Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3581/2021
09 августа 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Козловой Т.Д., Кривощекова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.,
при участии в судебном заседании:
арбитражного управляющего ФИО1, лично,
от ФИО2: Cидоренко Т.С., представителя по доверенности от 22.07.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Секисова Игоря Александровича
на определениеот 22.04.2021
по делу № А04-6652/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению арбитражного управляющего ФИО1
об истребовании документов и сведений,
по делу о признании общества с ограниченной ответственностью «ИмпортТорг ДВ» несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью группа компаний «Восточный» (далее – ООО ГК «Восточный») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «ИмпортТорг ДВ» (далее – ООО «ИмпортТорг ДВ», должник) несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 19.01.2021 в отношении должника введена процедура, применяемая в деле о банкротстве – наблюдение, временным управляющим утверждена ФИО1.
В газете «Коммерсантъ» №11(6973) от 23.01.2021 опубликованы сведения о введении в отношении должника указанной процедуры.
В рамках данного дела в арбитражный суд поступило заявление временного управляющего ФИО1 об истребовании у ФИО2 документов и сведений:
1. Учредительные документы (устав с изменениями, учредительный договор, свидетельство о регистрации, свидетельство ИНН, и т.д.);
2. Документы, подтверждающие права на движимое и недвижимое имущество, земельные участки, в том числе технические паспорта;
3. Документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые балансы (форма № 1,2) с отметкой налоговой инспекции), отчетность во внебюджетные фонды и органы статистики (расчётные ведомости), с соответствующими отметками о принятии за период с 01.07.2016;
4. Расшифровку расчетов с дебиторами по статье «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
5. Расшифровку авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;
6. Расшифровку всех статей баланса за 2017-2020 годы;
7. Приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике;
8. Акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам за период с 01.01.2017;
9. Расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности с указанием адресов контрагентов и дат возникновения задолженности;
10. Внутренние документы, подтверждающие полномочия руководящих органов (приказ о назначении, трудовой договор (контракт) с руководителем);
11. Протоколы собраний руководящих органов за период с 01.01.2017;
12. Приказы и распоряжения директора за период с 01.01.2017;
13. Ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчёты и заключения аудиторских фирм за период с 01.01.2017;
14. Договоры, соглашения, заключенные ООО «ИмпортТорг ДВ» со всеми юридическими и физическими лицами за период с 01.01.2017;
15. Номера расчетного и иных счетов ООО «ИмпортТорг ДВ», наименование и реквизиты обслуживающих учреждений банков;
16. Документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО «ИмпортТорг ДВ» денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
17. Справку о задолженности ООО «ИмпортТорг ДВ» перед бюджетом и внебюджетными фондами (акт сверки с налоговой инспекцией);
18. Лицензии, сертификаты;
19. Сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;
20. Сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объеме реализации, поставок) в форме таблицы;
21. Сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
22. Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и т.п.;
23. Сведения о внутренней структуре ООО «ИмпортТорг ДВ», перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;
24. Сведения о фактической численности работников в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку;
25. Списки работников предприятия, с указанием наличия либо отсутствия задолженности по заработной плате и иным основаниям, с указанием Ф.И.О. и почтового адреса, карточки по форме Т-2, трудовые и/или гражданско-правовые договоры.
26. Сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;
27. Наименование и адреса организаций, в которых ООО «ИмпортТорг ДВ» является учредителем (участником), сведения о доле участия;
28. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ООО «ИмпортТорг ДВ», его функций и видов деятельности;
29. Сведения о функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за сохранность имущества, с предоставлением соответствующих приказов;
30. Акты выездных налоговых проверок, аудиторские заключения;
31. Сведения обо всех судебных разбирательствах, участником которых является должник (с приложением исков/заявлений);
32. Планы, сметы, калькуляции, прайс-листы, на основании которых реализовывались продукция (выполнялись работы, оказывались услуги);
33. Условия и цены на реализуемые товарно-материальные ценности (выполняемые работы, оказываемые услуги) (копии первичных документов);
34. Условия и цены на приобретаемые товарно-материальные ценности, работы, услуги (договоры, копии первичных документов);
35. Отчеты оценщиков;
36. Отчетность филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;
37. Основные виды выпускаемой продукции (оказываемых услуг);
38. Текущие и планируемые объемы производства;
39. Состав основного и вспомогательного производства;
40. Загрузка производственных мощностей;
41. Перечень объектов непроизводственной сферы и затраты на их содержание;
42. Перечень основных средств;
43. Перечень основных объектов, не завершенных строительством;
44. Дочерние и зависимые хозяйственные общества с указанием доли участия в их уставном капитале и краткая характеристика их деятельности;
45. Описание системы внутреннего контроля;
46. Виды деятельности, осуществляемые в течение не менее чем двухлетнего периода, предшествующего возбуждению производства по делу о банкротстве, и периода проведения процедур банкротства;
47. Наличие и краткая характеристика мобилизационных основных средств;
48. Наличие и краткая характеристика законсервированных основных средств;
49. Степень износа основных средств;
50. Наличие и краткая характеристика полностью изношенных основных средств;
51. Степень готовности объектов незавершенного строительства;
52. Наличие и краткая характеристика доходных вложений в материальные ценности, а также договоры, на основании которых имущество было передано во временное пользование;
53. Перечень и краткая характеристика имущества, внесенного в долгосрочные финансовые вложения;
54. Минимально необходимый размер запаса сырья и материалов, ниже которого производственный процесс останавливается;
55. Перечень и количество имеющегося сырья и материалов;
56. Причины задержки реализации готовой продукции;
57. Перечень сумм дебиторской задолженности, которая не может быть взыскана, с указанием причин;
58. Перечень и характеристика прочих внеоборотных и оборотных активов;
59. Постатейные поквартальные изменения состава активов (приобретение, выбытие, списание, создание) и балансовой стоимости в течение не менее чем 2-летнего периода, предшествовавшего возбуждению производства по делу о банкротстве, и периода проведения процедур банкротства;
60. Балансовая стоимость основных средств и нематериальных активов, используемых в производственном процессе и не используемых в производственном процессе;
61. Перечень и балансовая стоимость активов, принимающих участие в производственном процессе, при выбытии которых невозможна основная деятельность;
62. Перечень обязательств с указанием сумм, срок исполнения которых наступит в ближайший месяц, 2 месяца, квартал, полугодие, год;
63. Иные документы, отражающие финансово-экономическую деятельность должника, его имущественное положение и сделки за период с 01.01.2017, а также взыскании с ФИО2 денежной компенсации в размере 2000 рублей за каждый день просрочки исполнения определения суда об истребовании.
Определением суда от 22.04.2021 (с учетом определения от 07.06.2021 об исправлении опечатки) заявленные требования удовлетворены в полном объеме, суд обязал ФИО2 передать арбитражному управляющему должником испрашиваемую информацию и документацию должника, согласно заявленному перечню, с начислением судебной неустойки.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФИО2 в апелляционной жалобе, а также через своего представителя в судебном заседании, просит определение суда от 22.04.2021 отменить, в удовлетворении заявленных требований об истребовании у подателя жалобы бухгалтерской и иной документации должника, а также взыскании судебной неустойки, отказать.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что он был ненадлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Считает, что в материалы дела временным управляющим должником не представлено ни одного доказательства, что истребуемые документы должны находиться у подателя жалобы, которым, согласно письму от 30.03.2021, сведения об экономической деятельности должника за период с 12.01.2018 по 12.01.2021 направлены арбитражному управляющему ООО «ИмпортТорг ДВ». В то же время, при рассмотрении заявления об истребовании документов и материальных ценностей должника у его бывшего руководителя, подлежал выяснению вопрос наличия доказательств фактического нахождения у бывшего руководителя должника документации общества и материальных ценностей. Вместе с тем, данные обстоятельства судом не выяснялись, соответствующие доказательства не исследовались, суду не представлялись.
