Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3262/2022
13 июля 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен июля 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа»: ФИО1, представитель по доверенности от 14.12.2021 №29/79
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа»
на решение от 16.05.2022
по делу № А73-17054/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016; адрес: 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 15)
к федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 676470, Амурская область, г. Циолковский, д. тер. военный городок № 10)
о взыскании 1 761 437, 90 руб.
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее – истец, ФКУ «ОСК ВВО») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (далее – ответчик, ФГКУ «ГВСУ по специальным объектам») с исковыми требованиями, уточненными при рассмотрении дела в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации о взыскании неустойки за просрочку выполнения работ по государственному контракту от 23.11.2020 № В-Д-12/20-2020-13 за период с 02.12.2021 по 12.04.2022 в размере 1 761 437, 90 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.05.2022 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что акты по форме КС-14 не свидетельствуют о выполнении ответчиком всех обязательств, предусмотренных контрактом, не являются основанием для окончательного расчета за выполненные работы.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 07.07.2022 в 09 часов 40 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение отменить, принять новый судебный акт.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проводилось в отсутствии ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.09.2011 между ФКУ «ОСК ВВО» (государственный заказчик) и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» (генподрядчик) на основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 1529-р заключен государственный контракт от 23.11.2020 № В-Д-12/20-2020-13 на выполнение работ по капитальному ремонту объектов: «Казарма инв. № 1 военного городка № 8», «Казарма инв. № 360 военного городка № 1», расположенных по адресу: Республика Бурятия, г. Кяхта» с дополнительными соглашениями от 14.12.2020 № 1, от 25.01.2021 № 2, от 17.08.2021 № 3, от 26.08.2021 № 4, от 15.10.2021 № 5.
По условиям контракта государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а генподрядчик выполняет обмерные работы и обследования для подготовки технической документации (проектной документации), разработку технической документации (проектной документации), разработку сметной документации, обеспечивает получение положительного заключения государственной экспертизы о проверке достоверности сметной стоимости, выполняет работы по капитальному ремонту объекта, и все иные работы, необходимые для приведения объекта до состояния полной готовности к эксплуатации, в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта (выполнение работ по капитальному ремонту объекта «под ключ») (пункт 2.1 контракта).
Генподрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями контракта на свой риск собственными и (или) привлеченными силами и средствами (пункт 2.2 контракта).
Генподрядчик не имеет замечаний, увеличивающих цену контракта, и сроки выполнения работ по контракту (пункт 2.3 контракта).
Государственный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные генподрядчиком работы, соответствующие требованиям, установленным контрактом (пункт 2.4 контракта).
Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решении во взаимоотношениях с генподрядчиком, передал исполнение части своих функции, определенных в разделе 7 контракта, федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России», именуемое по тексту - заказчик).
При осуществлении прав и обязанностей по контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ, заказчик действует от имени государственного заказчика. Ответственность за действия и (или) бездействие заказчика при осуществлении им функций государственного заказчика несёт государственный заказчик (пункт 2.5 контракта).
Согласно пункту 3.1 цена контракта в редакции дополнительного соглашения от 17.08.2021 № 3 составляет 190 222 764 руб., в том числе НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе по шифрам:
- В-Д-12/20-17 – 88 604 471 руб.,
- В-Д-12/20-18 – 101 618 293 руб.
Распределение финансовых средств в пределах цены контракта, предназначенных для выплаты государственным заказчиком генподрядчику в соответствующем финансовом году, осуществляется государственным заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных главным распорядителем средств федерального бюджета, и указывается в решении о доведении (изменении) бюджетных обязательств, по форме, установленной приложением № 5 к контракту. Государственный заказчик направляет генподрядчику решение о доведении (изменении) бюджетных обязательств в течение 15 (пятнадцати) дней с даты доведения лимитов бюджетных обязательств до государственного заказчика (их изменения, уточнения).
Порядок расчётов установлен в разделе 4 контракта.
Оплата по контракту осуществляется в российских рублях за счёт средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по контракту (пункт 4.1 контракта).
В соответствии с пунктом 4.8 контракта оплата выполненных генподрядчиком работ производится государственным заказчиком в порядке, установленном настоящим разделом контракта, до предела, не превышающего 95 % от цены контракта. Оставшаяся часть цены контракта будет выплачена генподрядчику при окончательном расчёте.
Согласно пункту 4.9 контракта окончательный расчёт по контракту производится в течение 30-ти банковских дней с момента подписания сторонами итогового акта приёмки выполненных работ по форме, установленной приложением № 2 к контракту.
Пунктом 4.12 контракта предусмотрено, что государственный заказчик вправе производить авансирование по контракту в следующем порядке.
Государственный заказчик в течение 20-ти дней со дня представления генподрядчиком соответствующего счета производит авансирование генподрядчика в размере, не превышающем 80 % от цены контракта, установленной в пункте 3.1 контракта, и не превышающем сумму лимитов бюджетных обязательств, выделенных на текущий финансовый год, при наличии у генподрядчика лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства.
Согласно пункту 4.17 контракта в случае неисполнения генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в срок, установленный пунктом 5.2 контракта, и (или) в случае одностороннего отказа государственного заказчика от исполнения контракта (подпункт 20.1.3 контракта), генподрядчик лишается права на экономическое стимулирование (бесплатное пользование авансом), и к авансу (или его соответствующей части) применяются правила статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации о коммерческом кредите. Проценты за пользование коммерческим кредитом в виде аванса (или его соответствующей части) уплачиваются, начиная со дня, следующего после дня получения аванса (или его соответствующей части) по день фактического исполнения обязательств. Плата за пользование коммерческим кредитом устанавливается в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, - действующей на день уплаты процентов, от суммы выданного аванса (или сто соответствующей части) за каждый день пользования авансом (или его соответствующей частью), как коммерческим кредитом.
