Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4249/2023
октября 2023 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2023 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Мангер Т.Е., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.А., Шалдуга И.В.
при участии в заседании представителей:
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: ФИО1 по доверенности от 18.09.2023 № 22-14-75/14-138;
от муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту»: ФИО2 по доверенности от 06.02.2023 № 214-с3;
от общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Градъ Сервис»: ФИО3 по доверенности от 01.01.2023 № 1;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03.07.2023
по делу № А73-19480/2021
по заявлению муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным представления от 13.10.2021 № 22-14-75/50-6549 в части
третье лицо общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Градъ Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» (далее – МКУ «СЗ по строительству и капитальному ремонту») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) о признании недействительным представления от 13.10.2021 № 22-14-75/50-6549 в части пунктов 2 и 3 (описательная часть).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Градъ Сервис» (далее – ООО СЗ «Градъ Сервис»).
Решением суда от 03.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, УФК по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить в части признания недействительным пункта 2 описательной части представления, связанного с принятием учреждением в 2020 году к оплате и с оплатой затрат на возведение временных зданий и сооружений в отсутствие документов, фиксирующих виды и объемы фактически выполненных работ, на общую сумму 6 344 209,70 рубля, в том числе на сумму 3 003 286,41 рубля за счет средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета.
В обоснование своей позиции казначейство указывает, что документы, подтверждающие фактическое выполнение работ по возведению временных зданий и сооружений отсутствуют, что является основанием для отражения указанного факта в качестве нарушения в пункте 2 представления. Считает, что в соответствии с пунктом 3.2 Сборника сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя России от 07.05.2001 № 45 (ГСН 81-05-01-2000), расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения. Полагает, что для подтверждения обоснованности затрат на временные здания и сооружения, в том числе при их определении по установленным нормам в процентах от сметной стоимости строительства, они должны быть подтверждены проектной, исполнительской или иной документацией, позволяющей достоверно определить вид, характер и стоимость произведенных затрат на временные здания и сооружения, а также их соответствие Перечням, изложенным в Приложениях №№ 2 и 3 к ГСН 81-05-01-2001.
МКУ «СЗ по строительству и капитальному ремонту» и ООО СЗ «Градъ Сервис» в отзывах на апелляционную жалобу выразили несогласие с позицией заявителя, просили отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе, и отзывах на нее.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 17.10.2023 09 часов 00 минут.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела установлено следующее.
УФК по Хабаровскому краю в отношении МКУ «СЗ по строительству и капитальному ремонту» в период с 19.07.2021 по 20.08.2021 проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках федерального проекта «Современная школа» программы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В рамках реализации данных программ средства федерального бюджета направлены на выполнение строительных работ на объекте капитального строительства «Строительство школы в микрорайоне «Волочаевский городок».
В ходе проверки установлено, что между МКУ «СЗ по строительству и капитальному ремонту» (заказчик) и ООО СЗ «Градъ Сервис» (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 23.12.2018 № 01222300006118001355_78637 (с учетом дополнительных соглашений) на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство школы в микрорайоне «Волочаевский городок» (далее - контракт).
Работы, выполненные по контракту, приняты заказчиком по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2 за период с 16.12.2019 по 23.12.2020 года на общую сумму 376 883 196,76 рубля (с учетом НДС 20%) и указанных в справках о стоимости выполненных работ формы КС-3 за период с 16.12.2019 по 23.12.2020 года на общую сумму 376 883 196,76 рубля (с учетом НДС 20%).
Исходя из положений пункта 2.2 контракта, его цена включает в себя все затраты, необходимые для выполнения работ, в том числе затраты подрядчика в объеме, предусмотренном сметной документацией, оплата налогов, сборов и иных обязательных платежей, уплачиваемых на территории РФ при исполнении контракта, все прочие расходы подрядчика, прямо или косвенно связанные с исполнением его обязательств по контракту.