Арбитражный управляющий ФИО1 в судебном заседании в отношении доводов апелляционной жалобы представила возражения, оспоренный в апелляционном порядке судебный акт от 22.04.2021 просила оставить в силе.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено право арбитражных управляющих запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. При этом, физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» (далее - Постановление № 53), в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.
Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ.
Обязанность руководителя юридического лица хранить документы хозяйственного общества, истребуемые заявителем, предусмотрена статьей 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
В пункте 3 статьи 29 Закона № 402-ФЗ определено, что экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 данного Закона ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
ФИО2, как лицо, исполнявшее обязанности руководителя должника до момента признания его банкротом, обеспечивал хозяйственную деятельность и хранение документации и материальных ценностей в силу положений статьи 29 Закона № 402-ФЗ.
Доказательств передачи ФИО2 временному управляющему должником в полном объеме документов и иных ценностей в рамках настоящего обособленного спора в материалы дела не представлено, указанное документально не опровергнуто подателем жалобы.
Ссылка подателя жалобы о передаче части документации арбитражному управляющему должником, не состоятельна, ввиду отсутствия достоверных доказательств такой передачи (в систематизированном виде по соответствующему акту с указанием реквизитов документов) на основании статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Учитывая, что истребуемые сведения необходимы для осуществления процедур банкротства в отношении ООО «ИмпортТорг ДВ», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка подателя жалобы о недоказанности арбитражным управляющим ФИО1 наличия истребуемой документации у руководителя должника подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством о банкротстве именно на руководителя должника возложена обязанность в течение пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего по передаче бухгалтерской и иной документации должника арбитражному управляющему.
При этом добросовестный и разумный руководитель обязан совершить действия по восстановлению документации иным образом (в частности, путем направления запросов о получении дубликатов документов в компетентные органы, взаимодействия с контрагентами для восстановления первичной документации и т.д.) (абзац 11 пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).
В связи с чем, на лицо, ответственное за хранение документов и обязанное их передать, переходит бремя доказывания положительных фактов передачи документов, их утраты и невозможности восстановления, в том числе совершения действий по восстановлению документации иным образом. Именно руководитель ООО «ИмпортТорг ДВ» осведомлен о составе и содержании документации, которая не передана, и причинах, этому способствовавших.
Вопреки доводам подателя жалобы, перечень истребуемой документации в достаточной мере конкретизирован, относится к организационно-правовой форме должника, доказательств истечения срока хранений документов подателем жалобы не представлено, таким образом суд первой инстанции правомерно возложил на ФИО2 обязанность по передаче временному управляющему должником истребуемой бухгалтерской и иной документации, относящихся к деятельности должника.
Доказательств объективной невозможности передачи выше указанных документов подателем жалобы не представлено.
С учетом указанного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил ходатайство временного управляющего должником, с учетом нормы, установленной статьей 64 Закона о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о взыскании с бывшего руководителя ООО «ИмпортТорг ДВ» ФИО2 судебной неустойки в размере 2000 рублей в конкурсную массу должника за каждый день неисполнения определения суда от 22.04.2021 до даты фактического исполнения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что присужденный размер неустойки соответствует критериям соразмерности, разумности и адекватности с учетом обстоятельств данного дела.
Доводы ФИО2 о том, что ему не было известно о рассмотрении настоящего обособленного спора несостоятельны.
Судом в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Амурской области запрошены сведения о месте регистрации ФИО2, согласно ответу на которые руководитель должника зарегистрирован по адресу: <...>.
ФИО2 о времени и месте рассмотрения заявления уведомлялся по последнему известному суду адресу: <...>.
Также, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности, ФИО2 мог получить информацию о рассмотрении в рамках дела о банкротстве ходатайства об истребовании у него документации должника из Картотеки арбитражных дел.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о надлежащем извещении ФИО2 о времени и месте проведения судебного заседания.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 3 статьи 223, статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 22.04.2021 по делу № А04-6652/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | С.Б. Ротарь |
Судьи | Т.Д. Козлова |
А.В. Кривощеков |