ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2701/19 от 25.06.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2701/2019

01 июля 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Мильчиной И.А., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.

при участии  в заседании:

от Магаданской транспортной прокуратуры Дальневосточной транспортной прокуратуры: ФИО1 по удостоверению;

от общества с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанская строительная компания»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанская строительная компания»

на решение от  04.04.2019

по делу № А37-3070/2018

Арбитражного суда Магаданской области

принятое судьей Степановой Е.С.

по заявлению Магаданской транспортной прокуратурыДальневосточной транспортной прокуратуры

к обществу с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанская строительная компания»

о  привлечении к административной ответственности.

                                                         УСТАНОВИЛ:

Магаданская транспортная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Магаданской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанская строительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ООО "АТСК") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Решением Арбитражного суда Магаданской области от 04.04.2019 по делу № А37-3070/2018  заявленное требование прокуратуры удовлетворено.  

         Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 04.04.2019 по делу № А37-3070/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

         В судебном заседании апелляционной инстанции представитель  прокуратуры против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.  Просил решение Арбитражного суда Магаданской области  от 04.04.2019 по делу № А37-3070/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

        Обществов судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.

        Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, peгиональным оператором (договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ но строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

В силу содержания ч. 1 ст. 55.5.1 ГрК РФ, специалистом по организации строительства является физическое лило, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства.

Специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (ч. 4 ст. 55.5.1 ГрК РФ).

П. 2 ч. 5 ст. 55.5.1 ГрК РФ определено, что в должностные обязанности специалиста по организации строительства включено оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, оперативное планирование, координация и организация сноса объекта капитального строительства.

И силу ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ к членам саморегулируемой организации предъявляются следующие требования, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, которые не могут быть ниже, чем минимально установленные в настоящей части.

Согласно ч. 1 ст. 3.3 ГрК РФ с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного до принятия Федерального закона N 372-ФЗ саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с Федеральным зaконом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в целях реализации программных мероприятий ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" по результатам конкурентных способов определения подрядчика (аукционом в электронной форме) с обществом с ограниченной ответственностью "Азиатско - тихоокеанская строительная компании" заключены государственные контракты:

от 23.05.2017 N 0373100090917000015. Стоимость работ - 26 161 874, 50 руб. (в редакции дополнительного соглашения от 11.09.2018 N 3). Срок выполнения работ - с 01.06.2017 до 31.12.2017;

 от 16.10.2017 N 0373100090917000102. Стоимость работ - 1 566 382, 39 руб. Срок выполнения работ - с 16.10.2017 по 31.10.2017.

Договор от 30.12.2016 N 31604594597. Стоимость договора - 41 359 475, 02 руб. Срок выполнения работ - по 31.10.2017.

Предметом указанных контрактов является строительно - монтажные работы на объекте "Реконструкция аэропортового комплекса "Сокол" (г.Магадан), 3 этап" (очистные сооружения, водостоки и дренажи, места стоянок воздушного транспорта N 17-19).

При проверке исполнения контрактов в ходе осмотра объекта выявлены нарушения законодательства о градостроительной деятельности, выразившиеся в том, что территория строительной площадки объекта "Очистные сооружения", переданная по акту от 29.05.2017, не ограждена; опасные для работающих зоны (накопительный резервуар, разрытые колодцы) не выделены, меры к воспрепятствованию доступа посторонних лиц на строительную площадку не обеспечены; отсутствуют информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (технического заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика) фамилий, должностей и номеров телефонов ответственного производителя pабот по объекту и иные данные; не обеспечиваются меры по сохранности материалов на строительной площадке и иные нарушения.

Результаты проведения осмотра отражены в акте проверки от 16.10.2018, в котором зафиксированы выявленные нарушения.

В связи с выявленными нарушениями Магаданской транспортной прокуратурой вынесено решение о проведении проверки N 38 от 19.10.2018.

Уведомлением N 02-01-2018 от 19.10.2018 Магаданская транспортная прокуратура уведомила ООО "Азиатско-Тихоокеанская строительная компании" о проведении 24.10.2018 проверочных мероприятий на строительных площадках объектов капитального строительства: очистных сооружениях, мест стоянок NN 17-19, размещенных на территории аэропортового комплекса аэропорт Магадан (Сокол).

24.10.2018 Магаданской транспортной прокуратурой в присутствии заместителя директора ООО "АТСК" проведена проверка соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности при реконструкции аэропортового комплекса аэропорта г.Магадана (Сокол), в т.ч. очистных сооружений, мест стоянок воздушного транспорта N 17-19. На момент проверки работы в полном объеме не выполнены.

Результаты проведения проверки отражены в акте от 24.10.2018, в котором зафиксированы выявленные нарушения.