Подпунктом 4.2.1.12 пункта 4.2.2 контракта установлено, что при выполнении работ подрядчик обязан самостоятельно возводить на территории строительной площадки временные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников.
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства в рамках исполнения контракта, стороны предусмотрели затраты на временные здания и сооружения в процентном соотношении к сметной стоимости строительно-монтажных работ (в размере 1,8%).
Пунктом 2.3 контракта установлено, что его цена является твердой и изменению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных разделом 12 контракта.
Порядок приемки работ установлен разделом 7 контракта, согласно которому приемка выполненных работ осуществляется заказчиком ежемесячно и оформляется актами о приемке выполненных работ (по форме № КС-2) и справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), подписанными обеими сторонами.
При этом каких-либо особенностей приемки и оплаты работ в части, касающейся временных зданий и сооружений, контракт не содержит.
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки в деятельности учреждения: 1. в нарушение подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абзаца 5 пункта 4.33 МДС 81-35.2004, пунктов 3.2, 3.4 ГСН 81- 05-01-2001, пункта 5.4 муниципального контракта от 23.12.2018 № 0122300006118001335_78637 приняты к оплате и оплачены затраты на возведение временных зданий и сооружений в отсутствие документов, фиксирующих виды и объем фактически выполненных работ на общую сумму 6 344 209,71 рубля, в том числе на сумму 3 003 286,41 рубля за счет средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета (пункт 2 описательной части представления); 2. в нарушение подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 1 статьи 720 ГК РФ, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) приняты к оплате и оплачены акты приемки-передачи, товарные накладные, содержащие фактически невыполненные объемы работ, непоставленные товары по муниципальным контрактам от 07.07.2020 № 20/36-4, от 17.07.2020 № 20/42-4, от 07.08.2020 № 0122300006120000709_78637, от 27.05.2020 № 0122300006120000366_78637, от 09.09.2020 № 0122300006120000848_78637, на общую сумму 3 635 720,22 рубля, в том числе на сумму 381 135,77 рубля за счет средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета (пункт 3 описательной части представления).
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.08.2021 и отражены в представлении от 13.10.2021 № 22-14-75/50-6549, в котором указано на следующие меры для устранения выявленных нарушений: 1. возместить в доход федерального бюджета денежные средства в размере 3 500 403,09 рубля в срок до 15.12.2021; направить требования об уплате неустойки (пени) в отношении подрядчика, нарушившего сроки выполнения работ, а также в отношении поставщиков, нарушивших сроки поставки товаров в срок до 15.12.2021. О результатах исполнения представления проинформировать УФК по Хабаровскому краю до 24.12.2021.
Несогласие с представлением в части пунктов 2 и 3 описательной части, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Из текста апелляционной жалобы следует, что УФК по Хабаровскому краю обжалует решение суда первой инстанции только в части признания недействительным пункта 2 описательной части представления, связанного с принятием МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» в 2020 году к оплате и с оплатой затрат на возведение временных зданий и сооружений в отсутствие документов, фиксирующих виды и объемы фактически выполненных работ, на общую сумму 6 344 209,70 рубля, в том числе на сумму 3 003 286,41 рубля за счет средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета.
С учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», а также в связи с отсутствием соответствующих возражений со стороны лиц, участвующих в настоящем деле, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена апелляционным судом только в обозначенной части выводов суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ решения (действия) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092), они определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - деятельность по контролю) во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Правил № 1092 объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами.
Согласно пункту 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 описательной части представления от 13.10.2021 № 22-14-75/50-6549, МКУ «СЗ по строительству и капитальному ремонту» вменено нарушение требований подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, статьи 309 ГК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, части 1 статьи 9 Закона № 402- ФЗ, абзаца 5 пункта 4.33 МДС 81-35.2004, пунктов 3.2, 3.4 ГСН 81- 05-01-2001, пункта 5.4 муниципального контракта от 23.12.2018 № 0122300006118001335_78637, выразившееся в принятии к оплате и оплате затрат на возведение временных зданий и сооружений в отсутствие документов, фиксирующих виды и объем фактически выполненных работ на общую сумму 6 344 209,71 рубля, в том числе на сумму 3 003 286,41 рубля за счет средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета.
