Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4176/2020
27 октября 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от АО «Авиакомпания «Аврора»: ФИО1, представитель по доверенности от 05.12.2019 №01-03-09/171; ФИО2, представитель по доверенности от 22.09.2020 №01-03-09/184;
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края: ФИО3, представитель по доверенности от 09.01.2020 №0462-3;
отМинистерств финансов Хабаровского края: ФИО4, представитель по доверенности от 05.01.2020 №19-12-318;
отКомитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края
на решение от 09.07.2020
по делу №А73-5912/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества «Авиакомпания «Аврора» (ОГРН <***>, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск)
к Хабаровскому краю в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, г. Хабаровск)
о взыскании 28 166 900 руб.
третьи лица: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Авиакомпания «Аврора» (АО «Авиакомпания «Аврора») обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краю в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (Министерство транспорта) о взыскании за счет средств казны Хабаровского края 28 166 900 руб.
Требование мотивировано наличием убытков в виде неполученной компенсации затрат на оказание в 2018 году транспортных услуг на субсидируемом маршруте Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края (Министерство финансов) и Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (Комитет).
Решением от 09.07.2020 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Министерство транспорта считает судебный акт подлежащим отмене.
В обоснование указано на нарушение истцом срока подачи заявки на получение субсидии на возмещение затрат, которую необходимо было подать в Министерство до 15.08.2019, в то время как направление обществом 25.12.2019 документов в Комитет по ценам и тарифам для проведения экономического анализа расходов, произведенных авиакомпанией, не является заявкой, направляемой в Министерство в соответствии с пунктом 2.15 Порядка. Поскольку заявка авиакомпании на возмещение затрат поступила в Министерство 11.03.2020, выводы суда о направлении заявки в соответствии с пунктом 2.15 в 2019 году не соответствуют действительности и фактическим обстоятельствам дела.
При этом, заявка направляется в Министерство за возмещением уже учтенных Комитетом расходов, то есть при наличии экспертного заключения Комитета.
По указанным основаниям считает, что авиакомпания утратила право на получение субсидии в связи с просрочкой кредитора.
Позиция Министерства транспорта поддержана Министерством финансов в отзыве на жалобу.
Возражая против доводов жалобы, АО «Авиакомпания «Аврора» в своем отзыве указало, что Министерство транспорта не воспользовалось своим правом на возврат документов, предусмотренных пунктом 2.18.1 Порядка №25-пр, в связи с чем не вправе ссылаться на нарушение авиакомпанией условий предоставления субсидии на возмещение части затрат, как на основание для отказа в предоставлении субсидии; выполнение истцом всех условий получения субсидии, предусмотренных пунктами 2.14, 2.15 Порядка №25-пр и письмами ответчика от 30.09.2019 №01111-1833, от 18.12.2019 №04.64-3675.
Комитет по ценам и тарифам в своем отзыве сослался на отсутствие у него в силу действующего законодательства полномочий по проведению экономического анализа фактических расходов регулируемых субъектов вне рамок тарифного регулирования; вопросы законности оснований для перечисления Министерством транспорта в адрес АО «Авиакомпания «Аврора» субсидии находятся вне сферы полномочий органа регулирования.
В судебном заседании представители Министерства транспорта и Министерства финансов поддержали доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Представители АО «Авиакомпания «Аврора» указали на необоснованность доводов жалобы, считая решение суда не подлежащим отмене.
