Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2594/2019
13 июня 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен июня 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от администрации Дальнегорского городского округа Приморского края: представитель не явился;
от управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: ФИО1 представитель по доверенности от 15.04.2019;
от муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г.Дальнегорска, с.Краснореченский Приморского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение от 25.03.2019 по делу № А73-849/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манника С.Д.
по заявлению администрации Дальнегорского городского округа Приморского края
к управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю
третье лицо: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Дальнегорска
о признании недействительным предписания.
УСТАНОВИЛ:
администрация Дальнегорского городского округа Приморского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания от 09.10.2018 № 22-14-85/51-16546 управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - управление).
Определением от 20.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г.Дальнегорска, с.Краснореченский (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.03.2019 заявленные администрацией требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 25.03.2019 по делу № А73-849/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Администрация и учреждение в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учреждение ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
В порядке ст.163 АПК РФ в судебном разбирательстве 04.06.2019 объявлялся перерыв до 11.06.2019.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что подлежит отмене решение суда, выводы которого не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительством Российской Федерации постановлением от 15.02.2014 N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила N 110).
В силу подп. "б" пункта 2 Правил N 110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению N 2.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.03.2017 N 478-р для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года администрации Приморского края из резервного фонда было выделено 155 923,9 тыс. руб., в том числе 133 507,4 тыс. руб. на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах с распределением. Согласно пункту 13 приложения к распоряжению бюджетные ассигнования выделены, в том числе 784 000 руб. на проведение работ в здании школы по ул. Октябрьская, д. 17 с.Краснореченский (л.д.105, 107).
Администрацией Приморского края издано распоряжение от 13.04.2017 N 137-ра "О финансировании расходов за счет средств, выделенных Приморскому краю из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (л.д. 47-54). Департаменту финансов Приморского края надлежало осуществить финансирование департамента гражданской защиты Приморского края, департамента образования и науки Приморского края, департамента здравоохранения Приморского края (далее - главных распорядителей бюджетных средств) в размере 145 333,9 тыс. руб. за счет средств, выделенных Приморскому краю, в том числе 133 507,4 тыс. руб. - на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах. При этом из пункта 2.1 распоряжения и приложения N 1 к распоряжению следует, что включены ассигнования в сумме 784 тыс. руб. на проведение работ в здании школы по ул. Октябрьская, д. 17 г. Дальнегорска с. Краснореченский.
Средства резервного фонда федерального бюджета, направленные согласно распоряжению № 478-р, уведомлением по расчетам между бюджетами от 13.04.2017 № 2, платежным поручением от 21.04.2017 № 56826 были доведены до администрации. Как орган местного самоуправления, получивший денежные средства из федерального бюджета, администрация обязана обеспечить использование средств по их целевому назначению. Суд первой инстанции ошибочно считает, что доведение до администрации средств федерального бюджета не означает, что к последней могут быть применены бюджетные меры принуждения.
Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе распорядители, получатели бюджетных средств. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу пункта 2 статьи 268.1 БК РФ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля представления, предписания.
В соответствии с пунктом 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются, в том числе, финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты).
По согласованию с Федеральным казначейством (письмо от 27.08.2018 N 21-03-03/18149 л.д.101) приказом УФК по Хабаровскому краю от 31.08.2018 N 395 (л.д.103) в отношении администрации Дальнегорского городского округа назначена внеплановая выездная проверка использования средств, источником которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Проведенной проверкой, оформленной актом от 10.09.2018 (л.д.34), УФК по Хабаровскому краю установлено нецелевое расходование средств федерального бюджета, выделенных на проведение работ в здании МОБУ СОШ N 5, расположенного по ул. Октябрьская, д. 17 г. Дальнегорска с.Краснореченский в сумме 395 681,34 руб. За счет средств резервного фонда, выделенных администрации, между МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" г.Дальнегорска (заказчик) и ООО "Алан" (исполнитель) был заключен муниципальный контракт от 18.09.2017 N 29/17 (л.д.65) на выполнение аварийно-спасательных работ по ремонту подвала в здании школы. Виды выполняемых работ были определены в локальном ресурсном сметном расчете, являвшимся приложением к муниципальному контракту (л.д.69). В соответствии с локальным сметным расчетом, в ходе исполнения муниципального контракта, выполнены работы по внутренней отделке помещений подвала: ремонт штукатурки внутренних стен и потолков, грунтовку, известковую окраску внутри помещений, окраску поверхностей труб, прокладку воздуховодов. Оплата указанных работ не предусмотрена пунктом 4 приложения N 2 Правил выделения бюджетных ассигнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110.
