ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4077/20 от 23.09.2020 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4077/2020

30 сентября 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен сентября 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Волковой М.О.,

судей                                       Иноземцева И.В., Усенко Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,

при участии  в заседании:

от АО «ДГК»: ФИО1, представитель по доверенности  от 01.01.2020 №ДЭК-71-15/101Д;

от Администрации г. Комсомольска-на-Амуре: ФИО2, представитель по доверенности от 03.04.2020 №1-1-44/100;

от Министерства финансов Хабаровского края,  Министерства ЖКХ Хабаровского края, УЖКХ администрации г. Комсомольска-на-Амуре,  МО ГО «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Финуправления администрации г. Комсомольска-на-Амуре, МУП «ЕРКЦ»: представители не явились,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

на решение от 03.07.2020

по делу № А73-21134/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску акционерного общества «ДГК» (ОГРН <***>,  г. Хабаровск)

к муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Финансового управления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН <***>, г. Комсомольск-на-Амуре), Администрации г. Комсомольска-на-Амуре (ОГРН <***>, г. Комсомольск-на-Амуре), «УЖКХ» (ОГРН <***> г. Комсомольск-на-Амуре), Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, г. Хабаровск), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (ОГРН <***>, г. Хабаровск)

о взыскании 19 224 065,11руб.,

третье лицо: МУП «ЕРКЦ»,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (АО «ДГК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к муниципальному образованию «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Финансового управления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края с исковым заявлением  о взыскании убытков в размере 8 836 528,19 руб., возникших в связи с предоставлением компенсации части расходов граждан в августе 2019 года на оплату тепловой энергии и горячей воды, исходя из применения предельного максимального индекса изменения цен на услуги ЖКХ.

Впоследствии  истец уточнил надлежащего ответчика, просил произвести взыскание с муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края за счет казны муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре».

Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр».

Определением от 13.05.2020 для совместного рассмотрения с настоящим делом объединены дела №А73-23410/2019 и №А73- 25066/2019, с присвоением объединенному делу номера А73-21134/2019.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.07.2020 с МО ГО «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице «УЖКХ» за счет местной казны в пользу истца взыскано 19 224 065,11 руб. убытков, а также расходы по оплате государственной пошлины на сумму 119 120 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, УЖКХ администрации г. Комсомольск-на-Амуре обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что истцом не подтверждена заявленная ко взысканию сумма убытков, поскольку в материалы дела не представлены соответствующие расчеты.

Полагал, что в связи с этим истцом не доказан факт причинения убытков и их размер.

Сослался на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку  не имеет задолженности перед истцом. Напротив, по расчетам заявителя жалобы переплата составляет 10 501 190, 95 руб.

Истец в отзыве выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, решение суда полагал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.

Иные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2020 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 23.09.2020 на 09 час. 40 мин.

В судебном заседании представитель УЖКХ доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель истца выразил несогласие с доводами жалобы.

Иные лица,  извещенные в соответствии с требованиями статей 121- 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №228- ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», своих представителей не направили, каких-либо ходатайств не заявили.

В этой связи апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснения явившихся лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение Закона Хабаровского края от 23.04.2014 №356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги», Закона Хабаровского края от 23.04.2014 №357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части  расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги», «Порядка предоставления компенсации части расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом оплаты за данные услуги, а также предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели», утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.06.2014 №176-пр, «Порядка предоставления организациям субсидий за счет средств краевого бюджета на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги перечисления указанных компенсаций», утвержденного постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 13.06.2018 №1321-па между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре и АО «ДГК» заключено соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги от 11.03.2019.

Согласно пункту 1.1 соглашения оно регулирует отношения по возмещению истцу недополученных доходов при предоставлении коммунальных услуг населению, в целях соблюдения требований ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления гражданам компенсации части расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в бюджет муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

В соответствии с пунктом 1.2 соглашения субсидии предоставляются в целях компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.

Компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг предоставляется в случае, если рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем месяце года долгосрочного периода относительно вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил установленный Губернатором Хабаровского края предельный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при соблюдении условий, установленных Правительством Хабаровского края.

Согласно пункту 1.3 соглашения уполномоченный орган предоставляет ресурсоснабжающей организации в 2019 году субсидию на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

В соответствии с пунктом 4.1 соглашения перечисление средств субсидии истцу осуществляется в порядке, предусмотренном Порядком №1321-па.

В августе, сентябре и октябре  2019 года истцом предоставлены услуги по горячему водоснабжению населению МО ГО «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края.

К оплате потребителям (гражданам) выставлялась плата, определенная с учетом компенсации.

 По расчетам истца, произведенным на основании сведений, ежемесячно направляемых МУП «ЕРКЦ» в адрес истца, сумма компенсации за август 2019 года определена в размере 3 210 913,44 руб., за сентябрь 2019 года – 3 250 399,30 руб., за октябрь – 140 980,93 руб.