Комитет по ценам и тарифам, извещенный в соответствии с требования статей 121-123 АПК РФ, своего представителя не направил, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела 28.04.2018 между Министерством промышленности и транспорта Хабаровского края (в настоящее время – Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, заказчик) и АО «Авиакомпания «Аврора» (перевозчик) заключен договор №12 о выполнении регулярных перевозок на местной воздушной линии Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск, по условиям которого перевозчик осуществляет регулярные перевозки на субсидируемом из краевого бюджета маршруте воздушного транспорта (субсидируемый маршрут) по тарифам, согласованным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
28.04.2018 между теми же сторонами заключено соглашение №13 о предоставлении из краевого бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с оказанием услуг по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края на субсидируемых маршрутах воздушного транспорта, перечень которых утвержден постановлением Губернатора Хабаровского края от 23.01.2008 №9 «Об организации транспортного обслуживания населения Хабаровского края железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения», в объемах, установленных программой перевозок на субсидируемых местных воздушных линиях, являющейся приложением к договору осуществления регулярных перевозок на местных воздушных линиях, с применением тарифов, согласованных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения размер субсидии, предоставляемой из краевого бюджета в 2018 году, составляет 14 066 083 руб.
Во исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 2.2 соглашения №13, Министерством транспорта на счет АО «Авиакомпания «Аврора» перечислены денежные средства в размере 14 066 083 руб. (акт сверки за 2018 год).
Оказав в 2018 году транспортные услуги на субсидируемом маршруте Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск, авиакомпания понесла затраты, превышающие сумму субсидии на финансовое обеспечение затрат, предоставленную на основании соглашения.
10.04.2019 авиакомпания обратилась в Министерство транспорта для получения субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием транспортных услуг на субсидируемом маршруте (заявка от 09.04.2019 №01-02-D1/1262).
18.04.2019 Министерство транспорта перенаправило заявку №01-02-01/1262 с приложениями в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Письмом от 30.09.2019 №01111-1833, по истечении более чем пяти месяцев со дня получения, Министерство транспорта возвратило авиакомпании документы, приложенные к заявке, указав, что для проведения экономического анализа и учета расходов обществу необходимо представить первичные учетные документы в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
АО «Авиакомпания «Аврора» оспорило действия Министерства транспорта.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.01.2020 по делу №А73-15184/2019 действия Министерства транспорта признаны незаконными.
Письмом от 18.12.2019 №04.64-3675 Министерство транспорта указало, что на основании экспертного заключения Комитета по ценам и тарифам Министерством транспорта будет принято решение в соответствии с требованиями Порядка.
В соответствии с указаниями Министерства транспорта АО «Авиакомпания «Аврора» во время тарифного регулирования с целью согласования предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа на рейсах АО «Авиакомпания «Аврора» на 2020 год направила в Комитет по ценам и тарифам документы, необходимые для проведения экономического анализа расходов, произведенных в связи с оказанием транспортных услуг на субсидируемом маршруте Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск (письмо от 25.12.2019 №02-02-01/594).
11.02.2020 авиакомпанией получено экспертное заключение Комитета по ценам и тарифам о проведенной экспертизе экономической обоснованности расчетных тарифов на перевозки пассажиров и платного багажа на местной авиалинии Хабаровского края, субсидируемой из краевого бюджета, осуществляемые АО «Авиакомпания «Аврора», от 10.02.2020.
Согласно приложению 1 к экспертному заключению фактический отрицательный финансовый результат от перевозок пассажиров по маршруту Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск, осуществленных авиакомпанией в 2018 году, составил 28 166 900 руб.
Ссылаясь на результаты экспертного заключения и отсутствие информации о принятии решения о предоставлении субсидии на возмещение затрат, АО «Авиакомпания «Аврора» 11.03.2020 направило в Министерство транспорта письмо от 03.03.2020 №34.16/2020-0483 с просьбой принять соответствующее решение и перечислить субсидию в течение 20-ти рабочих дней со дня получения письма.
В указанный в письме №34.16/2020-0483 срок, который истек 08.04.2020, требование авиакомпании оставлено без удовлетворения.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском варбитражный суд.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 №25-пр утвержден Порядок предоставлений субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении (далее – Порядок предоставления субсидии от 29.01.2008 №25-пр).