По результатам проведения проверки Магаданской транспортной прокуратурой установлено, что с 27.06.2017 ООО "АТСК" является членом саморегулируемой организации - Ассоциации "Объединение строительных организаций Восточной Сибири". Положением о членстве в саморегулируемой организации Ассоциации "Объединение строительных организаций Восточной Сибири", в том числе о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, утвержденным решением общего собрания членов, оформленным протоколом от 23.04.2018, установлены требования о наличии не менее двух специалистов по организации строительства (п. 6.2 Положения).

В нарушение требований ч. 2 cт. 52, ч.ч. 5, 6 ст. 55.5.1 ГрК РФ, п. 6.2 Положения о членстве в СРО, ООО "АТСК" имеет в штате одного  специалиста по организации строительства, трудоустроенного в данной организации с 01.10.2018.

По приказам ООО "АТСК" от 09.01.2018 N 01/1, от 25.05.2017 N 02 на объекте, реконструируемом в соответствии с государственным контрактом oт 23.05.2017 N 0373100090917000015 и договором от 30.12.2016 N 31604594597, ответственным лицом, осуществляющим строительный контроль, назначен главный инженер ООО "АТСК", не включенный в национальный реестр специалистов.

В соответствии с п. 5 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение таких контрольных мероприятий как проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции (пп. "б"), а также проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства (пп. "в").

При проведении строительно-монтажных работ на очистных сооружениях аэропорта Магадан (Сокол) нормы хранения строительных материалов, а также технологическая последовательность и состав технологических операций зафиксированы в Проекте производства работ - 2017.003, утвержденном директором ООО "АТСК", в разделе 2 которого указано, что территория строительной площадки и опасные зоны подлежат ограждению, а в разделе 11 приведены требования к хранению строительных материалов.

По результатам проведения проверки установлено, что на территории строительной площадки, на которой осуществляются строительно-монтажные работы в отношении очистных сооружений, ООО "АТСК" требования к хранению строительных материалов и ограждению территории площадки и опасных зон не соблюдаются, что свидетельствует о ненадлежащей организации и проведении строительного контроля ООО "АТСК" и его уполномоченным должностным лицом.

Таким образом, в ходе проведения проверки обнаружено событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.5.1 КоАП РФ.

В связи с выявленными нарушениями Магаданской транспортной прокуратурой о необходимости явки для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и представлении объяснений - 06.12.2018 в 11 час. 00 мин. направлено в ООО "АТСК" требование N 02-03-2018  от 03.12.2018, полученное 04.12.2018, о чем свидетельствует соответствующая отметка в книге учета документов N 07-13.

Прокуратурой 06.12.2018 в присутствии представителя общества по доверенности от 23.03.2018, вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Азиатско-Тихоокеанская строительная компании" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.5.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ прокуратура обратилась с заявлением о привлечении ООО "Азиатско-Ттихоокеанская строительная компания" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.5.1 КоАП РФ, в Арбитражный суд Магаданской области, который правомерно удовлетворил заявленное требование.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.5.1 КоАП РФ нарушение юридическим лицом требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

       Независимо от того, с какого момента заключен договор на выполнение строительства (капитального ремонта, реконструкции) объекта капитального строительства, если в рамках него после 01.07.2017 выполняются работы, лицо их осуществляющее должно соответствовать требованиям градостроительного законодательства,  с учетом Федерального  закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

При проверке ООО "АТСК" установлено, что минимальные требования к наличию трудоустроенных в обществе двух специалистов в области строительства не соблюдаются. Лица, осуществляющие строительный контроль в соответствии с договором от 30.12.2016 N 31604594597 и государственным контрактом от 23.05.2017 N 0373100090917000015, в национальный реестр специалистов не включены, что явилось основанием для вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Суд первой инстанции верно определил, что издание приказов о назначении лиц, ответственных за осуществление строительного контроля, до 01.07.2017 не имеет правового значения, поскольку административное правонарушение выражается в не назначении после 01.07.2017 работников, являющихся специалистами в области строительства, уполномоченными осуществлять строительный контроль на объекте.

Обстоятельства, зафиксированные в постановлении по делу об административном правонарушении, подтверждены материалами дела.

У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Отклоняется довод жалобы о том, что в 2018 году принимались меры по включению работников в национальный реестр специалистов в области строительства и поэтому отсутствует вина общества в правонарушении. ООО «АТСК» принимала недостаточные меры, поскольку действия общества не привели к выполнению требований приведенного выше законодательства.

Магаданской транспортной прокуратурой в полном объеме соблюдены соответствующие нормы КоАП РФ при вынесении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. являющегося основным процессуальным документом, на основании которого применяются меры административного наказания.

Порядок и срок привлечения к административной ответственности, не нарушены. Состав вменяемого административного правонарушения подтвержден материалами дела. При этом, доказательств наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля лица, привлекаемого к административной ответственности, не представлено.

Оснований для применения ст. ст. 2.9. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ апелляционный суд не усматривает. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области  от 04.04.2019  по делу № А37-3070/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

И.А. Мильчина

А.П. Тищенко