В претензиях АО «ДГК» потребовало покрыть убытки, возникшие в связи с предоставлением гражданам услуг горячего водоснабжения по сниженным ценам, в указанном размере.

 Невыполнение обязанности по выплате субсидии в полном объеме, послужило основанием для обращения истца в суд первой инстанции с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования

В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 В части 1 статьи 157.1 ЖК РФ предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

 В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П отмечено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.

 Акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов  обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публично-правового образования.

Законом Хабаровского края № 356 от 23.04.2014  «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее - Закон № 356) установлено, что компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг предоставляется в случае, если рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем месяце года долгосрочного периода относительно вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил установленный Губернатором Хабаровского края предельный (максимальный) индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при соблюдении условий, установленных Правительством края.

Статьей 1 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее - Закон № 357) предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» наделены государственными полномочиями по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.

В соответствии со статьей 3 Закона № 357 обязанность по предоставлению компенсации части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, возлагается на органы местного самоуправления.

Согласно статье 3 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» финансовое обеспечение расходов на предоставление компенсации осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о краевом бюджете.

Таким образом, денежные средства по выплате компенсации выделяются из бюджета Хабаровского края.

Механизм предоставления компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Порядком предоставления организациям субсидий за счет средств краевого бюджета на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи сростом платы за данные услуги перечисления указанных компенсаций, утвержденным Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 13 июня 2018 г. № 1321-па (далее - Постановление № 1321-па).

В соответствии с пунктом 1.1 Постановления № 1321-па уполномоченным органом по осуществлению государственных полномочий Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, является управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

В соответствии с пунктом 1.2 Постановления № 1321-па целью предоставления субсидии является возмещение организациям недополученных доходов при предоставлении коммунальных услуг населению, возникающих в связи с ограничением роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги до предельного (максимального) индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного Губернатором Хабаровского края (далее - предельный индекс).

Согласно пункту 1.3 Постановления №1321-па главным распорядителем - как получателем бюджетных средств - является Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

На основании пункта 2.5 постановления № 1321-па расчет размера компенсации для получателей субсидии осуществляется МУП «ЕРКЦ» ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, на основании заключенного соглашения с управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

МУП «ЕРКЦ» производит расчет компенсации с учетом платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, обращение с твердыми коммунальными отходами по каждому лицевому счету на основании информации, предоставляемой поставщиками данных услуг.

При этом расчет компенсации производится, с учетом установленных пунктом 2.5 Порядка №1231-па условий сопоставимости показателей увеличения стоимости услуг, заданных пунктом 4.2 Порядка № 176-пр.

 Для определения размера компенсации организации ежемесячно предоставляют в МУП «ЕРКЦ» информацию о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги в едином формате к требуемой информации, необходимой для расчета совокупного платежа граждан за потребленные коммунальные услуги, в сроки, определенные по соглашению сторон.

 Исполнение требований статьи 157.1 ЖК РФ производится путем уменьшения размера платежа гражданина на сумму начисленной компенсации и отражения ее в квитанции на оплату коммунальных услуг в графе «Справочно».

 Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции, исходя из того, что орган местного самоуправления муниципального образования осуществляет переданное ему государственное полномочие по предоставлению гражданам меры социальной поддержки путем предоставления субсидий исполнителю коммунальных услуг в соответствии с установленным порядком, пришел к выводу, что заключив соответствующее соглашение о компенсации данных расходов, ответчик фактически уклонился от возмещения возникших у АО «ДГК» убытков.

Суд первой инстанции исходил из того, что расчет убытков произведен истцом по пункту 2.5 постановления № 1321-па на основании данных МУП «ЕРКЦ» о начислении платы за коммунальные услуги населению в августе, сентябре и октябре 2019 года.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии в деле расчета иска, в связи с чем размер убытков не подтвержден,  подлежит отклонению, учитывая наличие в материалах дела расчета в виде дисков.

Данный расчет ответчиком документально не оспорен, контррасчет не представлен.

Оснований для освобождения ответчика от ответственности по статье 401 ГК РФ материалы дела не содержат.

Ссылки в жалобе на наличие переплаты в пользу истца по результатам финансового года (2019 года) на сумму 10 501 190,95 руб. отклоняется, поскольку при разрешении настоящего спора предметом оценки являлись август и сентябрь 2019 года.

С учетом установленного, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В этой связи решение суда, основанное на правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, и надлежащей оценке доводов и возражений сторон, отмене не подлежит.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

   Решение Арбитражного суда Хабаровского края от  03.07.2020 по делу №А73-21134/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

   Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

М.О. Волкова

Судьи

И.В. Иноземцев

Ж.А. Усенко