ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3496/2023 от 16.08.2023 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3496/2023

августа 2023 года

                               г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2023 года.

Полный текст  постановления изготовлен августа 2023 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи       Мильчиной И.А.

судей                                                 Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.А.

при участии в заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «ФИО3»: ФИО1 по доверенности от 10.01.2023;

от Прокуратуры Хабаровского края: ФИО2 служебное удостоверение № 314858;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «ФИО3»

на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2023

по делу № А73-18121/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «ФИО3» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Прокуратуре района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Прокуратуре Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным представления от 02.11.2021 № 2-18-2021

третьи лица общество с ограниченной ответственностью «Азия Лес» (ОГРН <***>                           ИНН <***>), администрация сельского поселения «Село Владимировка» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края                                       (ОГРН <***>, ИНН <***>), краевое государственное казенное учреждение «Кербинское лесничество» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «ФИО3» (далее – ООО «ЧОО «ФИО3») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Прокуратуре района имени Полины Осипенко Хабаровского края (далее – прокуратура района) о признании недействительным представления от 02.11.2021 № 2-18-2021.

В качестве соответчика привлечена Прокуратура Хабаровского края (далее – прокуратура края).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Азия Лес» (далее – ООО «Азия Лес»), администрация сельского поселения «Село Владимировка» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края (далее – администрация), Краевое государственное казенное учреждение «Кербинское лесничество» (далее - КГКУ «Кербинское лесничество»).

Решением суда от 23.05.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022, заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.01.2023 решение суда от 23.05.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

При повторном рассмотрении дела решением суда от 24.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ЧОО «ФИО3» обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении требования.

По мнению заявителя, суд ошибочно пришел к выводу, что расторжение договоров аренды лесных участков с ООО «Азия Лес» и их возврат в собственность Российской Федерации исключило необходимость охраны лесных участков «на посту Нимелен» и в момент заключения дополнительного соглашения к договору об оказании услуг предмет договора (подлежащие охране лесные участки) в пользовании или на иных законных основаниях у ООО «Азия лес» не находились. Указывает, что ограничение проезда для местных жителей, охрана и пропускной режим через мост на реке Нельман осуществлялись в соответствии с договором возмездного оказания услуг от 15.04.2019, а ограничение пребывания в лесах – на основании приказа Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края от 28.09.2021 № 133П. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вывод суда, что автомобильная дорога (лесовозная) входит в состав автомобильной дороги общего пользования, а также, что фактически осуществлялось ограничение проезда местных жителей и иных лиц к лесным участкам.

В отзывах на апелляционную жалобу прокуратура района, прокуратура края выразили несогласие с доводами апеллянта, просили оставить в силе судебный акт.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В судебном заседании представитель ООО «ЧОО «ФИО3» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивая на ее удовлетворении.

Представитель прокуратуры края поддержал позицию, изложенную в отзыве.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей прокуратуры района, ООО «Азия Лес», администрации, КГКУ «Кербинское лесничество», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела установлено следующее.

Прокуратурой района на основании поступившего 06.10.2021 в ходе личного приема прокурора Хабаровского края обращения главы сельского поселения с. Владимировка, в соответствии с принятым 07.10.2021 прокурором района решением, с целью проверки соблюдения действующего законодательства при ограничении проезда граждан и юридических лиц по автомобильной дороге – линейному объекту капитального строительства «Примыкание на 8 км+658 м автодороги с. имени Полины Осипенко -                      с. Бриакан - пос. Березовый (лесовозная дорога) с переходным типом дорожного покрытия до р. Омал (от ПК 0+00 до ПК 125+03,84)» (12 км + мост), проведена проверка.

Прокуратурой района на основании статей 5, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре» в адрес руководителя охранной организации и конкурсного управляющего ООО «Азия лес» направлены запросы о предоставлении сведений и документов, получены ответы.

Прокурором района 22.10.2021 составлен акт осмотра (места, территорий, зданий, сооружений, документов) с фототаблицей и получено объяснение от работника охранной организации.