УФК по Хабаровскому краю, возражая против удовлетворения заявленных требований, в том числе согласно доводам, изложенным в апелляционной жалобе, ссылалось на положения пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001, в соответствии с которым расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения, с оформлением всей необходимой первичной документацией.
Суд первой инстанции, признавая недействительным представление в указанной части, правомерно исходил из того, что непредставление заказчиком в ходе проверки документов о приемке-передачи временных зданий и сооружений и (или) актов ввода в эксплуатацию титульных и нетитульных зданий и сооружений (по форме ОС-la, КС-8) не свидетельствует о том, что работы по контракту в части временных зданий и сооружений не выполнялись.
Порядок формирования сметной стоимости строительства на момент подготовки и проведения аукциона на право заключения контракта, а также в период его исполнения регулировался Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя от 05.03.2004 № 15/1 (далее - МДС 81-35.2004).
Положения, приведенные в МДС 81-35.2004, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Согласно пункту 4.71 МДС 81-35.2004 сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.
Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.
Сводные сметные расчеты стоимости строительства рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
В Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденном постановлением Госстроя России от 07.05.2001 № 45 (период действия с 15.05.2001 до 10.11.2020) (далее - ГСН 81-05-01-2001), указано, что к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и не титульные (пункт 1.1).
Пунктом 4.83 МДС 81-35.2004 установлено, что в главе 8 сводного сметного расчета строительства «Временные здания и сооружения» включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений, под которыми понимаются специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в Приложении № 7 к настоящей Методике.
Согласно пункту 5.6 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 № 70 (далее - СНиП 12-01-2004), состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.
Ведомость временных зданий и сооружений, а также их количество, требуемое для исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту, приведена в пункте 11.4 «Обоснование потребности во временных зданиях и сооружениях» Проекта организации строительства 2018-046-2200.2200-ПОС (Раздел 6 Проектной документации на строительство школы в микрорайоне «Волочаевский городок»).
Кроме того, расположение временных зданий и сооружений на строительной площадке указано на стройгенплане, приведенном в том же Проекте организации строительства.
В соответствии с пунктом 4.84 МДС 81-35.2004 размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, может определяться: по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений; по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.
Следовательно, требование о расшифровке выполненных работ и понесенных затратах при строительстве временных зданий и сооружений, при расчетах за временные здания и сооружения по процентной норме возможно только в случаях, когда это предусмотрено в договоре подряда. Аналогичный вывод содержится в письме Федерального агентства по строительству жилищно-коммунальному хозяйству от 21.07.2005 № АП-3185/06.
При этом судебная коллегия отмечает, что при заключении договора подряда стороны самостоятельно избирают способ расчета за построенные здания и сооружения: либо по нормам - в твердом, заранее согласованном размере в процентах от сметной стоимости строительства (не требующий дополнительного сбора первичных документов о составе и порядке возведения временных зданий и сооружений), либо на основании проектно-сметной документации за фактически построенные здания (сооружения) путем подписания актов о приемке работ, а также с оформлением всей необходимой первичной документации.
В Приложении № 1 ГСН 81-05-01-2001 сметная норма затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений при строительстве учебных и лечебных зданий и сооружений, научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтов установлена в размере 1,8% от стоимости СМР по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета.
Согласно Приложению № 2 к ГСН 81-05-01-2001 в перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм, включены в том числе: аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройств (пункт 2); перемещение конструкций производственных, складских, вспомогательных контейнерных зданий и сооружений на строительную площадку (пункт 4); амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа (кроме затрат по зданиям санитарно-бытового обслуживания, учтенных в составе норм накладных расходов) (пункт 5); устройство и содержание временных автомобильных землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке (пункт 24); устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, проходящих по стройплощадке (пункт 26).