В соответствии с пунктами 2.14, 2.15 Порядка от 29.01.2008 №25-пр в случае, если в период года предоставления субсидии получатель понес затраты в связи с оказанием транспортных услуг на субсидируемых маршрутах более суммы субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение части затрат в связи с оказанием транспортных услуг на субсидируемых маршрутах, получатель обращается в Министерство транспорта для получения субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием транспортных услуг на субсидируемых маршрутах.
Для получения субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием транспортных услуг на субсидируемых маршрутах (далее также - субсидия на возмещение части затрат) получатели не позднее 15 августа года, следующего за годом предоставления субсидии, представляют в Министерство транспорта заявку о предоставлении субсидии на возмещение части затрат в произвольной форме, отчет о выполнении программы за год, в котором была предоставлена субсидия, с указанием фактически произведенных расходов, полученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг на субсидируемых маршрутах (с приложением копий первичных учетных документов, платежных поручений и иных документов, подтверждающих произведенные расходы) по форме, установленной Министерством.
Согласно пунктам 2.16, 2.18 Порядка №25-пр Министерство транспорта: в течение одного рабочего дня со дня поступления документов в отдел делопроизводства и архива управления по организации работы с документами Губернатора и Правительства края, представленных получателем в соответствии с пунктом 2.15 настоящего раздела, регистрирует их в порядке, установленном в Министерстве для регистрации входящей корреспонденции (пункт 2.16.1 Порядка №25-пр).
В течение одного рабочего дня со дня регистрации документов, указанных в пункте 2.15 настоящего раздела, запрашивает в Комитете по ценам и тарифам в рамках межведомственного взаимодействия сведения об объеме фактически произведенных расходов получателя, указанных в абзаце втором пункта 2.15 настоящего раздела, учтенном Комитетом по ценам и тарифам при установлении (согласовании) тарифа на транспортные услуги по субсидируемым маршрутам в году предоставления субсидии или в году, следующем за годом предоставления субсидии (далее - сведения о фактически произведенных расходах получателя) (пункт 2.16.2 Порядка №25-пр).
В течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о фактически произведенных расходах получателя рассматривает документы, представленные получателем в соответствии с пунктом 2.15 настоящего раздела, а также документы, полученные Министерством посредством межведомственного взаимодействия, и по результатам их рассмотрения:
- в случае выявления в отчете и документах, подтверждающих произведенные расходы, указанных в пункте 2.15 настоящего раздела (далее - отчет и документы), неточностей и (или) представления отчета с нарушением формы, установленной Министерством в соглашении, - возвращает нарочно либо почтовым отправлением отчет и документы получателю в течение семи рабочих дней со дня их получения (пункт 2.18.1 Порядка №25-пр);
- в случае представления получателем в Министерство отчета и документов с соблюдением полноты их предоставления и формы, установленной Министерством в соглашении, - принимает решение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат и перечисляет субсидию получателю на расчетный счет, открытый получателю в кредитной организации, не позднее 10 рабочих дней, после принятия Министерством решения о предоставлении субсидии на возмещение части затрат (пункт 2.18.2 Порядка №25-пр).
В силу требований пункта 2.19 Порядка №25-пр получатель в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета и документов, в которых выявлены неточности и (или) нарушения формы, установленной Министерством в соглашении, устраняет допущенные неточности и (или) нарушения и представляет в Министерство уточненные и (или) исправленные отчет и документы.
Согласно пункту 2.20 Порядка №25-пр Министерство в течение пяти рабочих дней со дня получения уточненных и (или) исправленных отчета и документов осуществляет проверку их полноты и правильности оформления и по результатам их рассмотрения:
- в случае повторного выявления в них неточностей и (или) представления отчета с нарушением формы, установленной Министерством в соглашении, - принимает решение об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат и в течение пяти рабочих дней со дня установления таких неточностей и (или) нарушений вручает получателю нарочно либо направляет почтовым отправлением мотивированный отказ в предоставлении субсидии на возмещение части затрат с приложением представленных им отчета и документов (пункт 2.20.1 Порядка №25-пр);
- в случае представления получателем в Министерство уточненных и (или) исправленных отчета и документов с соблюдением полноты их представления и формы, установленной Министерством в соглашении, - принимает решение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат и перечисляет субсидию получателю на расчетный счет, открытый получателю в кредитной организации, не позднее 10 рабочих дней после принятия Министерством решения о предоставлении субсидии на возмещение части затрат (пункт 2.20.2 Порядка №25-пр).