Согласно указанным документам на автодороге в районе реки Нимелен размещен пост охраны ООО «ЧОО ФИО3»: непосредственно на дороге - шлагбаум, который закрыт, на дороге лежит металлическое шипованное ограждение; справа от дорожного полотна (в границах лесного участка квартал 245, выдел 15 Амгуньского участкового лесничества) - здание поста охраны (3 комнаты) и другие сооружения (баня, туалет, коптильня). Оказывая охранные услуги, охранная организация ограничивала проезд граждан, не имеющих регистрации в с. Владимировка района им. Полины Осипенко, в том числе родственников жителей села, а также местных жителей к участкам с целью заготовки дров для отопления личных подсобных хозяйств, предпринимателей, осуществляющих заготовку дров для местного населения.

Письмом от 11.11.2021 представлен ответ конкурсного управляющего на требование прокурора района.

13.12.2021 прокурором района получены объяснения от главного лесничего КГКУ «Кербинское лесничество».

Из полученных по результатам проверки сведений и документов, прокуратурой района установлено: автодорога (лесовозная дорога) с кадастровым номером 27:12:0000000:233 построена ООО «Азия лес» рамках реализации инвестиционного проекта 2017 года в области освоения лесов «Организация производства строганных и профилированных пиломатериалов» в пос. Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края» в муниципальном районе имени Полины Осипенко Хабаровского края, в рамках которого планировалось строительство лесовозных дорог и объектов инфраструктуры для реализации проекта, включая мостовой переход через реку Нимелен, и под строительство которой обществу по договору от 21.04.2017 № 34-237/2017 предоставлен во временное пользование сроком с 14.05.2017 до 14.05.2019 находящейся в государственной собственности лесной участок из земель лесного фонда.

Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на 09.09.2021 ООО «Азия лес» 03.02.2019 осуществило регистрацию права собственности за собой на объект - автомобильная дорога (лесовозная дорога), представив разрешение на ввод объекта в эксплуатацию 2016 года.

Из представленных в адрес прокуратуры района охранной организацией пояснений и документов следовало, что 15.04.2019 между ООО «Азия Лес» в лице генерального директора ФИО4 и ООО «ЧОО «ФИО3» в лице генерального директора ФИО5 заключен договор возмездного оказания услуг № 48/01-2019 с приложениями на неопределенный срок.

Также в ходе проверки прокуратура района выявила, что в рамках дела                          № А73-11121/2019 по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к                      ООО «Азия лес» в связи с нарушением условий договоров аренды лесных участков, предоставленных обществу в целях реализации инвестиционного проекта, судом удовлетворены требования истца о расторжении договоров от 12.11.2012 № 1501/2012, от 23.12.2012 № 1469/2012, от 20.12.2012 № 1322/2012, от 14.09.2012 №1321/2012, ответчик обязан возвратить ранее арендованные лесные участки в соответствии с положениями статьи 622 ГК РФ. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.03.2020 оставлены в силе решение суда первой инстанции от 04.09.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019. По акту приема-передачи от 29.11.2019 № 56 лесные участки возвращены обществом КГКУ «Кербинское лесничество».

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.06.2020 по делу                     № А73-8263/2020 ООО «Азия лес» признано несостоятельным (банкротом), назначен конкурсный управляющий, который сообщил прокурору, что сведениями о принадлежности построек обществу-банкроту и заключении договора с дополнительным соглашением с охранной организацией не обладает.

При таких обстоятельствах прокуратура района пришла к заключению об отсутствии у охранной организации по договору оказания услуг от 15.04.2019 правовых оснований для установления постов охраны, шлагбаума, ввода пропускного режима и ограничения проезда кого-либо на лесных участках, принадлежащих Российской Федерации, в связи с чем выдала представление об устранении нарушений федерального законодательства от 02.11.2021, которым предложила: незамедлительно рассмотреть представление и принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь; уведомить прокуратуру района о дате и времени рассмотрения представления, для участия в рассмотрении представителей прокуратуры района; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах письменно сообщить в прокуратуру района в установленный законом срок, с приложением копий соответствующих документов. Также предложено рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц при наличии в их действиях дисциплинарного проступка.

