ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2394/2022 от 07.06.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2394/2022

июня 2022 года

г. Хабаровск

    Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года.
    Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                                  Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                 Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от Федерального государственного казённого учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации: Воронкова Е.Н.,  по доверенности от 06.07.2021 № 54;

от администрации г. Комсомольска-на-Амуре: не явились;

от Министерства обороны Российской Федерации: Дю У.В., по доверенности от 10.11.2020 № 207/4/49 д;

от акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»: Котов Е.В.,   по доверенности от 10.02.2022 № ХБ 38-01/2720;

 рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы  Федерального государственного казённого учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации

на решение от  11.04.2022

по делу № А73-553/2022

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Федерального государственного казённого учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

к администрации г. Комсомольска-на-Амуре

о признании незаконным постановления

третьи лица:   Министерство обороны Российской Федерации; акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток»

УСТАНОВИЛ:

Федеральное      государственное      казенное      учреждение      «Дальневосточное территориальное   управление    имущественных    отношений»   Министерства   обороны

Российской Федерации (далее - заявитель, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к администрации г. Комсомольска-на-Амуре (далее - администрация), в соответствии с которым просит признать недействительным постановление от 08.10.2021 № 1749-па «Об установлении публичного сервитута с целью размещения объекта газоснабжения» в части установления публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 27:22:0000000:4796 (площадь части 82,82 кв.м), имеющего местоположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, д. 28, корп. 6 (подпункт 9 пункта 1 постановления).

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России); акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» (далее - АО «Газпром Газораспределение Дальний Восток»).

Решением суда от 11.04.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с судебным актом, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ и Минобороны России обратились в апелляционный суд с жалобами, в обоснование которых приводят доводы о том, что установление сервитута в отношении спорного земельного участка, как изъятого из оборота, невозможно в силу закона. Кроме того, размещение линейного  объекта в границах земельного участка может повлечь за собой невозможность использования объектов военной инфраструктуры по прямому предназначению. Также администрацией не представлено доказательств отсутствия возможности установления сервитута через соседний или иной земельный участок. Просят решение отменить, заявление удовлетворить.

В судебном заседании апелляционного суда представители ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ и Минобороны России на доводах апелляционных жалоб настаивали, просили решение отменить, заявление удовлетворить.

Представитель АО «Газпром Газораспределение Дальний Восток» в заседании суда, а также в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.

Администрация участие в заседании суда не принимала, в представленных возражениях на жалобу выразила несогласие с ее доводами, просила оставить решение суда без изменений.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов  жалоб и возражений на них, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 27:22:0000000:4796, площадью 1 675 427,1 кв.м, вид разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности, расположенный по адресу: Хабаровский край,                  г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, д. 28 корп. 6, находится в собственности Российской Федерации и предоставлен заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается сведениями из ЕГРН.

В пределах указанного земельного участка расположен объект газоснабжения -газопровод, с кадастровым номером 27:22:0000000:989, адрес: Хабаровский край,                     г. Комсомольск-на-Амуре, от улицы Городской до котельной МУП «Теплоцентраль» по улице Пугачева, 84, 2001 года постройки, принадлежащий на праве собственности АО «Газпром Газораспределение Дальний Восток».

24.08.2021 АО «Газпром Газораспределение Дальний Восток» обратилось в администрацию с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении, в том числе, части земельного участка с кадастровым номером 27:22:0000000:4796 в целях размещения (эксплуатации) объекта газоснабжения.

Постановлением от 08.10.2021 № 1749-па в отношении части (82,82 кв.м) земельного участка с кадастровым номером 27:22:0000000:4796 установлен публичный сервитут сроком на 49 лет (подпункт 9 пункта 1 постановления) в целях эксплуатации газопровода, необходимого для обеспечения населения газо, теплоснабжением.

Несогласие с подпунктом 9 пункта 1 указанного постановления явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно положениям статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) сервитут (публичный сервитут) может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). При этом сервитут (публичный сервитут) должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута регулируются главой V.7 (статьи 39.37 - 39.50) ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ установлено, что публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Согласно пункту 4 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решениями органов местного самоуправления в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Подпунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ определено, что с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта.

В силу статьи 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств) и иные сведения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должно быть указано обоснование необходимости установления публичного сервитута.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ в обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

Согласно пункту 3 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.41 ЗК РФ обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ, должно также содержать:

1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса;

2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 настоящего Кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

По материалам дела судом установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 27:22:0000000:4796 расположен объект военной инфраструктуры, используемый в интересах военного округа.

В соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 27 ЗК РФ к изъятым из оборота отнесены, в частности, участки, занятые зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

Таким образом, в силу статьи 27 ЗК РФ земельный участок 27:22:0000000:4796 является изъятым из гражданского оборота.

Между тем, как следует из пункта 7 ходатайства об установлении публичного сервитута от 24.08.2021, поданного АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в администрацию, в качестве обоснования необходимости его установления указано на потребность АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в доступе к объекту газоснабжения - Газопровод, местоположение: Хабаровский край, г. .Комсомольск-на-Амуре, от ул. Городской до котельной МУП «Теплоцентраль» по ул. Пугачева, 84, с кадастровым номером 27:22:0000000:989, необходимого для организации газо-теплоснабжения населения. Реквизиты правоудостоверяющего документа на сооружение, в целях эксплуатации которого устанавливается публичный сервитут: Выписка из ЕГРН от 22.12.2020.

Согласно пункту 11 статьи 23 ЗК РФ деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

В соответствии со статьей 90 ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Согласно статье 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ под охранной зоной объектов системы газоснабжения понимается территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

В силу пункта 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.

Таким образом, принимая во внимание, что установление сервитута, в настоящем случае, необходимо для осуществления эксплуатации газопровода, существующего с 2001 года и находящегося в собственности АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» с целью безопасной, безаварийной и бесперебойной подачи природного газа потребителям, а также учитывая, что публичный сервитут установлен в пределах границ охранной зоны (по 2 метра от оси газопровода) с учетом требований пункта 7 Правил № 878, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый пункт постановления не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Кроме того, заявитель не доказал, что установления сервитута, лишает его возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.

Таким образом, арбитражный суд полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  11.04.2022 по делу                             № А73-553/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

  Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

            Е.А. Швец

Судьи

Е.В. Вертопрахова

             А.П. Тищенко