Таким образом, из указанного перечня не следует, что затраты на временные здания и сооружения предполагают своим результатом исключительно создание зданий и сооружений, передаваемых в собственность заказчику по окончании строительства.
Доказательств обратного со ссылкой на проект организации строительства орган финансового контроля не представил.
Согласно пункту 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
Из пункта 3.3 ГСН 81-05-01-2001 следует, что между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства.
В силу пункта 3.4 ГСН 81-05-01-2001 построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда.
Установленные по делу фактические обстоятельства позволяют сделать вывод, что работы, выполненные по контракту, приняты заказчиком по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2 за период с 16.12.2019 по 23.12.2020 года на общую сумму 376 883 196,76 руб. (с учетом НДС 20%) и указаны в справках о стоимости выполненных работ формы КС-3 за период с 16.12.2019 по 23.12.2020 года на общую сумму 376 883 196,76 руб. (с учетом НДС 20%).
В рассматриваемом случае стоимость определена в процентах от сметной стоимости. В сводном сметном расчете стоимости строительства объекта «Строительство школы в микрорайоне «Волочаевский городок» предусмотрен размер средств на временные здания и сооружения в размере 1,8% от сметной стоимости строительно-монтажных работ.
По условиям муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства: «Строительство школы в микрорайоне «Волочаевский городок» стоимость временных зданий и сооружений включена в его твердую цену.
При определении твердой цены работ по контракту затраты на возведение временных зданий и сооружений являлись элементом расчета цены за выполненные работы, контракт не содержит положений о порядке расчета за построенные временные здания и сооружения.
Соответственно, расходы на возведение временных зданий и сооружений учитывались сторонами по контракту в составе общих расходов по объекту на основании актов формы КС-2 согласно проектно-сметной документации без расшифровки, с применением вышеуказанного коэффициента.
Условиями расчетов между заказчиком и подрядчиком за временные здания и сооружения по процентной норме без детальной расшифровки затрат являются: установленный в контракте порядок взаиморасчетов, предусматривающий их оплату по процентной норме; наличие Проекта организации строительства (ПОС), в котором предусмотрены временные здания и сооружения и приводится перечень (состав) временных зданий и сооружений; фактическое возведение в ходе выполнения условий контракта титульных временных сооружений (оплата которых производится в соответствии с условиями заключенного контракта по установленному нормативу (процентной норме), подтвержденное при проведении технического надзора (приемке работ) документацией, представленной в материалы дела.
На основании изложенного в связи с тем, что в контракте стороны не регламентировали порядок расчетов при возведении временных зданий и сооружений, с учетом пункта 4.84 МДС 81-35.2004, нарушений конкретных пунктов контракта, как указано в оспариваемой части представления, при принятии и оплате работ по возведению временных зданий и сооружений МКУ «СЗ по строительству и капитальному ремонту» не допущено. Сторонами подписаны акты выполненных работ, в которых подтверждены фактические затраты подрядчика в пределах твердой договорной цены.
В учете заказчика временные здания и сооружения, предусмотренные сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства, отражаются в составе общих строительно-монтажных работ и оплачиваются в соответствии с доведенными ассигнованиями (лимитами бюджетных обязательств) по данному объекту.
Следует учесть, что лимиты бюджетных обязательств на расходование бюджетных средств для строительства временных зданий и сооружений, как отдельных основных средств, не предусматриваются.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, необходимости документально подтверждать произведенные расходы, связанные со строительством временных зданий и сооружений, у сторон муниципального контракта не имелось.
Ссылки казначейства на судебную практику несостоятельны, поскольку оценка судом достоверности доказательств осуществляется в рамках каждого конкретного дела, что не свидетельствует о различном толковании правовых норм.
В целом доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03.07.2023 по делу № А73-19480/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | И.А. Мильчина |
Судьи | Т.Е. Мангер |
Е.А. Швец |