Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2364/2018
14 июня 2018 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен июня 2018 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края
на решение от 23 марта 2018 г.
по делу № А73-17178/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Паниной А.А.,
по иску некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680030, <...>)
к администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 682640, <...>)
о взыскании 4 777 487, 29 руб.
и по встречному иску администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края
к некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае»
о взыскании 4 561 660, 12 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» (далее – региональный оператор) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) о взыскании 3 871 041,33 руб. задолженности за период с 01.09.2014 по 31.12.2015 по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов, квартиры в которых находятся в муниципальной собственности, и неустойки за просрочку оплаты в размере 906 445,96 руб. за период с 10.10.2014 по 30.10.2017 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Во встречном иске администрация просит взыскать с регионального оператора убытки в виде расходов по капитальному ремонту общего имущества при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в размере 3 838 019 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в сумме 723 641,12 руб. за период с 01.11.2015 по 30.11.2017 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 23 марта 2018 г. первоначальный иск регионального оператора удовлетворен частично, с администрации городского поселения взыскан основной долг в сумме 3 871 041,29 руб. и 824 041,77 руб. процентов, всего 4 695 083,06 руб., в остальной части иска отказано.
Встречный иск суд оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация обжалует решение суда только в части отказа в удовлетворении встречного иска. Администрация считает, что при вынесении решения суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, суд необоснованно не принял во внимание, что администрация, фактически выполнила обязанности регионального оператора по проведению капитального ремонта, поскольку потребность в проведении таких работ, вызвана чрезвычайной ситуацией. К полномочиям органа местного самоуправления выполнение администрацией функций регионального оператора и несения расходов, не относятся к полномочиям органа местного самоуправления. Отказ в иске приведет к дополнительным расходам администрации на капитальный ремонт. Считает, что неприменение судом норм права, подлежащих применению (статья 14 Закона № 131-ФЗ, статьи 15, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации), привело к неправильному принятию решения.
В письменном отзыве Некоммерческая организация «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» просит решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Стороны, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
С учетом приведенной процессуальной нормы права, учитывая отсутствие возражений регионального оператора по проверке только части судебного акта, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части - по встречному иску.
Во встречном иске орган местного самоуправления просит взыскать с регионального оператора убытки 3 838 019 руб. за 2014 г. в виде расходов на проведение ответчиком аварийно-восстановительных работ по капитальному ремонту кровли домов, расположенных в г. Амурске по адресам: пр. Октябрьский, 21, 18, пр. Комсомольский, 22., и проценты на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома финансируется за счет обязательных взносов собственников помещений (часть 1 статьи 169, часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. от31.12.2014) проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица,осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и(или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества вмногоквартирном доме, регионального оператора либо по собственнойинициативе (часть 2).
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установленнормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) донаступления года, в течение которого должен быть проведен капитальныйремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии срегиональной программой капитального ремонта, лицо,осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и(или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества вмногоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, еслисобственники помещений в многоквартирном доме формируют фондкапитального ремонта на счете регионального оператора) представляет такимсобственникам предложения о сроке начала капитального ремонта,необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, опорядке и об источниках финансирования капитального ремонта общегоимущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные спроведением такого капитального ремонта (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чемчерез три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4).
Частью 5 указанной нормы установлен перечень мероприятий, которыедолжны быть определены и утверждены решением общего собраниясобственников помещений в многоквартирном доме о проведениикапитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, ккоторым в том числе отнесено определение источников финансированиякапитального ремонта.
В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не принялирешение о проведении капитального ремонта общего имущества в этоммногоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решениео проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональнойпрограммой капитального ремонта и предложениями региональногооператора (часть 6).
Федеральным законом от 28.12.2016 № 498-ФЗ часть 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена положением о том, что в случае возникновения аварии, иныхчрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Хабаровского края от 15 апреля 2017 г. № 143-пр, утвержден Порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 г. № 479-пр (далее - краевая программа), и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора в объеме, определенном пунктом 8 настоящего Порядка.
Собственники помещений не позднее чем через три дня со дня возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера принимают на общем собрании решение в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка и направляют протокол общего собрания собственников помещений региональному оператору (пункт 4).
Решение общего собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при возникновении аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений (пункт 5).
В соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка решением общего собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при возникновении аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) смета расходов на капитальный ремонт; 3) сроки проведения капитального ремонта; 4) источники финансирования капитального ремонта.
В случае если собственники помещений не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка, орган местного самоуправления в течение 14 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, принимает решение о проведении капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме по вопросам, предусмотренным подпунктами 1 - 4 пункта 6 настоящего Порядка, и направляет решение региональному оператору с приложением документов (пункт 7).
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме при возникновении аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера осуществляется за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Хабаровского края от 24 июля 2013 г. № 296 «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края», предназначенных для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора (далее - средства регионального оператора) (пункт 8).