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, АО «Авиакомпания «Аврора» оказывает услуги по перевозке пассажиров на субсидируемом маршруте.
Договор от 28.04.2018 №12 с указанной авиакомпанией заключен в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 23.01.2008 №9 «Об организации транспортного обслуживания населения Хабаровского края железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения».
В силу пункта 1.3 договора №12 заказчик обязался предоставлять перевозчику субсидию на основании соглашения, заключенного в соответствии с Порядком предоставления субсидийот 29.01.2008 №25-пр, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Хабаровского края от 0612.2017 №303 «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» и (или) сводной росписью краевого бюджета на указанные цели предоставления субсидии.
В соответствии с указанным Порядком №25-пр между АО «Авиакомпания «Аврора» и Министерством транспорта заключено оглашение №13 от 28.04.2018.
Договором №12 установлен конкретный рейс, программа перевозок, а также плановые показатели программы, выполняемой истцом.
Соглашением №13 установлена сумма субсидии на обеспечение затрат, а также показатель результативности, достижение которого обязательно для получения субсидии авиакомпанией.
Тариф на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях Хабаровского края в 2018 году установлен АО «Авиакомпания «Аврора» по согласованию с Комитетом по тарифам и ценам, представлено согласование тарифов от 04.05.2018.
Факт своевременного направления истцом полного пакета документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении субсидии, подтвержден материалами дела.
Расчет убытков истца подтвержден представленным в материалы дела экспертным заключением от 10.02.2020 о проведенной экспертизе экономической обоснованности расчетных тарифов на перевозки пассажиров и платного багажа на местной авиалинии Хабаровского края, субсидируемой из краевого бюджета, осуществляемые истцом.
Обязанность Министерства транспорта по рассмотрению вопроса о предоставлении субсидии, при соблюдении ее получателем требований Порядка о предоставлении субсидии №25-пр, установлена как договором от 28.04.2018 №12, соглашением от 28.04.2018 №13, так и самим Порядком №25-пр.
Учитывая наличие совокупности обстоятельств, необходимых для взыскания убытков, удовлетворение иска в заявленном размере является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении истцом срока подачи заявки на получение субсидии на возмещение затрат, которую необходимо было подать в Министерство до 15.08.2019, в то время как направление обществом 25.12.2019 документов в Комитет по ценам и тарифам для проведения экономического анализа расходов, произведенных авиакомпанией, не является заявкой, направляемой в Министерство в соответствии с пунктом 2.15 Порядка; несоответствии действительности и фактическим обстоятельствам дела вывода суда о направлении заявки в соответствии с пунктом 2.15 в 2019 году, поскольку заявка авиакомпании на возмещение затрат поступила в Министерство 11.03.2020, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела 10.04.2019 АО «Авиакомпания «Аврора» подало в Министерство транспорта обращение от 09.04.2019 №01-02-01/1262 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат за 2018 год в размере 38 194 917 руб.
К заявлению приложен отчет об оказанных транспортных услугах на субсидируемых из краевого бюджета маршрутах воздушного транспорта за 2018 год по форме приложения №5, расчеты и материалы, подтверждающие фактические расходы, всего документов на 297 листах.
Письмом от 30.04.2019 №02-02-01/163 АО «Авиакомпания «Аврора», не получив ответ, обратилось в Министерство транспорта с просьбой ускорить работу по предоставлению ответа и возмещению фактических расходов за выполненную программу перевозок на линии Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск.
