-08-2019-150 положениям пункта 10 правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999.
К полномочиям главного распорядителя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ.
Кроме того, Законом Хабаровского края от 04.12.2019 № 32 предусмотрены расходы на предоставление субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием для муниципального района им. Полины Осипенко в размере 2 842 960 руб.
Согласно заключенным между министерством спортом и администрацией муниципального района им. П. Осипенко соглашением от 17.01.2020 № 08637000-1-2019-003 общий размер субсидии, предоставляемой муниципальному району им. П. Осипенко на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием составляет не более 2 842 960 руб. Показатель результативности установлен "1" (п. 6.1.2, приложение № 1 к соглашению № 08637000-1-2019-003).
Главным распорядителем бюджетных средств министерство спорта в отношении предусмотренных ему бюджетных ассигнований на указанные цели соблюдены адресность (муниципальный район им. П. Осипенко) и целевой характер (оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим) субсидии.
Довод жалобы управления о том, что согласно пункту 6.1.1 соглашения № 777-08-2019-150 уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим взаимодействие с министерством спорта Российской Федерации, на который со стороны Хабаровского края возлагаются функции по исполнению координации исполнения соглашения и предоставлению отчетности является министерство края, отклоняется. Поскольку пункт 6.1.1 соглашения № 777-08-2019-150, нарушение которого вменяется министерству спорту (п. п. 6, 7, 14 представления), не регламентирует порядок его взаимодействия с муниципальными образованиями - получателями федеральных бюджетных средств, а также с подрядчиками (поставщиками, исполнителями), заключившими контракты с указанными муниципальными образованиями в порядке Закона о контрактной системе, то министерство спорта не уполномочено вмешиваться в сферу заключения и исполнения муниципальных контрактов. Заключение с муниципальными образованиями соглашений не порождает полномочия главного распорядителя бюджетных средств по контролю в сфере закупок для муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 77 Закона № 131-ФЗ контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы.
Пунктом 6 частью 1 статьей 3 Федерльного закона от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона о контрактной системе) под муниципальным заказчиком понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с требованиями статьи 22 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта входит в обязанности заказчика.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе, контрольным органом в сфере закупок является федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд. Министерство спорта к таким органам не отнесено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что пунктами 6, 7, 14 представления министерству спорта необоснованно вменено нарушение пункта 6.1.1 соглашения № 777-08-2019-150.
Также обязанности министерства спорта в рамках соглашения № 777-09-2019-076, закреплены в пункте 4.3 указанного соглашения и являются аналогичными обязанностям, установленным соглашением № 777-08-2019-150. Доказательств неисполнения этих обязанностей управлением не представлено.
Доводы жалобы о том, что не обеспечен контроль за исполнением субсидии, а также что представление содержало только требование о принятии мер по устранению причин и условий совершения данного нарушения, отклоняются. Дополнительным соглашением от 19.12.2019 № 777-09-2019-076/2 к соглашению № 1 обязанности субъекта - правительства края, дополнены обязательством по заключению соглашений о предоставлении субсидий из бюджета Хабаровского края местному бюджету согласно п. 1.6.5 дополнительного соглашения.
Уполномоченным органом в сфере градостроительной деятельности, а также организации строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства краевой государственной собственности является Минстрой края (п. п. 1.1, 2.3 положения о министерстве строительства Хабаровского края, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2009 № 126-пр).
Согласно пунктам 3, 9 порядка № 169-пр субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края предоставляются Минстрой краем в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств на текущий финансовый год.
Субсидия по объекту «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном» г. Вяземский» предоставлялась Вяземскому муниципальному району Минстроем края в рамках заключенного соглашения от 11.06.2019 № 08617000-1-2019-005. Субсидия по объекту «Строительство теннисных кортов в сельском поселении «Село Троицкое» Нанайского района» предоставлялась Нанайскому муниципальному району Минстроем края в рамках заключенного соглашения от 08.05.2019 № 08628000-1-2019-005.
Субсидия по объекту «Строительство и реконструкция спортивного комплекса - стадиона на территории сельского поселения «Село Некрасовка» предоставлялась Хабаровскому муниципальному району Минстроем края в рамках заключенного соглашения от 19.06.2019 № 08655000-1-2019-009.
В соответствии с п. п. 4.1.2-4.1.4 указанных соглашений Минстрой края обязано осуществлять контроль за соблюдением условий предоставления субсидии, проверку документов, подтверждающих произведенные расходы, а также осуществлять оценку использования субсидии с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии.
Таким образом, пунктами 1-5, 8-13, 16 представления министерству спорту фактически вменено невыполнение требований по контролю за исполнением муниципальными заказчиками требований Закона о контрактной системе при исполнении муниципальных контрактов, и в части сроков выполнения работ, что выходит за рамки соглашения № 777-09-2019-076.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности представления в части требования об устранении причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-14, 16 представления.
Довод жалоб о том, что министерство спорта как ответственный исполнитель несет ответственность за достижение показателей государственной программы Хабаровского края, отклоняется. Положения указанной программы определяют механизм реализации государственной программы, с определением прав и обязанностей ответственного исполнителя и соисполнителей указанной программы.
Согласно абзацу 18 раздела 5 государственной программы Хабаровского края соисполнители представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий программы.
Кроме того, к обязанностям ответственного исполнителя государственной программы Хабаровского края на министерство спорта не отнесены полномочия по принятию и оплате работ, осуществляемых в рамках муниципальных контрактов.
Также пунктом 4.3.7 соглашения № 777-09-2019-076 предусмотрена обязанность Минстроя края обеспечивать представление в министерство спорта, в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «электронный бюджет» отчет о достижении значения результатов регионального проекта не позднее 15 числа месяца, следующего за годом, в котором была получены субсидия.
По материалам дела установлено нарушение министерством спорта срока представления отчета на семь дней. Поэтому управление правомерно потребовало принять меры по устранению причин и условий нарушения, указанного в пункте 15 представления.
Доводы жалобы со ссылками на судебную практику по иным делам апелляционным судом не принимаются, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2022 по делу № А73-15924/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.А. Швец |