В случае недостаточности средств регионального оператора для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при возникновении аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера собственниками помещений и (или) органами местного самоуправления определяются иные не запрещенные законом источники финансирования проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые указываются в решении о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятом собственниками помещений или органами местного самоуправления, в соответствии с пунктами 6, 7 настоящего Порядка соответственно (пункт 9).
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при возникновении аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера учитывается при ежегодной актуализации краевой программы (пункт 10).
Отказывая в удовлетворении встречного иска о взыскании убытков в виде расходов по капитальному ремонту общего имущества и процентов, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Региональной программой капитального ремонта общегоимущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы,утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от30.12.2013 № 479-пр, ремонт крыши МКД в г. Амурске запланирован по пр.Комсомольскому, 22 на 2018 год, по пр. Октябрьскому, 18 – на 2026 год, попр. Октябрьскому, 21 – на 2032 год.
Капитальный ремонт кровли в спорных домах в связи с чрезвычайной ситуацией на территории г. Амурска в 2014 г. подтвержден материалами дела и региональным оператором не оспаривается.
Между тем, Федеральный закон № 498-ФЗ вступил в силу с 29.12.2016 и не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим правоотношениям.
Расходы на капитальный ремонт понесены администрацией до дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера № 143-пр утвержден постановлением Правительства Хабаровского края только 15.04.2017.
Порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера администрацией не соблюден.
В отношении проведения капитального ремонта спорных МКД отсутствуют решения собственников помещений в этих домах, администрация, являясь одним из долевых собственников, самостоятельно приняла решение о финансировании ремонта.
Согласно решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарно безопасности № 12 от 02.12.2014 «О ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением обильных осадков и усилением ветра до 25 м/с», утв. главой поселения г. Амурск, установлены зоны чрезвычайной ситуации в границах спорных многоквартирных домов, рекомендовано рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств из резервного фонда на оплату работ по очистке от снега и ремонт кровель многоквартирных домов по адресам, в том числе: пр.Комсомольский, 22, пр. Октябрьский, 18, 21.
Представленными в материалы дела выписками из нормативного правового акта о бюджете, бюджетной росписью целевая статья расходов с взносов в Фонд капитального ремонта уменьшена только на 2 400 000 руб., тогда как стоимость ремонтных работ составила 3 838 019 руб.
В соответствии со статьей 11 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 № 296 зачету подлежат средства в размере, равном стоимости этих работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих работ, определенный в соответствии с частью 5 статьи 8 настоящего закона.
В силу часть 5 статьи 8 данного закона размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, устанавливается Правительством края ежегодно до 1 июля на очередной год.
Аналогичные положения содержатся в части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая, помимо указанного также предписывает, что превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В соответствии с положениями статьи 9 закона Хабаровского края от 24.07.2013 № 296 объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование краевой программы (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется в размере не менее 70 процентов и не более 95 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, или прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году.
В первый год реализации краевой программы региональный оператор вправе израсходовать на ее финансирование не более 75 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, планируемых к поступлению региональному
оператору в текущем году в соответствии с краевой программой.
Документов, свидетельствующих о том, что затраченные администрацией на ремонт денежные средства соответствуют предельному размеру стоимости этих работ, материалы дела не содержат, программа капитального ремонта общего имущества на территории Хабаровского края начала действовать только в 2014 году.
Положениями статьи 11 закона Хабаровского края от 24.07.2013 № 296 и части 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность зачета в счет исполнения обязательств в будущем периоде, а не в отношении долга за предыдущий период.
Документально не подтверждено администрацией отсутствие необходимости выполнения работ по капитальному ремонту крыши в сроки, установленные региональной программой.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для осуществления зачета расходов на ремонт, связанный с устранением последствий чрезвычайной ситуации.
Изучив апелляционную жалобу администрации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта первой инстанции и возмещению убытков по правилам статей 15, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для наступления ответственности, установленной правилами статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер причиненных убытков
Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на истце по встречному иску.
Истцом по встречному иску не доказана вся совокупность условий, необходимых для привлечения регионального оператора к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения - одна из задач, отнесенных пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Положения, устанавливающие порядок создания и использования резервного фонда местных администраций, регулируются статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетные ассигнования резервного фонда, созданного в расходной части местного бюджета, по решению местной администрации используются в целях осуществления непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования в соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы администрации о том, что региональный оператор обязан возместить убытки в виде расходов органа местного самоуправления, являющегося одновременно собственником муниципального имущества, на аварийно-восстановительный ремонт шиферной кровли (после стихии).
Принимая во внимание изложенное, учитывая публичную обязанность администрации по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет средств бюджета и недоказанность совокупности условий для взыскания с регионального оператора убытков, коллегия судей не установила оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 марта 2018 г. по делу № А73-17178/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Гричановская |
Судьи | В.Г. Дроздова |
И.В. Иноземцев |