В соответствии с пунктом 6 перечня приложения N 2 Правил N 110 (в редакции от 30.09.2015) средства резервного фонда предоставляются для выполнения восстановительных работ на социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением работ, связанных с внутренней отделкой помещений).
Аналогичная норма указана в пункте 4 приложения N 2 Правил N 110 (в редакции от 30.05.2018).
УФК по Хабаровскому краю указало о том, что произведенная оплата работ по внутренней отделке помещений подвала средней общеобразовательной школы N 5 г.Дальнегорска в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств.
По итогам проверки УФК по Хабаровскому краю в адрес администрации Дальнегорского городского округа вынесено предписание от 09.10.2018 N 22-14-85/51-16546 (л.д.31) о принятии мер по устранению нарушения и возмещении в доход федерального бюджета суммы 395 681,34 руб. до 31.12.2018.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
О признании предписания незаконным администрация Дальнегорского городского округа обратилась в арбитражный суд, который удовлетворил требование администрации. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выполнение работ по муниципальному контракту от 18.09.2017 N 29/17 не может быть признано нецелевым, поскольку фактически связано с ремонтом подвала и фундамента в здании школы после затопление всей территории школы 17.09.2016.
Между тем, законодатель в Правилах № 110 конкретно исключил из перечня (приложение 2) работы по внутренней отделке помещения из покрытия расходов проведения неотложных аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации.
В локальном сметном расчете по работам на объекте (л.д.69) и в акте выполненных работ (л.д.72) отражено: ремонт штукатурки внутренних стен, потолков по камню известковым раствором, покрытие поверхностей грунтовкой, известковая окраска водными составами внутри помещения, очистка поверхности щетками, окраска масляными составами, прокладка воздуховодов. В обоснование указаны ТЕР (территориальные единичные расценки ремонтных работ) соответствующие именно этим работам. Вывод суда об ошибочном указании в сметном расчете видов работ и ТЕР не состоятелен, так как ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства не представлены какие-либо документы о проведении иных работ (укрепление фундамента и стен), не связанных с отделкой помещения.
В обосновании своих доводов администрацией не представлено в материалы дела заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по зданиям и сооружениям, имеющим повреждения основных несущих конструкций, относящееся к данному спору.
Ссылки суда первой инстанции на устные пояснения главы Дальнегорского городского округа о повреждении несущих конструкций здания школы, акт обследования объекта, на описание повреждения стен и фундамента подвала по ведомственным строительным нормам "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р), о соответствии выполненных работ перечисленным в пунктах 1, 3, 4, 7, 10 Перечня приложения N 7 ВСН 58-88 (р), не подтверждены никакими доказательствами дела. Как письменно указал глава городского округа, акты обследования, сметы, фото, видеоматериалы, копии заявок с обоснованием потребности в бюджетных ассигнованиях, сопроводительные письма не сохранились (л.д.46).
При изложенных нормативных актах и фактических обстоятельствах дела апелляционный суд считает, что поступившие целевым назначением бюджетные средства 395 681,34 руб. на восстановительные работы по зданию школы верно признаны нецелевым использованием, в нарушение Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 15.02.2014 N 110. Оспоренное предписание УФК по Хабаровскому краю вынесено администрации-получателю целевых бюджетных средств законно.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция признает выводы суда несоответствующими обстоятельствам дела, что является основанием для отмены судебного акта, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.03.2019 по делу № А73-849/2019 отменить.
В удовлетворении заявления администрации Дальнегорского городского округа Приморского края о признании недействительным предписания управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 09.10.2018 № 22-14-85/51-16546 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | А.П. Тищенко |
Е.А. Швец |