Не согласившись с представлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В силу положений пункта 2 статьи 21 Закона о прокуратуре надзор за исполнением законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

По смыслу статьи 21 Закона о прокуратуре решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, помимо прочего, нормами статей 22, 24 Закона о прокуратуре, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, вносить соответствующее представление.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 6.1. Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Статьей 7 ЛК РФ определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу части 1 статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Согласно частям 4, 5 вышеуказанной статьи пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:                           1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ.

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается (часть 6 статьи 11 ЛК РФ).

В силу части 8 статьи 11 ЛК РФ, лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно статье 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.

Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.

Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.

Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 статьи 19 ЛК РФ определено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Частью 1 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:                        1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Таким образом, из совокупности приведенных норм ЛК РФ следует, что права на лесные участки и, соответственно, размещение на них каких-либо объектов (инфраструктуры), а также введение мероприятий по сохранению лесов и ограничений доступа на лесные участки возникают и прекращаются только по основаниям и в порядке, установленным настоящим Кодексом и принятым в его развитие актами компетентных органов.

Основанием для выдачи прокуратурой представления от 02.11.2021                                    № 2-18-2021 явилось незаконное использование ООО «ЧОО «ФИО3» участка лесного фонда, а именно в выделе 15, квартале 245 Амгуньского участкового лесничества, для осуществления своей деятельности по охране автомобильной дороги в отсутствие разрешительных документов.

15.04.2019 между ООО «Азией Лес» и ООО «ЧОО «ФИО3» заключен договор возмездного оказания услуг № 48/01-2019 (далее - Договор № 48), предметом которого являлось оказание услуг по охране лесных участков силами последнего. Пунктом 1.5.2 закреплено, что договор действует до 31.12.2019, в приложении № 1 к договору отражен, в том числе пост через Нимелен без обозначения местоположения.

01.01.2020 дополнительным соглашением пункт 1.5.2 договора изложен в следующей редакции «Договор заключен на неопределенный срок».

В момент заключения Договора № 48 у ООО «Азия Лес» (находилось в стадии наблюдения), согласно договору аренды лесного участка от 12.11.2012 № 1501/2012 в районе нахождения «поста Нимелен», в аренде имелись лесные участки, охрана которых обеспечивалась ООО «ЧОО «ФИО3».

Однако, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 04.09.2019 по делу № А73-11121/2019 с предметом о расторжении, в том числе договора аренды лесного участка от 12.11.2012 № 1501/2012, лесной участок по акту приема передачи от 29.11.2019 возвращен в собственность Российской Федерации.

Согласно пояснениям конкурсного управляющего ООО «Азия Лес» прокуратуре района, он не обладал сведениями о заключении Договора № 48 и дополнительного соглашения.

За ООО «Азия Лес» зарегистрировано право собственности на автомобильную дорогу «Примыкание на 8 км+658 м автодороги с. Имени Полины Осипенко - с. Бриакан - пос. Березовый (лесовозная дорога) с переходным типом дорожного покрытия до р. Омал (от ПК 0+00 до ПК 125-03,84), протяженностью 12 574 м» с кадастровым номером 27:12:0000000:233, построенную в рамках освоения лесного участка в период действия договора аренды лесного участка от 27.04.2017 № 34-237/2017 (срок действия договора до 14.05.2019).

По акту приема-передачи лесного участка от 14.05.2019, в том числе квартал 245, выдел 15 Амгуньского участкового лесничества возвращен ООО «Азия лес» КГКУ «Кербинское лесничество».

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ),  автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу частей 2, 12 статьи 5 Закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Согласно пунктам 3.1 - 3.3 СП 318.1325800.2017. Свод правил. Дороги лесные. Правила эксплуатации», лесная дорога – это объект лесной инфраструктуры, создаваемый в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; лесная дорога лесовозная – это лесная дорога, предназначенная для вывозки древесины; лесная дорога лесохозяйственного назначения – лесная дорога, предназначенная для охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Материалы дела не опровергают вывод, что спорная дорога, на участке которой располагался контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом, является объектом, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, сооружение не имеет самостоятельного хозяйственного значения для собственника - ООО «Азия Лес», для его целей дорога не используется, соответственно квалифицировать ее в качестве «лесной лесовозной дороги» оснований не имеется. Вместе с тем, она обладает всеми признаками частной автомобильной дороги общего пользования, предусмотренными частями 3, 12 статьи 5 Закона № 257-ФЗ.