Сроки и порядок выполнения работ определены в разделе 5 контракта.
Дата начала работ - дата вступления контракта в силу (пункт 5.1 контракта).
Согласно пункту 5.2 контракта дата окончания работ:
- обследование и обмерные работы, разработка проектной (технической) документации, сметной документации, государственная экспертиза о проверке достоверности сметной стоимости – 15.04.2021;
- работы по капитальному ремонту – 01.12.2021;
- подписание итогового акта приёмки выполненных работ – 30.12.2021.
Пунктом 18.3 контракта определено, что в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнении обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Согласно пункту 18.4 контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафов, пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнении обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Как следует из материалов дела, государственный заказчик во исполнение пункта 4.12 контракта перечислил генподрядчику аванс в размере 128 947 294 руб. (платёжное поручение № 651811 от 17.12.2020).
В исковом заявлении истец ссылается на то, что генподрядчик обязательства по выполнению работ в сроки, предусмотренные пунктом 5.2 контракта, не исполнил.
В связи с нарушением генподрядчиком срока выполнения работ, государственный заказчик в соответствии с пунктом 18.3 контракта начислил неустойку за период просрочки с 16.04.2021 по 15.06.2021 (61 день) в размере 2 127 324, 57 руб., а также в соответствии с пунктом 4.17 контракта начислил проценты за пользование коммерческим кредитом на сумму выплаченного аванса за период с 18.12.2020 по 01.07.2021 (196 дней) в размере 4 633 506, 10 руб.
Претензиями № 722/601 от 25.06.2021, № 722/858 от 02.07.2021, направленными в адрес генподрядчика 28.06.2021 и 05.07.2021 соответственно, государственный заказчик требовал уплатить неустойку в размере 2 127 324, 57 руб. и проценты за пользование коммерческим кредитом в размере 4 633 506, 10 руб. в течение 10 календарных дней с момента получения претензий.
Генподрядчик письмом от 02.09.2021. № 38/3856/ВВО в удовлетворении претензий отказал, полагая требования государственного заказчика не подлежащими удовлетворению.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 АПК РФ частично отказался от требования о взыскании процентов за пользование коммерческим кредитом, в связи с чем, суд на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство в части взыскания процентов в размере 8 612 385, 73 руб.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя истца и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими нормами Гражданского кодекса об исполнении обязательств, а также специальными нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В соответствии со статьей 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных подрядных работ является сдача результата работ подрядчиком (статьи 711, 746 ГК РФ, пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).
В обоснование своих требований истцом указано, что ответчиком работы выполнены частично на сумму 149 836 035, 60 руб., что подтверждается актами о приемке выполненных работ по форме КС-2.
Так, задолженность перед истцом составила 40 386 728, 40 руб.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по выполнению работ, истцом начислена неустойка за период с 02.12.2021 по 12.04.2022 в размере 1 761 437, 90 руб.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).
Пунктом 18.4 контракта установлено, что в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафов, пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнении обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Согласно пункту 5.2 контракта срок окончания работ по капитальному ремонту установлен 01.12.2021.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе удовлетворении заявленных требований, поскольку факт выполнения работ ответчиком в установленные договором сроки, подтверждается актами приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией по форме КС-14 от 28.10.2021 № 420 (по объекту В-Д-12/20-17) и № 421 (по объекту В-Д-12/20-18), подписанными приемочной комиссией без замечаний.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки по форме КС-3, не свидетельствует о нарушении ответчиком сроков выполнения работ по капитальному ремонту указанных в контракте объектов.
Фактически работы по капитальному ремонту ответчик выполнил и предъявил результата работ к приемке до истечения срока окончания работ по данному этапу, объекты приняты в эксплуатацию государственным заказчиком, подписаны акты формы КС-14.
Доказательств того, что ответчик по состоянию на дату подписания актов формы КС-14 28.10.2021 не выполнил какие-либо работы по капитальному ремонту на объектах, в материалы дела истцом не представлено.
Следует отметить, что за нарушение сроков выполнения работ по I этапу («обследование и обмерные работы, разработка проектной (технической) документации, сметной документации, государственная экспертиза о проверке достоверности сметной стоимости») истцом пени не начислены и к взысканию не предъявлены.
Довод заявителя жалобы о том, что акты по форме КС-14 не являются документами, подтверждающими выполнение ответчиком работ, отклоняется апелляционным судов ввиду его несостоятельности.
В соответствии с указаниями по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 №71а, форма № КС-14 «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией» является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения в эксплуатацию и зачисления его в состав основных фондов (основных средств).
Форма № КС-14 применяется в случае, когда приемку объекта у исполнителя работ осуществляет приемочная комиссия, состав которой назначается заказчиком - при приемке объекта от исполнителя (подрядчика), либо инвестором - при приемке объекта от заказчика. Акт подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, а также членами приемочной комиссии и является основанием для зачисления объекта в состав основных фондов (основных средств).
Таким образом, акты формы КС-2 не являются единственным доказательством факта выполнения работ, они лишь опосредуют процесс приемки работ и служат основанием для финансовых расчетов между сторонами.
Факт выполнения ответчиком работ в установленный контрактом срок подтвержден материалами дела.
Иных доводов и аргументов апелляционная жалоба не содержит.
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 258, 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.05.2022 по делу № А73-17054/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | И.В. Иноземцев |
Судьи | А.И. Воронцов |
Ж.В. Жолондзь |