ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2627/20 от 30.06.2020 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2627/2020

06 июля 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Комсомольскэнергоремонт»: ФИО1 представитель по доверенности от 25.02.2020, представлен паспорт и копия диплома о высшем юридическом образовании;

от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Комсомольскэнергоремонт»

на решение от  08.05.2020 по делу № А73-1591/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комсомольскэнергоремонт»

к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края

о  признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Комсомольскэнерго-ремонт»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о  признании незаконным отказа, оформленный письмом от 27.12.2019 № 03.1-24-33184, главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - управление) в государственной регистрации самоходных машин: экскаватора HITACHIZX240-3G государственный регистрационный знак <***>, крана самоходного на колесном ходу KOBELCORK120-2Gгосударственный регистрационный знак <***>, самоходного крана KOMATSULW100-1Егосударственный регистрационный знак <***>.

        Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.05.2020 в удовлетворении заявленного общества требования отказано. 

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.05.2020 по делу № А73-1591/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

         В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы  апелляционной жалобы  поддержал в полном объеме.

        Управлениев судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.

        Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

         На основании заключенных между АО «Энергоремонт» (продавец) и ООО «Комсомольскэнергоремонт» (покупатель) договоров купли-продажи транспортных средств от 28.12.2015 № ТС 25/12/15, от 14.03.2016 № 15/03/16, от 31.03.2016 № 08/03/16, ООО «Комсомольскэнергоремонт» приобретены: самоходный кран KOMATSU LW100-1Е, 2000 года выпуска, экскаватор HITACHI ZX240-3G, 2011 года выпуска, кран самоходный на колесном ходу KOBELCO RK120-2G, 2007 года выпуска. В силу ч.1 статьи 209, ч.1 статьи 223 ГК РФ у лица, приобретшего по договору транспортное средство от прежнего собственника, право собственности возникает с момента передачи такого средства.

23.12.2019 ООО «Комсомольскэнергоремонт» обратилось в  управление с заявлениями о регистрации вышеуказанных самоходных машин.

По результатам рассмотрения заявлений управлением принято решение об отказе в регистрации самоходных машин на основании пункта 2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 (зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 № 785), так как предыдущий собственник самоходной техники - АО «Энергоремонт» не снял технику с регистрационного учета. Отказ в регистрации оформлен письмом от 27.12.2019 № 03.1-24-33184.

О незаконности решения управления, ООО «Комсомольскэнергоремонт» обратилось в арбитражный суд, который правомерно не удовлетворил заявленное обществом требование.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил обязательную регистрацию транспортных средств.

Согласно пункту 3 статьи 15 Закона № 196-ФЗ (в подлежащей применению редакции) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии со статьей 4 Закона № 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 № 1291 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» разработаны Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденные Минсельхозпродом России 16.01.1995 (зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 № 785) (далее - Правила).

Пунктом 2.8.6 Правил установлено, что регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в пункте 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

В соответствии с пунктом 5.1 Правил, владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации, в том числе, в случае прекращения права собственности на машины.

Аналогичная норма содержится в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

      ООО «Комсомольскэнергоремонт» имело возможность при заключении договора купли-продажи машин обусловить исполнение такого договора выполнением продавцом возложенной на него законодательством Российской Федерации обязанности по снятию транспортных средств с регистрационного учета. Обязанность прежнего собственника транспортного средства не ограничивается лишь передачей по договору отчуждения этого объекта новому собственнику, а обязывает его при этом снять передаваемое по договору транспортное средство с регистрационного учета. В соответствии с законодательством без выполнения лицом, отчуждающим транспортное средство, этой последней обязанности, нового собственника транспортного средства нельзя признать имеющим право на допуск к участию в дорожном движении посредством государственной регистрации этого средства.

Изложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении от 20.03.2007 № КАС07-43.

Отклоняется довод жалобы о том, что при наличии писем общества (имеются в деле) бывшему собственнику техники о снятии с регистрационного учета и отсутствие его соответствующих действий, является основанием для регистрации техники управлением за ООО «Комсомольскэнергоремонт», поскольку направление писем не исчерпывающие действия, предусмотренные законодательством, которые ООО «Комсомольскэнергоремонт» может реализовать в установленном порядке.

Сами по себе регистрационные действия управления являются формой административного контроля при реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения целей и задач.

Суд первой инстанции верно определил, что при таких обстоятельствах, правовых оснований для регистрации самоходных машин за ООО «Комсомольскэнергоремонт» у управления не имелось. Отказ управления соответствует приведенному выше законодательству.

Решение об отказе в государственной регистрации, оформленное письмом от 27.12.2019 № 03.1-24-33184 соответствует закону и поэтому не нарушает прав и законных интересов заявителя.

          Судом первой инстанции в решении указано о том, что отказ в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным отказа, в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, т.е. и требования об обязании управления произвести регистрацию указанной техники, которое заявлено в качестве способа восстановления нарушенного права. Судом установлено отсутствие нарушенного права, соответственно оно не восстанавливается.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 08.05.2020 по делу   № А73-1591/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Комсомольскэнергоремонт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 29.05.2020 № 246 в сумме 1500  рублей.

        Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.В. Вертопрахова

А.П. Тищенко