Более того, в рамках дела № А73-16663/2019 установлено, что объект «Автомобильная дорога «Примыкание на км 8+658,4 автодороги с. имени Полины Осипенко - с. Бриакан - пос. Березовый (лесовозная дорога) с переходным типом дорожного покрытия до р. Омал (от ПК 0+00 до ПК 125+03,84)», кадастровый номер: 27:12:00000000:233, представляет собой линейное сооружение, построен в рамках реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации, не относится к объектам лесной инфраструктуры, а является объектом недвижимости, имеющим самостоятельное функциональное назначение, который поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 27:12:0000000:233 и на который зарегистрировано право собственности общества «Азия Лес».

Построенная автомобильная дорога, включающая в себя мост через р. Нимелен, имеет высокий социально-значимый фактор для жителей удаленного района Хабаровского края - района им. Полины Осипенко, поскольку является единственным доступным способом доставки пассажиров и грузов, в том числе жизненно важных, в с. Владимировка, с количеством жителей 250 человек и общество «Азия Лес» (инвестор) исполняет взятые на себя обязательства по ее содержанию.

Однако, в материалах дела имеются обращения в прокуратуру об ограничении проезда, письма граждан и предпринимателей от 24.06.2021, 11.10.2021, 24.12.2021, 10.02.2021 с просьбой о пропуске через КПП машин, объяснения администрации муниципального района им. Полины Осипенко, свидетельствующие об ограничении охранной организацией проезда населения и служб, обеспечивающих жизнедеятельность села.

С учетом части 1 статьи 19 ЛК РФ приказ Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края от 28.09.2021 № 133П «Об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств» не подтверждает наличие полномочий по ограничению пребывания в лесах населения ни у ООО «ЧОО «ФИО3», ни у ООО «Азия Лес», поскольку они не входят в круг указанных в пункте 2 субъектов, на которых возложены соответствующие обязанности в целях охраны лесов от пожаров.

Таким образом, с учетом отсутствия у ООО «Азия Лес» законных оснований для владения лесными участками, являющимися предметом договора возмездного оказания услуг, соответственно не подтверждены полномочия по охране лесных участков у охранной организации, в том числе на посту Нимелен, в свою очередь, принадлежащая на праве собственности ООО «Азия Лес» дорога построена на лесном участке из состава земель лесного фонда в Кербинском лесничестве исключительно в связи с заключением инвестиционного проекта в области освоения лесов, однако по своему расположению, техническим характеристикам и функциональному назначению спорная дорога входит в состав автомобильной дороги общего пользования, тем самым является составной частью транспортного пути в муниципальном районе им. Полины Осипенко, имеет высокий социально-значимый фактор для жителей удаленного района Хабаровского края - района им. Полины Осипенко, принимая во внимание нарушение охранной организацией прав третьих лиц, использование ею спорного участка следует признать неправомерным, без предусмотренных законом оснований.

Материалы дела не содержат доказательств, что ограничение режима пользования автодорогой посредством установки на ее участке шлагбаума, нахождение работников охранной организации, ограничение и регулирование вопросов последними прохода и проезда граждан, в том числе местных жителей, и юридических лиц, не противоречит действующему законодательству, не нарушает права на пребывание в лесах, нацелено на защиту леса и окружающей среды, от причинения ей ущерба и заказчику по договору оказания услуг, в том числе необратимого, ответственность за которое несет ООО «ЧОО «ФИО3».

Заявителем также не доказано нарушение его прав и законных интересов.

При изложенных обстоятельствах отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, необходимая для признания обжалуемого представления незаконным, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось установленных частью 3 статьи 201 АПК РФ оснований для признания требований заявителя обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2023 по делу                                        № А73-18121/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО6

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.И. Сапрыкина