03.06.2019 Министерством транспорта АО «Авиакомпания «Аврора» дан ответ №05.2.16-3499, в котором указано на направление 18.04.2019 обращения с прилагаемыми документами в Комитет по ценам и тарифам для рассмотрения в ходе очередного тарифного регулирования и учета при подготовке экспертного заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности расчетных тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях Хабаровского края, субсидируемых из краевого бюджета.
Одновременно Министерством указано, что возмещение некомпенсированных затрат будет производиться с учетом данного экспертного заключения и решения вопроса об увеличении бюджетных ассигнований на субсидирование авиаперевозок.
Указанное свидетельствует о соблюдении истцом сроков подачи заявления о предоставлении субсидии, предусмотренного пунктом 2.15 Порядка №25-пр (до 15 августа года, следующего за годом предоставления субсидии), поскольку такое заявление поступило в Министерство 10.04.2019.
При этом, во исполнение требований пунктов 2.14, 2.15 Порядка №25-пр истцом с заявлением о предоставлении субсидии предоставлены: отчет о выполнении программы за год, в котором была предоставлена субсидия, с указанием фактически произведенных расходов, полученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг на субсидируемых маршрутах (с приложением копий первичных учетных документов, платежных поручений и иных документов, подтверждающих произведенные расходы) по форме, установленной министерством (всего на 297 листах).
Между тем, Министерством установленные Порядком №25-пр сроки выполнения действий при поступлении от получателя субсидии заявки о предоставлении субсидии на возмещение части затрат не исполнены.
Данное обстоятельство подтверждается фактом направления 18.04.2019 заявки истца с пакетом документов в Комитет по ценам и тарифам для рассмотрения в ходе очередного тарифного регулирования и учета при подготовке экспертного заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности расчетных тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях Хабаровского края, субсидируемых из краевого бюджета.
При этом, представленные истцом документы возвращены последнему спустя 5 месяцев с указанием на необходимость направления первичных учетных документов для проведения экономического анализа и учета расходов в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Указанное следует из письма Министерства от 30.09.2019 №01111-1833.
Вместе с тем, Порядком предоставления субсидий №25-пр не предусмотрены право или обязанность Министерства по перенаправлению заявки получателя субсидии о предоставлении субсидии на возмещение части затрат с приложенными к ней документами в адрес Комитета по ценам и тарифам.
Напротив, данным Порядком (пункт 2.18.1) установлена обязанность Министерства, в случае выявления в отчете и документах, подтверждающих произведенные расходы, указанных в пункте 2.15 настоящего раздела, неточностей и (или) представления отчета с нарушением формы, установленной Министерством в соглашении, возвратить нарочно либо почтовым отправлением отчет и документы получателю в течение семи рабочих дней со дня их получения.
Кроме того, нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность перевозчика обратиться в Комитет по ценам и тарифам с целью согласования тарифа на будущий период и проведения в процессе тарифного регулирования экономического анализа расходов перевозчика за прошлый период до обращения в Министерство транспорта и дорожного хозяйства с заявкой о предоставлении субсидии на возмещение затрат.
В этой связи ссылка в жалобе на направление заявки на предоставление субсидии в Министерство при наличии экспертного заключения Комитета по ценам и тарифам подлежит отклонению.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 65 и 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о своевременном выполнении истцом условий для получения субсидии на возмещение затрат, предусмотренных пунктами 2.14, 2.15 Порядка №25-пр,в то время как неисполнение Министерством транспорта условий соглашения №13 имеет виновный и противоправный характер, повлекшее наличие у истца убытков, размер которых доказан с разумной степенью достоверности.
С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В этой связи решение суда, основанное на правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, и надлежащей оценке доводов и возражений сторон, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.07.2020 по делу №А73-5912/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | М.О. Волкова |
Судьи | В.Г. Дроздова |
Ж.А. Усенко |